КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ООД «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА»
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (средняя группа)
ОО «Художественная литература»
Пояснительная записка
В программе художественная литература рассматривается как самостоятельный вид искусства. Литературный материал напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру.
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг через решение следующих задач:
· формирование целостной картины мира;
· развитие литературной речи;
· приобщение к искусству слова*(см. Примечание).
Программные задачи необходимо решать на занятиях и вне их.
Детям по возможности следует читать каждый день (и новые, и уже знакомые им произведения).
К концу года дети средней группы могут:
· высказать желание послушать определенное литературное произведение;
· с интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг;
· назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего;
· с помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки;
· дети пытаются осмысленно отвечать на вопросы «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок прочитать еще раз?».
Комплексно-тематическое планирование
Месяц | Тема, цели занятий | Тема, цели занятий 3-й, 4-й недель | Обеспечение интеграции образования (образовательные области) | Планируемые | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Тема | К. Ушинский «Бодливая корова» (чтение). Потешка «Дед хотел уху сварить» (заучивание) | Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк» (рассказывание). С. Маршак «Вот какой рассеянный» (слушание) | Коммуникация: учить запоминать прослушанный текст произведения. Музыка: познакомить с ритмическим рисунком музыкального и стихотворного произведения | Владеет навыком чёткого произношения чистоговорок, скороговорок. Умеет понимать образное содержание и нравственный смысл произведения | |
Цели | Учить понимать: – эмоционально-образное содержание произведения; – нравственный смысл произведения; – произносить чистоговорки, скороговорки. Углублять представление о соответствии названия текста (темы) его содержанию. Знакомить с малыми формами фольклора. Повторить знакомые считалки | Учить: – понимать образное содержание и идею сказки; – передавать структуру сказки с помощью моделирования; – замечать и понимать образные слова и выражения в тексте. Развивать творческое воображение | |||
Тема | В. Вересаев «Братишка» (чтение). Потешка «Ножки, ножки, где вы были?» (за-учивание) | Русская народная сказка «Зимовье зверей» | Коммуникация: формировать умение пересказа наиболее выразительного отрывка сказки. | Умеет интонационно выделять речь персонажей, эмоционально откликаться |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Цели | Учить понимать: – эмоционально-образное содержание произведения; – нравственный смысл произведения; – произносить чистоговорки, скороговорки. Углублять представление о соответствии названия текста (темы) его содержанию. Знакомить с малыми формами фольклора. Повторить знакомые считалки
| Учить: – понимать и оценивать характеры героев; – передавать интонацией голоса и характер персонажей. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки | Музыка: познакомить с интонацией в музыкальном и литературном произведении | на переживания героев сказки. В играх со сверстниками стремится | |
Тема | В. Бианки «Первая охота» (чтение). А. С. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…» | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рассказывание). Б. Заходер «Никто» (чтение)
| Коммуникация: учить понимать и правильно употреблять слова-синонимы. Художественное творчество: учить в рисунке передавать сюжет произведения | Умеет использовать в речи сравнения, образные выражения и слова-синонимы; слова, обозначающие этические качества | |
Цели | Учить понимать содержание рассказа. Упражнять в использовании сравнений. Воспитывать любовь к миру природы | Учить: – воспринимать и осознавать образное содержание сказки; – замечать образные слова и выражения – понимать содержание поговорок; – придумывать новые эпизоды к сказке. Упражнять в подборе синонимов |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Тема | В. Осеева «Волшебная палочка» (чтение). З. Александрова «Елочка» (заучивание) | Э. Успенский «Разгром» (чтение). Русская народная сказка «Жихарка» (рассказывание) | Социализация: объяснять моральные нормы поведения на примерах поступков героев прочитанных произведений | Умеет высказывать личное отношение | |
Цели | Способствовать эмоциональному восприятию образной основы поэтических произведений. Развивать творческое воображение, выразительность речи | Учить эмоциональному восприятию образного содержания поэтического текста. Развивать образность и выразительность речи | |||
Тема | Г. Цыферов «В медвежий час» (чтение). Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» (в обработке О. Капицы) | М. Горький «Воробьишко» (чтение). А. Барто «Я знаю, что надо придумать» (за-учивание) | Коммуникация: формировать навык образной Музыка: объяснять значение средств выразительности в музыке и литературе | Умеет чётко формулировать идею и содержание произведения, определять связь с названием или придумывать своё название; умеет ответственно и качественно выполнять порученные задания | |
