Значение художественной литературы в развитии дошкольников.
консультация по художественной литературе на тему
Художественная литература служит могучим ,действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей ,она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи .
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы , мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_hudozhestvennoy_literatury_v_razvitii_doshkolnikov.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ШКОЛА №1056
К о н с у л ь т а ц и я:
Значение художественной литературы в развитии дошкольников.
Подготовила и провела:
Ст.воспитатель Индюкова И.Г.
Москва 2015г.
Художественная литература служит могучим ,действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей ,она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи .
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы , мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи, народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями , сравнениями.
Дети дошкольного возраста –слушатели , а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог , поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел ,заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам , поступкам ,лирическим переживаниям героев.
Умение правильно осознавать литературное произведение , осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение , вслушиваться в художественную речь . Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая ,образная ,красочная , грамматически правильно построенная речь.
Художественная произведение для ребенка – это могучее средство воспитания: книга способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, к людям труда, будит воображение и фантазию, а так же, что немаловажно вызывает детскую игру, побуждает детей к отображению полученных впечатлений.
Много внимания уделяли проблемам художественной литературы такие известные ученые-психологи как Б.М. Теплов и А.В. Запорожец. Так, отмечая, что художественная литература – это вид искусства и восприятие его для ребенка – это процесс не только мысленного сопереживания с героями литературных произведений, но и переход к фактическому действию.
Искусство, художественная литература активно воздействуют на разум и чувства ребенка. При чтении художественного произведения, ребенок видит перед собой определенную картину, ситуацию, образ, очень живо переживает описываемые события, а при богатом воображении становится и их непосредственным участником. По словам Ю.М. Лотмана, художественные тексты обладают свойствами «сгущенной информации», т.е. содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. Отсюда художественные тексты, при правильном их подборе , могут охватить если не все, то большую часть образовательных тематических содержаний, которые необходимо освоить детям. Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми
( продуктивной, познавательно - исследовательской, игровой.), объединяющих их в целостном воспитательно-образовательном процессе. Вместе с тем, хочется отметить, что в настоящий момент детская литература несет на себе отпечаток тех негативных тенденций, которые свойственны нашему обществу. Именно поэтому необходимо уделять большое внимание выбору художественных произведений.
При этом надо руководствоваться такими принципами :
- доступность произведения детскому пониманию. Взрослому надо помнить о том, что недостаточно просто прочесть детям литературное произведение, важно вызвать у ребенка ответное чувство, помочь ему «прожить» услышанное, выразить отношение к услышанному, уяснить значение новых слов. Все это можно достичь с помощью бесед, как со всеми детьми, так и в индивидуальных беседах;
- привлекательность для детей. По возможности следует подбирать произведения, имеющие интересный сюжет, насыщенность событиями, вызывающие эмоциональный отклик у детей;
- реалистичность (при подборе произведений о природе) Важно подбирать такие произведения, которые описывают реальную жизнь животных, откуда дети могут узнать о их повадках, особенностях внешнего вида, их жилищах и т.д. Но не надо малышам 3-4 лет читать объемные книги с подробным описанием природы, им более интересны небольшие стихи, потешки, описательные загадки, короткие сказки и истории;
Дети 5-6 лет с увлечением отгадывают сложные метафорические загадки, запоминают пословицы, поговорки, слушают большие рассказы.
