Путешествие внутри литературного произведения как фактор развития познавательных способностей детей.
учебно-методический материал по художественной литературе (старшая группа) на тему
Литературные путешествия как фактор познавательного развития дошкольников
На развитие ребенка-дошкольника должна работать сама книга, а не ее специальное препарирование на обязательных обучающих занятиях. Для этого чтение должно быть интересным и непринудительным. Дошкольнику нужны не уроки литературы, книга нужна ему, чтобы увидеть многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним, а иногда и поплакать над его судьбой.
Н.А. Короткова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_szhataya.pptx | 1.7 МБ |
literaturnye_puteshestviya_kak_faktor_poznavatelnogo_razvitiya_doshkolnikov.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: погрузить детей в мир героев повести-сказки Н. Носова «Незнайка и его друзья». Задачи: - Прививать детям потребность в восприятии художественной литературы, учить обыгрывать сюжеты знакомой сказки, преобразовывать их, придумывать новые на основе сюжета литературного произведения, иллюстрировать их, придумывать игры. - учить детей развивать игровой сюжет, узнавать новое, проводить эксперименты для уточнения тех или иных данных. - Принимать на себя роль того или иного героя, оснащать свою роль нужными атрибутами игры. - Развивать фантазию детей, создавать условия для обогащения духовного мира каждого ребенка. - Обогащать словарный запас, продолжать учить детей общаться друг с другом от лица своего героя.
Формы работы «Незнайка и его друзья» Сочинение стихов (буриме) Сюжетно-ролевая игра Познавательно-исследовательская деятельность Создание игры- бродилки
Этапы работы: Игра «Буриме» Читая сказочную повесть «Приключения Незнайки и его друзей», мы с ребятами остановились на главе, в которой Незнайка сочинял стихи (глава 4). Вместе с ребятами мы попробовали поиграть в веселую игру «Буриме», в которой нужно придумывать стихотворения на заданную тему. Рифмы должны быть неожиданными и немного странными. А главное требование - наличие смысла и юмора в стихотворении.
Сочиняем стихи Буриме Знайке нравится учиться, а Незнайке веселиться. Знайке нравится читать, а Незнайке узнавать. Мой хороший друг Незнайка Заиграл на балалайке. Жили в городе Цветочном Винтик, Шпунтик , Незнайка и Пончик. У Незнайки много дел, Он с утра малину ел
Следующим этапом нашего путешествия стала познавательно-исследовательская деятельность Цель: выявить возможность воздуха нагреваться и охлаждаться, установить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается. Материалы: воздушный шарик, пластиковая бутылка, таз с горячей и холодной водой. Читаем с детьми сказочную повесть Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» глава № 6 «Как Знайка придумал воздушный шар». Обсуждаем, что такое воздушный шар и как он работает . На этом этапе путешествия мы с детьми решили выяснить, правильно ли смастерил воздушный шар Знайка , и сможет ли он полететь? Мы рассмотрели устройство шара, из каких частей он состоит и провели эксперимент с холодным и теплым воздухом, что бы понять почему шар поднимается в воздух. В результате этого опыта, мы узнали, что теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.
При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается
Третьим этапом путешествия стала сюжетно-ролевая игра «Полет на воздушном шаре» Сюжет игры: Детям предлагается отправиться в полет на воздушном шаре, который сначала нужно смастерить. Дети самостоятельно предлагают, из каких материалов будут его мастерить (они предлагали построить корзину из кубиков, столов, стульев, а вместо шара возьмем воздушные шарики). После этого стали собирать команды, которые понадобятся в путешествии. Это была команда Медуницы (медики), команда Винтика и Шпунтика , команда Пончика (повара), штурман и капитан. Капитан проверил готовность всех команд, и отдал сигнал на взлет.
Команда, по - местам!
По прибытию на место каждая команда выполняла свое задание.
Последним этапом путешествия стало создание игры- бродилки . «По следам Незнайки и его друзей»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
Литературные путешествия как фактор познавательного развития дошкольников
На развитие ребенка-дошкольника должна работать сама книга, а не ее специальное препарирование на обязательных обучающих занятиях. Для этого чтение должно быть интересным и непринудительным. Дошкольнику нужны не уроки литературы, книга нужна ему, чтобы увидеть многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним, а иногда и поплакать над его судьбой.
