Тематическое планирование "Работа с русскими народными сказками"
методическая разработка по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)
Тематическое планирование для детей старшего и подготовительного возраста в работе над русскими народными сказками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
/старший возраст/
Месяц | Тематика | Программное содержание | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
сентябрь | Сказки «Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин» | Учить детей видеть в различных предметах возможных заместителей других предметов – освоение действий замещения персонажей сказок; развивать понимание обобщённого смысла сказок на основе сопоставления близких по смыслу, но разных по сюжету. | Подбор детьми заместителей ко всем персонажам, обосновывая свой выбор. Пересказ сказок, разыгрывая их при помощи заместителей. Артикуляционная гимнастика. Д/и «Кто больше подберёт определений?», «Добавлялки». Д/и с использованием ИКТ. Рассматривание иллюстраций Ю.Васнецова к сказке. Образовательная деятельность: ИЗО «Лиса-кумушка и лисонька-голубушка», «роспись» кувшина, лепка кувшина. | Работа с картотекой развивающих заданий. Настольная игра по сказке. Игры с «кубиками времени» /по методу М.Монтессори/. Драматизация сказки. Рассматривание книг, иллюстраций к сказкам разных художников (И.Ершова, В.Васнецова, Е.Рачёва, И.Билибина, Ю.Васнецова), коллажей по сказкам. Раскрашивание иллюстраций к сказке. П/и «Хитрая лиса» |
октябрь | Сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и дрозд» | Развивать умение подбирать заместители по заданному признаку (форме); развивать умения понимать сказку на основе построения наглядной модели. | Пересказ сказок, разыгрывая их при помощи заместителей. Чтение сказки братьев Гримм «Соломинка, уголь и боб» Артикуляционная гимнастика. Д/и «Придумай другое название сказки», «Нарисуй и расскажи сказку». Д/и с использованием ИКТ. | Работа с картотекой развивающих заданий. Собирание разрезных картинок по сюжету сказки. Д/и «Что сначала, что потом» /по сюжету сказки/. Раскрашивание иллюстраций к сказке. П/и «Пузырь» |
ноябрь | Сказки «Заяц-хваста», «Крылатый, мохнатый да масляный» | Развивать умение подбирать заместители по заданному признаку (цвету и величине), учить строить модель сказки по ходу её изложения. | Пересказ сказок в соответствии с моделью. Артикуляционная гимнастика. Д/и «Похвастайся», «Найди родственников», «Нарисуй и расскажи». Заучивание стихотворных отрывков из сказки. Д/и с использованием ИКТ. Чтение сказки Д.Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца» Образовательная деятельность: аппликация «Зайчишки – трусишка и храбришка» | Работа с картотекой развивающих заданий. Раскрашивание иллюстраций к сказке. Выполнение аппликаций, иллюстраций к сказкам, изготовление поделок из пластилина, природного материала. |
декабрь | Сказки «Морозко», «Мороз Иванович» /обработка В.Одоевского/ | Продолжать развивать умение использовать заместители для обозначения персонажей сказки, учить детей передавать своё отношение к поступкам героев, формировать своё представление о справедли-вости; развивать воображение на материале вариативного словесного творчества. | Беседа о жанровых особенностях сказок. Пересказ сказки, драматизация; сочинение «новой» сказки. Д/и «Покажи сказку», «Найди лишнее слово». Чтение сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица»; туркменской народной сказки «Падчерица» Образовательная деятельность ИЗО: рисование «снежных» узоров. Просмотр д/ф. | Работа с картотекой развивающих заданий. Раскрашивание иллюстраций к сказке. |
январь | Сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «Кот-воркот, Котофей Котофеевич» | Развивать воображение на материале вариативного словесного творчества, продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки. | Пересказ сказок с опорой на модели; сочинение «новой» сказки. Д/и «Угадай сказку», «Назови ласково», «Сравнения». Д/и с использованием ИКТ. Работа с коллажами по сказкам. Артикуляционная гимнастика. | Настольные игры по сказкам. Собирание разрезных картинок, кубиков по сюжету сказки. Д/и «Что сначала, что потом» /по сюжету сказки/. Раскрашивание иллюстраций к сказке. |
