Педагогическая находка. Конспект НОД "Дружба"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Корчагина Любовь Евгеньевна

Педагогическая находка. Конспект НОД "Дружба". Конспект составлен с применением образовательной технологии деятельностного подхода в сочетании с приемами технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_nahodka.doc90 КБ
Файл tekst_skazki.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад №1  «Семицветик»

г. Тамбов Тамбовской области

КОНСПЕКТ

организации и проведения образовательной деятельности

в области «Речевое развитие»

Тема: «Дружба»

(для детей 6-7 лет)

Воспитатель 1 квалификационной категории

Корчагина Л.Е.

Тамбов 2017г.

Тема: «Дружба»

Место проведения: игровая комната

Длительность: 30 минут

Цель: Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о дружбе и нравственной ее ценности.

Задачи:

  1. Развивать положительные черты личности (доброту, отзывчивость, взаимопомощь).
  2. Продолжать формировать навык понимания содержания идеи произведения, оценивания характеров, поступков героев, передавать свое отношение к их поступкам, обогащать словарный запас.
  3. Формировать толерантность в отношении культурных особенностей других этносов, первоначальные знания у  детей о дружбе народов, учить жить в поликультурном пространстве.

Интеграция образовательных областей:

Приоритетная область – Речевое развитие

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы:

Социально-коммуникативное развитие.

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса:

Познавательное развитие, художественно – эстетическое, физическое развитие, музыкальное.

Виды деятельности:

Коммуникативная, двигательная, игровая, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательская.

Образовательные технологии: технология деятельностного подхода, технология развития критического мышления.

Приемы: «Корзина идей», «Прогнозирование», «Толстые и тонкие вопросы»,  «Круги Венна», «Шесть шляп Боно», «Синквейн».

Оборудование и материалы:

Компьютер, 2 обруча (красный и зеленый), корзина с яйцами от  киндер – сюрпризов, картинки животных (козленок, теленок, ягненок), 6 шляп (красная, зеленая, синяя, черная, белая, желтая), картинки с изображением значения слов, относящихся к казахскому этносу, текст Казахской народной сказкой «Три друга», картинки для проблемной ситуации, схема для Синквейна.

Ход занятия:

  1. «Вызов»

(Цель этапа: актуализация  имеющихся знаний и представлений об изучаемом, формирование личного интереса, определение цели рассматриваемой темы).

Введение в игровую ситуацию

Звучит песня «У друзей нет выходных»  воспитатель приглашает детей встать в круг. Воспитатель читает стихотворение:

Если дело не идет,

И не спорится работа,

Друг всегда к тебе придет,

С другом справишься в два счета!

Ну, а если вдруг у друга

Что-нибудь случится,

Поспеши к нему на помощь-

Можешь пригодиться!

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о дружбе)

Мотивационная игра

«Корзина идей»

- У каждого из вас в руках яйцо от киндер - сюрприза. Сейчас вы будете говорить, что такое дружба и после этого класть свое яйцо  в мою корзину.

-Молодцы, посмотрите  на нашу «корзину идей», так много вы знаете о дружбе.

-А животные могут дружить? Могут ли дружить, например, кошка и собака? (могут)

Затруднение в игровой ситуации

-Посмотрите на картинки с этими людьми (здоровый и инвалид, русский и афроамериканец, молодой и пожилой, грязный и чистый)

-Как вы думаете, эти люди могут дружить между собой? (дети затрудняются, говорят, что  не могут, им  будет трудно дружить)

- А вы знаете, как выбрать настоящего  друга? (нет)

- А вам хочется это узнать? (да)

- Тогда садитесь на стульчики. (Дети рассаживаются полукругом)

  1. «Осмысление»

(Цель этапа: систематизирование полученной информации, формирование собственной позиции).

Поиск выхода из затруднения

«Прогнозирование» содержания сказки

-Я сегодня хочу познакомить вас с казахской  народной сказкой. Мы уже с вами знакомы с русскими народными сказками, а вот с казахскими еще нет.

-А почему сказка  называется казахская народная? (написал казахский народ)

- Правильно.

- Как вы думаете, о чём будет сказка, которую я хочу вам почитать? (о дружбе).

- Да, действительно, о дружбе. И дружба эта будет необычной.

«Прогнозирование» по ключевым словам

- Сейчас я вам загадаю загадки. А вы  их попробуйте отгадать.

 

Говорит он маме меее,

Молочка налей скорей,

Целый день скачу, играюсь,

Подскажи, как называюсь? (козленок)

- Правильно, козленок (вывешивается картинка с изображением козленка)

- А вот и вторая загадка.

