ПРОЕКТ "УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КОРНЕЯ ЧУКОВСКОГО"
проект по художественной литературе (средняя группа) на тему
Вид проекта: творческо-познавательный.
Цель проекта: Развитие устойчивого интереса к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского, классика детской литературы,формированиесвободной творческой личности ребёнка через ознакомление детей с произведениями К. И. Чуковского.
Участники проекта: дети, воспитатели и родители
По времени проведения - краткосрочный (1 месяц - март)
Задачи проекта:
Образовательные:
-Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.
-Углубить знания детей о животном мире через произведения К.И.Чуковского.
-Формировать навыки устной речи.
-Совершенствовать навыки, умения выразительно декламировать стихи, драматизировать, инсценировать.
-Учить детей понимать занимательность сюжетов сказок К.И. Чуковского, особенность его языка.
-Учить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию.
Развивающие:
- Развивать у детей устойчивый интерес к чтению художественной литературы.
-Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов.
-Способствовать развитию творческих способностей, памяти, речи, внимания.
-Развитие интереса к иллюстрациям лучших художников-иллюстраторов детской книги.
Воспитательные:
-Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, посредством произведений К.И.Чуковского способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к попавшим в беду.
-Воспитывать любовь к творчеству автора.
-Воспитывать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок, где побеждает добро, дружба, смелость.
-Воспитывать уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.
Практические:
-Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений.
-Создавать условия для поисково-исследовательской деятельности.
-Прививать практические навыки личной гигиены.
-Вовлечение родителей в проектную деятельность.
В рамках проекта проводились тематические занятия, игры, викторины.
Ожидаемые результаты:
Участие детей в проекте будет способствовать сплочению детско - взрослого коллектива, формированию знаний о художественных произведениях К.И. Чуковского.
У детей повысится интерес к произведениям художественной литературы.
У детей сформируется чувство сострадания к слабым и беззащитным, желание быть справедливыми, сильными и смелыми.
У педагогов повысится уровень профессиональной компетенции по реализации образовательной области «Речевое развитие».
У родителей повысится уровень компетенции по вопросу эффективности использования произведений художественной литературы в воспитании детей.
Оборудование и материалы:
Книги К.И.Чуковского, иллюстрации к произведениям, настольно-печатные игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр по сюжетам сказок, видеоматериалы, материалы для продуктивной деятельности, фотоаппарат.
Участники проекта:
Воспитатели, дети подготовительний к школе группы "Ромашка", родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_srednej_gruppe.docx | 213.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТЕМА: "УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР
КОРНЕЯ ЧУКОВСКОГО"
Арсеньев-2017
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЕКТ "УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КОРНЕЯ ЧУКОВСКОГО"
31 марта 2017 года исполняется 135 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского – замечательного русского писателя, классика отечественной детской литературы, на чьих стихотворных сказках выросло не одно поколение нашей страны.
Корней Иванович Чуковский (1882 - 1969) по праву считается одним из любимых детских писателей. На протяжении всей своей жизни он общался с детьми, интересовался тем, о чём они говорят, думают, переживают, писал для них стихи и прозу, переводил лучшие образцы мировой детской поэзии. И всё же главным вкладом К. Чуковского в отечественную детскую литературу были и остаются его стихотворные сказки, адресованные самому маленькому читателю и ставшие "неотъемлемым атрибутом детства". Это уникальный целостный мир, который "является своеобразной моделью Вселенной", как отмечает в своей статье о сказках Чуковского Е. М. Неёлов. Именно поэтому они представляют собой нечто больше, чем просто занимательные истории для маленьких детей - сказки Чуковского становятся способом познания мира.
Первая сказка К. Чуковского - "Крокодил" - написана в 1916 г. Уже в этом произведении отчётливо проступают те черты, которые затем станут стержнем сказочной Вселенной К. Чуковского. В основе сюжета - "страшная история" про "девочку Лялечку", завершающаяся её чудесным спасением "удалым героем" Ваней Васильчиковым. С этим типом сюжета читатель встретится ещё не раз - например, в сказках "Муха-цокотуха" и "Тараканище". В процессе развития сюжета друг друга сменяют два постоянных мотива сказок К. Чуковского: страшное и смешное. И то, и другое - прежде всего инструмент: напугать или рассмешить читателя - вовсе не самоцель. Исследователи творчества К. Чуковского приходят к выводу, что страх в его сказках становится средством воспитания в ребёнке способности сочувствовать, сопереживать героям. Кроме того, читая эти сказки, ребёнок учится свои страхи преодолевать, ведь тот мир, который раскрывает перед ним автор, по определению добр. Не случайно многие сказки открываются или, напротив, завершаются картиной всеобщего веселья, праздника.