февраль | Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | Развивать воображение на материале вариативного словесного творчества; развивать умение обозначать своё отношение к персонажам сказок. | Пересказ сказки с опорой на модель. Рассматривание репродукции картины В.Васнецова. Заучивание стихотворных отрывков из сказки. Д/и «Разучиваем пословицу», «Сочиняем сказку». Д/и с использованием ИКТ. | Драматизация сказки. Работа с картотекой развивающих заданий. Собирание кубиков по сюжету сказки. Раскрашивание иллюстраций к сказке. |
март | Сказки «Лиса и журавль», «Журавль и цапля» | Развивать умение пользоваться заместителями для обозначе-ния персонажей сказки; разви-вать воображение на материале вариативного словесного твор-честв; развивать понимание обобщённого смысла сказок. | Пересказ сказок, разыгрывая при помощи заместителей. Д/и «Назови сказку», «Сочиняем сказку», «Разучиваем пословицу». Д/и с использованием ИКТ. Артикуляционная гимнастика. |
Настольные игры по сказкам. Драматизация сказки. Собирание пазлов, кубиков по сюжету сказки. Раскрашивание иллюстраций к сказке. |
апрель | Сказки «Хаврошечка», «Василиса Прекрасная» | Освоение действий использова-ния пространственно-времен-ной модели сказки – плана – для пересказа и сочинения сказки; учить передавать своё отношение к поступкам героев; формировать представление о справедливости. | Пересказ сказки по плану-схеме; сочинение «новой» сказки. Д/и «Что будет, если…?», «Кто больше подберёт определений?» Разгадывание кроссвордов. Образовательная деятельность ИЗО: «вышивание» сарафана для Хаврошечки. |
Работа с картотекой развивающих заданий. Раскрашивание иллюстраций к сказке. |
май | Сказка «Сивка-бурка» | Освоение действий по построению наглядной пространственно-временной модели – плана сказки – для её пересказа | Пересказ сказки по плану-схеме. Д/и «Доскажи словечко», «Конструирование слов и словосочетаний». Заучивание стихотворных отрывков из сказки. Рассматривание репродукции картины В.Васнецова. Отгадывание загадок по сказкам. Просмотр д/ф. Чтение сказки П.Ершова «Конёк-горбунок» |
Работа с картотекой развивающих заданий. Разгадывание ребусов. Раскрашивание иллюстраций к сказке. |
Тематическое планирование
/подготовительный возраст/
Месяц | Тематика | Программное содержание | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
сентябрь | Сказка «Мужик и медведь», «Петушок и меленка» | Закреплять умение подбирать заместители к персонажам сказок, развивать воображение: сочинение продолжения сказки с опорой на заместители. | Пересказ сказок; сочинение «новой». Артикуляционная гимнастика. Д/и «Сочиняем сказку», «Кто больше подберёт определений?» Д/и с использованием ИКТ. Рассматривание иллюстраций к сказкам Е.Рачёва. Образовательная деятельность: ИЗО «Храбрый петушок», конструирование «Храбрый петушок». | Драматизация сказок. Работа с картотекой развивающих заданий. Игры с «кубиками времени» /по методу М.Монтессори/. Д/и «Вершки и корешки». Раскрашивание иллюстраций к сказке. |
октябрь | Сказка «Гуси-лебеди», «Баба-яга» | Совершенствовать умение использовать заместители для обозначения персонажей сказки; учить строить модель сказки по ходу её изложения; развитие воображения: сочинение сказки с опорой на заместители. | Пересказ сказки по плану-схеме; сочинение «новой» сказки. Д/и «Без слов», «Разучиваем пословицу». Д/и с использованием ИКТ. Рассматривание иллюстраций к сказке, выполненных разными художниками. Образовательная деятельность: лепка «Ступа с бабою-ягой», аппликация «Избушка на курьих ножках» | Драматизация сказки. Наст/игры, домино по сказке. Работа с картотекой развивающих заданий. Собирание пазлов, разрезных картинок, кубиков по сюжету сказки. Д/и «Что сначала, что потом» /по сюжету сказки/. Раскрашивание иллюстраций к сказке. П/и «Баба-яга» |
ноябрь | Сказка «Царевна-лягушка» | Развивать воображение на материале вариативного словесного творчества; развивать у детей умение самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе. | Беседа о жанровых особенностях сказок. Пересказ сказки по плану-схеме. Д/и «Конструирование словосочетаний и предложений», «Без слов». Д/и с использованием ИКТ. Рассматривание иллюстраций к сказке Ю.Васнецова, И.Билибина. Чтение украинской народной сказки «Хроменькая уточка» Образовательная деятельность: ИЗО «вышивание» русской рубахи; лепка (миниатюра) «Лягушонка в коробчонке». Краеведение: русские терема | Работа с картотекой развивающих заданий. Собирание пазлов, кубиков по сюжету сказки. Настольная игра по сказке. Строительные игры: строим сказочные терема Раскрашивание иллюстраций к сказке. П/и «Баба-яга» |
декабрь | Сказки «Иван-царевич и серый волк», «Про Иванушку дурачка» |