Папа - тигр, а сын - тигрёнок.

У лягушки - лягушонок.

Есть ужата у ужа

И ежата у ежа.

А вот с ними, не пойму,

Так и сяк их назову.

Помогите мне, ребята,

У овечки есть (ягненок)

- Молодцы, опять угадали (вывешивается картинка с ягненком)

- А теперь последняя загадка, только дослушайте ее до конца.

Мууу, я маме прокричу,

Молочка скорей хочу,

Ведь я маленький ребёнок,

Вы узнали? Я … (теленок)

- Какие же вы молодцы, все правильно отгадали! (появляется картинка с изображением теленка)

-Как вы думаете, кто будут главными героями нашей сказки? (козленок, теленок и ягненок)

-С помощью слов «козленок, теленок, ягненок» давайте сами попробуем придумать начало сказки.  

-Давайте начнем с первого героя. Сначала  составляем предложение со словом «козленок». (Жил - был козленок.)

-Молодцы. Теперь, следующее предложение со словом «теленок», продолжая мысль первого предложения. (Козленок очень любил играть с  теленком.)

 - Хорошо, и теперь продолжаем мысль со словом «ягненок». (Вот однажды, повстречались  козленок и теленок с ягненком.)

- Молодцы. Хорошее у вас получилось начало сказки.  

- А хотите узнать, как начинается казахская сказка? (да)

- Тогда слушайте внимательно.

«Чтение сказки с остановками»

Чтение первой части текста до слов: «...Теленок, делать нечего — скакнул и…»

(Во время чтения, идет пояснение и  показ на слайдах изображения  незнакомых  для детей слов «аркан», «арык» и хоровое повторение этих слов.

Аркан – это длинная верёвка с петлёй на конце для ловли животных.

Арык – это  канавы, прорытые на полях для полива растений, используют в районах, имеющих сухой климат, где земледелие без полива практически невозможно).

-Давайте предположим, что было дальше? (теленок утонул, упал, споткнулся...)

-Что вы почувствовали в этот момент? (страшно стало, интересно...)

- Куда и зачем отправились козленок, теленок и ягненок? (узнать, где прячется на ночь солнышко.)

-Как понимаете слова: разведаем (узнаем), выражение «глазом не окинуть» (большая)?

- Какое препятствие встретилось им на пути? (арык) 

-Как друзья переберутся через него? (перепрыгнут)

Чтение второй части текста, до слов: «... Развязали мешок, а в нем...» 

-Что же могло быть в мешке? (сладости, мясо, крокодил, еда...)

(Во время чтения, идет пояснение слова «ротозей» - рассеянный, невнимательный человек, разиня).

Чтение 3-й  части текста до слов: «…не сыграете ли вы нам на домбре?»

Во время чтения, идет пояснение и  показ на слайдах изображения  незнакомых  для детей слов «юрта», «кумыс», «домбра», «баурсаки», «лукавый», «очаг» и хоровое повторение этих слов)

Юрта — это круглый дом кочевника, укрытый шкурами. Кочевники - это постоянно меняющий место жительства народ, живущий за счёт скотоводства.

Кумыс –это напиток из лошадиного  молока.

Домбра - казахский народный двухструнный музыкальный инструмент.

Баурсаке - казахское национальное изделие из теста, непременная принадлежность многих первых и вторых блюд, употребляемая вместо хлеба.

Лукавый - коварный, хитрый.

Очаг - устройство для разведения и поддержания огня. 

-Как вы думаете, что испытали Козленок, Ягненок и Теленок?  (страх, панику,  ужас...)

- Что стояло возле горы? (юрта)

- Кого увидели в юрте друзья? (диких животных)

- Что пил барс?  (кумыс) 

- Что такое кумыс? (лошадиное молоко)

- Кто ел халву? (медведь)

- Кто уплетал баурсаки? (волк) 

-Что такое баурсаки? (казахский хлеб)

- Что делала лиса? (играла на домбре)

-Что делали дикие звери? (справляли  праздник)

- Как повели себя козленок, теленок и ягненок? (замерли у порога)

-Почему? (поняли, что попали в беду)

- Как лиса приветствовала друзей?  (речами лукавыми)

-Произнеси эти слова за нее. (Милости просим, дорогие гости, сейчас мы вас так угостим, что вам кушать больше не захочется.)

Чтение 4 части текста до слов: «...окаменели зубастые разбойники от страха, потом взвыли и...»