Именно поэтому, знакомясь с удивительным миром К. Чуковскогов самом раннем возрасте, дети получают первоначальные представления о добре и зле, о том, как устроен мир и каким должен быть человек.
Волшебство сказок Корнея Чуковского вновь зажжет огоньки в сердцах маленьких детей.
Актуальность проекта
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, если ему интересно.
В век современных технологий, к великому сожалению, очень мало времени уделяется семейному чтению. Дети дошкольного возраста мало знают детских писателей и их произведения; родители не уделяют должного внимания чтению художественной литературы, заменяют чтение книг на просмотр мультфильмов. Следствие этого: дети не умеют выразительно рассказывать стихи, правильно строить предложения. Речь детей довольно скудна, что мешает им при общении.
Корней Чуковский - один из любимых детских авторов. Кто же не знает Муху Цокотуху, Мойдодыра, бабушку Федору и других персонажей Корнея Ивановича Чуковского? Его произведения написаны простым детским языком, эмоциональны, доступны для детей, легко воспринимаются, ведь К.И. Чуковский в своих сказках – играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. Но в то же время они очень ценны с точки зрения воспитания в детях бережного отношения к вещам, своему здоровью и внешнему виду, развития в детях умения постоять за себя, воспитания желания помочь слабым.
Необходимость приобщения ребёнка к чтению, начиная с раннего детства, бесспорна. Сказка способствует всестороннему развитию личности, помогает не только овладевать речью и развивать творческие способности, но и познавать окружающий мир.
Вид проекта: творческо-познавательный.
Цель проекта: Развитие устойчивого интереса к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского, классика детской литературы,формированиесвободной творческой личности ребёнка через ознакомление детей с произведениями К. И. Чуковского.
Участники проекта: дети, воспитатели и родители
По времени проведения - краткосрочный (1 месяц - март)
Задачи проекта:
Образовательные:
- Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.
- Углубить знания детей о животном мире через произведения К.И.Чуковского.
- Формировать навыки устной речи.
- Совершенствовать навыки, умения выразительно декламировать стихи, драматизировать, инсценировать.
- Учить детей понимать занимательность сюжетов сказок К.И. Чуковского, особенность его языка.
- Учить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию.
Развивающие:
- Развивать у детей устойчивый интерес к чтению художественной литературы.
- Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов.
- Способствовать развитию творческих способностей, памяти, речи, внимания.
- Развитие интереса к иллюстрациям лучших художников-иллюстраторов детской книги.
Воспитательные:
- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом,
посредством произведений К.И.Чуковского способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к попавшим в беду.
- Воспитывать любовь к творчеству автора.
- Воспитывать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок, где побеждает добро, дружба, смелость.
- Воспитывать уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.
Практические:
- Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений.
- Создавать условия для поисково-исследовательской деятельности.
- Прививать практические навыки личной гигиены.
- Вовлечение родителей в проектную деятельность.
В рамках проекта проводились тематические занятия, игры, викторины.
Ожидаемые результаты:
- Участие детей в проекте будет способствовать сплочению детско - взрослого коллектива, формированию знаний о художественных произведениях К.И. Чуковского.
- У детей повысится интерес к произведениям художественной литературы.
- У детей сформируется чувство сострадания к слабым и беззащитным, желание быть справедливыми, сильными и смелыми.
- У педагогов повысится уровень профессиональной компетенции по реализации образовательной области «Речевое развитие».
- У родителей повысится уровень компетенции по вопросу эффективности использования произведений художественной литературы в воспитании детей.
Оборудование и материалы:
Книги К.И.Чуковского, иллюстрации к произведениям, настольно-печатные игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр по сюжетам сказок, видеоматериалы, материалы для продуктивной деятельности, фотоаппарат.
Участники проекта:
Воспитатели, дети подготовительний к школе группы "Ромашка", родители.
