Педагогическая находка. Конспект НОД "Дружба"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Педагогическая находка. Конспект НОД "Дружба". Конспект составлен с применением образовательной технологии деятельностного подхода в сочетании с приемами технологии развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_nahodka.doc | 90 КБ |
tekst_skazki.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад №1 «Семицветик»
г. Тамбов Тамбовской области
КОНСПЕКТ
организации и проведения образовательной деятельности
в области «Речевое развитие»
Тема: «Дружба»
(для детей 6-7 лет)
Воспитатель 1 квалификационной категории
Корчагина Л.Е.
Тамбов 2017г.
Тема: «Дружба»
Место проведения: игровая комната
Длительность: 30 минут
Цель: Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о дружбе и нравственной ее ценности.
Задачи:
- Развивать положительные черты личности (доброту, отзывчивость, взаимопомощь).
- Продолжать формировать навык понимания содержания идеи произведения, оценивания характеров, поступков героев, передавать свое отношение к их поступкам, обогащать словарный запас.
- Формировать толерантность в отношении культурных особенностей других этносов, первоначальные знания у детей о дружбе народов, учить жить в поликультурном пространстве.
Интеграция образовательных областей:
Приоритетная область – Речевое развитие
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы:
Социально-коммуникативное развитие.
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса:
Познавательное развитие, художественно – эстетическое, физическое развитие, музыкальное.
Виды деятельности:
Коммуникативная, двигательная, игровая, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательская.
Образовательные технологии: технология деятельностного подхода, технология развития критического мышления.
Приемы: «Корзина идей», «Прогнозирование», «Толстые и тонкие вопросы», «Круги Венна», «Шесть шляп Боно», «Синквейн».
Оборудование и материалы:
Компьютер, 2 обруча (красный и зеленый), корзина с яйцами от киндер – сюрпризов, картинки животных (козленок, теленок, ягненок), 6 шляп (красная, зеленая, синяя, черная, белая, желтая), картинки с изображением значения слов, относящихся к казахскому этносу, текст Казахской народной сказкой «Три друга», картинки для проблемной ситуации, схема для Синквейна.
Ход занятия:
- «Вызов»
(Цель этапа: актуализация имеющихся знаний и представлений об изучаемом, формирование личного интереса, определение цели рассматриваемой темы).
Введение в игровую ситуацию
Звучит песня «У друзей нет выходных» воспитатель приглашает детей встать в круг. Воспитатель читает стихотворение:
Если дело не идет,
И не спорится работа,
Друг всегда к тебе придет,
С другом справишься в два счета!
Ну, а если вдруг у друга
Что-нибудь случится,
Поспеши к нему на помощь-
Можешь пригодиться!
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о дружбе)
Мотивационная игра
«Корзина идей»
- У каждого из вас в руках яйцо от киндер - сюрприза. Сейчас вы будете говорить, что такое дружба и после этого класть свое яйцо в мою корзину.
-Молодцы, посмотрите на нашу «корзину идей», так много вы знаете о дружбе.
-А животные могут дружить? Могут ли дружить, например, кошка и собака? (могут)
Затруднение в игровой ситуации
-Посмотрите на картинки с этими людьми (здоровый и инвалид, русский и афроамериканец, молодой и пожилой, грязный и чистый)
-Как вы думаете, эти люди могут дружить между собой? (дети затрудняются, говорят, что не могут, им будет трудно дружить)
- А вы знаете, как выбрать настоящего друга? (нет)
- А вам хочется это узнать? (да)
- Тогда садитесь на стульчики. (Дети рассаживаются полукругом)
- «Осмысление»
(Цель этапа: систематизирование полученной информации, формирование собственной позиции).
Поиск выхода из затруднения
«Прогнозирование» содержания сказки
-Я сегодня хочу познакомить вас с казахской народной сказкой. Мы уже с вами знакомы с русскими народными сказками, а вот с казахскими еще нет.
-А почему сказка называется казахская народная? (написал казахский народ)
- Правильно.
- Как вы думаете, о чём будет сказка, которую я хочу вам почитать? (о дружбе).
- Да, действительно, о дружбе. И дружба эта будет необычной.
«Прогнозирование» по ключевым словам
- Сейчас я вам загадаю загадки. А вы их попробуйте отгадать.
Говорит он маме меее,
Молочка налей скорей,
Целый день скачу, играюсь,
Подскажи, как называюсь? (козленок)
- Правильно, козленок (вывешивается картинка с изображением козленка)
- А вот и вторая загадка.