 -Что могло быть дальше? (набросились на зверей, убежали в лес...) 

- Как повёл себя ягнёнок? (потупился и замолчал)

-Телёнок? (попятился и замолчал)

-А козлёнок? (тряхнул головой и бойко заговорил, спою вам и сыграю) 

-О чём он пел? (барс, мишка, волчище, лисица нам нипочем, как накинемся втроем, всех злодеев задерем)

-Кто такие родичи? (родственники)

 «Прогнозирование» концовки сказки

-Чем может закончиться сказка? (предположения детей)

-Давайте,  скорее, дочитаем сказку и узнаем, чем она закончилась.

Чтение концовки сказки.

- Как понимаете выражения: «бежать без оглядки», «не сберечь костей»?

- Когда попали домой друзья? (к вечеру)

- Что значит «бранить»? (ругать)

- Почему козленок, теленок и ягненок  не остались жить в юрте зверей? (боялись, что хозяева вернуться)

Физкультминутка  «Мы с друзьями»

Солнечным погожим днём

Мы с друзьями в лес идём.

Мы с собой несём корзинки.

Вот хорошая тропинка! (Ходьба на месте.)

Собираем землянику,

Ищем вкусную чернику,

Голубику, костянику,

Кисловатую бруснику. (Наклоны вперёд.)

А вокруг полно малины.

Пройти мимо не могли мы.

Собираем по кустам.

Здесь отличные места! (Повороты влево-вправо.)

Снова мы идём по лесу. (Ходьба на месте.)

А вокруг — так интересно! (Потягивания — руки в стороны.)

Отдохнуть пора, дружок.

Мы присядем на пенёк.

-Молодцы ребята, присаживайтесь на ковер.

 «Круги Венна»

-Сейчас мы с вами сравним домашних и диких животных в этой сказке (чем они отличаются и что у них схожего)

-В зеленый  круг мы запишем все, что мы знаем о домашних животных из сказки (помогают друг другу, не бросили в беде товарища, мудрые, напугали врагов, посмеивались над теленком, непослушные, дружные, озорные, веселые). 

-В красный круг запишем все, что знаем о диких животных из сказки  (любят отмечать праздники, злые, хитрые, лукавые, трусливые, глупые, убежали кто куда)

- В пересечении двух кругов напишем, что общего у тех и других  (считают себя друзьями).

-Ребята, посмотрите, общее у этих животных, то, что и одни и другие считают себя друзьями. Но давайте разберемся, могут ли они называться друзьями.

«Толстые и тонкие вопросы»

- Как вы думаете, как можно назвать эту сказку? (Приключения друзей, друзья...)

- Казахский народ назвал эту сказку «Три друга». Почему? (Три друга- теленок, ягненок, козленок) 

- А почему их можно назвать друзьями? (ведут себя как настоящие друзья: помогают, заботятся, всегда вместе, не обижают…)

- А зубастых разбойников можно назвать друзьями? (нет, дикие животные не друзья)

-Почему вы так решили? (друзья так не поступают, не говорят, что «сегодня они друзья, а завтра – враги», убежали в разные стороны)

- Какую русскую народную сказку напомнила вам эта сказка? (Зимовье зверей)

-«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». О чем следует задуматься всем, кто прочитал казахскую сказку «Три друга»? (о дружбе)

-А что же такое дружба? (взаимопомощь, понимание, умение защитить друга). - Как вы думаете, можно ли назвать Козленка настоящим другом?  (да)

- Почему? (заступился за себя и за своих друзей)

-Почему же не пугается маленький, слабый козленок диких зверей?

-Какое чувство дает силу козленку в борьбе с дикими зверями? (Сила дружбы.) 

- Дружба — вот та сила, которая побеждает врагов.

-Случалось ли вам приходить на помощь друг другу? (да)

-Как вы помогали? (ответы детей)

-Обязательно ли иметь друзей, может и без них можно обойтись? (обязательно)

- Молодцы, давайте встанем все в круг.

  1. Рефлексия

(Цель этапа: закрепление и присвоение новых знаний,  формирование на их основе собственного аргументированного представления об изучаемом).

