Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой «Все начинается с чтения»
проект по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
В.В. Бианки «Теремок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_soobshchenie_ob_avtore.docx | 15.69 КБ |
znakomstvo_s_illyustratorami.docx | 2.62 МБ |
konspekt_nod_po_oznakomleniyu_s_hudozhestvennoy_literaturoy.docx | 314.24 КБ |
prakticheskaya_deyatelnost.docx | 13.37 КБ |
rabota_s_roditelyami.docx | 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Бианки Виталий Валентинович (1894 − 1959)
Виталий Валентинович Бианки родился в 1894 г. в Петербурге. Отец писателя был ученым-орнитологом. Это он воспитал в сыне умение наблюдать и понимать природу. Еще в детстве Виталий Бианки проникся любовью к жизни леса и его обитателям. (см. прил. 1)
В 1915 г. Бианки поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета. Однако через несколько месяцев его призвали в армию.
В начале 1920-х годов В. В. Бианки жил на Алтае, работал в отделе народного образования по музейной части, заведовал музеем, преподавал биологию в одной из школ Бийска, состоял в местном обществе любителей природы. Бианки часто записывал свои наблюдения за жизнью лесных животных, что впоследствии дало материал для увлекательных рассказов о необыкновенном мире природы и ее обитателей.
В последние годы жизни Бианки тяжело болел, постоянные сильные боли в ногах, почти полностью лишали возможности ходить. В 1959г. он ушел из жизни.
Бианки стал одним из основателей целого направления в литературе для детей, посвятив свое творчество научно-художественному отображению жизни леса и его обитателей. За свою жизнь В.В. Бианки написал более трехсот повестей, рассказов и сказок. Последние он даже называл по-особенному: «сказки-несказки». В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №657 дошкольное отделение
«Интерактивные образовательные технологии
для реализации ФГОС дошкольного образования»
Подробный конспект образовательного мероприятия
Организационная информация | ||
Автор/ы занятия/мероприятия (ФИО) | Гуськова Татьяна Николаевна | |
Должность, категория | Воспитатель, первая категория, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 657 | |
Мероприятие, область применения. | Непосредственная образовательная деятельность. Ознакомление с художественной литературой | |
Возрастная группа, количество человек | Подготовительная группа, 12 детей | |
Продолжительность мероприятия | 30 минут | |
Методическая информация | ||
Тема занятия/мероприятия | Ознакомление со сказкой В.В. Бианки «Теремок» | |
Классификация занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (обучающее, закрепление, итоговое, развлекательное) | обучающее | |
Цели занятия/ мероприятия | Познакомить детей со сказкой «Теремок» В.В. Бианки. Воспитывать интерес к литературе. | |
Задачи занятия/ мероприятия | - Активизировать речь детей; - Развивать умение детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением; - Закреплять названия лесных диких животных; - Воспитывать у детей познавательный интерес к природе и природным объектам; - Воспитывать любовь к сказкам. | |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят дети в ходе занятия/ мероприятия | Развитие: - грамматического строя речи; - словарного запаса; - внимания, памяти; - любви и уважения к природе. | |
Предварительная работа | - Знакомство с биографией В.В. Бианки; - Чтение сказки В.В. Бианки «Сова; - Дидактическая игра «Кто где живет»; - Знакомство детей с сычем и куницей; - Разучивание загадок о лесных диких животных. | |
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). | Сказка В.В. Бианки «Теремок» http://www.skazayka.ru/teremok-2/ | |
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения мероприятия | Магнитная доска, магниты, столы, стулья по количеству детей, книга со сказкой В.В Бианки «Теремок» | |
