Мастер класс - для воспитателей детского сада "Золотой Ключик" на тему: "«Методы работы со сказкой».
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа) на тему

Егорова Валентина Константиновна

Сказка является самым эффективным средством, не только интеллектуального развития, но и нравственного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                  В мире много сказок

                                                                                                        Грустных и смешных,

                                                                                                И прожить на свете

                                                                                                 Нам нельзя без них.

Юрий Энтин

1. В соответствии с ФГОС дошкольного образования педагог должен развивать в дошкольниках творческую активность и творческую самостоятельность. Сказка в полной мере подходит для того, чтобы развивать в детях эти личностные качества. К тому же, работа по сказке включает интеграцию практически всех образовательных областей: познавательноеречевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

2. Дж. Родари и большинство авторов направления ТРИЗ совершенно справедливо утверждают, что сказки,  как и многие художественные произведения, недостаточно используются в семье с развитием телевидения и интернета, детям стали мало читать, ребёнок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.    В системе дошкольного образования для развития детей сказки подаются недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, пересказ, драматизация и др.

3. Поэтому большое внимание в своей работе уделяю сказке, т. к. считаю, что без неё нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка является самым эффективным средством не только интеллектуального развития, но и нравственного воспитания. Ведь что как не сказка позволит ребенку пофантазировать, кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Что бы я сделал, обладая волшебством?

4. Использую в своей работе технологию Ларисы Борисовны Фесюковой «Воспитание сказкой», которая направлена на развитие у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

5. Направление  работы – развивать творческие способности ребенка, воспитать его как творческую личность, способную находить выход из любой трудной жизненной ситуации, принимая нестандартные решения.

6. В данной технологии используются творческие методы работы со сказкой такие как:

  • Знакомые герои в новых обстоятельствах.
  • Коллаж из сказок.
  • Сказка от смешного стишка.
  • Сказка от считалки.
  • Сказка от загадки.
  • Сказка от грамматической арифметики.
  • Сказка от фразеологизмов.
  • Сказка от задачки.
  • Из сказки - задачку.
  • Спасательные ситуации в сказках.
  • Сказки из мусора.
  • Сказки от МФА (метод морфологического анализа).
  • Сказки от странных историй.
  • Сказки от просто стишков.
  • Сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора.
  • Сказки от фантастических явлений.

Случайные сказки.

  • Сказки о бытовых предметах.
  • Сказки о чудищах.
  • Сказки по смешанным образам.
  • Сказка продолжается.
  • Изменение ситуации в знакомых сказках.
  • Перевирание сказки.
  • Сказка, но по-новому.
  • Бином фантазии.
  • Эксперименты в сказках.
  • Цветные сказки.
  • Семейная сказка.
  • Сериал в сказке.
  • Решение противоречий в сказке.
  • Сказки о фантастических странах.
  • Сказки от шуточных вопросов.
  • Сказки о любимых игрушках.
  • Сказки о путешествиях. •
  • Сказки от превращений.
  • Краткие истории.
  • Сказки от одного слова.
  • Сказки о временах года, запахах, звуках.
  • Сказка по аналогии с известными.
  • Сказки по комическим рисункам.
  • Решение противоречий сказки от «живых» капель и клякс.
  • Сказки по завуалированным картинкам.
  • Моделирование сказок.
  • Сказки с новым концом.
  • Сказка с середины.
  • Частица «не» и новая сказка.
  • Из сказки убежали все глаголы (существительные).
  • Сказки к волшебным рисункам.
  • По следам к сказке.
  • От точек - к сказкам.
  • Сказка от пословицы.
  • Гадание на кофейной гуще и сказка.
  • Гороскоп и сказка.
  • Имя и сказка.
  • Сказки про самого себя.

7. Развитие творческих способностей детей решаются через ряд задач:

1. Воспитывать в детях качества творческой личности.

2. Развивать чувство уверенности, базирующееся на осознании само ценности.

3. Формировать умение включаться в игровую задачу.

4. Формировать навыки творческой работы, включающие такие компоненты, как: развитое воображение, оригинальность, беглость, гибкость мышления.  

           8. Конкретно остановлюсь на методике работы со сказкой. Работа строится по определённой схеме:

    Название сказки.

1. Нравственный урок.

2. Воспитание добрых чувств.

