Знакомство с народной культурой и традициями
план-конспект занятия по художественной литературе (младшая группа) на тему
Знакомство с народной культурой и традициями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_narodnoy_kulturoy_i_traditsiyami.docx | 568.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11
«Знакомство с народной культурой и традициями»
Вид проекта:
по доминирующей деятельности: Познавательно-творческий
по количеству участников: групповой
по продолжительности: краткосрочный ( 12.03.2018-16.03.2018гг.):
Заявитель: дети младшей группы №1
Подготовили:
Е.Н.Безуглова воспитатель
И.И. Наумова воспитатель
г. Донецк Ростовской области
2018г.
Пояснительная записка
Проблема: Чтобы у детей был устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, сформировалось уважение к труду и таланту мастеров, воспитывались чувства причастности детей к наследию прошлого, и позволяло бы с ним соприкоснуться – необходимо знакомить детей с традициями и культурой нашего народа..
Актуальность темы (пояснение):
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.
Что мы знаем? | Игрушки, сказки, песни, игра, праздник. |
Что мы хотим узнать? | Познакомить с русской народной игрушкой Иметь представления о культурных традициях своей семьи. Знать полное имя мамы, папы. Знать свое имя, отчество, фамилию, пол, возраст, место работы родителей, их профессию. Иметь представления о народных традициям и духовных ценностях русского народа. |
С помощью чего узнаем? | Рассматривание иллюстраций, открыток, посвященных теме «Музыкальные инструменты». Учить устанавливать и обозначать родственные отношения в семье. Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, оценивать поступки героев сказок. Объяснить смысл народной мудрости. Воспитывать положительное отношение к смелости, находчивости, удальству. Дать элементарные знания о декоративно-прикладном искусстве – росписи деревянной посуды. Учить любоваться её красотой. Поддерживать интерес к самостоятельной художественной деятельности. - Познакомить детей с праздником прилёта птиц – Сороками. Побуждать активно исполнять заклички, развивать умение испытывать радость от игр со звуками, словами. - Познакомить детей с берёзой, обычаем русского народа. Укреплять веру в благополучное будущее, желание проявлять заботу, нежность, доброжелательность друг к другу. Пробуждать интерес к природе, первым весенним признакам. - Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской. Вовлечь родителей в работу над проектом: |
Цель проекта: Развивать и обогащать потребности и желания детей в познании творчества народной культуры: восприятия природы, красивых предметов быта, произведений народного, декоративно- прикладного и изобразительного искусства; чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений. Расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрёшка и др.). Ознакомление с народными промыслами.
Задачи
1. Развивать и обогащать потребности и желания детей в познании творчества народной культуры: восприятии природы; красивых предметов быта, произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства; чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений.
2. Знакомить детей со способами действий с предметами быта, их функциями.
3. Развивать умение различать предметы быта на картинках, называть их (прялкой, веретеном, русской печкой).
4. Расширять представления детей о народной игрушке (дымковская игрушка, матрёшка и др.) .
5. Знакомить детей с народными промыслами.
Методы и формы работы:
-Беседы, направленные на реализацию задач проекта
-Тематические занятия. Изменяются только: содержание, объем познавательного материала и сложность, длительность изучения. Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематических рисунков)
-выставки поделок, презентации, чтение художественной литературы, рассматривание и рассматривание картин и иллюстраций
Целевые ориентиры
Формировать у детей представление о традициях и обычаях русского народа.
Воспитывать любовь и гордость за свой народ.
Развивать память, воображение, речь.
Обогащать словарный запас за счет русских слов.
Воспитывать уважение к русской культуре.
Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
1 Этап: Подготовительный.
- Сбор и анализ литературы по данной теме
- Подбор методической и художественной литературы для реализации проекта
- Подборка иллюстративного материала.
- Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, упражнений по теме.