Самостоятельное применение открытых знаний

«Шесть шляп Боно»

(По ходу  высказывания детей, на них надеваются шляпы)

-Какое событие из сказки вам больше всего запомнилось? (спасение теленка)

Белая шляпа (факты) 

-Что об этом сказано в сказке? (приятели за уши вытащили теленка)

Красная шляпа (чувства) 

-Какие чувства вы испытали, когда мы читали про это?  (страх за друзей, радость…)

Желтая шляпа (позитив)

- Что хорошего в этом поступке? (не оставили в беде одного)

Черная шляпа (критика)

- Что плохого в этом поступке? (пришлось за это теленку на себе везти козленка и ягненка, друзья так не поступают)

Зеленая шляпа (креатив)

- Как можно было еще решить эту проблему? (дети предлагают свои варианты)

 Синяя шляпа (выводы) 

- Какой вывод можно сделать из этого события? (друзьям надо помогать просто так, не требуя потом ничего взамен)

-Давайте вернемся к нашим картинкам с разными людьми. Давайте разделимся на группы и сядем за 4 стола.

- У каждой группы на столе лежит картинка (здоровый и инвалид, русский и афроамериканец, молодой и пожилой, грязный и чистый).

- Сейчас вы подумаете в своих группах и попробуете еще раз ответить на вопрос: могут ли эти люди дружить между собой? (могут)

-Почему? (в дружбе не важно, какой ты внешне, и на каком языке разговариваешь, в дружбе важно, какие качества у людей)

- Молодцы, вы меня очень порадовали своим ответом!

 Обобщающий вывод

 «Синквейн»

-Сейчас мы свами сочиним необычное стихотворение. В нем нет рифмы, и оно пишется по определенным правилам.

Посмотрите на картинку (вывешивается картинка с изображением детей разных полов,  разных рас, здоровых и инвалида все вместе).

С помощью схемы составляется синквейн.

1 строка  (1 слово) Кто это? (дети)

2 строка (2 слова) Какие они? (веселые, хорошие)

3 строка (3слова) Что они могут делать? (играть, учиться,  дружить)

4 строка  Что такое дружба? Кто  знает  пословицы о дружбе?

Сам погибай, а товарища выручай.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Человек без друзей, что дерево без корней.

5 строка (1 слово) Как по  другому можно назвать этих детей? (друзья)

- Молодцы, ребята. А теперь давайте все  вместе споем песню  «Настоящий друг» (Дети поют «Дружба крепкая, не сломается…»)



Предварительный просмотр:

Казахская народная сказка «Три друга»

Может, было то, может, не было,— подружились, говорят, когда-то, подружились и побратались Ягненок, Козленок и Теленок.

Раз Козленок говорит приятелям:

— Братцы, кто из вас видел, как солнце по вечерам уходит за горы?

— Я видел,— сказал Ягненок.

— И я видел,— сказал Теленок.

— Так давайте,— предложил Козленок,— пойдем втроем и разведаем, где же прячется на ночь солнышко.

— Я бы рад пойти с тобой, да пастухи нас не пустят,— вздохнул Ягненок.

— Пастухи нас не пустят,— отозвался Теленок.

— А мы удерем от пастухов! Пусть потом ищут нас, если охота.

Степь широка: всю не объехать, не обойти, арканом не измерить, глазом не окинуть... И в тот же день Козленок, Ягненок и Теленок тайком убежали из стада.

Вот идут они степью. Долог путь, но гора все ближе и ближе. Радуются друзья. Вдруг перед ними арык. Как перебраться? Козленок говорит:

— Ничего, перескочим!

— Я боюсь,— сказал Ягненок.

— И я боюсь,— сказал Теленок.

— Эх вы, трусишки,— смеется Козленок.— А вот я так ничего не боюсь.

Разбежался он и вмиг перескочил на другой берег. Прыгнул за ним и Ягненок — тоже удачно, только заднее копытце замочил. Потоптался, потоптался на месте Теленок, делать нечего — скакнул и он. Скакнул — да бултых в воду! Чуть было не захлебнулся. Приятели за уши вытащили.

Козленок говорит:

— Мы тебя, Теленок, от смерти спасли. Ты должен отплатить нам за услугу. Подвези-ка нас на спине до горы. Ты ведь сильный. Сели верхом на Теленка два озорника, едут, посмеиваются. Прошло сколько-то времени, устал Теленок, запыхался. Мычит жалобно:

— Тяжело мне. Я вам не верблюд. Довезу до камня, что белеет впереди, а там хватит, слезайте.

Доехали до камня, а это не камень вовсе — дорожный мешок на земле лежит, туго-претуго чем-то набитый. Видно, какой-то ротозей проезжал здесь и потерял на пути поклажу. Развязали мешок, а в нем четыре звериных шкуры, одна другой дороже: барсова, медвежья, волчья и лисья.

