Тематическое планирование "Работа с русскими народными сказками"
методическая разработка по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Орлова Елена Борисовна

Тематическое планирование для детей старшего и подготовительного возраста в работе над русскими народными сказками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Тематическое планирование

                                                                                             /старший возраст/

Месяц

Тематика

Программное содержание

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

сентябрь

Сказки

«Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин»

 Учить детей видеть в различных предметах возможных заместителей других предметов – освоение действий замещения персонажей сказок; развивать понимание обобщённого смысла сказок на основе сопоставления близких по смыслу, но разных по сюжету.

  Подбор детьми заместителей ко всем персонажам, обосновывая свой выбор.

 Пересказ сказок, разыгрывая их при помощи заместителей.

 Артикуляционная гимнастика.

 Д/и «Кто больше подберёт определений?», «Добавлялки».

 Д/и с использованием ИКТ.

 Рассматривание иллюстраций Ю.Васнецова к сказке.

 Образовательная деятельность: ИЗО «Лиса-кумушка и лисонька-голубушка», «роспись» кувшина, лепка кувшина.

 Работа с картотекой развивающих заданий.

Настольная игра по сказке.

Игры с «кубиками времени» /по методу М.Монтессори/.

 Драматизация сказки.

 Рассматривание книг, иллюстраций к сказкам разных художников (И.Ершова, В.Васнецова, Е.Рачёва, И.Билибина, Ю.Васнецова), коллажей по сказкам.

Раскрашивание иллюстраций к сказке.

П/и «Хитрая лиса»

октябрь

Сказки

 «Пузырь, соломинка и лапоть»,

«Лиса и дрозд»

 Развивать умение подбирать заместители по заданному признаку (форме); развивать умения понимать сказку на основе построения наглядной модели.

 Пересказ сказок, разыгрывая их при помощи заместителей.

Чтение сказки братьев Гримм «Соломинка, уголь и боб»

 Артикуляционная гимнастика.

 Д/и «Придумай другое название сказки», «Нарисуй и расскажи сказку».

Д/и с использованием ИКТ.

  Работа с картотекой развивающих заданий.

 Собирание разрезных картинок по сюжету сказки.

 Д/и «Что сначала, что потом» /по сюжету сказки/.

 Раскрашивание иллюстраций к сказке.

П/и «Пузырь»

ноябрь

Сказки

 «Заяц-хваста», «Крылатый, мохнатый да

масляный»

  Развивать умение подбирать заместители по заданному признаку (цвету и величине), учить строить модель сказки по

ходу её изложения.

 Пересказ сказок в соответствии с моделью.

 Артикуляционная гимнастика.

 Д/и «Похвастайся», «Найди родственников», «Нарисуй и расскажи».

 Заучивание стихотворных отрывков из сказки.

 Д/и с использованием ИКТ.

Чтение сказки Д.Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца»

Образовательная деятельность: аппликация «Зайчишки – трусишка и

храбришка»

 Работа с картотекой развивающих заданий. 

Раскрашивание иллюстраций к сказке.

 Выполнение аппликаций, иллюстраций к сказкам, изготовление поделок из пластилина, природного материала.

декабрь

 Сказки «Морозко», «Мороз Иванович» /обработка В.Одоевского/

 Продолжать развивать умение использовать заместители для обозначения персонажей сказки, учить детей передавать своё отношение к поступкам героев, формировать своё представление о справедли-вости; развивать воображение на материале вариативного словесного творчества.

 Беседа о жанровых особенностях сказок.

 Пересказ сказки, драматизация; сочинение «новой» сказки.

 Д/и «Покажи сказку», «Найди лишнее слово».

 Чтение сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица»; туркменской народной сказки «Падчерица»

 Образовательная деятельность ИЗО: рисование «снежных» узоров.

 Просмотр д/ф.

 Работа с картотекой развивающих заданий.

 Раскрашивание иллюстраций к сказке.

январь

Сказки

«Лисичка-сестричка и серый волк», «Кот-воркот, Котофей Котофеевич» 

 Развивать воображение на материале вариативного словесного творчества, продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки.

 Пересказ сказок с опорой на модели; сочинение «новой» сказки.

 Д/и «Угадай сказку», «Назови ласково», «Сравнения».

 Д/и с использованием ИКТ.

 Работа с коллажами по сказкам.

 Артикуляционная гимнастика.

 Настольные игры по сказкам.

 Собирание разрезных картинок, кубиков по сюжету сказки.

 Д/и «Что сначала, что потом» /по сюжету сказки/.

 Раскрашивание иллюстраций к сказке.

февраль

 Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Развивать воображение на материале вариативного словесного творчества; развивать умение обозначать своё отношение к персонажам сказок.

 Пересказ сказки с опорой на модель.

 Рассматривание репродукции картины В.Васнецова.

