Мастер класс - для воспитателей детского сада "Золотой Ключик" на тему: "«Методы работы со сказкой».
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа) на тему
Сказка является самым эффективным средством, не только интеллектуального развития, но и нравственного воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Юрий Энтин
1. В соответствии с ФГОС дошкольного образования педагог должен развивать в дошкольниках творческую активность и творческую самостоятельность. Сказка в полной мере подходит для того, чтобы развивать в детях эти личностные качества. К тому же, работа по сказке включает интеграцию практически всех образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
2. Дж. Родари и большинство авторов направления ТРИЗ совершенно справедливо утверждают, что сказки, как и многие художественные произведения, недостаточно используются в семье с развитием телевидения и интернета, детям стали мало читать, ребёнок чаще сидит у телевизора, чем с книгой. В системе дошкольного образования для развития детей сказки подаются недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, пересказ, драматизация и др.
3. Поэтому большое внимание в своей работе уделяю сказке, т. к. считаю, что без неё нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка является самым эффективным средством не только интеллектуального развития, но и нравственного воспитания. Ведь что как не сказка позволит ребенку пофантазировать, кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Что бы я сделал, обладая волшебством?
4. Использую в своей работе технологию Ларисы Борисовны Фесюковой «Воспитание сказкой», которая направлена на развитие у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.
5. Направление работы – развивать творческие способности ребенка, воспитать его как творческую личность, способную находить выход из любой трудной жизненной ситуации, принимая нестандартные решения.
6. В данной технологии используются творческие методы работы со сказкой такие как:
- Знакомые герои в новых обстоятельствах.
- Коллаж из сказок.
- Сказка от смешного стишка.
- Сказка от считалки.
- Сказка от загадки.
- Сказка от грамматической арифметики.
- Сказка от фразеологизмов.
- Сказка от задачки.
- Из сказки - задачку.
- Спасательные ситуации в сказках.
- Сказки из мусора.
- Сказки от МФА (метод морфологического анализа).
- Сказки от странных историй.
- Сказки от просто стишков.
- Сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора.
- Сказки от фантастических явлений.
Случайные сказки.
- Сказки о бытовых предметах.
- Сказки о чудищах.
- Сказки по смешанным образам.
- Сказка продолжается.
- Изменение ситуации в знакомых сказках.
- Перевирание сказки.
- Сказка, но по-новому.
- Бином фантазии.
- Эксперименты в сказках.
- Цветные сказки.
- Семейная сказка.
- Сериал в сказке.
- Решение противоречий в сказке.
- Сказки о фантастических странах.
- Сказки от шуточных вопросов.
- Сказки о любимых игрушках.
- Сказки о путешествиях. •
- Сказки от превращений.
- Краткие истории.
- Сказки от одного слова.
- Сказки о временах года, запахах, звуках.
- Сказка по аналогии с известными.
- Сказки по комическим рисункам.
- Решение противоречий сказки от «живых» капель и клякс.
- Сказки по завуалированным картинкам.
- Моделирование сказок.
- Сказки с новым концом.
- Сказка с середины.
- Частица «не» и новая сказка.
- Из сказки убежали все глаголы (существительные).
- Сказки к волшебным рисункам.
- По следам к сказке.
- От точек - к сказкам.
- Сказка от пословицы.
- Гадание на кофейной гуще и сказка.
- Гороскоп и сказка.
- Имя и сказка.
- Сказки про самого себя.
7. Развитие творческих способностей детей решаются через ряд задач:
1. Воспитывать в детях качества творческой личности.
2. Развивать чувство уверенности, базирующееся на осознании само ценности.
3. Формировать умение включаться в игровую задачу.
4. Формировать навыки творческой работы, включающие такие компоненты, как: развитое воображение, оригинальность, беглость, гибкость мышления.
8. Конкретно остановлюсь на методике работы со сказкой. Работа строится по определённой схеме:
Название сказки.
1. Нравственный урок.
2. Воспитание добрых чувств.
3. Речевая зарядка.
4. Развитие мышления и воображения.
5. Сказка и математика.
6. Сказка и экология.
