конспект занятия по художественной литературе
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему
познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_hudozhestvennoy_literature.docx | 34.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка детский сад № 5 «Рябинка»
Занятие по ознакомлению с художественной литературой для детей младшего дошкольного возраста.
Чтение ненецкой сказки
«Как медведь хвост потерял»
2017г. Муратшина Т Т
Тема: Чтение ненецкой сказки «Как медведь хвост потерял».
Программное содержание: познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предложения.
Предварительная работа: Беседа о животных Севера, рассматривание книг, иллюстраций, альбомов с изображением животных Севера, д/и: «У кого кто?», «Назови одним словом», «Четвертый лишний», просмотр презентации о Севере; чтение стихотворений о Ямале.
Материал: Иллюстрации с изображением животных Крайнего Севера; карта географическая; загадки о животных.
Словарная работа: Северный полюс, трехэтажный дом, льдины, добыча, длинный водонепроницаемый мех, «Сила есть – ума не надо».
Содержание образовательной деятельности.
Воспитатель: Сегодня к нам на занятие пришел гость, кто это? (Белый медвежонок)
Мы вместе с белым медвежонком отправимся на Северный полюс (показ на карте).
- Как вы думаете, почему он весь окрашен в белый цвет? Потому что Северный полюс, ребята, - это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. В этих местах холодно в течение всего года и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живем мы. Там сначала солнце прячется, а затем также долго не сходит с неба.
- А почему не видно белых медведей? Потому, ребята, что они такие же белые как снег, их не видно.
- Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде ни кустика, ни травинки? Давайте понаблюдаем за белым медведем, который плавает в море. (Рассматриваем картинку из серии «Северный полюс»). Вот он подплыл к льдине, на которой лежит тюлень, высунулся из воды и передними лапами навалился на край льдины. Так наклонился, что тюлень попал прямо в лапы медведя. Моржи тоже становятся его добычей. У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.
-Ребята, а в лесу живет белый медведь? А какой? Верно, бурый медведь. Почему его зимой не видно? (Он спит в берлоге)
- Знаете ли вы какие животные в лесу живут? Сейчас поиграем в игру «Угадай по описанию» и узнаем кто же живет в лесу?
- Крупное животное с ветвистыми широкими рогами? (Олень)
- Бурый, косолапый, неуклюжий? (Медведь)
- Серый, злой, голодный? (Волк)
- Трусливый, длинноухий. Серый или белый? (Заяц)
- Проворная, запасливая, рыжая, ловкая? (Лиса)
Воспитатель: Ребята, вы знаете немало сказок о животных. Во многих сказках главная героиня лиса. Какими словами можно сказать о лисе, о ее внешности? – Вспомните сказки, в которых рассказывается о лисе?(«Лиса и волк», «Снегурушка и лиса», «Заюшкина избушка», и.т.д.)
Физкультминутка
Физзарядкой белочке не лень Заниматься целый день. С одной ветки прыгнув влево, На сучке она присела. | Вправо прыгнула потом, Покружилась под дуплом. Влево – вправо целый день Прыгать белочке не лень. |
(Прыжки в стороны чередуются с приседаниями и бегом на месте).
- Сегодня я прочитаю вам еще одну ненецкую народную сказку «Как медведь хвост потерял», эта сказка о хитрой лисе и глупом медведе.
Чтение сказки (приложение).
- Какую русскую народную сказку напоминает эта северная сказка? (Волк и лиса)
- В чем их сходство и различие?
- Кто главные герои сказки?
- Расскажите, какой вы представляете лису?
- Какими словами о ней можно сказать? (хитрая, рыжая, плутовка, обманщица)
- Вспомните, а как говорится о лисе в сказке, а как о медведе?
Чтение сказки второй раз.
- Как вы понимаете слова «Сила есть – ума не надо»?
- Чему учит эта сказка?
Итог. - Как называется сказка, которую я вам прочитала? Какие животные в ней главные герои?
- Кто придумал эту сказку?
Приложение
Как медведь хвост потерял (ненецкая сказка).
У медведя хвост пушистей и длинней был, чем у лисы. Той завидно стало. И однажды она сказала медведю:
- Пойду рыбку половлю. Хочется свеженькой.
- Как же…из подо льда то? удивился медведь.
- Да просто: суну хвост в прорубь, и сижу. Как нацепляется побольше – выдерну.
И побежала. Чтоб не рассмеяться над простофилей ненароком. Давно заметила плутовка: сильные звери доверчивы. Не зря же ее отец лис сказал о медведе : сила есть – ума не надо. И хитрить незачем: хрясь лапой – и пожалуйста кушай на здоровье. А не подвернулось мясо – черемшой, своим персональным «медвежьим луком», диким медом или ягодой лакомится. Не жизнь – малина. Любимая ягода.
С утра приметила лиса : неподалеку мужики рыбу ловили. Сейчас поняла : собираются домой. Легла у дороги как мертвая. Увидели ее мужики и на мешки с рыбой бросили. Снова сели на переднюю, незагруженную нарту, едут, о лисе не вспоминают. Отравилась чем то , так ей и надо! А она мешок с рыбой прогрызла, рыбу выкидала и убежала.
Часть спрятала, а с самой крупной побежала в лес; на виду у медведя стала есть. Повизгивает от удовольствия. Медведю и то завидно стало. Хвостом то и я могу наловить! решился.
Пошел на реку, засунул хвост в прорубь, оставленную рыбаками, и сидит. Долго сидел.
- Все же я не лиса, мне много надо, - думал. А ночью уже, мороз потрескивает. Как ни шуба, а мерзнуть стал. Попытался привстать, потянул хвост – не идет.
- Ргр! – обрадовался. – Понацеплялось! – рванул изо всех сил, да и оторвал хвост. Оттого и нет его у медведя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по художественной литературе в средней группе
Конспект занятия называется "Путешествие в деревню "Сказкино"....
Конспект занятия по художественной литературе и развитию речи Тема: «В гостях у русской народной сказки «Гуси-лебеди» Старшая группа
Программное содержание: Беседа по русской народной сказке «Гуси-лебеди»Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки.Развитие воображения: придумывание новых эпизодов сказки.Развити...
конспект занятия по художественной литературе по сказке "Мальчик-звезда" Оскар Уайльд
тема добра по сказке Оскара УАйльда "Мальчик -звезда"...
конспект занятия по художественной литературе этическая беседа "Мама слово дорогое-в нем тепло и свет"
Этическая беседа "Мама слово дорогое - в нем тепло и свет"...
Конспект занятия по художественной литературе для старшего дошкольного возраста, тема занятия: «Мир сказок и приключений»
Конспект занятия...
Конспект занятия по художественной литературе. Конспект составила: Рагимли Хаяла
Конспект занятия по художественной литературе...
Конспект занятия по художественной литературе для старшего дошкольного возраста, тема занятия: «Мир сказок и приключений»
Конспект занятия по художественной литературе для старшего дошкольного возраста, тема занятия: «Мир сказок и приключений»...