Консультация для воспитателей
консультация по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Активация внимания дошкольников при работе с книгой и художественным произведением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Активация внимания дошкольников при работе с книгой | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Тема: « Активация внимания дошкольников при работе с книгой и
художественным произведением»
Дошкольное детство представляется наиболее плодотворным периодом в плане формирования не только умственных качеств, но и творческих способностей дошкольника, основным видом деятельности которого формирование объема внимания, логического мышления и памяти.
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.
На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает сосредоточенность и устойчивость.
Очень важно помочь ребенку направить внимание в нужное русло, научить его быть внимательным. Ведь только внимание дает возможность в полной мере ощущать и познавать окружающий мир.
Одним из эффективных средств развития внимания детей это использование художественной литературы. Относительно развития внимания дошкольников ценность художественной книги заключается в особой форме наглядности передаваемого в ней содержания.
Книги могут быть тематическими или представлять задания в сюжетной форме (путешествия персонажей; сказки и истории, в процессе которых детям предстоит выполнить ряд заданий, которые представлены в порядке усложнения), размещать упражнения на внимание: картинки, ребусы, кроссворды, парные картинки, которые помогут развить у ребенка, такие психические процессы, как внимание.
Необходимо отметить, что психологические процессы дошкольников характеризуются динамичностью: запоминание и умение становиться на место того или иного персонажа произведения, наиболее ярко проявляется в игре. Раскрепощенность, фантазия, яркие эмоции, возникающие у ребенка в игровой деятельности, помогают ему исполнять любую роль, а, следовательно, проникать в мир художественных образов, созданных писателем.
За период пребывания в детском саду дошкольники прослушают и перескажут много сказок, рассказов, стихов. При этом внимание детей постоянно привлекают и к самой книге – величайшему достижению человеческого ума.
В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры – уголки книг, где выставляются книги, рекомендованные детям данного возраста, «Программой воспитания в детском саду», близкие и доступные по тематике. Как правило, книги эти красочно иллюстрированы, в хорошем состоянии.
Основная задача чтения дошкольникам состоит в том, чтобы научить их слушать и слышать, т.е. активировать внимание. Картинка-иллюстрация, помещаемая в детской книжке, помогает воспитателю полнее преподнести ребенку читаемый текст, но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя.
На занятиях при знакомстве с новой книжкой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картинка следовала за словом, а не наоборот: иначе яркая картинка может увлечь ребят настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словесным, потому что они «не услышат» слов, не заинтересуются высказанным в них. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство ребят к данной книжке, настраивающая на сюжет в целом.
После того как книжка прочитана, внимание детей зафиксировано на ее содержании, воспитатель должен показать иллюстрации к ней. Дети увидят и узнают героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книжки после рассматривания иллюстраций словарный материал усваивается детьми очень интенсивно.
В зависимости от возраста детей воспитатель меняет рассматривания художественных иллюстраций к книжкам. Так, в подготовительной группе приемы рассматривания имеют целью сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению. Словесный комментарий воспитателя при сравнении иллюстраций разных художников – это прием, помогающий вызвать детей на разговор. Воспитатель должен реагировать на каждое замечание, поощрять все высказывания, помогать оформлять мысли. Именно вызвать детей на разговор – цель рассматривания иллюстраций.
Ведущим видом деятельности при работе с книгой становится беседа о прочитанном. Цель беседы – уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознания средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения.
Вопросы по произведению должны быть направлены на развитие всех сторон личности ребенка: внимание, воображение, наблюдательность, мышление, чувственную сферу, память и, конечно же, речь. Вопросы должны касаться как содержания, так и формы.
О теме и проблеме: о чем это произведение? Почему оно так называется? Какие у вас возникли вопросы? Чему вы удивились, слушая рассказ?
О сюжете: где происходят события? Когда? С чего началось? Что было дальше? Какое событие главное? Чем все закончилось?
Об образах: что или кого представили? Каких героев запомнили? Что они делали? Говорили? Чувствовали? Почему?
О композиции: в каком месте больше всего волновались? Какая часть показалась самой интересной? Почему? Что перечитать?
О жанре: что слушали: сказку или рассказ? Стихотворение? Как об этом догадались?
О языке: какие слова заставили вас улыбнуться? Погрустить? Заметили ли вы слова необычные? Красивые? Какие из них главные?
Об идеи: что запомнилось в произведении? Кто понравился и не понравился? Почему? Какой совет дадим герою? С каким настроением закончили читать книгу? Какие мысли она вызвала?
