Конспект НОД по чтению художественной литературы "Мордовская народная сказка"
статья по художественной литературе (старшая группа) на тему

Тюрьмина Надежда Геннадьевна

 

Тема: Чтение мордовской народной сказки «Пусточейка»

 

Цель: Приобщение детей к миру мордовской художественной литературы.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с мордовской народной сказкой «Пусточейка».

Продолжать знакомить детей с национальной сказкой.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению.

Развивающие: Развивать умение слушать сказки.

 Развивать творчество, воображение, способствовать усвоению образного языка сказки.

    Развивать связную речь.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1405260.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

                        Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                            «Детский сад №36 комбинированного вида»

Тема: Чтение мордовской народной сказки «Пусточейка»

Цель: Приобщение детей к миру мордовской художественной литературы.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с мордовской народной сказкой «Пусточейка».

Продолжать знакомить детей с национальной сказкой.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению.

Развивающие: Развивать умение слушать сказки.

 Развивать творчество, воображение, способствовать усвоению образного языка сказки.

    Развивать связную речь.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Материалы и оборудование: текст сказки, кукла бабушки-мордовки, сундучок, игрушки настольного театра, наглядные модели (общие и индивидуальные).

Методы и приёмы:

- словесные: рассказ сказки бабушкой –мордовочкой, загадки, вопросы, рассказ сказок детьми;

- наглядные: показ героев сказки, иллюстраций.

Словарная работа: «Куделя-хвост», «берестяная нога».

Предварительная работа: Рассказывание воспитателем русских и мордовских сказок, рассматривание иллюстраций о мордовском народе, костюмах.

                             Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей присесть на стульчики.

- Ребята, сегодня к нам в гости пришла бабушка - мордовочка.

Бабушка: - Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам в гости из мордовского села. И принесла с собой волшебный сундучок, в сундучке находится мордовские сказки. Эти сказки написали мордовский народ. А вы хотите послушать мордовскую сказку? Тогда я вам расскажу мордовскую сказку "Пусточейка".

- Жила была синица. Звали ее Пусточейка. Вывела Пусточейка птенчиков, пищат они – есть просят. Услыхала лисица писк, побежала к дереву, на котором синица свела гнездо, и говорит:

-Пусточейка – чейка,

кинь мне птенчика,

а не то я тебя съем!

Испугалась синица, бросила вниз птенчика. Лиса тут же его съела и ушла. Но на другой день снова приходит:

-Пусточейка – чейка,

кинь мне птенчика,

а не то я тебя съем!

Пусточейка сбросила лисице второго птенчика. А сама плачет горькими слезами заливается…

Летела мимо тетушка Ворона и спрашивает:

- Отчего, Пусточейка, слезы льешь? Кто тебя обидел?

- Как же мне не плакать. Тетя Ворона, - отвечает синица. – Повадилась лисица к моему гнезду, каждый день птенца требует. А не то, говорит, я тебя съем.

- Ты сделай так, - посоветовала Ворона,- Как придет в следующий раз лиса и станет птенца требовать, а ты ей в ответ:

- Куделя-хвост, берестяная нога,

через бревно не перескочишь, до меня ли тебе добраться!

Вот опять приходит лиса и заводит песенку:

-Пусточейка – чейка,

кинь мне птенчика,

а не то я тебя съем!

А синичка отвечает:

- Куделя-хвост, берестяная нога,

через бревно не перескочишь, до меня ли тебе добраться!

- Кто тебя, Пусточейка, научил таким словам?

- Тетя Ворона.

- Ах, так! – рассердилась лиса. – Ну хорошо же!..

Побежала лиса искать ворону, нашла ее на опушке леса и говорит:

Ты, ворона, научила Пусточейку, как тот меня отделаться – за это я тебя съем!

- Ладно, говорит Ворона. – Только ты меня сначала повкуснее сделай. Дай мне горшок каши и горшок масла, я наемся каши с маслом и такая вкусная стану – ничего на свете нет вкуснее.

- А где я кашу с маслом возьму?

- В деревне у мордвы укради.

Согласилась лисица. Украла в деревне горшок каши и горшок масла. Принесла Вороне.

- Я буду кашу с маслом есть на горе, - говорит Ворона. – А ты ложись под горой. Рот пошире раскрой и жди. Как всю кашу и масло съем, прямо в рот к тебе и залечу.

Легла под горой лиса, раскрыла пасть и ждет. А тетушка Ворона наелась в свое удовольствие и полетела в лес спать на высоком дереве. Когда пролетала над лисой, крикнула:

- Куделя-хвост, берестяная нога,

до Пусточейки не добралась –

а до меня и подавно не доберешься!

Лиса туда – сюда, а Вороны и след простыл.

Бабушка: - Ребята, вам понравилась сказка? Эту сказку сочинили мордва. Кто вам больше запомнился? Какая была Пусточейка? Кто еще был в сказке? Кто обманул лису? Чем закончилась сказка?

Воспитатель: - Мы тоже можем рассказывать сказки.

Давайте расскажем ее по схеме, а бабушка – мордовочка послушает (пересказ детей).

Бабушка: - Ребята, какие вы молодцы! Так хорошо рассказали сказку. Спасибо вам. Мне пора домой.

Воспитатель: - Бабушка, приходи к нам еще, с новой сказкой.


        Конспект

      НОД по чтению художественной литературы  

           на тему: «Мордовская народная сказка»

                            ( в старшей группе №10)

                                                                                    Разработала:

                                                                                    воспитатель первой

                                                                                    квалификационной категории

                                                                                    Тюрьмина Н.Г.

        Саранск  2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности ("Чтение художественной литературы") Пересказ тувинской народной сказки "Как верблюд стал некрасивым"

 Данное занятие учит детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему, воспитывает интерес к устному тувинскому народному творчеству. Произведение народно...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе "Мальчик с пальчик" (мордовская народная сказка)

            В средней группе ведется аквтиная работа по ознакомлению детей с мордовским фольклором (народные сказки, колядки, заклички, прибаутки), а также произве...

Конспект НОД по чтению художественной литературы «Чтение русской народной сказки «Два Мороза» в старшей группе

Конспект НОД по чтению художественной литературы «Чтение русской народной сказки «Два Мороза» в старшей группеТема: «Чтение русской народной сказки «Два Мороза...

Конспект занятия по чтению художественной литературы : "Чтение русской народной сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Образовательная область: «Речевое развитие»Вид  занятия: Чтение художественной литературыЦель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над ...

Конспект занятия по Чтению художественной литературы в средней группе "Чтение русской народной сказки "Гуси - лебеди"

Конспект занятия по Чтению художественной литературы  в средней группе  "Чтение русской народной сказки "Гуси - лебеди"...

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Нанайская сказка «Айога», в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Нанайская сказка «Айога», в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия по чтению художественной литературы Тема: Сказка «Соломенный бычок, смоляной бочок».

Цель: совершенствовать навыки разговорной речи детей.Программное содержание:-приучать детей слушать русские - народные сказки,сопровождая их показом иллюстраций;-познакомить ребят со сказкой &laq...