ООД детей старшего дошкольного возраста по приобщению к произведениям художественной литературы «Путешествие по сказкам»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему
Цель: систематизирование и углубление знаний детей об устном народном творчестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_skazkam.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ООД детей старшего дошкольного возраста по приобщению к произведениям художественной литературы.
«Путешествие по сказкам»
Воспитатель
МБДОУ д/с № 1 г.Починка
Калиничева В.А.
Цель:
— систематизирование и углубление знаний детей об устном народном творчестве;
Коррекционные задачи:
— развивать координацию движений, коррегировать движения пальцами в отдельности относительно друг другу;
— способствовать активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций;
— фиксировать взор и прослеживать за движением указки.
Предварительная работа.
Чтение русских народных сказок, пословиц поговорок игры-драмматизации. Приготовление декораций, игрушек к театральным играм, разыгрывание сценок.
Оборудование:
декорации и персонажи кукольного театра би-ба-бо, театра на столе, пальчикового театра, ширма, карта-схема для прослеживания пути героев сказок.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Конечно же, Вы их любите и знаете много сказок. Сказки учат нас храбрости и стойкости, видеть добро и зло. Предлагаю детям отправится в путешествие по сказкам.
Тише, детки, проходите
Наши сказки не спугните
Сказки уж давно пришли
Очень деток ждут они
Где вы, сказки покажитесь
Нам ребятам отзовитесь.
Идем под музыку по лесу. Обращаю внимание детей на мешок, который лежит под елкой.
По дорожке дети шли
Мешочек на пути нашли
А мешочек не простой,
Он волшебный, — вот какой.
Говорю детям, что волшебный лес приготовил нам сюрпризы: мешочек развяжется только тога, когда дети отгадают загадку.
Мешочек вы хотите развязать, тогда загадку вам придется отгадать.
В этом мешочке лежит комочек
Круглый, маленький пушочек
От всех любит убегать
Тяжело его поймать (клубок ниток)
Развязываю мешочек, достаю клубочек и упускаю его из рук, даю возможность укатиться. Он катится и останавливается у пенька. На пеньке стоят зайцы. Интересно, из какой он сказки?
Воспитатель: Давайте послушаем зайчиков.
Двое детей надевают зайчиков на пальцы и играют персонажей из сказки, разворачивая небольшой сюжет, действуя одним пальцем, проговаривая текст.
1 заяц: Ничего я не боюсь. Вот не боюсь нисколько. И все тут.
2 заяц: Эй ты, косой глаз и волка не боишься.
1 заяц: И волка не боюсь и лисицы и медведя не боюсь — никого не боюсь.
2 заяц: Очень уж смешной заяц. Ах, какой смешной.
1 заяц: Ежели мне попадется волк, так я его сам съем.
Воспитатель: Ребята, из какой сказки эти зайчики, узнали? Правильно, » Заяц-длинные уши«.
Ребята, давайте подскажем зайчику, что хвастаться не хорошо.
Какие поговорки и пословицы вы знаете для хвастунишек?
«Не хвались началом —хвались концом»
«Не спеши языком — торопись делом»
Даем объяснения пословицам.
А в нашей группе нет таких хвастунишек? Зайчику стало стыдно. Возьмем зайчиков с собой в путешествие? Они больше не будут хвастаться.
Отпускаю клубочек, он катится и останавливается возле сундучка.
Тише дети, не шумите
Наши сказки не спугните
Здесь бывают чудеса
Сказки спрятались пока
Не грусти, улыбнись
Сказки дарят вам сюрприз.
Ой, ребята, смотрите какой сундучок. Давайте его откроем. А открывать его надо не ключами, а волшебными словами.
Где ты, сказка покажись
Нам ребятам, отзовись
Воспитатель: Открываю сундучок. А здесь что-то есть. Достаю Царевну-лягушку, а вот и Иван-царевич.
Двое детей показывают настольный театр игрушек-подделок на столе. Обыгрывают персонажей, их действия передаются интонацией играющих. Дети показывают отрывок из сказки «Царевна-лягушка».
Иван-Царевич: Лягушка-лягушка, отдай мне свою стрелу.
Лягушка: Возьми меня замуж.
Иван-Царевич: Что ты, как я возьму себе в жены лягушку?
Лягушка: Бери, знать судьба твоя такая. Ква-ква, что закручинился?
Иван-Царевич: Лягушка-лягушка, как мне не кручинится. Батюшка наказал, чтобы я пришел с тобой на пир, а как я тебя людям покажу.
Лягушка: Не тужи, Иван-Царевич, иди на пир, а я в след за тобой буду.
Воспитатель: Ребята, догадались из какой сказки эти герои? Правильно «Царевна-лягушка». Ребята, скажите, подходит ли к сказке пословица.
«Нет худа, без добра»
«Не было счастья, да несчастье помогло»
Объясните, как вы это понимаете (в случае затруднения, помогаю детям). Правильно. Молодцы. Давайте, посмотрим, что там еще в сундучке.
Достаю Бабу-Ягу надеваю на руку и говорю.
Баба-Яга: хотите пойти со мной в мою сказку. Тогда я превращу вас в гусей-лебедей (создаем сценку к сказке).