Указание приложений к занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | Портрет писателя (Приложение 1) Картинка дятла (Приложение 2) Картинка скворца (Приложение 3) Картинка сыча (Приложение 4) Картинка белки (Приложение 5) Картинка куницы (Приложение 6) Картинка пчелы (Приложение 7) Картинка медведя (Приложение 8) |
Этапы занятия/мероприятия | Время, продолжительность этапа | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Действия воспитателя, инструкции | ЗУНы и качества, которые формируются у детей на этом этапе |
Инициация (приветствие) Вхождение в тему Интерактивная лекция (инпут) Проработка содержания темы Разминка Подведение итогов (рефлексия) | 2 мин. 3 мин. 8 мин. 9 мин. 3 мин. 5 мин. | АМО игра «Сигнал» Цель: Создать положительный эмоциональный настрой на работу, сконцентрировать внимание. Материалы не предусмотрены. Технология проведения: Воспитатель собирает детей в круг. АМО «Отгадай загадку» Цель: Отгадать загадку, связав ответ с темой занятия. Материалы: Портрет В.В. Бианки Техника проведения: Воспитатель читает детям загадку о теремке, и сообщает, что сегодня они познакомятся со сказкой В.В. Бианки «Теремок». Цель: Сообщение новой информации; поддержка внимания к информации. Материалы: Сказка В.В. Бианки «Теремок» Техника проведения: Воспитатель читает детям сказку В.В. Бианки «Теремок». АМО Вспоминание сюжета сказки с помощью мнемо-таблиц. Цель: Закрепить знания детей об услышанном новом материале. Материалы: Магнитная доска, магниты Картинка дятла (Приложение 2) Картинка скворца (Приложение 3) Картинка сыча (Приложение 4) Картинка белки (Приложение 5) Картинка куницы (Приложение 6) Картинка пчелы (Приложение 7) Картинка медведя (Приложение 8) Техника проведения: Воспитатель развешивает на магнитной доске картинки с животными сказки, и предлагает вспомнить сюжет сказки. АМО Физкультминутка «Кто где живет» Цель: Снять психоэмоциональное напряжение, размяться Создать положительный эмоциональный настрой на работу, сконцентрировать внимание. Материалы не предусмотрены. Технология проведения: Дети выходят на середину зала в свободном порядке. Воспитатель читает стихотворение. Дети за воспитателем повторяют движения. АМО «Понравилось – не понравилось» Цель: Выяснить впечатления от занятия. Материалы Магнитная доска, портрет В.В. Бианки, стикеры. Технология проведения: Воспитатель вешает на магнитную доску портрет В.В. Бианки и просит детей приклеить стикеры согласно инструкции.
| Дети стоят по кругу, держась за руки. Воспитатель передает «сигнал» легким нажатием руки рядом стоящего ребенка справа. Ребенок, получивший «сигнал» (левой рукой), должен передать его рядом стоящему - правой рукой. И т.д. по кругу, пока «сигнал» не дойдет до ведущего, который в этот момент может издать радостный возглас. Тоже повторяется в другую сторону. Воспитатель показывает портрет Бианки В.В. − Ребята, вы помните кто это? (Бианки) − А какую сказку В.В. Бианки вы знаете? (Сова) А сейчас я прочитаю вам еще одну его сказку, а как она называется вы узнаете отгадав загадку. Невелик собою дом, Но зато вместителен. Уместиться можно в нём Самым разным жителям. Но висит на нём замок. Этот домик - …(Теремок) Воспитатель читает детям сказку В.В. Бианки «Теремок». − Ребята, как называется сказка, которую вы услышали? А сказка эта народная или авторская? А кто-нибудь из вас знает, чем различаются сказки народные и авторские? Народные сказки передавались людьми из поколения в поколение, их придумывал народ, а у авторской сказки есть автор – конкретный человек. Так как же зовут автора «Теремок»? − Давайте вспомним, что же происходило в этой сказке? Где был сделан теремок? (В дупле толстого старого дуба). Беседа по содержанию прочитанного произведения. (Детям предлагаются иллюстрации с животными сказки, глядя на которые они вспоминают последовательность событий). Кто поселился первым в теремке? (Первым в теремке поселился Дятел). Кто занял теремок после дятла? (Вторым жильцом стал Скворец – первый в роще певец). Кто прилетел потом? (Затем прилетел Сыч). Кто выгнал сыча из теремка? (Сыча прогнала Белка – по веткам скакалка, по дуплам сиделка). Кто прогнал белку? (Белку прогнала Куница). Кого испугалась куница? (Куница испугалась пчелиного роя). Кто пришел последним? (Последним явился Медведь-мишка «вашему теремку крышка»). Что он сделал? (Медведь развалил теремок). − Что происходило с дуплом? (Оно увеличивалось.) − Какую русскую народную сказку напоминает сюжет сказки В.