Цели | Учить: – понимать тему, образное содержание – видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения; – формулировать тему, основную мысль сказки. Стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты | Учить – эмоциональному восприятию образного содержания поэтического текста; – понимать средства выразительности. Развивать образность речи |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Тема | С. Есенин «Поет зима, аукает» (чтение). Ю. Кушак «Олененок» (заучивание) | «Винни-Пух и все-все-все…» пер. с англ. Б. Заходера (чтение). Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича» (рассказывание) | Коммуникация: формировать навык заучивания большого отрывка из текста. Познание: учить анализировать содержание и находить взаимосвязь между содержанием и названием сказки | Владеет навыком выразительного чтения и пересказа; использует в речи эстетические характеристики (красивый, грациозный, нарядный) | |
Цели | Продолжать учить понимать содержание стихотворений. Помочь осмыслить значение образных выражений. Упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности | Учить: – понимать тему, образное содержание – видеть взаимосвязь между содержанием – формулировать тему и основную мысль сказки. Стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке | |||
Тема | С. Черный «Когда никого нет дома» (чтение). М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный» (заучивание) | К. Чуковский «Федорино горе» (рассказывание). Э. Блайтон «Знаменитый утенок Тим» (чтение) | Труд: на примере героев произведений воспитывать трудолюбие; учить бережно относиться к книгам, тетрадям, после занятий убирать рабочее место | Умеет убеждать и объяснять при согласовании совместных действий; использовать в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (хмурый, печальный, радостный) | |
Цели | Учить: – эмоционально воспринимать и понимать образное содержание произведения; – видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения. Развивать образность и выразительность речи | Учить эмоциональному восприятию образного содержания поэтического текста, пониманию значения использования автором средств выразительности. Развивать образность, выразительность речи Воспитывать трудолюбие, аккуратность |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Тема | Ш. Перро «Красная Шапочка» (чтение). Шотландская народная песня «Купите лук», пер. И. Токмаковой (заучивание) | «Про маленького поросенка Плюха» (по мотивам сказок Э. Аттли, пер. с англ. И. Румянцевой и И. Баллод) (чтение). К. Чуковский «Телефон» (рассказывание) | Музыка: учить исполнять произведения малой фольклорной формы. Художественное творчество: учить в рисунке воплощать придуманные фрагменты сказки | Умеет чётко произносить | |
Цели | Учить понимать: – эмоционально-образное содержание произведения; – нравственный смысл произведения. Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию. Знакомить с малыми формами фольклора. Повторить знакомые считалки | Учить: – понимать тему, образное содержание – видеть взаимосвязь между содержанием – формулировать тему и основную мысль сказки. Стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке. Развивать образность и выразительность речи | |||
Тема | Н. Носов «Заплатка» (чтение). Е. Серова «Одуванчик» (заучивание) | Х.-К. Андерсен «Огниво» (рассказывание). Я. Сегель «Как я был обезьянкой» (чтение) | Коммуникация: формировать навык составления рассказов по предложенному сюжету. Музыка: учить слушать и запоминать музыкальные сказки | Умеет употреблять в речи образные выражения, эмоционально-оценочную лексику при самостоятельном составлении рассказа или пересказа; в театрализованных играх умеет меняться ролями | |
Цели | Учить: – находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний; – понимать значение образных слов произведения; – замечать выразительные средства речи в произведениях. Развивать образность и выразительность речи | Учить: – эмоциональному восприятию образного содержания произведения, пониманию значения использования автором средств выразительности; – придумывать небольшие рассказы по предложенному воспитателем сюжету. Активировать употребление в речи эмоционально-оценочной лексики. Развивать образность и выразительность речи |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oo.docx | 37.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ОО «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В программе художественная литература рассматривается как самостоятельный вид искусства. Литературный материал напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру.
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг через решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира;
- развитие литературной речи;
- приобщение к искусству слова* (см. Примечание).
Программные задачи необходимо решать на занятиях и вне их.
Детям по возможности следует читать каждый день (и новые, и уже знакомые им произведения).