II этап – основной: (примерная форма оформления)
День недели, дата | Содержание организованной образовательной деятельности в рамках проекта (Совместная работа педагога с детьми) | Свободная творческая деятельность детей |
Понедельник 12.03.2018 Развитие речи | Речевое развитие. Тема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики», обр. Серовой Цель:Напомнить известные русские народные сказки и познакомить с новой. Помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки
Интеграция ОО: : познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное. Оборудование: : русские народные сказки «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Снегурушка и лиса», « Гуси-лебеди», «лиса и заяц», «У страха глаза велики»(обраб.М. Серовой) Литература В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду -младшая группа», Стр.68 | Компьютерная презентация"Русские народные сказки" Цель: Формировать у детей представление о русских народных сказках, о героях этих сказок Чтение р.н.с. «Петушок и бобовое зернышко». Цель: Учить детей слушать сказку, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки. |
Вторник 13.03.2018 ФЦКМ | «ФЦКМ» Тема: «Варвара – краса – длинная коса» Цель: Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своих детях. Формировать уважение к маме. Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное. Оборудование: предметы для ухода за волосами, предметы для шитья, предметы для ремонта Литература: О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.28 | Беседа на тему «Русские народные песенки и потешки». Цель: познакомить детей с малыми фольклорными жанрами, способствовать обогащению словарного запаса детей; развивать творческие способности, речевые умения, способствовать воспитанию уважительного отношения к народному творчеству. Обыгрывание потешки «Уж я косу заплету, Уж я руссу заплёту…» Цель: Учить детей повторять за воспитателем слова и умение обыгрывать потешку |
Среда 14.03.2018 Лепка/аппликация | «ХЭР»Аппликация Тема: «Салфетка» Цель: Учить составлять узор из кружков и квадратиков на бумажной салфетке квадратной формы, располагая круг посередине, а квадратики – в углах квадрата. Интеграция ОО: : познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное. | Прогулка «Весна идет» ЦЕЛЬ: Дать детям первые представления о ранней весне. Создание условий для воспитания ребёнка на традиционных культурных ценностях своего народа. Русская народная игра «Каравай». Цель игры: формирование чувства сопричастности и позитивного психологического микроклимата |
Четверг 15.03.2018 Конструирование | Конструирование Тема: «Ворота». Цель: помочь детям овладевать элементарными конструкторскими навыками: приставлять, прикладывать, делать простые перекрытия, обстраивать плоскостные модели. Оборудование: кубики, конструктор-кирпичик, игрушечные машины. Литература: Л. В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий» | Музыкальная гостиная «Ознакомление детей со звучанием народных инструментов - бубен» |
Пятница 16.03.2018 Рисование | Рисование: «Рисование «Неваляшки – яркие рубашки»» Цель: продолжать знакомить детей с матрешкой . Учить рисовать узоры . Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное. Оборудование: кисти, гуашь, стаканчики с водой, клеенки, стеки, альбомный лист Литература: Накопительная папка | Развитие познавательно-исследовательской деятельности в природе. Тема: «Рассматривание березы». Цель: уточнять представление о дереве (растение, основные части: корень, ствол, ветви, листья), используя модели. Воспитывать интерес к наблюдению за деревьями. Оборудование: модель дерева, картинки с изображением березы. Театрализованная деятельность «Мы из сказки». Цель: Учить «играть в сказку» - «Теремок», инсценируя ее с помощью взрослых. Рассмотреть теремок и назвать традиционные элементы русского дома: ставенки, конек, наличники, крылечко. Учить плясать, подыгрывая себе на простейшем инструменте. Воспитывать дружелюбие и гостеприимство. |
Работа с родителями:
1. Оформление папки-передвижки «Как знакомить детей с народными праздниками и традициями». 2. В родительском уголке помещение статья «Народная мудрость гласит» (пословицы). 3. Оформление информации для родителей: «Праздники народного календаря» 4. Привлечь к изготовлению масок для драматизации сказок. 5. Привлечь к совместному заучиванию потешек. |
Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды:
«Театральный уголок» «Центр народно-прикладного творчества» | изготовление масок сказочных героев Пополнение уголка атрибутами |
III этап – заключительный (презентационный): подведение итогов работы по проекту.
Выставки поделок « Русские народные промыслы»
Отчет по проекту оформить презентацией
2. Приложения к проекту
Конспекты занятий
Подбор художественных произведений, загадок по теме проекта.
1)Критерии оценки результатов по диагностике……
Оценка уровня развития:
1 – 1,5 балл – низкий уровень (большинство компонентов недостаточно развиты);
1,6 – 2,5 балла – уровень ниже среднего (отдельные компоненты не развиты);
2,6 – 3,5 балла – средний уровень (соответствует возрасту);
3,6 - 4 балла – высокий уровень (одаренный ребенок).
Педагогическая диагностика детей
2).Информационное обеспечение проекта
3).Методическое обеспечение проекта (использованная литература).
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Вторая младшая группа.- М.: Мозайка-Синтез,2014.-80с.
Колдина Д.Н. Аппликация с дедьми 3-4 лет. Конспекты занятий.-М.: Мозайка-Синтез,2010.-56с., цв.вкл.
Колдина Д.Н. Лепка с дедьми 3-4 лет. Конспекты занятий.-М.: Мозайка-Синтез,2010.-56с., цв.вкл.
Колдина Д.Н. Рисование с дедьми 3-4 лет. Конспекты занятий.-М.: Мозайка-Синтез,2010.-56с., цв.вкл.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа. -М.: Мозайка-Синтез,2015.-112с.:цв.вкл.
4) Накопительный материал
конспекты
5) Продукт реализации проекта
Выступление перед родителями «Весна идет».
Презентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового мероприятия недели «Знакомство с народной культурой и традициями» в средней группе, занятие по теме: «Путешествие в прошлое куклы»
ЦеееПривлекать внимание детей к народной игрушке – кукле. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Закрепить умение выделя...
Краткосрочный проект по теме «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор ». Подготовительная группа.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию дет...
Мини - проект на тему "Знакомство с народными культурами и традициями"
Цели: Расширить представления детей о народной игрушке. Знакомить с народными промыслами, с устным народным творчеством....
Мини проект_Знакомство с народными культурами и традициями
ЦельРасширить представление детей о народной игрушке. Знакомить с народными промыслами, с устным народным творчеством....
Тема недели: «Знакомство с народной культурой и традициями»
Обзор информации по данной теме для родительского уголка....
Знакомство с народной культурой и традициями в ДОО
Знакомство с народной культурой и традициями в ДОО...
Воспитательно - образовательный план Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».
ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С 2 АПРЕЛЯ ПО 6 АПРЕЛЯТема: Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».Цель: Дать представление о наро...