Папа - тигр, а сын - тигрёнок.
У лягушки - лягушонок.
Есть ужата у ужа
И ежата у ежа.
А вот с ними, не пойму,
Так и сяк их назову.
Помогите мне, ребята,
У овечки есть (ягненок)
- Молодцы, опять угадали (вывешивается картинка с ягненком)
- А теперь последняя загадка, только дослушайте ее до конца.
Мууу, я маме прокричу,
Молочка скорей хочу,
Ведь я маленький ребёнок,
Вы узнали? Я … (теленок)
- Какие же вы молодцы, все правильно отгадали! (появляется картинка с изображением теленка)
-Как вы думаете, кто будут главными героями нашей сказки? (козленок, теленок и ягненок)
-С помощью слов «козленок, теленок, ягненок» давайте сами попробуем придумать начало сказки.
-Давайте начнем с первого героя. Сначала составляем предложение со словом «козленок». (Жил - был козленок.)
-Молодцы. Теперь, следующее предложение со словом «теленок», продолжая мысль первого предложения. (Козленок очень любил играть с теленком.)
- Хорошо, и теперь продолжаем мысль со словом «ягненок». (Вот однажды, повстречались козленок и теленок с ягненком.)
- Молодцы. Хорошее у вас получилось начало сказки.
- А хотите узнать, как начинается казахская сказка? (да)
- Тогда слушайте внимательно.
«Чтение сказки с остановками»
Чтение первой части текста до слов: «...Теленок, делать нечего — скакнул и…»
(Во время чтения, идет пояснение и показ на слайдах изображения незнакомых для детей слов «аркан», «арык» и хоровое повторение этих слов.
Аркан – это длинная верёвка с петлёй на конце для ловли животных.
Арык – это канавы, прорытые на полях для полива растений, используют в районах, имеющих сухой климат, где земледелие без полива практически невозможно).
-Давайте предположим, что было дальше? (теленок утонул, упал, споткнулся...)
-Что вы почувствовали в этот момент? (страшно стало, интересно...)
- Куда и зачем отправились козленок, теленок и ягненок? (узнать, где прячется на ночь солнышко.)
-Как понимаете слова: разведаем (узнаем), выражение «глазом не окинуть» (большая)?
- Какое препятствие встретилось им на пути? (арык)
-Как друзья переберутся через него? (перепрыгнут)
Чтение второй части текста, до слов: «... Развязали мешок, а в нем...»
-Что же могло быть в мешке? (сладости, мясо, крокодил, еда...)
(Во время чтения, идет пояснение слова «ротозей» - рассеянный, невнимательный человек, разиня).
Чтение 3-й части текста до слов: «…не сыграете ли вы нам на домбре?»
Во время чтения, идет пояснение и показ на слайдах изображения незнакомых для детей слов «юрта», «кумыс», «домбра», «баурсаки», «лукавый», «очаг» и хоровое повторение этих слов)
Юрта — это круглый дом кочевника, укрытый шкурами. Кочевники - это постоянно меняющий место жительства народ, живущий за счёт скотоводства.
Кумыс –это напиток из лошадиного молока.
Домбра - казахский народный двухструнный музыкальный инструмент.
Баурсаке - казахское национальное изделие из теста, непременная принадлежность многих первых и вторых блюд, употребляемая вместо хлеба.
Лукавый - коварный, хитрый.
Очаг - устройство для разведения и поддержания огня.
-Как вы думаете, что испытали Козленок, Ягненок и Теленок? (страх, панику, ужас...)
- Что стояло возле горы? (юрта)
- Кого увидели в юрте друзья? (диких животных)
- Что пил барс? (кумыс)
- Что такое кумыс? (лошадиное молоко)
- Кто ел халву? (медведь)
- Кто уплетал баурсаки? (волк)
-Что такое баурсаки? (казахский хлеб)
- Что делала лиса? (играла на домбре)
-Что делали дикие звери? (справляли праздник)
- Как повели себя козленок, теленок и ягненок? (замерли у порога)
-Почему? (поняли, что попали в беду)
- Как лиса приветствовала друзей? (речами лукавыми)
-Произнеси эти слова за нее. (Милости просим, дорогие гости, сейчас мы вас так угостим, что вам кушать больше не захочется.)
Чтение 4 части текста до слов: «...окаменели зубастые разбойники от страха, потом взвыли и...»
-Что могло быть дальше? (набросились на зверей, убежали в лес...)