— Хорошая находка,— сказал Козленок,— Она нам пригодится.

Побрели пешком дальше. Вот уже гора совсем рядом, рукой достать. Под горой стоит белая-белая юрта, в юрте шум и гам, и песня, и звон домбры. Постояли путники, переглянулись и — будь что будет!— отворили дверь. Видят — в юрте пир идет. Дикие звери свой праздник справляют. Пестрый Барс кумыс пьет, толстый Медведь халву сосет, сивый Волк баурсаки уплетает, рыжая Лиса на домбре играет. Трынды-трын, домбра моя! Нынче все мы здесь друзья. Завтра — снова мы враги: Каждый шкуру береги! Ввалились в юрту Козленок, Ягненок и Теленок и замерли у порога: сразу поняли, что попали в беду. А звери как увидели нежданных гостей, так глазищи у них и загорелись: такая лакомая закуска сама к ним в зубы идет! Подмигнула хитро Лиса шайке хищников, поднялась с места и, облизываясь, повела лукавые речи:

— Милости просим, дорогие гости. Садитесь поближе к очагу, детки. Сейчас мы вас так угостим, что вам никогда больше кушать не захочется. А покамест не сыграете ли вы нам на домбре, не потешите ли песенкой?

Ягненок потупился — и молчит. Теленок попятился — и молчит. А Козленок тряхнул кудрявой шерсткой и говорит бойко:

— Давай, Лиса, домбру! Спою вам и сыграю. Только слушайте, звери, получше.

И он ударил по струнам:

Трынды-трын, моя домбра! Пусть не ждут враги добра. Пестрый Барс нам нипочем, Толстый Мишка нипочем, И Волчище нипочем, И Лисица нипочем. Как накинемся втроем, Всех злодеев задерем!

Слушают звери и ушам своим не верят: что за дерзкая песенка!

— Да вы кто такие?— зарычал Барс.

— Мы охотники степные,— отвечал Козленок.

— А куда идете?— взревел Медведь.

— Несем товар на базар.

— А какой у вас товар?—прошамкал Волк.

— Звериные шубы.

— Где же вы их взяли?— взвизгнула Лиса.

— С ваших родичей сняли,— говорит Козленок  н вы-тряхивает из мешка все четыре шкуры — барсовую, медвежью, волчью и лисью.

Окаменели зубастые разбойники от страха, потом взвыли каждый по-своему, да разом в дверь, да бежать кто куда без оглядки.

Козленок, Ягненок и Теленок остались в чужой юрте хозяйничать. Закусили они с дороги вкусными звериными кушаньями и стали думать, как дальше быть.

Козленок говорит:

— Хорошо, что мы недругов так напугали, но плохо будет, коли они, опомнившись, вернутся назад. Тогда уж нам не сберечь костей. Побежим-ка лучше, не ожидая горя, поскорей домой. В родном стаде нам и вправду никакой зверь не опасен. В родном стаде нас пастухи никому в обиду не дадут.

Не пришлось Козленку долго друзей уговаривать.

— Верно ты, братец, говоришь,— сказал Ягненок.

— Правильно говоришь,— сказал Теленок.

И через минуту далеко уже были они от белой юрты, еще дальше от горы. Впереди мчался Козленок, вслед за ним — Ягненок, а Теленок — сзади.

К вечеру домой поспели. Пастухи так им обрадовались, что и бранить не стали. Вот как все славно получилось.

Одно нехорошо: так и не узнали три дружка, где солнышко на ночлег прячется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогическая находка»: конспект организации образовательной деятельности по физической культуре

"Педагогическая находка»: конспект организации образовательной деятельности по физической культуре"...

Педагогическая находка . Конспект НОД во второй младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Воздух и его свойства».

Педагогическая  находка . Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему "Воздух и его свойства"...

Конкурсное мероприятие «Педагогическая находка» Конспект НОД (развитие речи, познаю мир) подготовительная группа Тема: « Добрые дела»

Программное содержание:1.     Учить детей понимать смысл загадок; правильно называть качества предметов, характерные признаки времен года (весны, зимы, осени)....

Воспитатель года 2018. Конкурсное задание "Педагогическая находка". Конспект музыкально-литературнго развлечения с элементами оздоровления "Путешествие в сказку"

Музыкально-литературное развлечение с элементами оздоровления (стопотерапия, су-джок-терапия, пальчиковые и дыхательные гимнастики, игры с водой) для детей раннего возраста по мотивам русских народных...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...