Баба-Яга: приглашает гусей-лебедей подлететь к ней и говорит.
В моей сказке помню я
Тоже девочка была,
Да еще и брат Ванюшка
Что попал в мою избушку
Очень съесть его хотела
Да немного не успела
Прокралась сестра в избушку
Да и унесла Ванюшку
Гуси-лебеди летите
Машу с Ваней догоните.
Проводится подвижная игра «Гуси-лебеди». Гуси-лебеди летают, Машу с Ваней догоняют. Маша подбегает к яблоньке и говорит.
Вот и яблонька родная
Спрячь нас с Ваней дорогая
Гуси-лебеди опять
Братца захотят отнять
Яблонька: Съешьте яблочка, тогда вас укрою без труда.
Маша: Вот как яблочки созрели, угостить нас захотели.
Воспитатель: Гуси-лебеди кричали, Машу с ванечкой искали, но ни с чем вернулись в дом, сказу кончили на том.
Ребята, в какой мы сказке с вами побывали? «Гуси-лебеди». Какя Баба-Яга в сказке (зля, сердитая). Давайте подскажем Бабе-Яге пословицы о доброте.
«Худо тому, кто не делает добра никому»
«Себя губит, кто других не любит»
Даем объяснение этим пословицам.
Воспитатель: Посмотрю, что еще нам приготовил волшебный сундучок? (и говорю)
Одну простую сказку
А может и не сказку
А может и героев
Хочу вам показать
Если мы помним с детства
А может и не с детства
А может и не помним
Но будем вспоминать
Звучит музыка к сказке «Три поросенка». Дети идут за ширму, показывают отрывок из сказки. Игра — драмматизация с куклами бибабо.
Ниф-Ниф: Хоть полсвета обойдешь, обойдешь, обойдешь, лучше дома не найдешь, не найдешь, не найдешь.
Нуф-Нуф: У меня хороший дом, новый дом, прочный дом. Мне не страшен дождь и гром.
Наф-Наф: дом построим из камней, из камней, из камней. Никакой на свете зверь, хитрый зверь, страшный зверь, не ворвется в эту дверь, в эту дверь, в эту дверь.
Вместе: Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк. Где ты ходишь глупый волк, старый волк, страшный волк.
Волк: Что за шум. Я все-таки закушу сегодня свежей поросятинкой (и бежит за поросятами). Поросята убегают с визгом.
Воспитатель: Узнали ребята этих героев, из какой они сказки? Ребята, скажите, какими должны быть поросята, чтобы победить злого волка? (сильными, ловкими, умными, а главное дружными). Скажите, как вы понимаете такие пословицы.
«Один в поле — не воин»
«В согласии жить — никто не одолеет»
«Делу — время, а потехе час»
Даем объяснения пословицам, хвалю детей и говорю: «Загляну я еще в сундучок, мне кажется, что там еще что-то есть».
Достаю шапочку лисы и спрашиваю у детей, а знают ли они в каких сказках живет лиса (ответы детей).
Лисичка хочет поиграть с вами.
Игра «Зайцы и лиса»
Лиса по лесу гуляла
Зайчиков лиса искала
Вскоре лисонька устала
Легла и тут же задремала
Вдруг зайчишки прискакали
Они лисоньке сказали
Лиса-лисонька вставай
И зайчиков догоняй
(читаю текс, дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Ребята, вот какие интересные сказки мы с вами вспомнили благодаря клубочку и волшебному сундучку.
Прекраснейшие сказки
Красивые, простые
А может не простые
Показали нам
Вы очень все старались
И сказки получились
Огромное спасибо
Говорю я вам
Воспитатель: Вам понравилось ребята, наше путешествие? (ответы детей). Ребята, вы знаете много сказок, очень любите их. А скажите, чему учат нас сказки? Они учат нас видеть где добро, а где зло, где правда, а где ложь. Сегодня мы с вами помогали нашим героям, подсказывали, учили их, что плохо хвастаться, плохо быть злым, что нужно жить дружно и нести в наш мир добро. А нашим героям пора возвращаться в свои сказки. Давайте поможем им найти правильный путь и проводим их в лес.
Игровое упражнение «Прослеживание пути»
Ребята, волшебный сундучок приготовил вам еще один сюрприз — угощение. Угощаю детей, благодарю за интересное путешествие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ НА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ» (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»)
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙНА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ» (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕ...
Конспект комплексной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста на тему "Большие буквы" (игра-путешествие по сказкам К.И.Чуковского).
Программное содержание:Продолжать развивать у детей интерес к творчеству К.И. Чуковского.Продолжать учить детей называть слова с определенным звуком.Закрепить умение читать слоговую таблицу.Закрепить ...
Перспективное планирование для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой с включением регионального компонента
Планирование работы по ознакомлению с художественной литературой для детей старшего дошольного возраста с включением литературных произведений писателей Кубани....
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....
Педагогический опыт : « Развитие речи детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой»
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видео...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Книголюбы» Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, вечно з...
Отчёт по самообразованию «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с художественной литературой» За период: сентябрь 2017 год – май 2018 год
Любознательность – это признак готовности ребёнка к школьному обучению, он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе.Одним из средств формирования...