К концу года дети средней группы могут:
∙ высказать желание послушать определенное литературное произведение;
∙ с интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг;
∙ назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего;
∙ с помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки;
∙ дети пытаются осмысленно отвечать на вопросы «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок прочитать еще раз?».
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц | Тема, цели занятий | Тема, цели занятий 3-й, 4-й недель | Обеспечение интеграции образования (образовательные области) | Планируемые | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Тема | К. Ушинский «Бодливая корова» (чтение). Потешка «Дед хотел уху сварить» (заучивание) | Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк» (рассказывание). С. Маршак «Вот какой рассеянный» (слушание) | Коммуникация: учить запоминать прослушанный текст произведения. Музыка: познакомить с ритмическим рисунком музыкального и стихотворного произведения | Владеет навыком чёткого произношения чистоговорок, скороговорок. Умеет понимать образное содержание и нравственный смысл произведения | |
Цели | Учить понимать: – эмоционально-образное содержание произведения; – нравственный смысл произведения; – произносить чистоговорки, скороговорки. Углублять представление о соответствии названия текста (темы) его содержанию. Знакомить с малыми формами фольклора. Повторить знакомые считалки | Учить: – понимать образное содержание и идею сказки; – передавать структуру сказки с помощью моделирования; – замечать и понимать образные слова и выражения в тексте. Развивать творческое воображение | |||
Тема | В. Вересаев «Братишка» (чтение). Потешка «Ножки, ножки, где вы были?» (за-учивание) | Русская народная сказка «Зимовье зверей» | Коммуникация: формировать умение пересказа наиболее выразительного отрывка сказки. | Умеет интонационно выделять речь персонажей, эмоционально откликаться |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Цели | Учить понимать: – эмоционально-образное содержание произведения; – нравственный смысл произведения; – произносить чистоговорки, скороговорки. Углублять представление о соответствии названия текста (темы) его содержанию. Знакомить с малыми формами фольклора. Повторить знакомые считалки | Учить: – понимать и оценивать характеры героев; – передавать интонацией голоса и характер персонажей. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки | Музыка: познакомить с интонацией в музыкальном и литературном произведении | на переживания героев сказки. В играх со сверстниками стремится | |
Тема | В. Бианки «Первая охота» (чтение). А. С. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…» | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рассказывание). Б. Заходер «Никто» (чтение) | Коммуникация: учить понимать и правильно употреблять слова-синонимы. Художественное творчество: учить в рисунке передавать сюжет произведения | Умеет использовать в речи сравнения, образные выражения и слова-синонимы; слова, обозначающие этические качества | |
Цели | Учить понимать содержание рассказа. Упражнять в использовании сравнений. Воспитывать любовь к миру природы | Учить: – воспринимать и осознавать образное содержание сказки; – замечать образные слова и выражения – понимать содержание поговорок; – придумывать новые эпизоды к сказке. Упражнять в подборе синонимов |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Тема | В. Осеева «Волшебная палочка» (чтение). З. Александрова «Елочка» (заучивание) | Э. Успенский «Разгром» (чтение). Русская народная сказка «Жихарка» (рассказывание) | Социализация: объяснять моральные нормы поведения на примерах поступков героев прочитанных произведений | Умеет высказывать личное отношение | |
Цели | Способствовать эмоциональному восприятию образной основы поэтических произведений. Развивать творческое воображение, выразительность речи | Учить эмоциональному восприятию образного содержания поэтического текста. Развивать образность и выразительность речи | |||
Тема | Г. Цыферов «В медвежий час» (чтение). Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» (в обработке О. Капицы) | М. Горький «Воробьишко» (чтение). А. Барто «Я знаю, что надо придумать» (за-учивание) | Коммуникация: формировать навык образной Музыка: объяснять значение средств выразительности в музыке и литературе | Умеет чётко формулировать идею и содержание произведения, определять связь с названием или придумывать своё название; умеет ответственно и качественно выполнять порученные задания | |
Цели | Учить: – понимать тему, образное содержание – видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения; – формулировать тему, основную мысль сказки. Стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты | Учить – эмоциональному восприятию образного содержания поэтического текста; – понимать средства выразительности. Развивать образность речи |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Тема | С. Есенин «Поет зима, аукает» (чтение). Ю. Кушак «Олененок» (заучивание) | «Винни-Пух и все-все-все…» пер. с англ. Б. Заходера (чтение). Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича» (рассказывание) | Коммуникация: формировать навык заучивания большого отрывка из текста. Познание: учить анализировать содержание и находить взаимосвязь между содержанием и названием сказки | Владеет навыком выразительного чтения и пересказа; использует в речи эстетические характеристики (красивый, грациозный, нарядный) | |