7. Сказка развивает руки
Эта схема — лишь образец для творческой работы воспитателя со сказкой.
Работа с детьми строится на различных видах детской деятельности, а также здесь прослеживается интеграция образовательных областей.
Конкретно рассмотрим её на примере русской народной сказке «Лиса и заяц»
Расскажу о некоторых из них.
1. Для чего необходим «нравственный урок»? При данной методике он берет на себя нагрузку дать такое пояснение: в чем главный смысл сказки, на что нацеливает она ребенка, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть – вот главная задача. В данной сказке «нравственный урок» несёт в себе смысл деньги не главное, а вот друзья всегда помогут. Сказка учит дружбе, взаимопомощи.
Задание № 1 (Определите, к какой сказке подходит предложенный нравственный урок?)
2 конверта в одном сказки, в другом пословицы.
Подобрать к сказкам пословицы и объяснить смысл.
2.Воспитание добрых чувств.
Всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. В нашей сказке, почему зайчик поверил лисе?
3. Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи.
На решение этих проблем направлен раздел по развитию речи дошкольников – «Речевая зарядка».
Для развития речи часто прибегаю к испытанному методу – придумыванию новых названий известных уже сказок, не искажая идеи произведения.
Задание № 2 (Придумайте новые названия для сказки)
4. Когда мы ведем речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. В данном случае сказка – очень хороший исходный материал. Тем более что математическое начало во многих сказках находится на самой поверхности.
Через сказку можно закрепить с детьми такие понятия как число, форма, величина. Самый распространенный вопрос: «Чем похожи и чем отличаются», найти сходство и различия.
Когда дети познакомятся с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, т.е. прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине.
Следующее задание продемонстрирует связь сказки и математики. Сколько друзей зайчика пытались ему помочь в одиночку? С помощью цветной бумаги вырезайте фигуры животных, подбирая цвет, форму, размер.
Задание № 3 (с моделируйте сказку).
5.Сказка и экология.
Сказка сама подсказывает, какой вопрос или задание дать детям. Например: какая избушка лучше летом, а какая зимой и почему: ледяная, деревянная, каменная, железная?
6. Развитие мышления и воображения.
Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально - творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагается детям впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку, или какой – то её эпизод. Как решить противоречие в сказке, ведь обычно петух боится лисы? Сказка наоборот: «Зайчик выгоняет лису из её избушки».
7.«Сказка развивает руки». Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Именно сказка является хорошим помощником для развития моторики рук.
Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или показать эпизод текста с помощью мимики и жестов. Можно предложить изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно:
- объемная аппликация;
- пальцевая живопись;
- рисование на мокрой бумаге;
- волшебный рисунок;
- монотопия;
- «живая капля»;
- коллаж.
Задание № 4 (Я предлагаю вам творческую работу. Изобразить сказочных героев нестандартным способом).
Монотопия – рисунок наносится кистью и краской на целлофан, затем целлофан переворачивается и прижимается к бумаге;
- «живая капля» — большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводиться или дорисовывается;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность в ДОУ Мастер - класс для воспитателей детского сада «Основные этапы работы над образом»
Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практикум ...
Мастер - класс для воспитателей детских садов «Нетрадиционные методы работы с родителями».
Задача: Познакомить воспитателей с одним из нетрадиционных методов работы с родителями....
Мастер- класс для воспитателей детского сада - «Экологические сказки».
Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки....
Мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений:«Нетрадиционные приемы , направленные на развитие музыкальных способностей в работе с дошкольниками».
Мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений:«Нетрадиционные приемы , направленные на развитие музыкальных способностей в работе с дошкольниками»....
Мастер - класс для воспитателей детского сада «Театрализация. Основные этапы работы над образом» (с использованием презентации)
Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практикум в виде мастер – класса. Данна...
«Мастер - класс для воспитателей детского сада «Театрализация. Основные этапы работы над образом»
laquo;Мастер - класс для воспитателей детского сада «Театрализация. Основные этапы работы над образом»...
Мастер - класс для воспитателей детского сада "Организация театральной деятельности в детском саду"
Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. ...