Статья на тему: «Значение игры в жизни дошкольников»
статья
Игра занимает в жизни дошкольника особое место. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_statya.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Значение игры в жизни дошкольников»
Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Исследователи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В играх наиболее ярко проявляется личность ребенка.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.
Игра рассматривается с различных позиций:
- игра является как способ освоения мира, т.к. играющий ребенок создает свой мир
- игра оказывает влияние на общее психическое развитие ребенка;
- игра помогает усваивать общественный опыт.
К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания взрослому, ребенок воспроизводит и усваивает основные стороны человеческих отношений. По мнению Д.В. Менджерицкой, игра призвана решать задачи на развитие нравственных и общественных качеств, и должна носить развивающий характер и проходить под контролем взрослого.
Поэтому лучшим и проверенным средством формирования детской личности дошкольного возраста является активная деятельность самого ребенка. Игра в этом отношении имеет ряд преимуществ. Она является важным средством контроля в жизни детей, дает большую возможность для проявления детской непосредственности, положительных чувств и поступков. Характер ролевых и строительных игр способствует воспитанию у детей добрых и осознанных взаимоотношений. Усвоение различных правил помогает регулированию детских взаимоотношений.
С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.
Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (театрализованные игры, игры забавы, игры развлечения) и игры с правилами (дидактические игры и подвижные игры).
Сюжетно – ролевая игра носит творческий характер, в ней дети берут на себя роли и воспроизводят деятельность и отношения взрослых. Игра позволяет развивать важные фундаментальные качества ребенка – мышление, воображение, пространственное воображение. В сюжетно-ролевых играх дети приобретают определенный опыт, жизненные навыки, учатся общаться с окружающим миром, учатся вставать на место другого человека. В таких играх дети способны на интересную выдумку, они сами вносят разнообразие в игру. Детская инициатива оказывает огромное влияние на воспитание не только на одного ребенка, так и на всю группу.
Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном, счете она направлена также на решение основных воспитательных задач. Дидактические игры особенно интересуют детей своей занимательностью и содержанием: отгадать, найти, назвать. Дети добиваются результата в игре, руководствуясь определенными правилами.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой ребёнок развивается физически, психически и личностно, развивается его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Рассмотрим подробнее, как игры влияют на развитие ребёнка.
Развитие познавательной сферы.
В процессе игры ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, их назначением. Этот аспект влияния игры на развитие проявляется в самом раннем возрасте, когда ребёнок ещё не играет, а только манипулирует предметами: ставит кубики один на другой, кладет игрушку в коробку. Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игры происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированные ещё в раннем возрасте навыки концентрировать внимание, анализировать, запоминать информацию очень пригодятся ребёнку для обучения в школе.
Физическое развитие.
В процессе игры ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются, пинают мяч. В таких играх ребёнок учится мастерски владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, что очень важно для растущего организма;
Развитие образного мышления и воображения.
В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках – деньги, в камешках – картошку для супа, а в сыром песке – тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления – важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии;
Развитие речи и коммуникативных навыков.
В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила;
Развитие мотивационной сферы.
Сюжетно-ролевые игры основаны на том, что ребёнок подражает взрослому человеку. В ходе игры ребёнок как бы примеряет на себя роль взрослого, на игровом уровне пробует выполнять его функции. Такая игра формирует у ребёнка мотивацию стать по-настоящему взрослым, то есть получить профессию, зарабатывать деньги, создать семью.
Конечно, для того чтобы в ходе игры формировалась «правильная» мотивация, ребёнок должен иметь положительный пример взрослых перед глазами. Развитие нравственных качеств. Хотя сюжеты детских игр и являются выдуманными, те выводы, которые делает ребёнок из игровых ситуаций – самые настоящие.
Игра является важной частью его жизни, где он учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Естественно, что для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы; Развитие и коррекция эмоциональной сферы. В процессе игры ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что во время игры можно увидеть эмоции ребёнка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход негативным эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации.
Не смотря на важность игры как всестороннее развитие ребенка, игра вытесняется учебной деятельностью. Большая часть времени родители посвящают подготовке детей к обучению. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память.
Иногда родители, желая воспитать своего ребенка очень ответственным, грамотным, стремятся как можно раньше приобщить его к учебной деятельности (например, наняв репетитора и «усадив» его за изучение иностранных языков), не оставляя времени на игры, тем самым снижая социальность в развитии ребенка. Развитие ребенка становится дисгармоничным (например, ребенок очень хорошо умеет считать, писать, но оказывается совершенно не умеет налаживать контакт со сверстниками; в худшем случае - у ребенка может случится нервное перенапряжение, могут возникнуть проблемы с поведением, навязчивые страхи и т.п.). Именно в дошкольном возрасте возникает умение вести себя в соответствии с принятыми на себя ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития ребенка.
В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо создать в детских садах все условия для разнообразных игр, внимательно, с уважением относиться к ним, вдумчиво, умело руководить ими.
Нельзя ограничивать ребёнка в его фантазии во время игры, ведь правильно говорят, что всему своё время, а детство – это время игр. Ведь именно в процессе игры ребенок познает мир. А значит - развивается.
Литература:
- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2 – 7 лет. – М.: Мозайка – Синтез. 2015. – 128 с
- Скоролупова О.А., Логинова Л.В. ИГРАЕМ?... ИГРАЕМ!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003». 2006. – 111 с.
- Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Нейропедагогика – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – Самара: Учебная литература, 2005. – 160 с.
- Крупская И.К. О дошкольном воспитании. М.: 1973.
- Психология и педагогика игры дошкольника/ Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. М.: 1966.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья «Значение игры в жизни дошкольника».
Рекомендации для родителей...
Статья на тему: "Значение игры для развития дошкольника".
Статья на тему: "Значение игры для развития дошкольника"....
Статья на тему: "Значение игры в жизни ребенка-дошкольника"
Блестящий исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социа...
Статья по теме: "Значение игры в развитии ребенка дошкольника"
Статья для педагогов дошкольных учреждений....
Статья на тему: «Значение игры в жизни дошкольников»
Статья на тему: «Значение игры в жизни дошкольников»...
Статья на тему: «Значение игры в жизни дошкольников»
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость ...
Статья на тему: "Значение рисования в жизни дошкольника".
Рисование является одним из самых интересных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста....