Занятие по формированию навыков успешного взаимодействия детей средствами художественной литературы «Наш дом дружбы».
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему
Занятие по формированию навыков успешного взаимодействия детей средствами художественной литературы «Наш дом дружбы». |
Занятие по формированию навыков успешного взаимодействия детей средствами художественной литературы и рисования. (подготовительная группа) Словарная работа: закрепить использование в речи слов, обозначающих личностные характеристики (дружелюбный, находчивый, заботливый, жизнерадостный, трудолюбивый), закрепить умение образовывать однокоренные слова, познакомить со словом комплимент.
Дети: С улыбки, комплимента. Воспитатель: Почему важно улыбаться? (ответы детей) Воспитатель: Если в человеке видеть всегда хорошие качества, он будет стремиться быть таким. Поэтому давайте поучимся говорить друг другу хорошие, приятные, добрые слова. Игра «Комплименты» Игра начинается со слов : «Мне нравится в тебе….» По кругу каждый ребенок говорит соседу комплимент, называет хорошие качества характера или внешние отличительные признаки, стараются чтобы комплименты не повторялись, были разными. После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они о себе узнали, понравилось ли им говорим комплименты. В упражнении ребенок видит свои положительные стороны, чувствует, что он принимаем и ценим другими детьми. Воспитатель: – Какие замечательные комплименты вы научились говорить друзьям, в них столько любви, дружбы, привязанности. Есть комплименты, которые отмечают черты вашего характера, ваши внутренние качества. Ребята, как приятно говорить друг другу хорошие слова, после не хочешь ссориться с друзьями, обижаться. Молодцы, ребята, получайте кирпичик! Воспитатель: В народе говорят: «Нет друга - ищи, а нашёл - береги». Давайте поиграем в игру «Я хочу подружиться». Эта игра поможет вам найти новых друзей. Попробуйте описать человека так точно - его характер, внешность, чтобы он себя узнал и вышел к вам. Я хочу подружиться с мальчиком. Он смелый, сильный и трудолюбивый. Он одет в клетчатую рубашку и джинсовые шорты…(ребёнок, узнавший себя, выходит к воспитателю и пожимает ему руку). Этот ребёнок продолжает игру, загадывая следующего ребёнка по образцу. Вот вам еще кирпичик. Беседа Воспитатель: Встречаются ли вам ребята, с которыми иногда трудно общаться и дружить? Почему? Как вы думаете? (ответы детей) важно ли для дружбы и общения уметь действовать вместе, играть по правилам, уметь договариваться? Давайте это проверим. Воспитатель: Ребята, как ладошки помогают дружить и общаться? Дети. Мы можем прощаться и приветствовать друг друга с помощью рук. Воспитатель. Верно! А еще ладошки нам помогут играть с друзьями, хотите научиться? Дети. Да. Игра «Ладошки» Воспитатель: Нужно встать парами, лицом друг другу и повторить за мной Вот у нас игра, какая: Хлоп, ладошка, хлоп другая. Правой праву ладошку Мы похлопаем немножко. А потом ладошкой левой Ты хлопки погромче делай А потом, потом, потом Левой правую побьем Вверх ладошки – хлоп, хлоп, По коленкам – шлеп, шлеп По бокам себя похлопай, По плечам теперь пошлепай. Можешь хлопать за спиной, Хлопаем перед собой. Вправо можем, влево можем. И крест-накрест руки сложим. Дети: нужно учиться находить себе друзей, ведь одному быть скучно, грустно, плохо. Получайте еще кирпичик. Беседа с постановкой проблемных задач. Воспитатель: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают эти ссоры? (Ответы детей) Итак самая частая причина ссор –когда вы не можете поделить что-то или когда хотите делать одно и то же. Представьте двух друзей, Ежика и зайчика, каждый из которых хочет покачаться на качелях. Как помочь им не поссориться Воспитатель выбирает двоих детей для участия в игре, выдает им соответствующие маски зверей. Роль качелей выполняет стул с высокой спинкой. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию. Инсценировка стихотворения В тихом лесу средь кустов и дорожек Жили два другу, Зайчик и Ежик. Как-то они на прогулку пошли Ежик навстречу качелям шагнул, Заяц качели себе потянул. Заяц: «Я первый!» А Ежик: «Нет. Я»! Не уступают друг другу друзья. Заяц обиделся: «Значит, ты, Еж, Мне как товарищ совсем не хорош Обсуждение проблемы, поиск путей ее решения Воспитатель. Почему Заяц решил не дружить с Ежиком? Дети. Ежик не уступил ему качели. Воспитатель. Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться друзьям? Дети. Нет Воспитатель: Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но уже с веселым концом, когда Зайчик и Ежик договорились. В тихом лису средь кустов и дорожек Жили два друга, Зайчик и Ежик Как-то они на прогулку пошли И на поляне качели нашли. Ежик навстречу качелям шагнул, Заяц качели к себе подтянул Заяц сказал: «Покачаю тебя» Мы ведь с тобою, Ежик друзья!» Получайте кирпичик Подведение итогов Воспитатель: Итак, что нужно делать, чтобы не ссориться? Дети. Уметь договориться. Воспитатель: О дружбе написано много сказок, стихов, песен. Давайте попробуем вместе вспомнить пословицы о дружбе. «Я начну, а вы кончайте - хором дружно отвечайте!» Там, где дружат, живут не тужат. Дружба и братство дороже богатства. Нет друга - ищи, а нашел - береги. Сам пропадай, а товарища выручай. Помогай другу везде, не оставляй его в беде. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. На что с ним дружиться, когда он любит сердиться! Друг за дружку держаться - ничего не бояться! Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Воспитатель: Ребята, а какая пословица вам понравилась больше всего? Что она обозначает. Можно использовать следующие поговорки: - Вместе тесно, а врозь хоть плачь. - Друг познаётся в беде. - Новых друзей наживай, а старых не утрачивай. - Где дружбой дорожат - там враги дрожат. - Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь. - Человек без друга что дерево без корней. - Дружба в делах помощница. - Плохие товарищи - вещь опасная. Воспитатель. Молодцы! Много знаете пословиц о дружбе. Получайте кирпичик для Дома Дружбы. Воспитатель предлагает вспомнить сказочных героев которых можно выбрать себе в друзья. «Выбери себе в друзья сказочных героев».Чтобы его выполнить, надо рассмотреть на мольберте картинки, изображающие сказочных героев и выбрать себе в друзья одного сказочного героя сказочных и объяснить свой выбор Кота в сапогах - находчивый, Красную Шапочку - заботливая, Золушка - трудолюбивая, Мальвина - умная, Карлсон - весёлый, Гена и Чебурашка- дружелюбные, Получайте кирпичик. Воспитатель: Представьте, что у вас нет такого большого выбора, а есть только отрицательные герои. ( Карабас – Барабас, волк, Старуха Шапокляк) Что бы вы решили - остаться одному или подружиться с кем-нибудь из них? Ребенок. Можно подружиться, но надо научить их быть добрыми, не совершать плохих поступков. Воспитатель: Среди таких героев - Шапокляк. Можно с ней подружиться? Мы столько ей рассказали о друзьях и дружбе! Теперь Шапокляк поймет: в Доме дружбы могут жить лишь настоящие друзья, которых объединяет что-то общее, которые никогда не сделают друг другу ничего плохого и обидного Заключительный этап Ребята, мне тоже хочется заложить кирпичик в Дом дружбы - я хочу сказать вам комплимент. Говорить комплимент - это значит говорить что-то приятное другому человеку. Я от чистого сердца хочу сказать вам добрые слова! Воспитатель хвалит каждого ребёнка, отмечая его положительные качества. Воспитатель. Кладем ещё один кирпичик. Вот и незаметно мы построили Дом дружбы. Благодаря вашим стараниям и знаниям он получился большой, красивый. Но чего-то, по-моему, в нем не хватает. Дети. Нужно поместить друзей, чтобы было не только красиво, но и весело! Воспитатель: Давайте нарисуем портрет своего друга и поместим в дом дружбы. Звучит песня. В. Шаинского «Когда мои друзья со мной». Воспитатель: Здорово у вас получилось! Посмотрите, как озарился дом радостными улыбками, согрелся теплом от дружеских детских сердец. Съёмка наша закончилась, кассету мы пошлём Шапокляк - она поймёт: (все вместе читают стихотворение) Что такое дружба? Мир на всей планете, В осенний теплый полдень , Легкий ветерок. Потому - что дети, весело смеются, Сделав кто что смог! Литература: журнал «Воспитатель» № 8/2010, О. В. Недорезова «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Тема: "Воспитание детей средствами художественной литературы".
Воспитатель советует родителям, какие художественные книги они должны читать своим детям, как использовать их в воспитании детей....
Материалы из опыта работы по формированию нравственных качеств личности дошкольника средствами художественной литературы
Информация для педагогов и родителей...
Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"
Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"...
Консультация для воспитателей Формирование идеалов мужественности и женственности средствами художественной литературы.
Формирование идеалов мужественности и женственности средствами художественной литературы....
« Формирование полуролевых представлений у дошкольников средствами художественной литературы в режимные моменты « Кто я».
Познавательное развитие: помогать познавать самих себя.Учить высказывать свое отношение к стилям поведения.Социально-моральное развитие: формирование стремления утвердиться в половой...
Формирование связной речи дошкольников по средствам художественной литературы
Одна из самых важных задач обучения дошкольников- развитие связной речи....
Методические рекомендации по формированию идеалов мужественности и женственности у детей средствами художественной литературы
художественная литература оказывает огромное влияние на формирование, развитие и воспитание подрастающего поколения. При воспитании у детей идеалов мужественности и женственности Н.К. Дедовских предла...