- Как повёл себя ягнёнок? (потупился и замолчал)
-Телёнок? (попятился и замолчал)
-А козлёнок? (тряхнул головой и бойко заговорил, спою вам и сыграю)
-О чём он пел? (барс, мишка, волчище, лисица нам нипочем, как накинемся втроем, всех злодеев задерем)
-Кто такие родичи? (родственники)
«Прогнозирование» концовки сказки
-Чем может закончиться сказка? (предположения детей)
-Давайте, скорее, дочитаем сказку и узнаем, чем она закончилась.
Чтение концовки сказки.
- Как понимаете выражения: «бежать без оглядки», «не сберечь костей»?
- Когда попали домой друзья? (к вечеру)
- Что значит «бранить»? (ругать)
- Почему козленок, теленок и ягненок не остались жить в юрте зверей? (боялись, что хозяева вернуться)
Физкультминутка «Мы с друзьями»
Солнечным погожим днём
Мы с друзьями в лес идём.
Мы с собой несём корзинки.
Вот хорошая тропинка! (Ходьба на месте.)
Собираем землянику,
Ищем вкусную чернику,
Голубику, костянику,
Кисловатую бруснику. (Наклоны вперёд.)
А вокруг полно малины.
Пройти мимо не могли мы.
Собираем по кустам.
Здесь отличные места! (Повороты влево-вправо.)
Снова мы идём по лесу. (Ходьба на месте.)
А вокруг — так интересно! (Потягивания — руки в стороны.)
Отдохнуть пора, дружок.
Мы присядем на пенёк.
-Молодцы ребята, присаживайтесь на ковер.
«Круги Венна»
-Сейчас мы с вами сравним домашних и диких животных в этой сказке (чем они отличаются и что у них схожего)
-В зеленый круг мы запишем все, что мы знаем о домашних животных из сказки (помогают друг другу, не бросили в беде товарища, мудрые, напугали врагов, посмеивались над теленком, непослушные, дружные, озорные, веселые).
-В красный круг запишем все, что знаем о диких животных из сказки (любят отмечать праздники, злые, хитрые, лукавые, трусливые, глупые, убежали кто куда)
- В пересечении двух кругов напишем, что общего у тех и других (считают себя друзьями).
-Ребята, посмотрите, общее у этих животных, то, что и одни и другие считают себя друзьями. Но давайте разберемся, могут ли они называться друзьями.
«Толстые и тонкие вопросы»
- Как вы думаете, как можно назвать эту сказку? (Приключения друзей, друзья...)
- Казахский народ назвал эту сказку «Три друга». Почему? (Три друга- теленок, ягненок, козленок)
- А почему их можно назвать друзьями? (ведут себя как настоящие друзья: помогают, заботятся, всегда вместе, не обижают…)
- А зубастых разбойников можно назвать друзьями? (нет, дикие животные не друзья)
-Почему вы так решили? (друзья так не поступают, не говорят, что «сегодня они друзья, а завтра – враги», убежали в разные стороны)
- Какую русскую народную сказку напомнила вам эта сказка? (Зимовье зверей)
-«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». О чем следует задуматься всем, кто прочитал казахскую сказку «Три друга»? (о дружбе)
-А что же такое дружба? (взаимопомощь, понимание, умение защитить друга). - Как вы думаете, можно ли назвать Козленка настоящим другом? (да)
- Почему? (заступился за себя и за своих друзей)
-Почему же не пугается маленький, слабый козленок диких зверей?
-Какое чувство дает силу козленку в борьбе с дикими зверями? (Сила дружбы.)
- Дружба — вот та сила, которая побеждает врагов.
-Случалось ли вам приходить на помощь друг другу? (да)
-Как вы помогали? (ответы детей)
-Обязательно ли иметь друзей, может и без них можно обойтись? (обязательно)
- Молодцы, давайте встанем все в круг.
- Рефлексия
(Цель этапа: закрепление и присвоение новых знаний, формирование на их основе собственного аргументированного представления об изучаемом).
Самостоятельное применение открытых знаний
«Шесть шляп Боно»
(По ходу высказывания детей, на них надеваются шляпы)
-Какое событие из сказки вам больше всего запомнилось? (спасение теленка)
Белая шляпа (факты)
-Что об этом сказано в сказке? (приятели за уши вытащили теленка)
Красная шляпа (чувства)
-Какие чувства вы испытали, когда мы читали про это? (страх за друзей, радость…)
Желтая шляпа (позитив)
- Что хорошего в этом поступке? (не оставили в беде одного)
Черная шляпа (критика)
- Что плохого в этом поступке? (пришлось за это теленку на себе везти козленка и ягненка, друзья так не поступают)
Зеленая шляпа (креатив)
- Как можно было еще решить эту проблему? (дети предлагают свои варианты)
Синяя шляпа (выводы)
- Какой вывод можно сделать из этого события? (друзьям надо помогать просто так, не требуя потом ничего взамен)
-Давайте вернемся к нашим картинкам с разными людьми. Давайте разделимся на группы и сядем за 4 стола.
