Конспект НОД по чтению художественной литературы "Мордовская народная сказка"
статья по художественной литературе (старшая группа) на тему
Тема: Чтение мордовской народной сказки «Пусточейка»
Цель: Приобщение детей к миру мордовской художественной литературы.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с мордовской народной сказкой «Пусточейка».
Продолжать знакомить детей с национальной сказкой.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению.
Развивающие: Развивать умение слушать сказки.
Развивать творчество, воображение, способствовать усвоению образного языка сказки.
Развивать связную речь.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1405260.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №36 комбинированного вида»
Тема: Чтение мордовской народной сказки «Пусточейка»
Цель: Приобщение детей к миру мордовской художественной литературы.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с мордовской народной сказкой «Пусточейка».
Продолжать знакомить детей с национальной сказкой.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению.
Развивающие: Развивать умение слушать сказки.
Развивать творчество, воображение, способствовать усвоению образного языка сказки.
Развивать связную речь.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Материалы и оборудование: текст сказки, кукла бабушки-мордовки, сундучок, игрушки настольного театра, наглядные модели (общие и индивидуальные).
Методы и приёмы:
- словесные: рассказ сказки бабушкой –мордовочкой, загадки, вопросы, рассказ сказок детьми;
- наглядные: показ героев сказки, иллюстраций.
Словарная работа: «Куделя-хвост», «берестяная нога».
Предварительная работа: Рассказывание воспитателем русских и мордовских сказок, рассматривание иллюстраций о мордовском народе, костюмах.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей присесть на стульчики.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришла бабушка - мордовочка.
Бабушка: - Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам в гости из мордовского села. И принесла с собой волшебный сундучок, в сундучке находится мордовские сказки. Эти сказки написали мордовский народ. А вы хотите послушать мордовскую сказку? Тогда я вам расскажу мордовскую сказку "Пусточейка".
- Жила была синица. Звали ее Пусточейка. Вывела Пусточейка птенчиков, пищат они – есть просят. Услыхала лисица писк, побежала к дереву, на котором синица свела гнездо, и говорит:
-Пусточейка – чейка,
кинь мне птенчика,
а не то я тебя съем!
Испугалась синица, бросила вниз птенчика. Лиса тут же его съела и ушла. Но на другой день снова приходит:
-Пусточейка – чейка,
кинь мне птенчика,
а не то я тебя съем!
Пусточейка сбросила лисице второго птенчика. А сама плачет горькими слезами заливается…
Летела мимо тетушка Ворона и спрашивает:
- Отчего, Пусточейка, слезы льешь? Кто тебя обидел?
- Как же мне не плакать. Тетя Ворона, - отвечает синица. – Повадилась лисица к моему гнезду, каждый день птенца требует. А не то, говорит, я тебя съем.
- Ты сделай так, - посоветовала Ворона,- Как придет в следующий раз лиса и станет птенца требовать, а ты ей в ответ:
- Куделя-хвост, берестяная нога,
через бревно не перескочишь, до меня ли тебе добраться!
Вот опять приходит лиса и заводит песенку:
-Пусточейка – чейка,
кинь мне птенчика,
а не то я тебя съем!
А синичка отвечает:
- Куделя-хвост, берестяная нога,
через бревно не перескочишь, до меня ли тебе добраться!
- Кто тебя, Пусточейка, научил таким словам?
- Тетя Ворона.
- Ах, так! – рассердилась лиса. – Ну хорошо же!..
Побежала лиса искать ворону, нашла ее на опушке леса и говорит:
Ты, ворона, научила Пусточейку, как тот меня отделаться – за это я тебя съем!
- Ладно, говорит Ворона. – Только ты меня сначала повкуснее сделай. Дай мне горшок каши и горшок масла, я наемся каши с маслом и такая вкусная стану – ничего на свете нет вкуснее.
- А где я кашу с маслом возьму?
- В деревне у мордвы укради.
Согласилась лисица. Украла в деревне горшок каши и горшок масла. Принесла Вороне.
- Я буду кашу с маслом есть на горе, - говорит Ворона. – А ты ложись под горой. Рот пошире раскрой и жди. Как всю кашу и масло съем, прямо в рот к тебе и залечу.
Легла под горой лиса, раскрыла пасть и ждет. А тетушка Ворона наелась в свое удовольствие и полетела в лес спать на высоком дереве. Когда пролетала над лисой, крикнула:
- Куделя-хвост, берестяная нога,
до Пусточейки не добралась –
а до меня и подавно не доберешься!
Лиса туда – сюда, а Вороны и след простыл.
Бабушка: - Ребята, вам понравилась сказка? Эту сказку сочинили мордва. Кто вам больше запомнился? Какая была Пусточейка? Кто еще был в сказке? Кто обманул лису? Чем закончилась сказка?
Воспитатель: - Мы тоже можем рассказывать сказки.
Давайте расскажем ее по схеме, а бабушка – мордовочка послушает (пересказ детей).
Бабушка: - Ребята, какие вы молодцы! Так хорошо рассказали сказку. Спасибо вам. Мне пора домой.
Воспитатель: - Бабушка, приходи к нам еще, с новой сказкой.
Конспект
НОД по чтению художественной литературы
на тему: «Мордовская народная сказка»
( в старшей группе №10)
Разработала:
воспитатель первой
квалификационной категории
Тюрьмина Н.Г.
Саранск 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности ("Чтение художественной литературы") Пересказ тувинской народной сказки "Как верблюд стал некрасивым"
Данное занятие учит детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему, воспитывает интерес к устному тувинскому народному творчеству. Произведение народно...
Конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе "Мальчик с пальчик" (мордовская народная сказка)
В средней группе ведется аквтиная работа по ознакомлению детей с мордовским фольклором (народные сказки, колядки, заклички, прибаутки), а также произве...
Конспект НОД по чтению художественной литературы «Чтение русской народной сказки «Два Мороза» в старшей группе
Конспект НОД по чтению художественной литературы «Чтение русской народной сказки «Два Мороза» в старшей группеТема: «Чтение русской народной сказки «Два Мороза...
Конспект занятия по чтению художественной литературы : "Чтение русской народной сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Образовательная область: «Речевое развитие»Вид занятия: Чтение художественной литературыЦель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над ...
Конспект занятия по Чтению художественной литературы в средней группе "Чтение русской народной сказки "Гуси - лебеди"
Конспект занятия по Чтению художественной литературы в средней группе "Чтение русской народной сказки "Гуси - лебеди"...
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Нанайская сказка «Айога», в подготовительной к школе группе
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Нанайская сказка «Айога», в подготовительной к школе группе...
Конспект занятия по чтению художественной литературы Тема: Сказка «Соломенный бычок, смоляной бочок».
Цель: совершенствовать навыки разговорной речи детей.Программное содержание:-приучать детей слушать русские - народные сказки,сопровождая их показом иллюстраций;-познакомить ребят со сказкой &laq...