В процессе выразительного рассказывания, привлечения средств изобразительного искусства (иллюстрации, репродукции) и музыкального искусства (фоновая музыка, слушание фрагментов литературно-музыкальных постановок народных сказок), театрализованной деятельности (инсценирования текстов) воспитатель создает условия для того, чтобы активировать внимание детей, и они с интересом слушали чтение взрослого, дослушивали его до конца, не отвлекаясь, эмоционально откликались на содержание произведения, активно сопереживали героям и событиям.
Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором, а чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей, уметь интересно беседовать с детьми и помогать при анализе произведения.
Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой.
В подготовительной группе работа по формированию интереса и бережного отношения к книге продолжается. Знакомя детей с художественным произведением, мы добивается, чтобы они поняли главную идею, могли определить жанр, отметить особенности произведения.
Детей этого возраста учим понимать мотивы поступков героев, позицию авторов и его отношение к своим героям. Дети получают более глубокие знания о том, как создаётся книга, сколько людей трудиться над тем, чтобы она дошла до читателя. Проводим познавательные занятия на тему ,,Как рождается книга?” или ,,Откуда пришла книга”,
В этом возрасте обращаем особое внимание на содержание книжного уголка. Здесь помещаем:
-книги, рекомендованные программой;
-наборы открыток, связанных с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;
-игры для развития речи: ,,Закончи сказку”, ,,Расскажи сказку”, ,,Узнай героя”, ,,Подбери картинки”;
-портреты писателей и поэтов;
-рисунки детей по мотивам любимых произведений.
Беседы с детьми сочетали с показом иллюстраций, повторным чтением, с организацией игр – драматизаций. Часто возвращались к ранее прочитанным книгам – ведь с возрастом дети воспринимают их иначе, более осознанно.
Герои книг оживают в рисунках и лепке ребят (лепим сказочных героев, рисуем обложки любимых книг, иллюстрации к сказкам, делаем закладки для книг и т.д.). Лучшие рисунки рассматриваем, обсуждаем, даём оценки и сравниваем с иллюстрациями в книгах – это вызывает большой интерес и побуждает к творчеству.
Большая и разносторонняя работа проводится и с родителями по воспитанию у детей интереса к художественной литературе. Это, прежде всего, рекомендации, что и как читать, какую литературу. Предложение посещать книжные магазины, ярмарки детских книг, по возможности записаться в библиотеку. В папках – передвижках предлагаем информацию, как воспитывать бережное отношение к книге, приучать детей следить за порядком на своих книжных полках.
Основные методы и приемы речевого развития детей:
Чтение (рассказывание) взрослого, который охотно и заинтересованно знакомит дошкольников с литературным текстом.
Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, на которых мастера художественного слова, чтецы и артисты исполняют тексты, участвуют в постановках.
Беседа после чтения способствует углублению восприятия литературного текста детьми, формулированию в речи своего отношения к услышанному в процессе его анализа.
Чтение с продолжением развивает у детей устойчивый интерес к книге, вызывает радость от встречи с полюбившимися героями, мотивирует на запоминание прослушанного содержания, предоставляет возможность пофантазировать о том, «что будет дальше».
Беседы о книгах, в которых с детьми обсуждается внешний вид издания, деятельность писателя и художника-иллюстратора, художника-оформителя, процесс изготовления и печатания книг, правила обращения с книгами.
Метод проектов. Различные темы проектной деятельности могут быть объединены вокруг трех крупных идей:
«Детское книгоиздательство» — изготовление книжек-самоделок с рисунками и рассказами о произведениях, пересказами и творческими рассказами по аналогии со знакомыми текстами;
«Выставки книг» — подготовка тематических выставок для детей («Сказки нашего детства», «Любимые литературные герои», «Поэты и художники о природе» и т. п.).
Вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрализованные представления. Такие мероприятия проводятся примерно раз в месяц. Их тематика зависит от специфики читательских интересов детей и педагогов. Желательно при их планировании учитывать даты «календаря праздников».
Тематические выставки в книжном уголке и центре художественно-творческой деятельности. Их темы определяются знаменательными темами «календаря праздников» и памятными датами жизни писателей и поэтов.
Грамотное и систематическое использование художественной литературы не только приобщает ребенка к миру познания, но и способствует развитию многих психических процессов, в том числе внимания, так необходимого в дальнейшей «школьной жизни».
04.05.2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...