Перспективный план работы факультатива "Занимательная сенсорика" во второй младшей группе детского сада
материал (младшая группа)
Перспективный план работы факультатива "Занимательная сенсорика" во второй младшей группе детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_vo_vtoroy_mladshey_gruppe_zanimatelnaya_sensorika.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы факультатива
«Занимательная сенсорика»
во второй младшей группе.
Актуальность.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств.
Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов. Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении.
То есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова).
Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.
Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально — в процессе предметной деятельности). На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина и др.).
Цель: развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.
Задачи:
- Дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических фигур, 3 градации величины.
- Формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения).
- Закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства.
- Научить правильно, понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Т.к. «величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной.
Участники: Педагоги – воспитатель, дети, родители.
Длительность: работа факультатива проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю в виде дидактических игр и упражнений. В конце месяца проводится итоговое занятие на закрепление пройденного материала.
Ожидаемый результат:
- обогащение активного и пассивного словаря детей;
- познавательный интерес к НОД кружка;
- подготовка атрибутов для игр, НОД.
Подготовительный этап:
- Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр.
- Подготовка атрибутов для НОД, игр.
Основной этап:
Перспективное планирование игровых занятий .
Заключительный этап:
1. Диагностика детей по сенсорному развитию в 2 младшей группе на окончание учебного года 2022-2023г.
2. Подведение итогов.
3. Подготовка презентации по фотографиям.
4. Оформление стенгазеты для родителей по итогам.
Перспективное планирование работы факультатива
Сентябрь.
- Знакомство с цветами: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный. Дидактическая игра «Спрячь мышонка».
- Знакомство с формой: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг. Дидактическая игра: «Птичка в клетке».
- Знакомство с параметрами трех величин. Дидактическое упражнение «Накорми мишек»
- Интегрированная НОД: «Найди такой же по цвету и форме».
Октябрь.
- «Спрячь зайку от лисы» - цвет.
- «Кто где спит» - форма.
- «Игра с мячами» - величина.
- Интегрированная НОД: «Чудесный мешочек» - форма и величина.
Ноябрь.
- Окраска воды – цвет.
- Какой формы предметы в нашей группе.
- Построим башню.
- Интегрированная НОД Разноцветные комнаты – цвет и величина.
Декабрь.
- «Украшение для ёлочки» - цвет.
- «Новогодние елочки» - величина.
- «Составные картинки» – форма.
- Лото «цвет и форма».
Январь.
- Дидактическая игра «Хвост у петуха» - цвет.
- Дидактическая игра «Магазин» - форма.
- Дидактическая игра «Кто выше» - величина.
Февраль.
- Дидактическая игра «Живое домино» - цвет.
- Игра – соревнование «Кто быстрее свернет ленту» - величина.
- «Построим башню» - величина.
- Интегрированная НОД «Радуга» - цвет и величина.
Март.
- Игровые поручения – цвет и величина.
- Дидактическая игра «Соберем фрукты» – величина.
- Игровое упражнение «Найди свой домик» - форма.
- Интегрированная НОД «Платочек для мамы» - форма.
Апрель.
- Дидактическая игра «Разноцветные флажки» - цвет.
- Дидактическая игра «Принеси и покажи» – форма и величина.
- Игровое упражнение «Найди свою полянку» - цвет.
- Дидактическое упражнение «Как звери выбирали себе место».
Май.
- Закрепление – дидактическая игра «Пришла весна» - цвет, форма и величина.
- Закрепление – коллективное рисование «Цвета весны».
- Закрепление – коллективная аппликация «Весенняя капель» - величина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с родителями второй младшей группы
Консультации для родителей, родительские собрания, беседы,памятки, индивидуальные консультации...
Перспективный план работы с родителями второй младшей группы
Перспективный план работы сродителями второй младшей группы...
Перспективный план работы с родителями второй младшей группы.
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегд...
Перспективный план работы с родителями ( вторая младшая группа)
Данный материал - перспективное планирование работы с родителями детей второй младшей группы на год (сентябрь - январь), описаны разные формы работы, цли и задачи....
Перспективный план работы с родителями в младшей группе детского сада.
Привыкание к детскому саду является не простым временем, как для детей, так и для взрослых, родителей и педагогов. При составлении перспективного плана нужно нацелить родителе...
Перспективный план работы на год в младшей группе детского сада по фгт
Перспективный план в табличной форме по программе "От рождения до школы" по фгт...
Перспективный план работы по петербурговедению в младшей группе детского сада.
Перспективный план работы по петербурговедению в младшей группе детского сада....