В любом случае главное – умение взрослого преподнести ребенку произведение: выразительность его исполнения, выбор темпа повествования, логические ударения, длительность пауз. Выразительным чтение можно назвать такое чтение, которое ясно и четко передает не только мысли, но и чувства. Читать выразительно – значит читать так, как будто читаемое, составляет собственные мысли и чувства. Правильно выбранная интонация при чтении помогает запоминать и укреплять слова в памяти. Так, А.М Горький, вспоминая о речах своей бабушки, гписал: «Говорила она, как-то особенно напевая слова, и они легко укреплялись в моей памяти, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, солнечные.» Правильные интонации помогают передать мысль произведения, могут заставить ребенка сопереживать героям. Разные художественные произведения и читать следует по разному. Например стихотворение А.С. Пушкина «Утро» следует читать тихим, нежным голосом, передовая всю чистоту, красоту просыпающийся природы, а стихотворение Я. Купалы «Левониха» - это плясовое стихотворение, в котором слышен ритм, музыка веселого танца. Прочитать его детям правильно- значит найти такой тон, который соответствовал бы быстрому, веселому танцу. Для правильного выбора интонации необходимо заранее ознакомиться с произведением, определить его характер, выявить главную мысль. В этот же момент воспитатель должен правильно расставить ударения в словах, и логические, смысловые ударения. Логическими называют такие ударения, которые выделяют слова в предложениях и даже целые предложения. Таким способом можно выделить главное, значимое слово в предложении, или, при выделении целого предложения, главную мысль произведения. К средствам, делающим чтение более выразительным, относятся мимика и жесты. В младших группах детского сада они играют большую роль для понимания детьми произведения, его внимательном прослушивании. В старших группах мимика должна быть сдержана, а к жестам следует прибегать только в редких случаях. Монотонное и невыразительное чтение может привести к тому, что дети потеряют интерес к этому виду деятельности. При чтении не надо забывать, что это одна из форм партнерской деятельности, т.е. воспитатель, является не только проводником детей в мир книги, но и удивляется, восхищается, огорчается – сопереживает происходящие в художественном произведении события вместе с ребенком. Эта деятельность сближает воспитателя с детьми, помогает объединятся, на более высоком духовном уровне.
Художественное произведение, безусловно, способствует развитию чувств ребенка. Но, в отличии от взрослого читателя, имеющего довольно большой жизненный опыт, ребенок не всегда может увидеть главное в книге, дать ей правильную оценку - книга открывает много неизвестного и ребенку трудно разобраться во всем. Отсюда и бесконечные детские вопросы «почему?», «Зачем?», «откуда?». Иногда очень трудно ответить сразу на детский вопрос. Для того, что бы предвосхитить некоторые вопросы детей следует продумать беседу по прочитанному произведению. Беседа, состоящая из назиданий скорее всего не найдет отклика в душе ребенка. Вопросы, которые воспитатель продумывает заранее, должны затрагивать главные стороны произведения, должны помогать понять главную мысль произведения. Вопросов для беседы не должно быть слишком много. Так же, стоит учесть, какую цель ставит воспитатель перед беседой, какие задачи решает в ходе беседы. Если эти задачи – воспитание нравственных качеств - то вопросы должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему; также они должны помочь воспитателю понять внутренне, душевное состояние ребенка. При обучении детей пересказу, целесообразней использовать более обстоятельную систему вопросов, помогающих проследить порядок происходящих событий.
Еще одна форма обсуждения прочитанного - дискуссия. Она во многом способствует активизации чувств детей, развивает их самостоятельное мышление. В ходе дискуссии ребенку предлагается утвердить или опровергнуть мнение сверстника. Для дискуссий выбирают художественные произведения, в которых есть конфликтные ситуации. Дискуссии помогают научить детей формулировать свои мысли, ставить проблемные вопросы, аргументировано отвечать на них.
Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Поэтому важно уделять этому внимание при планировании работы. Хорошо, если воспитатель, составляя план на месяц, уделит внимание произведениям, аналогичным по содержанию. Это поможет утвердить ребенка в правильности сделанных выводов. Здесь проявиться и умение детей сравнивать, и закрепит возникшие у детей чувства.
Особые чувства вызывают у детей произведения о природе. Они помогают пробудить у ребенка чувство прекрасного, радость, хорошее настроение.
Ни в коем случае нельзя забывать о чарующем стихотворном слоге. Стихи помогают развивать воображение детей, развивают чувство ритма, и конечно, прочитанные с большим чувством, выразительно, они не могут не вызвать ответных чувств ребенка.
Воспитание чувств ребенка следует рассматривать в тесной взаимосвязи с эмоциональным развитием ребенка, ведь эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. По словам В.А.Сухомлинского, в душе ребенка умеющего радоваться, не остается места обидам, злобе, зависти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.
Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве ...
Учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста
Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывае...
Консультация для родителей «Значение художественной литературы в жизни дошкольника»
Роль восприятия художественной литературы в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и перессказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное...
Аналитическая справка по итогам тематической проверки на тему «Значение художественной литературы в воспитании дошкольников через театрализацию»
Цель контроля:· Использование методов и приемов для развития у детей интереса к театрализованным играм;·...
"Значение художественной литературы в развитии дошкольника"
Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных проблем современного мира. Дети и детям перестали читать, а значит страдают и грамотность, и интеллект, эмоциональное и нравственно...
Консультация "Значение художественной литературы в развитии связной монологической речи дошкольников"
Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты. Художественная литература - могучее действенное ...