Литературный вечер на тему "Осень"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Познакомить детей с произведениями русских поэтов про осень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osen_literaturnyy_vecher.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный вечер для подготовительных групп на тему «Осень»

Цель: познакомить детей с произведениями русских поэтов об осени.

Задачи:

1) Развивать умение выразительно читать стихи;

2) Воспитывать интерес к поэзии, любовь к родной природе.

3) Воспитывать наблюдательность и воображение.

4) Сопоставлять раннюю  и позднюю осень.

5)  Обогащать лексику синонимами, антонимами, подбирать сравнения, эпитеты.

 6)Вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове.

-Тихо-тихо сядем рядом, входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде‚ в разноцветном‚ расписном!

-Под удивительную музыку  мы попали в волшебное царство природы, немного печальное, но очень красивое время года.

Какое это время года?

-Правильно. Это — осень.

-Какие они звуки осени вы услышали?

Слякоть. Лужи. Непогода.

Дождевое время года.

Тучи небо бороздят,

В парке пёстрый листопад.

Ветер песни завывает,

В кучи листики сметает.

Дождик льёт как из ведра.

Что за дивная пора?! (Осень)

А вы какие приметы осени знаете? Сейчас проверим

Игра: «Да или нет»

Осенью растут цветы? (нет)

 А давайте уточним, какой осенью не растут цветы,

ранней или поздней? (Поздней)

Осенью растут грибы? (да)

Тучки солнце закрывают? (да)

Колючий ветер прилетает? (да)

Туманы осенью плывут? (да)

Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)

А букашки прилетают? (нет)

Урожай все собирают? (да)

Птичьи стаи улетают? (да)

Часто-часто льют дожди? (да)

Достаем ли сапоги? (да)

Можно детям загорать? (нет)

Ну, а что же надо делать?

Куртки, шапки одевать? (да)

- И композиторы, и художники, и поэты воспевают осень в своих произведениях. Композитор — звуками, художник — красками, поэт — ???

Подумайте, ребята, с помощью чего поэты нам передают красоту осени. Правильно с помощью слов.

-Каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года. Ведь она бывает разная. Говорят, в природе бывает две

осени. Послушаем, что говорит об этом поэтесса Елена Благинина

 Е. Благинина «Две осени».

Уходит осень золотая,

На смену ей идет другая:

Серебряная осень.

С грустным шумом сосен,

С черными тропинками,

С голыми осинками,

С первыми снежинками,

С ночным холодком

Да с хрустящим ледком.

- Ребята, какая она первая  осень?

 - Она  – радостная, яркая, богатая  урожаем и её называют золотой.

- А какая вторая осень?

- Правильно. Другая осень – грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, опадающей листвой, холодными ветрами, первым снегом, первыми морозами. Этот период называют – поздней осенью.

У каждой осени свой цвет, свой характер и своё настроение.. А это мы докажем в игре  «Скажи наоборот»

Игра «Скажи наоборот»

Осень ранняя — поздняя

День солнечный — пасмурный

Погода хорошая — плохая

облако белое — туча чёрная

время тёплое — холодное

солнце яркое — тусклое

весёлые дни — грустные

ветреная погода — безветренная, тихая

-Осень очень любил поэт А.С. Пушкин. Он посвятил ей много прекрасных произведений. Вот как он восхищается красотой природы

А.С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые зимы угрозы …

-Какими словами он передаёт красоту осени?

-Да, осень самое яркое время года, природа удивляет нас богатством своих красок. А чтобы передать эту красоту нам помогает богатый русский язык.

 Игра «Скажи иначе»

Унылая пора — скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.

Очей очарованье — обворожительная, прелесть, красота, шарм  

Небо серое — тусклое, пасмурное, хмурое.

Деревья голые — обнажённые, без листьев.

-В стихотворении «Есть в осени первоначальной…» Ф. Тютчев придаёт осенней тишине особую торжественность и любуется ей.

«Есть в осени первоначальной…» Ф. Тютчев

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь —

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

-О какой осени идёт речь в этом стихотворении?

- Правильно, о ранней осени. Какие слова вам подсказали?

