Проект "Сказка - ложь, да в ней намек..."
проект по художественной литературе на тему
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намек…»
по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку
Разработчик: Клименко Надежда Петровна
Должность: Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 5 «Веселый городок» Завьяловский район Алтайский край
Содержание
Введение
1.Теоретическая часть
2.Проектная часть
2.1.Информационная карта проекта
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Нет счастья вне родины, каждый пускай корни в родную землю.
Тургенев И. С.
Научить ребенка быть счастливым – задача взрослых. Всё начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. С дошкольного возраста закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны.
Вот поэтому, развитие у детей духовно-нравственных чувств является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, группе детского сада.
Одной из целей деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Веселый городок» по реализации основной общеобразовательной программы является формирование основ базовой культуры личности, позволяющих личности ребёнка развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную устойчивость, эффективно самоопределяться и самореализовываться в жизни; всестороннее гармоничное развитие детей, а именно овладение всем спектром душевных, социальных, физических, интеллектуальных и моральных качеств в полной мере и без акцентирования на какой-либо одной части.
Для достижения данной цели в детском саду созданы условия для разностороннего развития и саморазвития ребенка, становления его личности, приобщения к общечеловеческим ценностям с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечены условия для активного включения родителей в воспитательно – образовательный процесс ДОУ.
Анализ содержания раздела «Введение в художественную литературу» и результаты диагностики говорят об актуальности данного проекта, который является дополнением к содержанию данного раздела.
В основе проекта «Сказка ложь, да в ней намек…» лежит образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Данная образовательная область выделяет главную ценность среднего дошкольного возраста – сохраняющаяся высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, готовность к «содействию» с текстом, выражающаяся в практической и игровой деятельности.
На основе анализа литературы, наблюдения за детьми была выдвинута гипотеза: Сказки являются эффективным средством для формирования духовно-нравственного сознания дошкольников 4-5 лет при выполнении следующих условий:
- Репертуар сказок будет подобран с учетом ярко выраженных нравственных понятий.
- В процессе работы со сказкой воспитатель будет способствовать переводу наглядных образов в обобщенные нравственные представления у детей.
- Накопление эмоционального опыта и его осмысление детьми дошкольного возраста реализуется в процессе ролевой игры.
Цель: приобщение детей к духовно – нравственным ценностям через сказку.
Объект: нравственные качества детей 4-5 лет: справедливость, доброта, дружба, отзывчивость.
Предмет: Русская народная сказка как средство формирования нравственных качеств детей (справедливость, доброта, дружба, отзывчивость).
Цель, предмет и объект исследования обусловили постановку следующих задач:
- Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения через сказку.
- Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру.
- Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
- Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
При разработке педагогического проекта мною учитывались:
1) личностная и деятельностная направленность дошкольного образования;
2) необходимость практической направленности образовательного процесса;
3) интегративный подход к отбору и организации содержания образования.
4) возрастные особенности детей дошкольного возраста.
- Проектная часть
2.1. Информационная карта проекта
№ | Информация о проекте | Содержание |
1 | Название проекта | Творческий: «Сказка – ложь, да в ней намек…» |
2 | Проблема | Для педагога: Проблема поиска форм работы с детьми для реализации проекта? Для детей: Чему учит сказка? |
3 | Автор | Клименко Надежда Петровна |
4 | Участники | Воспитатель Дошкольники Родители |
5 | Тип | Групповой, краткосрочный |
6 | Интеграция образовательных областей | Основная общеобразовательная область: Чтение художественной литературы Сопутствующие образовательные области: Познание Коммуникация Художественное творчество Социализация |
7 | Направление деятельности по проекту | Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная |
8 | Цель: | Для педагога: создание условий для духовно-нравственного развития ребенка через русскую народную сказку Для детей: развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам. Для родителей: поддержание эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность группы и детского сада. |
9 | Задачи развития детей в проекте |
|
10 | Формы работы с детьми |
|
11 | Краткое содержание проекта | 1 этап: Информационно – аналитический
2 этап: Прогностично – проектировочный
3 этап: Организационно – исполнительный
5 этап: Обобщающий
|
12 | Место проведения | МБДОУ «Детский сад №5 «Веселый городок» |
13 | Сроки проведения | декабрь 2016 года – февраль 2017 года |
14 | Возраст детей | 4-5 лет |
15 | Время проведения | В соответствии с циклограммой группы: вторая половина дня. |
16 | Ожидаемые результаты |
|
17 | Практическая значимость проекта | В результате работы дети могут:
В результате работы родители:
|
Я предполагаю, что данный проект позволит приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям и найдет свое отражение в дальнейшей работе.
Сказка – источник детского мышления, а мысль младшего дошкольника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать духовно-нравственные ценности детей.
Литература
- В.В. Малова Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. М.: Владос.2010
- Л.Ф. Фатихова Изучение нравственного сознания дошкольников // Современное дошкольное образование. 2012. №1. С.44
- Н. Исаева Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2012. №7. С.19
- Н. Султанова, Н. Цилько. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. №5. С. 7 – 14.
- Н.Г. Пантелеева Что за прелесть эти сказки // Современное дошкольное образование. 2011. №6. С.82
- О.В. Чиндилова, А.В. Баденова Наши книжки. Пособие для занятий с дошкольниками по введению в художественную литературу в 3-х частях. Часть 2 (4-5 лет). − М.: Баласс, 2012. − 96 с.
- О.Л. Щукина Методическая разработка по развитию речи по теме Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников http://nsportal.ru /detskii-sad/razvitie-rechi/skazka-kak-sredstvo-formirovaniya-nravstvennykh-predstavlenii-doshkolniko
- Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. – М:1997
- Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитание. 2006. №1. С. 14 – 16.
- Реферат Выявление роли сказки в формировании личностных черт http://studuck.ru
- Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Науч.рук. Ю.А. Лебедев. М.: Владос, 2000
- Т.М. Грабенко Зачем читать детям сказки? СПб. 2004
План занимательной деятельности
Месяц | Сказки | Задачи | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями | |
НОД | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
Декабрь | «Крошечка-Хаврошечка» |
|
|
|
|
|
Январь | «Гуси-лебеди» | |||||
Февраль | «Заюшкина избушка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально- театрализованное представление к празднику " ДЕнь Матери" . " Сказка ложь , да в ней намек,,!
Сценарий построен на интеграции разлтичных образовательных областей. В представлении принимают участие дети, педагоги и родители....
Конспект занятия"Сказка ложь, да в ней намек"( старший дошкольный возраст)
Учить детей обыгрывать знакомые сказочные произведения,осмысливая характеры и поступки персонажей. Расширятьзнания детей о знакомых сказках, пополнить словарный запас словами-антонимами;развиватьречь ...
«Сказка ложь - да в ней намек…»
Занятие по художественной литературе с элементами методики Монтессори в подготовительной группе (презентация на сайте)...
Сценарий "Сказка - ложь, да в ней намек..."
Театрализованное представление для детей старшего дошкольного возраста. В сценарии предствлены различные виды театрализованной деятельности: драматизация, театр теней, кукольный театр.Тематика - ОБЖ....
Конспект семейного вечера «Сказка – ложь, да в ней намек»(Памяти А.С.Пушкина)
Цель:Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина. Формировать чувство причастности к культурному наследию России....
Педагогический проект "Сказка - ложь, да в ней намек"
Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намек…» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку...
Сказка – ложь, да в ней намек, детям в садике урок!
Использование сказки на занятиях по РЭМП во 2 ладшей группе....