Этапы реализации проекта
Этапы Проектной деятельности | Мероприятия | Ответственные | |
1 Этап: Подготовительный | Формулировка проблемы; Сбор материалов о жизни и творчестве писателя К.И. Чуковского; Круглый стол с участием родителей; Анкетирование родителей; Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по домашнему чтению; | Воспитатели Воспитатели, родители Воспитатели родители | |
2 Этап: Аналитический | Обсуждение плана работы; Анализ собранных материалов; Обсуждение алгоритма действий по проекту; Распределение обязанностей. | воспитатели | |
3 Этап: Основной | Организованнаяобразовательная деятельность; Чтение произведений К.И. Чуковского; Рассматривание иллюстраций по произведениям К.И. Чуковского; Заучивание стихотворений; Викторины по произведениям К.Чуковского; Пересказ и обсуждение произведений; Составление картотеки по сказкам К.И.Чуковского; Оформление выставки в книжном уголке; Продуктивная деятельность: Лепка: "Посуда для бабушки Федоры", "Крокодил" Рисование: "Платье для мухи Цокотухи", "Краденое солнце", "Любимые герои сказок К.Чуковского" Аппликация: "Чудо дерево" Создание книги рисунков по сюжетам сказок; Выставка рисунков и поделок «Вернисаж сказок». Игровая деятельность: Д/и «Любимые сказки». Сюжетно ролевые игры: "Доктор Айболит", "В гостях у Мухи Цокотухи" и др. Игры драматизации по сказкам: "Федорино горе", "Доктор Айболит", "Краденое солнце", "Мойдодыр". | Воспитатели Воспитатели-родителя | |
4 Этап: Презентеционный | Открытое интегрированное занятие "Путешествие в удивительный мир Корнея Чуковского"; Выставка детско-родительских работ; Презентация для детей: "Дом музей К.И.Чуковского" | Воспитатели Родители воспитатели | |
5 Этап: Рефлексивный | Подведение итогов проектной деятельности. | воспитатели |
Реализация проекта в разных формах и видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей:
- Познавательное развитие:
- Знакомство с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского.
- Отгадывание загадок К. И. Чуковского.
- Знакомство с разными представителями животного мира при помощи произведений К.Чуковского.
- Знакомство с правилами обращения с книгой.
- Дидактические игры «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Узнай героя сказки по описанию», «Опиши, чтобы узнали дети».
- Игра-викторина «Из какой сказки отрывок».
- Речевое развитие:
- Ознакомление с художественной литературой. Предполагается не только непосредственное чтение, но и вся работа над прочитанными произведениями:
«Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха Цокотуха», «Краденое солнце», «Тараканище».
- Заучивание стихотворения «Чудо-дерево», отрывков из сказок К.Чуковского.
- Драматизация сюжетов сказок К.Чуковского.
- Социально-коммуникативное развитие:
- Наведем порядок в книжном уголке, вымоем кукольную посуду.
- Знакомство с профессией ветеринара.
- Знакомство с профессией иллюстратора.
- Правила безопасного поведения на примере сказок Корнея Ивановича Чуковского.
- Игры на основе сюжетов сказок и стихов. Сюжетно-ролевая игра «Доктор Айболит», «В гостях у Мухи Цокотухи», «Испорченный телефон».
4.Физическое развитие:
- Формирование культурно-гигиенических навыков на основе произведений К.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе».
- Проведение физкультминуток: «Скрюченная песня», «Доктор Айболит».
- Художественно-эстетическое развитие:
- Рассматривание иллюстраций разных художников к произведениям К.Чуковского.
- Рисование: «Платье для Мухи Цокотухи», «Тараканище», «Любимый герой сказки», «Краденое солнце».
- Лепка: «Посуда для бабушки Федоры», «Крокодил».
- Аппликация: Коллективная работа «Чудо Дерево».
В ходе проектной деятельности у детей повысился интерес к чтению художественной литературы. Дети многое узнали о жизни и творчестве Корнея Ивановича Чуковского, с удовольствием заучивали и декламировали отрывки из сказок.
Родители с энтузиазмом включились в работу над проектом. Совместно с детьми, ими были сделаны различные поделки, книжки малышки. Была создана библиотечка книг К.И.Чуковского.
Нами была оформлена выставка детских рисунков и детско-родительских работ.
Была подготовлена консультация для родителей по домашнему чтению. Проведено анкетирование "Сказка в жизни Вашего ребенка".
В ходе проектной деятельности проводились занятия по чтению художественной литературы, беседы, занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка, рисование, аппликация).
Были прочитаны сказки : "Мойдодыр", "Тараканище", "Краденое солнце", "Муха Цокотуха", "Федорино Горе", "Доктор Айболит", "Крокодил". Так же дети познакомились со стихами автора.
Итоговым мероприятием стало открытое интегрированное занятие «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского». Во время проведения занятия дети с удовольствием отвечали на вопросы, выполняли задания, отгадывали сказки по отрывкам, повторяли правила пользования книгой, которые прислала Королева Книжка, разыгрывали отрывки из сказок автора. Большой интерес среди детей вызвало желание быть сказочным героем и помочь другим персонажам выйти из трудных ситуаций. В заключение занятия дети получили подарки.
Проект прошел успешно. Цель проектной деятельности достигнута, все задачи выполнены.
Картотека игр по сказкам К.И.Чуковского
- «Путешествие по сказкам»
Цель: вспомнить отрывки из произведений и назвать сказки.
Правила игры: Взрослый вытаскивает карточку со стихотворной загадкой, зачитывает ее. Ребенок, должен закончить предложение и назвать из какой сказки отрывок. Потом взрослый показывает картинку с правильным ответом (книгу), ребенок проверяет себя.
Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого…(комара).
«Муха — цокотуха»
Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней!
Позови-ка ты лучше…(ворону)!
«Телефон»
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну, очень маленьких…(детей).
«Бармалей»
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…(Айболит).
«Айболит»
Только вдруг из– за кусточка,
Из- за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает…(воробей).
«Тараканище»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше…(идти не могу).
«Федорино горе»
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке…(темно).
«Краденое солнце»
Вдруг откуда- то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький…(фонарик).
«Муха- Цокотуха»
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой…(гребешок)
«Мойдодыр»
2.«Сбежавшие герои сказок»
Цель: узнать героя и его сказку.
Правила игры: Ребенок вытаскивает себе карточку с персонажем из сказки, называет, кто изображен на ней и из какой он сказки.
3.«Сложи сказку»
Цель: собрать целую картинку из частей.
Правила игры: Детям раздаются подносы с разрезными картинками (сюжеты из сказок писателя). Необходимо собрать целый сюжет и назвать произведение.
3.«Героический поступок»
Цель: вспомнить, какие героические поступки совершили герои из сказок К. Чуковского и рассказать о них.
Правила игры: Ребята вытаскивают из чудесного мешочка себе эмблемы с персонажами сказок. Воспитатель выбирает карточки с текстами поступков (выложены обратной стороной), зачитывают их, и ребенок, чей герой совершил этот поступок, должен поднять руку, и рассказать, как был совершён этот героический поступок.
4.«Кто есть кто»
Цель: узнать, каким персонажам принадлежат сказочные имена.
Правила игры: Взрослый называет сказочное имя персонажа сказки, а ребенок называет самого героя и находит его на картинке.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ЧТО ЧИТАТЬ ДОШКОЛЬНИКАМ?»
Существует огромное множество книг. Круг детского чтения также постоянно пополняется и расширяется. Что делать молодым родителям, как выбирать книги?
Все книги ни перечитать, ни приобрести невозможно, однако существует так называемый «Золотой фонд», который содержит самые лучшие книги, которые помогут ребенку всесторонне развиваться.
Имея опыт знакомства с лучшими произведениями, легче сориентироваться в современных книгах.
Выбирая книги для чтения дошкольнику, следует обратить внимание на следующее моменты:
1. Интереснее всего для любого человека информация, о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях». Далее — книги о природе, животных, приключениях и т,д.
2. Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится -лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка. Сделаем вывод: постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать ребенку. Вспомните книги, которые читали в детстве вам, спросите у своих родителей, опросите знакомых,что они читают своим детям.
3. Каждый ребенок является индивидуальностью. Значит, интересы ребенка могут отличаться от ваших. Не нужно несильно пичкать ребенка тем, что он отвергает. Например, ваш ребенок категорически не хочет слушать вашу любимую книгу Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". После нескольких попыток отложите чтение этой книги на следующий раз. Ищите то, что понравится, предлагайте разные варианты, и вы обязательно найдете то, что будет по вкусу ребенку, или же ждите, пока он «дорастет» до предложенной книги. Да, это бывает утомительно, но без этого не обойтись.
4. Что интересно одному ребенку, может совершенно не нравиться другому. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает ваш ребенок.
5. Выберите правильное время для чтения. Не читайте насильно. Если ребенок хочет поиграть, побегать, предоставьте ему такую возможность, а для чтения подойдет и вечернее время, и послеобеденное. Главное, чтобы ваше чтение не становилось наказанием, насилием, неприятным занятием.
6. Читая книгу, важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше чуть меньше, но регулярно (каждый день по 10-15 минут).
7. Для дошкольника очень важно перечитывание. Не отказывайтесь перечитать любимую книгу в 5-10-й раз. Даже взрослый человек при перечитывании художественного произведения каждый раз замечает новые смысловые нюансы, особенности. Для дошкольника перечитывание создает ситуацию комфортности. Он знает, что будет, заранее радуется поворотам сюжета и обращает внимание на отдельные слова и Фразы. Можно сказать, что ребенок, требующий неоднократного перечитывания, с литературоведческой точки зрения ведет себя как «правильный» читатель. Только такое поведение дает возможность проникнуть в сущность произведения.
8. Нет жесткого разграничения в чтении младшим дошкольникам и старшим. Если в опыте ребенка не было книг для младших, вы можете со старшими детьми спокойно начинать знакомство с них. Те, у кого дома есть несколько детей разного возраста, наверное, замечали, как старшие с удовольствием слушают произведения для младших, активно их воспринимают, обсуждают, проговаривают, создавая тем самым очень благоприятную ситуацию примера и повторения, помогая тем самым младшим лучше понять их содержание.
Что читать детям среднего и старшего дошкольного возраста?
Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение, к которому все привыкли.
В XIX - начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А. С. Пушкин вспоминал завораживающее впечатление от такого чтения, хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым. Со временем дети глубже понимали произведения, которые с самого детства стали им родными.
У нас есть возможность процесс знакомства с литературой сделать более легким для детей, подбирая книги, которые соответствуют возрастным особенностям.
В чтение для детей 4-6-ти летнего возраста вводится литература разных эпох, начиная с XIX века.
Конечно, XIX век отстает от нашего времени довольно далеко, поэтому некоторые понятия уже устарели и требуют пояснений. Например, в сказках А. С. Пушкина встречаются такие слова, как «кичка», «столбовая дворянка», «прясть», «вареная полба», «оброк». Без словаря не обойтись. Но и лишать своих детей таких произведений нельзя. Не стоит бояться, что, послушав эти произведения в дошкольном возрасте, ребенок не захочет их читать в школе. Опыт показывает, что знакомый сюжет только облегчает понимание и дает возможность наслаждаться художественным словом. Тогда и привычные слова «Пушкин — гениальный поэт» становятся более понятными ребенку.
Что из литературы XlX века можно почитать ребенку?
- А, С. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане...», пейзажная лирика (отрывки) «Зимнее утро», «Зимняя дорога» и др.;
- С. Т, Аксаков: сказка «Аленький цветочек»;
- В. Ф. Одоевский: сказка «Мороз Иванович»;
- И. А. Крылов: басни «Квартет», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей» и др.;
- В. М. Гаршин: сказка «Лягушка-путешественница»;
- Д. Н. Мамин-Сибиряк: сборник «Аленушкины сказки», «Серая шейка».
- Л. Н. Толстой: рассказы и сказки «Косточка», «Птичка», «Акула», «Прыжок», «Филиппок», «Липунюшка», «Лев и собачка», «Лгун», «Как гуси Рим спасли»;
- К. Д. Ушинский: рассказы и сказки «Слепая лошадь», «Как рубашка в поле выросла», «Проказы старухи зимы», «Четыре желания» идр.;
- Стихи А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н, А. Некрасова, И 3 Сурикова, М. Ю. Лермонтова, преимущественно пейзажная лирика, особенно та, что нравится лично вам.
Это только основные имена и произведения XIX века, которые можно читать дошкольникам. Но при всей их привлекательности, они не являются основными в круге детского чтения. Основу составляет классика — золотой фонд детской литературы — литература XX веча, которая создавалась профессионально, с учетом детских потребностей и возможностей.
Что читать дошкольникам из литературы XX столетия:
- Стихи классиков детской литературы С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, Е. Благининой, 3. Александровой, Н. Саконской,
В настоящее время стихотворения поэтов XX века и современников можно найти достаточно легко как в сборниках,так и в книгах отдельных авторов. Для знакомства лучше взять сборник, а потом, если автор понравится, можно найти: книгу его стихотворений.
Прозаических произведений XX века для дошкольников огромное количество. Вот только некоторые из них:
- М. Горький: сказки «Воробьишко», «Про Иванушку-дурачка», «Самовар»;
- Л. Пантелеев: сказки «Фенька», «Две лягушки», рассказы «Трус», «Честное слово», «Про Белочку и Тамарочку», «Как девочка поросенка говорить учила», «Буква –Ты»;
- М. М. Зощенко: циклы рассказов «Умные животные», «Хитрые и умные», «Смешные истории», «Леля и Минька». Наиболее популярны юмористические рассказы «Галоши и мороженое», «Великие путешественники» {из цикла «Лёля и Минька»);
- К. Г. Паустовский: сказки: «Растрепанный воробей», «Теплый хлеб», рассказы «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга».