3. Речевая зарядка.

4. Развитие мышления и воображения.

5. Сказка и математика.

6. Сказка и экология.

7. Сказка развивает руки

            Эта схема — лишь образец для творческой работы воспитателя со сказкой.

            Работа с детьми строится на различных видах детской деятельности, а также здесь прослеживается интеграция образовательных областей.

Конкретно рассмотрим её на примере русской народной сказке «Лиса и заяц»

Расскажу о некоторых из них.

1. Для чего необходим «нравственный урок»? При данной методике он берет на себя нагрузку дать такое пояснение: в чем главный смысл сказки, на что нацеливает она ребенка, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть – вот главная задача. В данной сказке «нравственный урок» несёт в себе смысл деньги не главное, а вот друзья всегда помогут. Сказка учит дружбе, взаимопомощи.

Задание № 1 (Определите, к какой сказке подходит предложенный нравственный урок?)

2 конверта в одном сказки, в другом пословицы.

Подобрать к сказкам пословицы и объяснить смысл.

            2.Воспитание добрых чувств.

Всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания.  В нашей сказке, почему зайчик поверил лисе?

3. Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. 

На решение этих проблем направлен раздел по развитию речи дошкольников – «Речевая зарядка».

Для развития речи часто прибегаю к испытанному методу – придумыванию новых названий известных уже сказок, не искажая идеи произведения.  

Задание № 2 (Придумайте новые названия для сказки)

          4. Когда мы ведем речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. В данном случае сказка – очень хороший исходный материал. Тем более что математическое начало во многих сказках находится на самой поверхности.

Через сказку можно закрепить с детьми такие понятия как число, форма, величина. Самый распространенный вопрос: «Чем похожи и чем отличаются», найти сходство и различия.

Когда дети познакомятся с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, т.е. прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине.

Следующее задание продемонстрирует  связь сказки и математики. Сколько друзей зайчика пытались ему помочь в одиночку? С помощью цветной бумаги вырезайте фигуры животных, подбирая цвет, форму, размер.

Задание № 3  (с моделируйте сказку).

         

         5.Сказка и экология.

 Сказка сама подсказывает, какой вопрос или задание дать детям. Например: какая избушка лучше летом, а какая зимой и почему: ледяная, деревянная, каменная, железная?

         6. Развитие мышления и воображения.

Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально - творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагается детям впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку,  или какой – то её эпизод. Как решить противоречие в сказке, ведь обычно петух боится лисы? Сказка наоборот: «Зайчик выгоняет лису из её избушки».

          7.«Сказка развивает руки». Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Именно сказка является хорошим помощником для развития моторики рук.  

Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или показать эпизод текста с помощью мимики и жестов. Можно предложить изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно:

- объемная аппликация;

- пальцевая живопись;
        - рисование на мокрой бумаге;
        - волшебный рисунок;
        - монотопия;
        - «живая капля»;

- коллаж.

Задание № 4 (Я предлагаю вам творческую работу.  Изобразить сказочных героев нестандартным способом).   

 Монотопия – рисунок наносится кистью и краской на целлофан, затем целлофан переворачивается и прижимается к бумаге;
        - «живая капля» — большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводиться или дорисовывается;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность в ДОУ Мастер - класс для воспитателей детского сада «Основные этапы работы над образом»

         Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практикум ...

Мастер - класс для воспитателей детских садов «Нетрадиционные методы работы с родителями».

Задача: Познакомить воспитателей с одним из нетрадиционных методов работы с родителями....

Мастер- класс для воспитателей детского сада - «Экологические сказки».

Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки....

Мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений: «Нетрадиционные приемы , направленные на развитие музыкальных способностей в работе с дошкольниками».

Мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений:«Нетрадиционные приемы , направленные на развитие музыкальных способностей в работе с дошкольниками»....

Мастер - класс для воспитателей детского сада «Театрализация. Основные этапы работы над образом» (с использованием презентации)

Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практикум в виде мастер – класса. Данна...

«Мастер - класс для воспитателей детского сада «Театрализация. Основные этапы работы над образом»

laquo;Мастер - класс для воспитателей детского сада «Театрализация. Основные этапы работы над образом»...

Мастер - класс для воспитателей детского сада "Организация театральной деятельности в детском саду"

Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. ...