- У каждой группы на столе лежит картинка (здоровый и инвалид, русский и афроамериканец, молодой и пожилой, грязный и чистый).
- Сейчас вы подумаете в своих группах и попробуете еще раз ответить на вопрос: могут ли эти люди дружить между собой? (могут)
-Почему? (в дружбе не важно, какой ты внешне, и на каком языке разговариваешь, в дружбе важно, какие качества у людей)
- Молодцы, вы меня очень порадовали своим ответом!
Обобщающий вывод
«Синквейн»
-Сейчас мы свами сочиним необычное стихотворение. В нем нет рифмы, и оно пишется по определенным правилам.
Посмотрите на картинку (вывешивается картинка с изображением детей разных полов, разных рас, здоровых и инвалида все вместе).
С помощью схемы составляется синквейн.
1 строка (1 слово) Кто это? (дети)
2 строка (2 слова) Какие они? (веселые, хорошие)
3 строка (3слова) Что они могут делать? (играть, учиться, дружить)
4 строка Что такое дружба? Кто знает пословицы о дружбе?
Сам погибай, а товарища выручай.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Человек без друзей, что дерево без корней.
5 строка (1 слово) Как по другому можно назвать этих детей? (друзья)
- Молодцы, ребята. А теперь давайте все вместе споем песню «Настоящий друг» (Дети поют «Дружба крепкая, не сломается…»)
Предварительный просмотр:
Казахская народная сказка «Три друга»
Может, было то, может, не было,— подружились, говорят, когда-то, подружились и побратались Ягненок, Козленок и Теленок.
Раз Козленок говорит приятелям:
— Братцы, кто из вас видел, как солнце по вечерам уходит за горы?
— Я видел,— сказал Ягненок.
— И я видел,— сказал Теленок.
— Так давайте,— предложил Козленок,— пойдем втроем и разведаем, где же прячется на ночь солнышко.
— Я бы рад пойти с тобой, да пастухи нас не пустят,— вздохнул Ягненок.
— Пастухи нас не пустят,— отозвался Теленок.
— А мы удерем от пастухов! Пусть потом ищут нас, если охота.
Степь широка: всю не объехать, не обойти, арканом не измерить, глазом не окинуть... И в тот же день Козленок, Ягненок и Теленок тайком убежали из стада.
Вот идут они степью. Долог путь, но гора все ближе и ближе. Радуются друзья. Вдруг перед ними арык. Как перебраться? Козленок говорит:
— Ничего, перескочим!
— Я боюсь,— сказал Ягненок.
— И я боюсь,— сказал Теленок.
— Эх вы, трусишки,— смеется Козленок.— А вот я так ничего не боюсь.
Разбежался он и вмиг перескочил на другой берег. Прыгнул за ним и Ягненок — тоже удачно, только заднее копытце замочил. Потоптался, потоптался на месте Теленок, делать нечего — скакнул и он. Скакнул — да бултых в воду! Чуть было не захлебнулся. Приятели за уши вытащили.
Козленок говорит:
— Мы тебя, Теленок, от смерти спасли. Ты должен отплатить нам за услугу. Подвези-ка нас на спине до горы. Ты ведь сильный. Сели верхом на Теленка два озорника, едут, посмеиваются. Прошло сколько-то времени, устал Теленок, запыхался. Мычит жалобно:
— Тяжело мне. Я вам не верблюд. Довезу до камня, что белеет впереди, а там хватит, слезайте.
Доехали до камня, а это не камень вовсе — дорожный мешок на земле лежит, туго-претуго чем-то набитый. Видно, какой-то ротозей проезжал здесь и потерял на пути поклажу. Развязали мешок, а в нем четыре звериных шкуры, одна другой дороже: барсова, медвежья, волчья и лисья.
— Хорошая находка,— сказал Козленок,— Она нам пригодится.