Многие взрослые, наверное, замечали, насколько дошкольники любят морализировать, рассуждать, как тот мальчик поступил нехорошо, а эта девочка сделала неправильно. Это совсем не значит, что сами они поступают хорошо и правильно, но рассуждения показывают важность усвоения моральных норм для ребенка. Поэтому произведения морально-нравственной тематики у дошкольников всегда вызывают душевный отклик. Писателем, который смог преподнести нравственные ситуации на высоком художественном уровне, является Валентина Александрова Осеева. Многие родители, оценив педагогическую направленность произведений, сделали ее
произведения настольной книгой, постоянно вспоминают и цитируют, когда возникают подобные ситуации с собственными детьми:
- В. А.. Осеееа: рассказы и сказки «Добрая хозяюшка», «Кто всех глупее?», «Плохо», «До первого дождя», «Печенье», «Волшебное слово», «Девочка с куклой» и др.В литературе XX века проблемы нравственного воспитания поднимались часто. При этомписатели выбирали различные жанровые формы, чтобы показать свое отношение к происходящему -рассказ, стихотворение, сказку. Однако общее направление оставалось единым - воспитать доброго, отзывчивого, ответственного человека.
Среди познавательной литературы наибольшей популярностью пользуютсяприродоведческие сказки и рассказы. Здесь можно вспомнить много замечательных авторов.
- В. Бианки: сказки «Лис и мышонок», «Мышонок Пик», «Сова», «Чей нос лучше», «Первая охота», «Лесные домишки», «Теремок»;
- Е. Чарушин: рассказы «Медвежата», «Олешки», «Томкины сны», цикл рассказов «Никитка и его друзья», «Про зверей», «Про охоту», «Про меня самого». Кстати, Е. И. Чарушин является художником-иллюстратором ко многим природоведческим книгам, в том числе и к своим.
В чтении дошкольников одно из главных мест принадлежит сказке. И познавательной, и художественной. Это и русские народные сказки, и сказки классиков детской литературы А.Толстого «Приключение Буратино или Золотой ключик» , А.Волкова «Волшебник изумрудного города», К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Муха Цокотуха» и др.
Познакомившись с данным рекомендательным списком, пересмотрите свою библиотеку. Что у вас есть? Что стоит взять в детской библиотеке? В детскую библиотеку взрослых тоже записывают, так что не пугайтесь. Опросите своих знакомых, что из книг есть у них. Ваши усилия не пропадут даром — вашему ребенку обязательно что то понравится.
Читайте с удовольствием!
Анкета для родителей
"СКАЗКА В ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЕНКА"
- Часто ли Вы рассказываете своему ребенку сказку?
- Ежедневно ли вы читаете своему ребенку? В какое время дня?
- Волнует ли Вас проблема детского чтения?
а) да (почему) ___
б) нет (почему) ___
- Просит ли ваш ребенок читать сказку несколько раз?
- Есть ли Любимая сказку у Вашего ребенка?
- Придумываете ли вы сказку для вашего ребенка?
- После чтения сказок, обсуждаете ли Вы содержание сказки?
- Знаете ли вы о том, что сказка носит воспитательный характер?
- Обращаете ли вы внимание ребенка на яркие иллюстрации книг, их содержание и смысл. Задает ли ваш ребенок вопросы после чтения или рассматривания книжек?
- . Считаете ли вы важным для своего ребёнка привития любви и бережного отношения к книгам или предпочесть купить компьютер и смотреть телевизионные передачи?
Конспект занятияинтегрированного занятия
«Путешествие по сказкам Корнея Чуковского»
ЦЕЛЬ:
Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они знакомились, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, развивать воображение.
Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.
Побуждать “помогать” героям этих произведений – вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи.
Учить детей читать наизусть стихотворения, совершенствовать творческие способности детей.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие; художественно-эстетическое развитие (рисование).
МАТЕРИАЛЫ: портрет К. И. Чуковского, его книги, иллюстрации к произведениям, письмо от Королевы книг, костюмы сказочных персонажей, выставка работ по произведениям автора, все приготовлено для рисования.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение сказок К. И. Чуковского “Мойдодыр”, “Доктор Айболит”, “Муха-Цокотуха”, “Федорино горе” и др.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Воспитатель: Ребята, сегодня мы получили письмо от самой Королевы книг! Хотите узнать что она нам написала?
Дети: Да!
Воспитатель: Я сейчас Вам его прочитаю.
(Чтение письма)
«Дорогие ребята! Я знаю Вы очень любите читать! Но знаете ли Вы правила обращения с книгой? Я хочу напомнить Вам
Книги можно брать только чистыми руками.
Книги нельзя рвать.
Книги нельзя мять.
Нельзя рисовать на книгах.
Нельзя загибать углы. И еще одно золотое правило: Книги любят ТИШИНУ! Поэтому нельзя громкоразговаривать, шуметь и баловаться, надо быть внимательными, если хотите что-то сказать или ответить, надо руку поднимать. Все, запомнили это правило? (Да).