-Осень время года необычное. Оно такое разное. То светлое и ясное, то серое и мрачное… И народная мудрость гласит: «Осень печальна, а жить весело».  Я буду называть признаки погоды, а вы будете изображать настроение.

Игра «Эмпатия»

Пасмурная

Золотая

Дождливая

Солнечная

Хмурая

Светлая

Тоскливая

Холодная

Яркая

теплая

 разноцветная.

-Осенью природа одевается в разноцветный наряд, она грустит по уходящему лету.  Осень пора листопада. Послушаем, как И. Бунин.  описывает все краски осеннего леса.

Иван  Бунин« Листопад»

Лес , точно терем расписной

Лиловый ,золотой, багряный

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой...

Ветер  подхватывает осенние листья и они скачут, играют, танцуют... шепчутся меж собой

- О чём говорят осенние листья?

Игра «Друдлы»

-Листья необычные. О чём они шепчутся? Пофантазируем, ребята.

- Как хочется, чтобы эта красота была вечной. Красота осени мимолётна. Её скоро сменят мрачные и угрюмые картины.

А. Плещеев Осень наступила

Миновало лето,

Осень наступила,

На полях и рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи.

- Какие картины вы увидели в стихотворении?

- С наступлением осени покидают нас пернатые друзья.  Как это происходит описывает нам поэт  Г.Ладонщиков

 Г.Ладонщиков «Перед отлетом» в лицах

Листья кленов пожелтели,                                                                                                                                       Огороды опустели.                                                                                                                             В балках лужи разлились,                                                                                                                           Птицы в стаи собрались.                                                                                                                     Говорит скворец соседу:

-Улетаем в эту среду.                                                                                                                    Далеко на юг летим,                                                                                                                            Замерзать тут не хотим.                                                                                                                            Ты, воробышек, зимой                                                                                                                              Береги скворечник мой.

- Что ты, скворушка, лети, Осторожен будь в пути,                                                                                                                                     От друзей не отставай                                                                                                                                 Край родной не забывай!                                                                                                                               Буду рад, коль снова летом.                                                                                                                         Будешь ты моим соседом.

- Родная земля всегда прекрасна, привлекательна, очаровательна в любое время года. Послушаем певца русской природы С. Есенина.

С. Есенин Нивы сжаты, рощи голы

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

-Какими словами Есенин  смог передать переход от осени к зиме?

-За окном сейчас осень… По-разному мы называем её: холодной, дождливой, грустной…  Но, все - таки, осень – прекрасное время года. Почему?

Уходит осень, но оставляет приятные чувства, ведь она нам подарила столько красок и эмоций.

 И наша встреча подходит к концу, где прозвучали стихи про осени русских поэтов.

Хочется, чтобы в нашей памяти остались яркие воспоминания об осени, о нашей встрече.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ литературного вечера с детьми и родителями старшего дошкольного возраста КВН «ПУШКИНИАНА»

КВН состоит из 6 туров:"Биографический", "Литературный", "Поэтический", "Сказочный", "Музыкальный", "Краеведческий". Подробно описаны все вопросы и даны ответы для жюри....

Литературный вечер по произведениям русских поэтов «Зимние забавы»

Программное содержание: познакомить детей с литературными описаниями детских зимних игр и забав. Вызывать ассоциации с событиями из личного опыта, прочитанными ранее произведениями. Способствова...

Литературный вечер развлечений во 2-ой младшей группе

p { margin-bottom: 0.21cm; } «Сказочный вечер»Задачи: Приобщить детей к миру искусства;Создавать радостное настроение у детей от встречи с любимыми сказочными героями;Вспомнить с детьми содержани...

Литературный вечер развлечений во 2-ой младшей группе «Сказочный вечер по русским народным сказкам»

Литературный досуг решено проводить с целью создания радостного настроения у детей от встречи с любимыми героями сказок....

Поэтический вечер в детском саду «Ах, Осень, Осень»: сценарий литературного вечера для старших дошкольников

А. С. ПушкинУнылая пора! очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса –Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнисто...

Поэтический вечер в детском саду «Уж небо осенью дышало...»: сценарий литературного вечера для старших дошкольников.

Сценарий поэтического вечера для детей старшего дошкольного возраста. Целью данного литературного вечера является формирование у детей запаса литературных и художественных впечатлений.Дети знакомятся ...