Н.А. Короткова
Путешествия по следам прочитанных произведений являются очень увлекательным и полезным занятием как для детей, так и для взрослых, ведь содержание книги можно широко использовать для познавательного, социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического развития дошкольников, оно должно развлекать ребенка, стимулировать познавательную активность, мотивировать его на творчество. Воспитательный же эффект детской книги переоценить просто невозможно.
Подобного рода культурная практика формируется с первых лет жизни ребенка, когда он рассматривает замечательные иллюстрации с близкими ему людьми, слушает их голос, пытается соотнести рисунок с содержанием, испытывает положительные эмоции и от общения, и от прочитанного, и от картинок. Свободное обращение к художественным текстам при развертывании других культурных практик обогащает совместную деятельность взрослых и детей, делает ее высоко мотивированной и высоко продуктивной.
Путешествие по литературному произведению – это способ погрузиться в его сказочный мир, возможность побыть героями этого произведения, пережить вместе с ними разные приключения, испытать их эмоции, столкнуться с трудностями и преодолеть их. Окунувшись в мир полюбившихся героев, дети с легкостью приобретают новые знания, умения и навыки. Пытаясь удостовериться в тех или иных фактах, представленных в произведении, дети с интересом экспериментируют и делают соответствующие выводы. Оказавшись в новых для себя условиях, дети знакомятся с новыми профессиями и пытаются перевоплотиться в новых героев, подбирают необходимые для игры атрибуты, учатся взаимодействовать между собой, работать в мини-группах и брать на себя те или иные обязательства.
Содержание прочитанного и путешествие по следам прочитанного становится увлекательным занятием, ведь книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни.
Название культурно-образовательной практики, форма ее реализации:
Литературные путешествия, образовательное путешествие.
Возраст детей и специфика группы, в которой проходила практика:
Дети старшего дошкольного возраста (6-ой год жизни). Группа оздоровительной направленности, в которой первый год идет реализация культурно-образовательной программы «Кругозор».
Цель практики: обогащение совместной деятельности взрослых и детей.
Задачи:
- Приобщать дошкольников и их родителей к чтению.
- Развивать познавательную активность дошкольников.
- Обогащать другие культурные практики детей (сюжетную игру, продуктивные виды деятельности) содержанием литературных произведений.
Краткое описание практики:
Предварительная работа: чтение сказочной повести Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
- Обыгрывание событий, описанных в ней (придумывание стихотворных строчек – игра «Буриме»).
- Организация опытов, на которые натолкнуло содержание повести, с целью проверки вероятности описанных событий (полети или не полетит воздушный шар?).
- Организация сюжетно-ролевой игры по мотивам сказочной повести.
- Создание игры-путешествия.
Последствие: обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе, самостоятельная игровая деятельность детей, основанная на содержании сказочной повести.
Выводы и перспективы: деятельность детей обогащается новым содержанием, становится творческой и продуктивной, игра приобретает большую самостоятельность и фантазийность.
В перспективе: создание новых разработок литературных путешествий, апробация их в работе и распространение своего опыта работы среди педагогов ДОУ и района.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НОД «Путешествие к животным жарких стран» по развитию познавательных способностей для детей подготовительной к школе группы
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НОД«Путешествие к животным жарких стран»по развитию познавательных способностейдля детей подготовительной к школе группы Цель: Развитие познавательных с...
Методическая разработка: "Музыкально - театрализованная деятельность - как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста".
Из опыта педагогической работы музыкального руководителяМБОУ – Первомайская СОШ (дошкольное отделение)Филимоненко Натальи Евгеньевны«Музыкально - театрализованная деятельность - как фактор развития тв...
Природа как фактор развития познавательных способностей дошкольников.
Статья: Природа как фактор развития познавательных способностей дошкольников....
Перспективный план работы формирование основ сенсорной культуры, как фактора развития познавательных способностей воспитанников 2-3 лет, посредством использования сенсорных дидактических игр.
маленький ребенок познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей. кожи, рта, носа. обследуя окружающий мир кроха постепенно накапливает и расширяет свои представления о различных сво...
Литературное произведение как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
Презентация для педагогов ДОУ " Литературное произведение как средство развития речи у детей дошкольного возраста"...
Презентация «Музыкально - театрализованная деятельность - как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
В данной презентации раскрывается вопрос развития у детей творческих способностей....
Беседа по содержанию литературного произведениям как средство развития диалогической речи детей 4-5 лет
Комплекс бесед по литературным произведениям, представленный в данной статье, поможет повысить уровень развития диалогической речи детей 4-5 лет....