Запомнили? Сегодня я приглашаю Вас в путешествие в волшебный мир Корнея Чуковского, самому любимому писателю, которого любят и взрослые, и дети».
Воспитатель: Ребята, Вы умеете правильно обращаться с книгой?
– Как мы должны вести себя?
Дети: тихо.
Воспитатель: В гости дедушка Корней
Приглашает всех детей!
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят,
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать.
– Хотите, в гости? (Да).
Вот теперь мы можем отправляться! (Подходят к стеллажу с книгами, иллюстрациями и портретом К.Чуковского)Дети проходят и садятся на стулья.
ХОД ЗАНЯТИЯ
На стеллаже стоит портрет К. И. Чуковского, дети садятся на стулья, на доске иллюстрации к произведениям.
Воспитатель: Вот, мы и пришли в гости. Здесь нас уже ждут книжки, которые написал К.И.Чуковский.
Воспитатель: Это портрет Корнея Ивановича Чуковского.
– Ребята, я расскажу вам, как К. И. Чуковский начал писать сказки.
– Корней Иванович Чуковский жил давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы сейчас.
У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними в море, катал их на лодке, строил вместе с ребятишками сказочные замки из песка. Жили они дружно и весело.
Но однажды случилось несчастье. Один из его сыновей (маленький мальчик) тяжело заболел. У него была высокая температура. Мальчик ничего не ел, не мог уснуть, а только плакал.
Чуковскому было очень жалко своего сынишку, хотелось его успокоить, и он на ходу стал придумывать и рассказывать ему сказку. Сказка мальчику понравилась, он перестал плакать, внимательно слушал и наконец, уснул, а через несколько дней совсем поправился.
После этого случая Корней Иванович Чуковский стал сочинять сказки. И придумал много сказок, которые хорошо знают и любят дети, и взрослые.
– А вы, любите сказки? Сегодня мы вспомним сказки К. И. Чуковского.
Дети: да.
Воспитатель: Какие сказки К. И. Чуковского вы знаете?
Дети: “Телефон”, “Доктор Айболит”, “Мойдодыр”, “Муха-Цокотуха”, “Федорино горе”.
Воспитатель: Молодцы, много знаете сказок.Узнаете ли Вы эту…. (выходит ребенок и читает…
«Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня»
Воспитатель:Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
Ребенок: «Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя».
– Ребята, вы узнали, о какой сказке идет речь?
Дети:“Мойдодыр”.
Воспитатель: А кто, мне покажет эту книжку, где она стоит? (Один из детей показывает среди выставленных книг “Мойдодыра”).
– Как ты догадался? (на ней Мойдодыр нарисован.)
–Правильно ребята, по иллюстрации на обложке книги мы можем определить о ком или о чем говорится в этой книге, нам рисунок помог.
– Про кого, эта сказка? (Ответы детей.)
– Корней Иванович Чуковский очень не любил детей, которые не моют руки, не умываются. Про таких грязнуль он и написал сказку, которая называется “Мойдодыр”
Воспитатель: Спасибо. Я очень рада, что вы любите сказки К. И. Чуковского. А теперь еще один гость…
Муха-Цокотуха. Я по полю утром шла?
На полянке я копеечку нашла.
Побежала на базар и купила самовар.
Я – Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Я сегодня жду гостинца,
Я сегодня – именинница.
Я ходила на базар,
Я купила самовар.
Угощу друзей чайком,
Пусть приходят вечерком.
Я – Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
У меня для гостей
Много вкусных сластей!
Воспитатель: Что за гость? Из какой сказки?
Дети: Муха-Цокотуха
Воспитатель: Спасибо Муха-Цокотуха, присаживайся к ребятам. А теперь игра “Доскажи словечко”. Я буду читать начало строчки, а вы продолжайте.
Добрый доктор ……….(Айболит)!
Он под деревом ………..(сидит)
Приходи к нему лечиться
И корова, и ……………..(волчица).
И жучок, и ………………(червячок),
И медведица
Всех излечит, исцелит
Добрый…………………(доктор Айболит)!
Заходит Айболит и садится.
Воспитатель: И пришла к Айболиту лиса:
Лиса: « Ой меня в нос укусила оса!»
Воспитатель: И прибежала зайчиха. И закричала:
Зайчиха:«Ай, ай! Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»
Воспитатель: И сказа Айболит:
Айболит:« Не беда! Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке»
Воспитатель: И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать,
И смеется она и кричит:
Зайчиха:« Ну спасибо тебе, Айболит!»
Воспитатель:Вам понравилось играть? Продолжим? Из какой сказки этот герой?