 Заучивание стихотворных отрывков из сказки.

 Д/и «Разучиваем пословицу», «Сочиняем сказку».

 Д/и с использованием ИКТ.

 Драматизация сказки.

 Работа с картотекой развивающих заданий.

 Собирание кубиков по сюжету сказки.

 Раскрашивание иллюстраций к сказке.

март

Сказки

«Лиса и журавль», «Журавль и цапля»

Развивать умение пользоваться заместителями  для обозначе-ния персонажей сказки; разви-вать воображение на материале вариативного словесного твор-честв;  развивать понимание обобщённого смысла сказок.

 Пересказ сказок, разыгрывая при помощи заместителей.

 Д/и «Назови сказку», «Сочиняем сказку», «Разучиваем пословицу».

 Д/и с использованием ИКТ.

 Артикуляционная гимнастика.

 

 Настольные игры по сказкам.

 Драматизация сказки.

 Собирание пазлов, кубиков по сюжету сказки.

 Раскрашивание иллюстраций к сказке.

апрель

 Сказки «Хаврошечка», «Василиса Прекрасная»

Освоение действий использова-ния пространственно-времен-ной модели сказки – плана – для  пересказа и сочинения сказки; учить передавать своё отношение к поступкам героев; формировать представление о справедливости.

 Пересказ сказки по плану-схеме; сочинение «новой» сказки.

 Д/и «Что будет, если…?», «Кто больше подберёт определений?»

 Разгадывание кроссвордов.

 Образовательная деятельность ИЗО: «вышивание» сарафана для Хаврошечки.

 

 Работа с картотекой развивающих заданий.

 Раскрашивание иллюстраций к сказке.

май

 Сказка

 «Сивка-бурка»

 Освоение действий по построению наглядной пространственно-временной модели – плана сказки – для её пересказа

 Пересказ сказки по плану-схеме.

 Д/и «Доскажи словечко», «Конструирование слов и словосочетаний».

 Заучивание стихотворных отрывков из сказки. 

 Рассматривание репродукции картины В.Васнецова.   

 Отгадывание загадок по сказкам.

 Просмотр д/ф.

 Чтение сказки П.Ершова «Конёк-горбунок»

 

 Работа с картотекой развивающих заданий.

 Разгадывание ребусов.

 Раскрашивание иллюстраций к сказке.

                                                                              Тематическое планирование

                                                                              /подготовительный возраст/

Месяц

Тематика

Программное содержание

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

сентябрь

 Сказка

«Мужик и медведь», «Петушок и меленка»

 Закреплять умение подбирать заместители к персонажам сказок, развивать воображение: сочинение продолжения сказки с опорой на заместители.

 Пересказ сказок; сочинение «новой».  

 Артикуляционная гимнастика.

 Д/и «Сочиняем сказку», «Кто больше подберёт определений?»

 Д/и с использованием ИКТ.

 Рассматривание иллюстраций к сказкам Е.Рачёва.

Образовательная деятельность: ИЗО «Храбрый петушок», конструирование «Храбрый петушок».

 Драматизация сказок.

 Работа с картотекой развивающих заданий.

 Игры с «кубиками времени» /по методу М.Монтессори/.

 Д/и «Вершки и корешки». Раскрашивание иллюстраций к сказке.

октябрь

 Сказка

«Гуси-лебеди», «Баба-яга»

 Совершенствовать умение использовать заместители для обозначения персонажей сказки; учить строить модель сказки по ходу её изложения; развитие воображения: сочинение сказки с опорой на заместители.

 Пересказ сказки по плану-схеме; сочинение «новой» сказки.

 Д/и «Без слов», «Разучиваем пословицу».

 Д/и с использованием ИКТ.

 Рассматривание иллюстраций к сказке, выполненных разными художниками.

 Образовательная деятельность: лепка «Ступа с бабою-ягой», аппликация «Избушка на курьих ножках»

 Драматизация сказки.

 Наст/игры, домино по сказке.

 Работа с картотекой развивающих заданий.

 Собирание пазлов, разрезных картинок, кубиков по сюжету сказки.

 Д/и «Что сначала, что потом» /по сюжету сказки/.

Раскрашивание иллюстраций к сказке.

П/и «Баба-яга»

ноябрь

 Сказка «Царевна-лягушка»

 Развивать воображение на материале вариативного словесного творчества; развивать у детей умение  самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе.

 Беседа о жанровых особенностях сказок.

 Пересказ сказки по плану-схеме.

 Д/и «Конструирование словосочетаний и предложений», «Без слов».

 Д/и с использованием ИКТ.

 Рассматривание иллюстраций к сказке Ю.Васнецова, И.Билибина.

Чтение украинской народной сказки «Хроменькая уточка»

Образовательная деятельность: ИЗО «вышивание» русской рубахи; лепка (миниатюра) «Лягушонка в коробчонке».