Цели | Продолжать учить понимать содержание стихотворений. Помочь осмыслить значение образных выражений. Упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности | Учить: – понимать тему, образное содержание – видеть взаимосвязь между содержанием – формулировать тему и основную мысль сказки. Стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке | |||
Тема | С. Черный «Когда никого нет дома» (чтение). М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный» (заучивание) | К. Чуковский «Федорино горе» (рассказывание). Э. Блайтон «Знаменитый утенок Тим» (чтение) | Труд: на примере героев произведений воспитывать трудолюбие; учить бережно относиться к книгам, тетрадям, после занятий убирать рабочее место | Умеет убеждать и объяснять при согласовании совместных действий; использовать в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (хмурый, печальный, радостный) | |
Цели | Учить: – эмоционально воспринимать и понимать образное содержание произведения; – видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения. Развивать образность и выразительность речи | Учить эмоциональному восприятию образного содержания поэтического текста, пониманию значения использования автором средств выразительности. Развивать образность, выразительность речи Воспитывать трудолюбие, аккуратность |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Тема | Ш. Перро «Красная Шапочка» (чтение). Шотландская народная песня «Купите лук», пер. И. Токмаковой (заучивание) | «Про маленького поросенка Плюха» (по мотивам сказок Э. Аттли, пер. с англ. И. Румянцевой и И. Баллод) (чтение). К. Чуковский «Телефон» (рассказывание) | Музыка: учить исполнять произведения малой фольклорной формы. Художественное творчество: учить в рисунке воплощать придуманные фрагменты сказки | Умеет чётко произносить | |
Цели | Учить понимать: – эмоционально-образное содержание произведения; – нравственный смысл произведения. Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию. Знакомить с малыми формами фольклора. Повторить знакомые считалки | Учить: – понимать тему, образное содержание – видеть взаимосвязь между содержанием – формулировать тему и основную мысль сказки. Стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке. Развивать образность и выразительность речи | |||
Тема | Н. Носов «Заплатка» (чтение). Е. Серова «Одуванчик» (заучивание) | Х.-К. Андерсен «Огниво» (рассказывание). Я. Сегель «Как я был обезьянкой» (чтение) | Коммуникация: формировать навык составления рассказов по предложенному сюжету. Музыка: учить слушать и запоминать музыкальные сказки | Умеет употреблять в речи образные выражения, эмоционально-оценочную лексику при самостоятельном составлении рассказа или пересказа; в театрализованных играх умеет меняться ролями | |
Цели | Учить: – находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний; – понимать значение образных слов произведения; – замечать выразительные средства речи в произведениях. Развивать образность и выразительность речи | Учить: – эмоциональному восприятию образного содержания произведения, пониманию значения использования автором средств выразительности; – придумывать небольшие рассказы по предложенному воспитателем сюжету. Активировать употребление в речи эмоционально-оценочной лексики. Развивать образность и выразительность речи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по художественной литературе
Перспективное планирование разработано в соответствии с тематисеским, на каждую неделю месяца....
Перспективное планирование по художественной литературе по программе "От рождения до школы"
Перспективное планирование по разделу развитие речи и художественная литература по программе "От рождения до школы" под редакциейН.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой...
Перспективное планирование по художественной литературе в средней группе
Перспективное планированиепо художественной литературе в средней группе...
Проектирование перспективного планирования чтение художественной литературы
Процесс общения дошкольника с художественной литературой – это процесс становления в нём личности....
Календарно-тематическое планирование коммуникация (художественная литература) в 1 младшей группе
Художественная литература...
Комплексно - тематический план по ОО «ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Комплексно -тематический план на сентябрь ОО «ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»...
Комплексно-тематическое планирование. Чтение художественной литературы во 2 младшей группе по программе "Детство"
Комплексно-тематическое планирование. Чтение художественной литературы во 2 младшей группе по программе "Детство" на 2016-2017 учебный год....
- Мне нравится (1)