Презентация "Развитие интереса дошкольников к художественной литературе"
презентация по художественной литературе на тему
Презентация "Развитие интереса дошкольников к художественной литературе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презент разв интер к худ лит | 294.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.
- раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний. - формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. - способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка. Таким образом, чтение художественной литературы можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека. Художественные произведения в символической форме:
Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него; Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке; Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух. Задачи работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
в процессе непосредственно образовательной деятельности (традиционные, игровые, эксперименты (опыты), путешествия); при создании игровой предметно-развивающей среды; в самостоятельной игровой деятельности детей ; Приобщение дошкольников к художественной литературе происходит :
Литературное произведение полноценно воспринимается лишь в том случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Не стоит забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература будет соответствовать интересам малыша, его мировоззрению, запросам, душевным побуждениям.
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слышать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него.
В среднем дошкольном возрасте на занятиях внимание детей привлекает и к содержанию, и к легко различаемой на слух (стихотворение, проза) форме произведения, а так же и к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Становится возможен небольшой анализ произведения, т. е. беседа о прочитанном. Беседа развивает умение размышлять, высказать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей к художественной литературе, книге, умение чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух, воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. В этом возрасте у детей развивается способность наслаждаться художественным словом, закладывается фундамент для формирования любви к родному языку.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет книжный уголок. • Уголок книги по возможности располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосредоточенного общения с книгой. • Нужно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени. • Подбор литературы должен соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей. • Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книг и участию в ней.
Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно поместим в уголок книги: 2 — 3 сказочных произведения; стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей родины, с ее сегодняшней жизнью; 2-3 книги о жизни природы, животных и растениях; произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. юмористические книги (С. Маршак, С. Михалков, М. Зощенко, Н. Носов, В. Драгунский) ; кроме того, в уголок можно иногда помещать книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.
До чтения надо готовить детей к восприятию художественного произведения: показать книгу, героев, создать ситуацию удивления, эмоционального настроя на слушание, возбудить воображение, ставить проблему, интриговать восприятие знакомого явления новизной, комментируются трудные места текста, объясняются непонятные слова. В процессе чтения идет сопоставление словесного и иллюстративного образа. После чтения проводится проверка возникших мысленных картин образов, в беседе уточняется время и место действия, характеры героев, представления о событиях и поступках, формируется основная мысль произведения, даются оценки и выводы о книге Работа с книгой состоит из трех этапов:
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании художественной литературы, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций.
В этом направлении могут быть использованы: Информационные стенды Совместные мероприятия (досуги, викторины) Совместная проектная деятельность Изготовление атрибутов, костюмов для театрализованной деятельности Поощрение семей, посещающих библиотеку Помощь в обогащении книжного уголка группы и др. Родители и педагоги – партнеры в деле приобщения детей к чтению художественной литературы
Словесный Практический Наглядный Основными методами ознакомления дошкольников с художественной литературой являются следующие:
Чтение произведений. Чтение с продолжением. Вопросы к детям по содержанию произведений Пересказ произведения Заучивание наизусть Выразительное чтение Беседа по произведению Прослушивание аудиозаписи Словесный метод сочетает в себе такие приемы как:
Элементы инсценировки. Игры-драматизации Дидактические игры Театрализованные игры Использование разных видов театра Игровая деятельность. Инсценирование . Практический метод включает:
Показ иллюстраций, картинок, игрушек Элементы инсценировки Движение пальцами, руками Схемы Алгоритмы Просмотр видеоматериалов . Оформление выставки Наглядный метод подразумевает:
«Перевирание» сказки. Можно предложить детям вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому. «Салат из сказок». Детям предлагается свести в новой сказке героев различных произведений. Изменение ситуации в знакомых сказках. Моделирование сказок. Сказки с новым концом. Проектная деятельность Занятия с использованием мультимедийных средств, Литературные праздники , викторины, праздники книги Выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Создание " Книжкиной больницы" в группах поможет привить детям бережное отношение к книге. Создание детьми книг-самоделок Празднование именин произведения Вечера загадок, сказок и др. К инновационным методам работы с художественной литературой можно отнести следующие:
Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать о книге и помогать при анализе произведения . «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!» К.Г. Паустовский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль воспитателя в воспитании интереса у дошкольников к художественной литературе
В последнее десятилетие сформировалось поколение, имеющее собственное отношение к книге и процессу чтения. Для этого поколения книга как продукт полиграфии, источник информации, явление художественной...
Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе
Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...
Консультация для воспитателей «Формы и методы формирования у воспитанников интереса к чтению художественной литературы»
Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного....
Эффективные формы работы с воспитанниками, направленные на развитие интереса к чтению художественной литературы
Консультация для воспитателейРоль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы с детьми в этом направлении....
Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу
Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу...
Консультация для родителей «Формирование интереса старших дошкольников к художественной литературе и чтению книг»
консультация...
Формирование интереса дошкольников к художественной литературе средствами анимационных технологий
Одна из наиболее актуальных задач приобщения дошкольников к чтению – это поиск новых, более эффективных способов, которые будут увлекательны и доступны для современного дошкольника....