 Краеведение: русские терема

  Работа с картотекой развивающих заданий.

 Собирание пазлов, кубиков по сюжету сказки.

 Настольная игра по сказке.

 Строительные игры: строим сказочные терема

 Раскрашивание иллюстраций к сказке.

П/и «Баба-яга»

декабрь

 Сказки

«Иван-царевич и серый волк»,

«Про Иванушку дурачка»

 

 Освоение действий передачи отношения к персонажам

сказок; развивать у детей умение  самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе.

 Пересказ сказок по плану-схеме.

 Д/и «Кто больше подберёт

определений?», «Назови ласково».

 Д/и с использованием ИКТ.

 Рассматривание репродукции картины В.Васнецова, иллюстраций И.Билибина.

 Чтение сказки В.Жуковского «Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке»; украинской народной сказки «Молодильные яблоки».

 Образовательная деятельность: аппликация «Жар-птица», ИЗО рисование пера Жар-птицы.

 Просмотр д/ф.

 Собирание пазлов, кубиков по сюжету сказки.

 Раскрашивание иллюстраций к сказке.

январь

Сказки «Снегурочка», «Девочка Снегурочка» /записанная В.Далем/

 Совершенствовать умения построения и использования пространственно-временной модели сказки для пересказа.

 Пересказ сказок с опорой на модель.

 Д/и «Метод аналогий», «Конструирование слов».

 Д/и с использованием ИКТ.

 Заучивание стих. отрывков из сказки.

 Рассматривание репродукций картин В.Васнецова.

 Драматизация сказки.

 Разгадывание кроссвордов.

 Раскрашивание иллюстраций к сказке.

февраль

 Сказки

 «По щучьему веленью», «Волшебное кольцо»

 Развивать воображение: сочинение продолжения сказки; развивать понимание обобщённого смысла сказок на основе сопоставления близких по смыслу, но разных по сюжету сказок.

 Пересказ сказок.

 Д/и «Сочиняем сказку», «Разучиваем пословицу», «Найди родственников».

 Просмотр д/ф.

Собирание разрезных картинок по сюжету сказки.

 Д/и «Что сначала, что потом» /по сюжету сказки/.

 Настольные игры по сказке.

 Раскрашивание иллюстраций к сказке.

март

 Сказка

 «Финист – Ясный сокол»

 

 Развивать умение подбирать к заместителям соответствующие им персонажи; развивать у детей умение  самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе.

 Пересказ сказки с опорой на модель.

 Д/и «Метод аналогий», «Кто больше подберёт определений?».

Рассматривание иллюстраций к сказке И.Билибина.

 Чтение сказки «Аленький цветочек» С.Аксакова (или просмотр д/ф).

 Разгадывание ребусов.

 Раскрашивание иллюстраций к сказке.

апрель

 Сказка

«Никита Кожемяка», «Каша из топора»

 Совершенствовать умение использовать заместители для обозначения персонажей сказки, развивать воображение на материале вариативного словесного творчества.

 Пересказ сказки, разыгрывая при помощи заместителей; сочинение «новой» сказки.

 Д/и «Сочиняем сказку», «Конструирование предложений».

 Работа с картотекой развивающих заданий.

 П/и «Змей Горыныч».

 Раскрашивание иллюстраций к сказке.

май

 Сказка «Семь Симеонов – семь работников»

 Развивать понимание обобщённого смысла сказок

  Пересказ сказки.

 Д/и «Разучиваем пословицу», «Что будет, если …?» 

 Викторина по русским народным сказкам.

 Разгадывание кроссвордов.

 Раскрашивание иллюстраций к сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария летнего тематического дня "День русской народной сказки" для детей 6-7 лет

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА   сценария летнего тематического дня "День русской  народной сказки" разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы "Детство" под. ред Т.И.Баб...

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....

Конспект открытого тематического развлечения по русской народной сказке «Курочка Ряба».

Задачи:-организация общения детско - родительского коллектива в ходе игр и  художественно - эстетической  деятельности...

В рамках тематической недели в нашем саду прошли такие мероприятия: Кукольный театр по русским народным сказкам «Сказка ложь, да в ней намек…»

В рамках тематической недели в нашем саду прошли такие мероприятия:Кукольный театр по русским народным сказкам «Сказка ложь, да в ней намек…»Акция «Здоровое сердце» прош...

Конспект занятия для детей первой младшей группы по русской народной сказке : " Жили у бабуси". " Приключение двух гусей" по русской народной сказке : ""Жили у бабуси ""

Цель: Приобщение детей к русскому народному творчеству.Задачи: Образовательные; - познакомить детей с новым фольклорным произведением песенкой "" Жили у бабуси"";-закрепить пр...