Статья: «Значение сказки в жизни дошкольника»
статья по художественной литературе на тему

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое оказывается, мы знаем очень поверхностно. Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. В последнее время родители все меньше и меньше читают своим детям русские сказки. А ведь именно этим небольшим, но очень емким произведениям мы все обязаны собственным развитием в детстве. Особенно это касается моральных и культурных принципов. Если ребенок воспитан не на русских народных сказках, а, например, на жестоком японском аниме или сомнительной морали американских мультиках, то это только повод для сожаления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_avtosohranennyy.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Значение сказки в жизни дошкольника»

Автор: воспитатель МДОУ детский сад № 44 «Колокольчик» городского округа Серпухов.

    Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, будь то ребенок или взрослый, мощный инструмент развития, приобретения опыта. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания.

Русская народная сказка – явление в мировой культуре уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. Такое сюжетное многообразие в мировом фольклоре встречается далеко не часто. В течении многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.

      В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о русских народных сказках.

        Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое оказывается, мы знаем очень поверхностно. Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. В последнее время родители все меньше и меньше читают своим детям русские сказки. А ведь именно этим небольшим, но очень емким произведениям мы все обязаны собственным развитием в детстве. Особенно это касается моральных и культурных принципов. Если ребенок воспитан не на русских народных сказках, а, например, на жестоком японском аниме или сомнительной морали американских мультиках, то это только повод для сожаления.

      Мир ребенка полон фантазий, чудес и сказок. Весь необъятный внешний мир оживает в восприятии ребенка. Практика показывает, что дошкольный возраст является наиболее сенситивным периодом для использования сказки, хотя и в более позднем возрасте адаптированное использование сказочного материала может быть эффективно. Рассказывание сказок ребенку очень важная ступень в развитии ребенка! Благодаря сказкам, мы можем научить малыша различать добро и зло, мы закладываем в нем стремление к прекрасному. На протяжении всей жизни мы склонны верить, что добро побеждает зло, а несправедливость будет наказана. Эту надежду мы впитали еще в детстве, когда слушали сказки. Ведь этот принцип является их основным постулатом.

   Известный итальянский писатель Джанни Родари отмечал, что «сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как и игра: она нужна ему для того, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

  Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые. У каждого народа есть свои сказки с их особенностями – национальными героями, бытом.

    В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. [ 3, c. 25] Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

    Главное назначение сказки – это воспитание добрых чувств. Только добрый человек может сострадать и сочувствовать, он не может не уважать людей, не может быть завистливым, грубым, хамом. Чувство доброты есть корень всех благородных качеств.

     Все мы прекрасно знаем великого детского сказочника Г. Х. Андерсона. Все мы воспитывались на его прекрасных сказках : «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева» и т. д. Он высказал прекрасную мысль, что «сказки –блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей». Я думаю, что лучше и не сказать. Читая его сказки видишь, что самые прозаические вещи превращаются в сказку : оловянный солдатик, осколок бутылки, обломок штопальной иглы, воротничок, серебряная монетка и многое – многое другое. Ведь мы же знаем, что каждый цветок, каждый уличный фонарь рассказывали сказочнику свою историю, а он передавал ее детям: о гадком утенке, который превратился в прекрасного лебедя, а молодая девушка стала «принцессой на горошине», о голом короле, который вышел на прогулку без платья, о Снежной королеве, пытавшейся превратить в кусок льда сердце маленького Кая.

     Очень часто возникают случаи, когда с детьми трудно найти общий язык. Тут сказывается и то, что живем мы в конкретное, ускоряющееся и сложное время. С годами меняется наша речь и сам стиль ведения разговора. Но все же для того, чтобы научиться разговаривать с подрастающим поколением и находить с ним взаимопонимание, требуется отступить от своей «взрослости». Мы должны учиться говорить на языке детей.
И вот тут на помощь приходят сказки, а точнее их сочинение и чтение.