Побрели пешком дальше. Вот уже гора совсем рядом, рукой достать. Под горой стоит белая-белая юрта, в юрте шум и гам, и песня, и звон домбры. Постояли путники, переглянулись и — будь что будет!— отворили дверь. Видят — в юрте пир идет. Дикие звери свой праздник справляют. Пестрый Барс кумыс пьет, толстый Медведь халву сосет, сивый Волк баурсаки уплетает, рыжая Лиса на домбре играет. Трынды-трын, домбра моя! Нынче все мы здесь друзья. Завтра — снова мы враги: Каждый шкуру береги! Ввалились в юрту Козленок, Ягненок и Теленок и замерли у порога: сразу поняли, что попали в беду. А звери как увидели нежданных гостей, так глазищи у них и загорелись: такая лакомая закуска сама к ним в зубы идет! Подмигнула хитро Лиса шайке хищников, поднялась с места и, облизываясь, повела лукавые речи:
— Милости просим, дорогие гости. Садитесь поближе к очагу, детки. Сейчас мы вас так угостим, что вам никогда больше кушать не захочется. А покамест не сыграете ли вы нам на домбре, не потешите ли песенкой?
Ягненок потупился — и молчит. Теленок попятился — и молчит. А Козленок тряхнул кудрявой шерсткой и говорит бойко:
— Давай, Лиса, домбру! Спою вам и сыграю. Только слушайте, звери, получше.
И он ударил по струнам:
Трынды-трын, моя домбра! Пусть не ждут враги добра. Пестрый Барс нам нипочем, Толстый Мишка нипочем, И Волчище нипочем, И Лисица нипочем. Как накинемся втроем, Всех злодеев задерем!
Слушают звери и ушам своим не верят: что за дерзкая песенка!
— Да вы кто такие?— зарычал Барс.
— Мы охотники степные,— отвечал Козленок.
— А куда идете?— взревел Медведь.
— Несем товар на базар.
— А какой у вас товар?—прошамкал Волк.
— Звериные шубы.
— Где же вы их взяли?— взвизгнула Лиса.
— С ваших родичей сняли,— говорит Козленок н вы-тряхивает из мешка все четыре шкуры — барсовую, медвежью, волчью и лисью.
Окаменели зубастые разбойники от страха, потом взвыли каждый по-своему, да разом в дверь, да бежать кто куда без оглядки.
Козленок, Ягненок и Теленок остались в чужой юрте хозяйничать. Закусили они с дороги вкусными звериными кушаньями и стали думать, как дальше быть.
Козленок говорит:
— Хорошо, что мы недругов так напугали, но плохо будет, коли они, опомнившись, вернутся назад. Тогда уж нам не сберечь костей. Побежим-ка лучше, не ожидая горя, поскорей домой. В родном стаде нам и вправду никакой зверь не опасен. В родном стаде нас пастухи никому в обиду не дадут.
Не пришлось Козленку долго друзей уговаривать.
— Верно ты, братец, говоришь,— сказал Ягненок.
— Правильно говоришь,— сказал Теленок.
И через минуту далеко уже были они от белой юрты, еще дальше от горы. Впереди мчался Козленок, вслед за ним — Ягненок, а Теленок — сзади.
К вечеру домой поспели. Пастухи так им обрадовались, что и бранить не стали. Вот как все славно получилось.
Одно нехорошо: так и не узнали три дружка, где солнышко на ночлег прячется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Педагогическая находка»: конспект организации образовательной деятельности по физической культуре
"Педагогическая находка»: конспект организации образовательной деятельности по физической культуре"...
Педагогическая находка . Конспект НОД во второй младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Воздух и его свойства».
Педагогическая находка . Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему "Воздух и его свойства"...
Педагогическая находка: Конспект занятия "Снеговик в гостях у ребят"
Цель: Знакомство со свойствами снега....
Конкурсное мероприятие «Педагогическая находка» Конспект НОД (развитие речи, познаю мир) подготовительная группа Тема: « Добрые дела»
Программное содержание:1. Учить детей понимать смысл загадок; правильно называть качества предметов, характерные признаки времен года (весны, зимы, осени)....
"Педагогическая находка". Конспект совместной организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме: «Город под дождем»
Конкурсное задание заочного тура конкурса "Воспитатель года"- "Педагогическая находка"...
Воспитатель года 2018. Конкурсное задание "Педагогическая находка". Конспект музыкально-литературнго развлечения с элементами оздоровления "Путешествие в сказку"
Музыкально-литературное развлечение с элементами оздоровления (стопотерапия, су-джок-терапия, пальчиковые и дыхательные гимнастики, игры с водой) для детей раннего возраста по мотивам русских народных...
Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год
Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...