В. Бианки «Теремок»? («Теремок») − Что же объединяет эти сказки? Сюжет сказки. Сказочное действие располагается между моментом возникновения и разрушения теремка. В обеих этих сказках главные герои – животные. Все герои стремятся попасть внутрь теремка. В сказке В.В. Бианки конец такой же, как в русской народной сказке: пришел медведь и развалил теремок. − Чем же отличаются эти сказки? Одна сказка авторская, другая народная. В сказке «Теремок» представлены разные виды жилища: терем и дупло. В его народной сказке в теремке звери живут дружно, а в сказке В.В. Бианки прогоняют друг друга. Воробей живёт (машем руками «крылья») под крышей. (соединили руки над головой – «домик») В тёплой норке (сложили ладони «гнёздышком») домик мыши. («домик» и изображаем «ушки» мыши) У лягушки (присели, колени раздвинули, ладони врозь) дом в пруду, ( «домик» и круг руками перед собой – «пруд») Домик пеночки («домик» и помахать «крыльями») в саду. (руки вверх – «деревья») -Эй, цыплёнок, (правую руку вперёд – «эй» и пальцы в «яичко» - «цыплёнок») где твой дом? (руки развести, плечи поднять и «домик») - Он у мамы под крылом (помахать «крыльями»). − Ребята, с какой сказкой вы сегодня познакомились? (Со сказкой «Теремок») Кто написал эту сказку? (В.В. Бианки) О чем эта сказка? (о жизни лесных жителей) Ребята, вам понравилась сказка? Если вам понравилось занятие, и вы хотели бы узнать другие сказки В.В. Бианки, то приклейте стикер на магнитной доске рядом с портретом В.В. Бианки, а если вам не понравилось занятие, то приклейте стикер в низу магнитной доски. | Возникновение близости и позитивной внутренней обстановки. Настрой на занятие. Развитие внимания и интереса к сказке. Развитие мышления. Умения детей отвечать полным предложением на поставленный вопрос. Умение вспоминать содержание сказки с помощью опорных картинок. Снятие напряжения. Закрепление умения выполнять различные движения по тексту. Умение делать выводы из услышанного материала. |
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №7
Приложение №8
Предварительный просмотр:
Практическая деятельность
- Рисование иллюстраций к сказке
- Лепка героев сказки
- Изготовление героев сказки из бумаги и бросового материала
- Пересказ прочитанной сказки по ролям
- Обыгрывание сказки « Теремок», с использованием игрушек
- Театрализация сказки « Теремок», с использованием масок
Предварительный просмотр:
Работа с родителями
Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и декораций к театральной деятельности.
Родителям рекомендуется почитать другие сказки В.В. Бианки.
Пригласить родителей на театральную постановку сказки «Теремок» и принять участие в литературной викторине по произведениям В. Бианки.
Рекомендуемая литература для чтения родителя с ребенком
Первая охота
Лис и мышонок
Кто чем поёт?
Сова
Хвосты
Лесной колобок – колючий бок
Мастера без топора
Как лис ежа перехитрил
Хитрый лис и умная уточка
Синичкин календарь
Литературная викторина по произведениям В.В. Бианки
1 конкурс: «Блиц-вопросы»
1. На что стала похожа выпь в рассказе «Первая охота», чтобы щенок её не узнал? (на камыш)
2. Кто оставил хвост в зубах у щенка в рассказе «Первая охота»? (ящерка)
3. Кем притворилась вертишейка, чтобы напугать щенка в рассказе «Первая охота»? (змеёй)
4. Отчего был грязным нос у Мышонка в сказке «Лис и Мышонок»?