     Учёные доказали, что сказки развивают мышление малыша, учат думать, тренируют память, речь. Роль чтения сказок трудно отрицать в воспитании правильной устной речи дошкольника. Её тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалог, влияют на развитие связной, логической речи, делают её эмоциональной, образной, красивой. Сказки способствуют воспитанию правильной устной речи детей: расширяется и активизируется словарный запас детей, развивается связная речь, развивается интонационная выразительность речи.

     В соответствии с ФГОС дошкольного образования педагоги  должны развивать в детях творческую активность и творческую самостоятельность. [4, п.4.6] Сказка в полной мере подходит для того, чтобы развивать в детях эти личностные качества. К тому же, работа по сказке включает интеграцию практически всех образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.

Из сказок дети узнают первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Дети, которым постоянно читались сказки, намного быстрее учатся говорить и правильно формулировать свои мысли. Хочется обратить внимание на то, что сказку нужно не читать, а рассказывать. Этим у детей воспитывается умение слушать и понимать монологическую речь. После рассказывания сказки необходимо рассмотреть вместе с детьми иллюстрации, провести беседу, которая поможет детям лучше понять содержание, правильно оценить некоторые эпизоды сказочной истории.  У детей развивается умение справедливо оценивать поступки не только героев сказок, но и своих сверстников, формируется умение понимать, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Участие в играх драматизациях помогает детям преодолеть неуверенность в себе, воспитывать волю и характер, развить внимание и память, речь и мышление. Главным в игре-драматизации становится коллективная устремленная деятельность. Например, в старшем дошкольном возрасте, особую значимость приобретает  трудовая деятельность. Она эмоционально окрашена, имеет радостную перспективу: организуется мастерская по изготовлению шапочек, элементов декораций, необходимых атрибутов к игре. Ребята сами распределяют роли договариваются, кто играет сегодня, кто - зрители. Усиливаются симпатии детей к товарищам, партнерам по игре, развивается взаимопомощь, ответственность друг за друга. Большое значение в создании дружного коллектива имеют выступления детей старших групп перед малышами. Дети мобилизуют свою изобретательность, у них повышается ответственность за каждого выступающего. Игра-драматизация помогает детям чувствовать красоту поступков, учит помогать слабому. На опыте я убедилась, что эти игры при их правильной организации могут быть богатым источником для формирования дружного коллектива, где атмосфера радости и доброты помогает воспитывать необходимые нравственные качества у дошкольников. Разнообразный сказочный мир будит воображение ребенка, рождает познавательный интерес к реальному миру, вызывает у детей энергию, дает первые понятия о добре, зле, справедливости. Через сказку ребенок начинает понимать законы мира, в котором он родился и живет.

        Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. [2, c. 300]  Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце.

    Сказка — это маленький волшебный мостик, соединяющий нас с нашими детьми. Чем больше таких мостиков мы построим – тем крепче будут наши отношения с детьми, тем более уверенными в себе и своих силах вырастут они. А ещё сказка это фитилёк, разжигающий костёр фантазии, без которого просто невозможна жизнь ребёнка.

       Сказка является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Арушанова А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012 с.80 (Модули Программы ДОУ).

2 Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И.Н. Тимофеева; РНБ. – СПБ, 2000. – 511 с. : ил.

3 Тихомирова И.И. Детское чтение как ценность культуры нации. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация,2007.

4 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

5 Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой [Текст]/ Л.Б. Фесюкова - Харьков, 1996 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья значение сказки в жизни ребенка

СОДЕРЖАНИЕ 1. Значение сказки в дошкольном возрасте2. Функции сказки3. Классификация сказок4. Сказка как средство развития словесно-логического мышления    Литература    Источ...

Статья на тему: «Значение игры в жизни дошкольников»

Статья на тему: «Значение игры в жизни дошкольников»...

Статья на тему: «Значение игры в жизни дошкольников»

Игра занимает в жизни дошкольника особое место. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательны...

Статья на тему: «Значение игры в жизни дошкольников»

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость ...

Консультация для родителей «Значение сказки в жизни дошкольника»

Консультация для родителей «Значение сказки в жизни дошкольника»...