Заходит ребенок в костюме Федоры:
Федора:«ОЙ-ой-ой! Ой-ой-ой! Воротитеся домой!
Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком.
И вы будете опять,
Словно солнышко сиять!»
Воспитатель: Кто это?
Дети: Федора из стихотворения «Федорино Горе»!
Воспитатель: Кого она просит вернуться?
Дети: Свою посуду.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы, справились с заданием. Чему учит нас эта сказка?
Дети: Быть аккуратными, беречь посуду, мыть ее, прибираться дома.
Воспитатель: Давайте немного отдохнем? Выходите на ковер.
ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА
Воспитатель:
Нас не надо вам лечить,
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики,
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем,
А потом к траве присядем.
Как орлы летим, парим,
Во все стороны глядим,
Как веселый, звонкий мячик.
Скок-поскок, скок-поскок,
Не цепляйся за сучок.
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
– Вот какие мы сильные и здоровые. Садитесь, ребятки.
Воспитатель:Ребята, Корней Иванович очень любил детей, часто приходил в детские сады и школы, чтобы почитать свои веселые стихи и сказки. Ребята, посмотрите, сколько сказок нам написал К. И. Давайте, еще раз назовем их (перечисляют).
– Почему, вам, ребята, нравятся эти сказки?
Дети:Потому что они добрые, веселые, интересные, поучительные.
Воспитатель: Чему нас учат сказки?
Дети: Быть добрыми, аккуратными, вежливыми.
Воспитатель: Послушайте еще один отрывок…
Ребенок:Как у наших у ворот
Чудо дерево растёт,
Чудо, чудо, чудо
Расчудесное.
Ни листочка на нем,
Ни цветочка на нём,
А чулки и башмаки,
Словно яблоки!
Вы догадались из какого стихотворения эти строки?
Дети:(Чудо-дерево)
Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте перевернем страницу:
Зайчик: « Горе, горе, крокодил
Солнце в небе проглотил. Наступила темнота,
Не ходи за ворота»
Воспитатель: А в большой реке
Крокодил лежит
И в зубах его, солнце краденное!
Медведь: « Говорю тебе, злодей
Выплюнь солнышко скорей!
А не то гляди поймаю –
Будешь ты невежа, знать, как
Наше солнце воровать!»
Воспитатель : Из какой сказки этот отрывок? (Краденое солнце)
Воспитатель: Правильно!
Воспитатель: Спасибо К. И. Чуковскому за замечательные сказки. Я хочу предложить вам нарисовать солнышко из сказки «Краденое солнце». Этим мы порадуем сказочных зверюшек. Проходите за столы. На столах у вас все что нужно. Давайте приступим!
Дети рисуют.
Воспитатель:Какие они у вас получились замечательные.
– А сейчас я вас приглашаю посмотреть выставку рисунков.
Вот и завершилось наше путешествие по сказкам К.И.Чуковского. Вы, молодцы!
Я хочу вас наградить за хорошие знание сказок, и вручить вам вот эти сладкие медальки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кто любит сказки Корнея Чуковского
Данный мультимедийный продукт является наглядным материалом для занятия по развитию речи в подготовительной группе, позволяет обогатить читательский опыт дошкольника...
Конспект образовательной деятельности в области "Познание" "По мотивам сказок Корнея Чуковского"
Конспект образовательной деятельности разработан для детей среднего дошкольного возраста. Цель: формировать умение детей составлять пересказ при помощи схематических изображений....
Гимнастика для глаз по мотивам сказок Корнея Чуковского
Гимнастика для глаз по мотивам сказок Корнея ЧуковскогоВ разных углах групповой комнаты под потолком размещены картинки с изображением героев сказок Чуковского (Мойдодыр, Федора, Муха-Цокотуха, Айболи...
Театрализация сказки "Муха-цокотуха" Корнея Чуковского
Муха-цокотуха — детская сказка в стихах Корнея Чуковского. Театрализация в подготовительной группе....
КВН для детей подготовительной к школе группе "В гостях у Корнея Чуковского".
КВН проводится с детьми подготовительной к школе группе. Дети вспоминают все произведения К. Чуковского в играх....
Итоговое занятие 3года обучения. Тема. Сказочное королевство Корнея Чуковского.
Цели:1 Выявить знания детей по разделам программы 2Развивать внимание, тактильно двигательное восприятие, логическое мышление, речь. 3Воспитывать интерес к миру сказок, желание ...
Сценарий Вечера творчества К.Чуковского для детей старшей с (ТНР) группы «В гостях у Корнея Чуковского»
Цель.Продолжить знакомство детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. И.Чуковского, показать детям удивительный мир сказок К.И.Чуковского, их м...