(оттого, что землю копал)
5. Чем поет Бекас из рассказа «Кто чем поет?»? (хвостом)
6. Кто искал себе хвост в рассказе «Хвосты»? (муха)
7. Для чего рыбе хвост? (руль)
8. Продолжите название рассказа: «Лесной Колобок – Колючий…(Бок)»
9. Кем оказался лесной колобок – колючий бок? (ежом)
10. Какой напиток с молоком пил Старик в сказке В.Бианки «Сова»? (чай)
11. Чем помогала Сова Старику в рассказе «Сова»? (ловила мышей)
12. Кого ловили мыши на лугу в рассказе «Сова»? (шмелей)
13. Как лис схитрил и взял ежа? (столкнул в воду)
14. Как звали синичку в сказке «Синичкин календарь»? (Зинька)
15. Где был сделан теремок в одноименной сказке? (в дупле толстого старого дуба)
16. Почему убежала белка из теремка? (испугалась куницу)
17. В сказке «Мастера без топора» есть загадка: «Без рук, без топоренка построена избёнка». Что это такое? (птичье гнездо)
18. Кто лепил гнездышко из глины в рассказе «Мастера без топора»? (ласточка)
19. Из чего строит гнездо синичка Ремез? (из пуха)
20. Продолжите название рассказа: «Хитрый Лис и Умная …(Уточка)»
2 конкурс: «Угадай произведение по трем словам»
Щенок, ящерка, удод (Первая охота)
Лягушка, аист, жук (Кто чем поет?)
Старик, шмель, мыши (Сова)
Муха, корова, оленуха (Хвосты)
Лис, пруд, уточка (Хитрый Лис и умная уточка)
Лис, мышонок, норка (Лис и мышонок)
Лиса, колобок, ёж (Лесной колобок – колючий бок)
Ремез-синичка, ласточка-касаточка, дятел (Мастера без топора)
3 конкурс: «Эпизод». Назовите произведение.
Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, пыльцу с цветка на цветок не носят. («Сова»)
− Ну, ладно! Лети, ты, Муха, в лес, на реку, в поле. Если найдешь там зверя, птицу или гада, у которого хвост для красоты только привешен, можешь его хвост себе забирать. Я разрешаю. («Хвосты»)
«Неужели я хуже лягушки? Поют же они без голоса дай-ка и я попробую».
Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, − то тише, то громче, то реже, то чаще: трещетка трещит деревянная. («Кто чем поет?»)
«Уф! Напугала как! Еле ноги унес. Больше не стану на птиц охотиться. Пойду лучше Ящерку поймаю». Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. («Первая охота»)
− Катись, шарик, под горку, − Лис говорит. И столкнул его вниз.
А внизу, под горкой, яма была. А в яме-то − вода. (Как лис ежа перехитрил)
Зинька была молодая синичка, и своего гнезда у нее не было. Целый день она перелетала с места на место, прыгала по заборам, по ветвям, по крышам, − синицы народ бойкий. (Синичкин календарь)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой «Все начинается с чтения»
В.В. Бианки «Теремок»...
Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой «Все начинается с чтения»
К.И. Чуковский «Цыпленок»...
Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой "Все начинается с чтения"
laquo;Путешествие по рассказам Н.Н.Носова»...
Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой «Все начинается с чтения»
К.И. Чуковский «Цыпленок»...
Проект по знакомству детей дошкольного возраста с художественной литературой «Всё начинается с чтения». В.Г. Сутеев "Мешок яблок"
Проект по знакомству детей дошкольного возраста с художественной литературой «Всё начинается с чтения». В.Г. Сутеев "Мешок яблок"...
Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой в программах дошкольного образования
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дош...