Освоение действий передачи отношения к персонажам сказок; развивать у детей умение самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе. | Пересказ сказок по плану-схеме. Д/и «Кто больше подберёт определений?», «Назови ласково». Д/и с использованием ИКТ. Рассматривание репродукции картины В.Васнецова, иллюстраций И.Билибина. Чтение сказки В.Жуковского «Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке»; украинской народной сказки «Молодильные яблоки». Образовательная деятельность: аппликация «Жар-птица», ИЗО рисование пера Жар-птицы. Просмотр д/ф. | Собирание пазлов, кубиков по сюжету сказки. Раскрашивание иллюстраций к сказке. |
январь | Сказки «Снегурочка», «Девочка Снегурочка» /записанная В.Далем/ | Совершенствовать умения построения и использования пространственно-временной модели сказки для пересказа. | Пересказ сказок с опорой на модель. Д/и «Метод аналогий», «Конструирование слов». Д/и с использованием ИКТ. Заучивание стих. отрывков из сказки. Рассматривание репродукций картин В.Васнецова. | Драматизация сказки. Разгадывание кроссвордов. Раскрашивание иллюстраций к сказке. |
февраль | Сказки «По щучьему веленью», «Волшебное кольцо» | Развивать воображение: сочинение продолжения сказки; развивать понимание обобщённого смысла сказок на основе сопоставления близких по смыслу, но разных по сюжету сказок. | Пересказ сказок. Д/и «Сочиняем сказку», «Разучиваем пословицу», «Найди родственников». Просмотр д/ф. | Собирание разрезных картинок по сюжету сказки. Д/и «Что сначала, что потом» /по сюжету сказки/. Настольные игры по сказке. Раскрашивание иллюстраций к сказке. |
март | Сказка «Финист – Ясный сокол» |
Развивать умение подбирать к заместителям соответствующие им персонажи; развивать у детей умение самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе. | Пересказ сказки с опорой на модель. Д/и «Метод аналогий», «Кто больше подберёт определений?». Рассматривание иллюстраций к сказке И.Билибина. Чтение сказки «Аленький цветочек» С.Аксакова (или просмотр д/ф). | Разгадывание ребусов. Раскрашивание иллюстраций к сказке. |
апрель | Сказка «Никита Кожемяка», «Каша из топора» | Совершенствовать умение использовать заместители для обозначения персонажей сказки, развивать воображение на материале вариативного словесного творчества. | Пересказ сказки, разыгрывая при помощи заместителей; сочинение «новой» сказки. Д/и «Сочиняем сказку», «Конструирование предложений». | Работа с картотекой развивающих заданий. П/и «Змей Горыныч». Раскрашивание иллюстраций к сказке. |
май | Сказка «Семь Симеонов – семь работников» | Развивать понимание обобщённого смысла сказок | Пересказ сказки. Д/и «Разучиваем пословицу», «Что будет, если …?» Викторина по русским народным сказкам. | Разгадывание кроссвордов. Раскрашивание иллюстраций к сказке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка сценария летнего тематического дня "День русской народной сказки" для детей 6-7 лет
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА сценария летнего тематического дня "День русской народной сказки" разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы "Детство" под. ред Т.И.Баб...
Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...
Конспект ОД (Занимательная математика в русских народных сказках) "Путешествие с Колобком по русским народным сказкам "Курочка Ряба", "Гуси-лебеди", "Теремок" .
Путешествие по сказкам "Курочка Ряба", "Гуси-лебеди", "Теремок" с Колобком...
Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».
Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....
Конспект открытого тематического развлечения по русской народной сказке «Курочка Ряба».
Задачи:-организация общения детско - родительского коллектива в ходе игр и художественно - эстетической деятельности...
В рамках тематической недели в нашем саду прошли такие мероприятия: Кукольный театр по русским народным сказкам «Сказка ложь, да в ней намек…»
В рамках тематической недели в нашем саду прошли такие мероприятия:Кукольный театр по русским народным сказкам «Сказка ложь, да в ней намек…»Акция «Здоровое сердце» прош...
Конспект занятия для детей первой младшей группы по русской народной сказке : " Жили у бабуси". " Приключение двух гусей" по русской народной сказке : ""Жили у бабуси ""
Цель: Приобщение детей к русскому народному творчеству.Задачи: Образовательные; - познакомить детей с новым фольклорным произведением песенкой "" Жили у бабуси"";-закрепить пр...