План работы факультатива «Раз ладошка, два ладошка» (фольклор для маленьких)
рабочая программа по художественной литературе (младшая группа) на тему
План работы на год в первой младшей группе по ознакомлению детей с устным народным творчеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ №43 «Снежинка»
комбинированного вида
города Белово
План работы факультатива
«Раз ладошка, два ладошка»
(фольклор для маленьких)
группа «Аленушка»
воспитатели:
Фомина Оксана Юрьевна
Чернышова Ксения Викторовна
2014год
Пояснительная записка
Трудно представить мир ребёнка без сказки. «Детство» и «сказка» - понятия неотделимые. Однажды придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память.
Дети раннего возраста не видят противоречия реального и фантастического в рассказах взрослого. Во-первых, ещё не сформировалось развитое наглядно-образное мышление и воображение; во-вторых, не дифференцируется фантастическое и реалистическое, потому что отсутствует достаточный опыт знаний об окружающем мире, а главное умение анализировать ситуацию в мысленном плане, оперируя образами.
Мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения проходят стадию своего развития и становления; они начинают складываться через практическое накопление чувственного опыта, в действенном освоении предметов и конкретном взаимодействии с окружающим миром.
На третьем году жизни ребёнок способен переносить полученные знания в аналогичную ситуацию, т.е. ребёнок приобретает через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни. Так народная сказка оказывает воспитывающее влияние на малыша.
Исследования учёных показывают: третий год жизни ребёнка – это период, когда он пытается осознать, понять целенаправленность и логичность действий взрослого. Дети, следуя активному подражанию, начинают повторять эти действия. Это период усвоения первых социальных норм, правил человеческого общения, познания элементов культуры поведения.
Однако не следует чрезмерно увлекаться внешней яркостью наглядных средств, когда дети, наблюдая за лицедействующим воспитателем, вынуждены исполнять роль зрителей. Внешние эффекты, зрелищность подавляют речь. Ребёнок должен пережить ситуацию, вжиться в неё, понять. Вот тогда уже потоком идёт речь, так как есть что сказать; появляется потребность выразить себя в слове. Отсюда и вывод; на третьем году жизни ребёнка в ознакомлении с народными произведениями возрастает функция слова. Дети третьего года воспринимают сказки. Они способны понимать не только сложную кумулятивную связь, но и с помощью взрослого участвуют в драматизации, выступая в роли какого-либо персонажа.
Итак, как же подготовить детей к восприятию сказки, где действуют, как минимум, 2-3 персонажа? В совмещении и противопоставлении плоскостей реального и нереального рождается сказка. Но и к этому пониманию детей необходимо подвести. Развивающееся мышление (дети третьего года жизни уже начинают постепенно понимать «что бывает» и «чего не бывает») и элементарная ролевая игра (малыши легко откликаются на все игровые действия) облегчают решение этой задачи. А потешки – особый вид малого фольклорного жанра – как нельзя лучше способствует этому. Можно сказать: потешки – начальное, предварительное звено в работе с детьми третьего года жизни при ознакомлении с первыми сказками. Во-первых, в каждой потешке действуют один или два персонажа. Во-вторых, потешка – художественное произведение. Она рассчитана, на образное восприятие героев – и лисы, и зайца, и медведя, и волка. В-третьих, потешка раскрывает характер героев: лиса - хитрая, волк – сердитый, медведь – сильный, но не очень сообразительный, белка – проворная.
Ознакомление с потешками мы начинаем уже на первом и втором году жизни ребёнка, а на третьем году вводим новые, но и старые повторяем. К этому времени малыш начинает видеть не только различные черты у животных, но и общие: все они имеют две передние лапки (в сказочной ситуации они имитируют руки человека), две задние (аналогично – ноги человека), у всех два глаза, два уха, зубы, хвост, тело, покрытое шерстью. Эти знания приходят по аналогии со знаниями о человеке. Их не вводим специально в занятие, дети постигают это самостоятельно, что является результатом мыслительной деятельности, на которую уже опираются первые знания. Вот почему так необходима системная работа при отборе содержания фольклорной тематики от потешки к сказке
Этапы реализации проекта
период | мероприятия | ответственные |
1 этап подготовительный (сентябрь) | ||
Сентябрь | ||
1 2неделя | Подбор и анализ необходимой литературы по данной теме | Воспитатели |
3-4 неделя | Изготовление картотек, с подбором потешек, подбор презентаций по потешкам и сказкам. | Воспитатели Родители |
2 этап основной на октябрь 2014 - апрель 2015 | ||
«Потешки» | ||
Октябрь | ||
1 неделя | Чтение потешки: «Еду-еду к бабе, к деду» (обыгрывание действий потешки воспитателем) | Воспитатели |
2 неделя | Дидактическое упражнение: Рисование дорожки к домику бабы и деда. Проговаривание потешки, перенос действий на игрушки. | Воспитатели |
3 неделя | Чтение потешки: «Ладушки-ладушки пекла бабка оладушки» (обыгрывание действий потешки воспитателем и детьми). | Воспитатели |
4 неделя | Закрепление знания потешки«Ладушки-ладушки пекла бабка оладушки. Лепка оладушек из соленого теста. | Воспитатели |
Ноябрь | ||
1 неделя | Пение песенки: «Жили у бабуси 2 веселых гуся» (знакомство с песенкой, обыгрывание действий песенки воспитателем). | Воспитатели |
2 неделя | Дидактическое упражнение: «Помоги бабусе покормить гусей» ( сортирование фасоли и гороха по разным ведеркам) | Воспитатели |
3 неделя | Пениеколыбельной: «Ой, люли, люли, люли…» (укачивание кукол) | Воспитатели |
4 неделя | Чтение потешки: «Петушок, петушок, золотой гребешок» (обыгрывание действий потешки воспитателем и детьми). | Воспитатели |
Декабрь | ||
1 неделя | Дидактическое упражнение: «Кто в домике живет?» (закрепление ранее изученных потешек и песенок, демонстрация героев, действий с ними) | Воспитатели |
2 неделя | Посиделки с родителями: «В гостях у бабушки» (развлечение для детей совместно с родителями) | Воспитатели родители |
3 неделя | Чтение потешки: «Сорока-белобока» (легкий массаж кистей рук, развитие воображения) | Воспитатели |
4 неделя | Чтение потешки: «Пальчик-мальчик» (легкий массаж кистей рук, развитие воображения) | Воспитатели |
Январь | «Кто во дворе у бабушки живет?» | |
1 неделя | Чтение потешки: «Пошел котик на торжок» (обыгрывание действий потешки воспитателем и детьми, рассматривание игрушки котенок). | Воспитатели |
2 неделя | Чтение потешки: «Собака на кухне пироги печет» (обыгрывание действий потешки воспитателем и детьми, рассматривание игрушки щенок). | Воспитатели |
3 неделя | Дидактическое упражнение: «Кому какой пирожок» (классификация пирожков по величине) | Воспитатели |
Февраль | ||
1 неделя | Чтение потешки: «Коза-хлопота» (обыгрывание действий потешки воспитателем и детьми, рассматривание иллюстрации с козочкой). | родители |
2 неделя | Чтение потешки: «Уж как я ль свою коровушку люблю» (обыгрывание действий потешки воспитателем и детьми, рассматривание иллюстрации с коровкой). | Воспитатели |
«Лесные гости» | ||
3 неделя | Р.н. игра: «Заинька серенький» (знакомство с игрой, проговаривание слов) | Воспитатели |
4 неделя | «Лиса по лесу ходила» (рассматривание иллюстрации, проговаривание потешки, обыгрывание действий) | Воспитатели |
март | ||
1 неделя | «Мишка косолапый» (имитация движений , рассматривание игрушки) | Воспитатели |
2 неделя | Дидактическое упражнение: «Сидит белка на тележке» (знакомство с принципом ритмичности, по порядку, по очереди) | Воспитатели |
3 неделя | Знакомство с песенкой «Тень-тень потетень…» | Воспитатели |
Заклички | ||
4 неделя | «Солнышко-ведрышко» (одушевление образов природы) | Воспитатели |
Апрель | ||
1 неделя | «Травушка-муравушка со сна поднялась» (одушевление образов природы) | Воспитатели |
2 неделя | «Дождик-дождик пуще…» (одушевление образов природы) | Воспитатели |
3 неделя | Дидактическое упражнение: « Радуга-дуга» (рисование дугообразных линий) | Воспитатели |
4 неделя | Хороводная игра: « На зеленом, на лугу, их, вох!» (познакомить с новой игрой) | Воспитатели |
3 этап заключительный май 2015 | ||
В гости сказка к нам пришла | ||
1 неделя | Подготовка к инсценированию сказки «Репка» с использованием малых фольклорных форм | воспитатели |
2 неделя | Подготовка к инсценированию сказки «Репка» с использованием малых фольклорных форм | воспитатели |
3 неделя | Родительское собрание «Наши достижения» демонстрация сказки «Репка» | Воспитатели и родители |
4 неделя | Фото-выставка детских достижений за прошедший год | воспитатели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы факультатива «Радуга красок» Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как один из способов развития мелкой моторики»
Цель: Развивать у детей мелкую моторику и творческие способности, средствами нетрадиционного рисования....
План работы факультатива в подготовительной к школе группе «Со сказкой за руку идем»
Цикл развивающих занятий с использованием различных сказок для формирования и развития нравственных качеств личности дошкольника, для проявления своих художественных способностей в различных вид...
Перспективный план работы факультатива «Играем в сказку» во второй младшей группе
Цель: развитие речи и коммуникативных отношений через театральную деятельность....
Перспективный план работы факультатива II младшей группы «Затейники» (театральная деятельность)
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планирован...
План работы факультатива «Умелые ручки»
План работы факультатива «Умелые ручки»...
План работы факультатива " Пальчик, ручка, язычок " для детей первой младшей группы
План работы факультатива" Пальчик, ручка, язычок " для детей первой младшей группы...
Перспективный план работы факультатива "Занимательная сенсорика" во второй младшей группе детского сада
Перспективный план работы факультатива "Занимательная сенсорика" во второй младшей группе детского сада....