«Сказка на опушке» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа) на тему

Формирование целостной картины мира , расширить представления детей о природе , о видах птиц (ворона, воробей, синица, кукушка).Знакомить с произведениями народного искусства (сказка, загадки), учить драматизировать. Формировать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zan._skazka_na_opushke.docx43.2 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования Администрации города Апатиты Мурманской области»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида № 46

«Сказка на опушке»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы

Апатиты

Методическая информация

Тема НОД, форма НОД

Тема: «Карусель» Форма НОД

Основная комплексная образовательная программа (Парциальная), разработчик конспекта

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального учреждения детский сад №46, разработанная на основе комплексной «программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой М: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2010г.

Разработчик конспекта НОД: Бородаенко Елена Николаевна, воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ детский сад № 46

Классификация НОД в системе образовательных мероприятий

Классификация: НОД основана на деятельном принципе (активное участие каждого ребёнка) в познавательной деятельности.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие» - формирование целостной картины мира , расширить представления детей о природе , о видах птиц (ворона, воробей, синица, кукушка).

«Художественно- эстетическое развитие»- Знакомить с произведениями народного искусства (сказка, загадки); Стимулировать выполнение танцевальных движений, учить более точно выполнять движения, передающие характер изображаемых животных.

«Речевое»- развивать у детей умение выразительно читать стихотворения; уточнить названия некоторых птиц; Продолжать учить драмтизации.

«Социально- коммуникативное развитие»- развитие свободного общения со взрослыми и детьми. формировать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе.

«Физическое развитие» Учить выполнять движения (физкультминутки) вместе с воспитателем, в соответствии с текстом.

Форма организации детей-  групповая.

Предварительная работа-

Аппликация птички на ленточках и скворечники

Предварительная работа с родителями-

Подготовка костюмов.

Цель НОД

Расширить и уточнить представления детей о том как животные готовятся к зиме, о зимующих птицах .

Задачи НОД

  1. Формировать у детей причинно- следственные связи.  
  2. Углублять представления детей о том как животные просыпаются после зимы, о птицах и о том как они устраивают свои гнёзда.
  3. Воспитывать эстетические чувства и любовь к природе.
  4. Развивать интерес и любознательность детей.

Универсальные образовательные действия детей, на формирование которых направлена НОД ( к чему должен стремиться воспитатель)

  • Развитие личностных качеств: любознательность, самостоятельность, творческая активность;
  • Развитие умения соотносить свою позицию с интересами других детей;
  • Вырабатывать у д. умение слушать чтение вместе с группой сверстников когда воспитатель читает или рассказывает; участвовать в обсуждении прочитанного;
  • Формировать умения реализовать задуманное, радоваться полученному результату, гордиться собой;
  • Развивать интерес к участию в праздниках, подпевать и двигаться под музыку.

Небходимое оборудование и материалы

Средства ТСО:

- музыкальный центр, пианино

Подробный конспект НОД

(непосредственно образовательной деятельности)

Этапы НОД

Продолжительность этапа

Подробное описание АМО

Описание действий участников НОД

Инициализация

1 мин.

Организационный момент

Ведущий: Если солнце за окошком

                 Или ранняя капель

                 Новый день мы начинаем

                 И друзей своих встречаем

                 На канале «Карусель»

Вхождение или погружение в тему

1 мин

Ведущий: У лесочка на опушке

                  В лубяной своей избушке

                  Мирно Заяц жил косой

                  Рядом с рыжею Лисой.

                  Но ленивая Лисица

                  Не желала потрудиться-

                  Дом построить лубяной,

                  А вселилась в ледяной

                  Вот весною лед растаял,

                  Ледяной избы не стало…

                   Без избушки сыро, плохо…

                  Принялась Лисица охать.

Позновательная часть

5 мин.

Драматизация сказки Цель: вызвать эмоциональный отклик у детей и желание участвовать в драматизации сказки «Рукавичка», создать благоприятную атмосферу для раскрытия индивидуальных творческих способностей детей.

Развивать у детей умение драматизировать сказки с использованием доступных средств выразительности (мимика, жесты, движения) ;

Развивать у детей диалогическую речь в различных ситуациях общения.

(Лиса, охая, приближается к крыльцу, говорит заискивающе).

1 ребёнок (Лиса): Я озябла на крылечке.

            Мне б на лавку, ближе к печке.

            Ты пусти меня к себе,

                             Очень холодно Лисе

 2 -ребёнок (Заяц): Надо Лисоньку пустить,

                Чаем сладким напоить!

Ведущий:                 Заяц, доброе сердечко,

                 Рыжую  пустил  он к печке.

                 День-другой прошел.

                Лисица

                 Вдруг затеяла бранить

1 ребёнок (Лиса):    Не желаю жить с тобой!

                 Убирайся вон, Косой!

( Лиса бросает Зайцу  узелок с вещами; Заяц выходит из дома, садится поодаль  на пенек и плачет.)

Ведущий:                 И Зайчишку прогнала

                 Узелок лишь отдала.

                 Сел Зайчишка на опушке

                 И, прижав от страха ушки

                 Начал горько-горько плакать…

(Бежит Ёжик, подходит к Зайцу.)

Ведущий:                 Подошли к нему ёж.

3- ребёнок (Ёжик):  О чем ты плачешь?

                  Почему, дружок не скачешь?

2-ребёнок (Заяц):  Жил я в лубяной избушке

               Здесь, на этой вот опушке,

                А Лисица – в ледяной.

                Как растаял лед весной,

                 Жить ко мне она пришла

                 Да меня же прогнала.

3- ребёнок (Ёжик):  Зиму всю, 
Зарывшись 
В стог, 
Спал свернувшись я в клубок
А весной открываю  двери,
Но ко мне не входят звери. 

Я, же тоже не хожу

Никого я не гоню

 Полно, слез не лей ты боле!

Помогу твоему горю!

(Ёж и заяц подходит к избушке).

3- ребёнок (Ёжик):  Фыр-фыр- фыр! А ну, Лиса,

                  Убирайся вон в леса!

Ведущий:                   А Лисица-то с печи

                   Громким голосом кричит:

1 ребёнок (Лиса): Вот как выскочу,

                               Глаза выпучу

                               И пойдут клочки по закоулочкам

(Ёж  убегает.)

Ведущий:                   Снова Зайка горько плачет

                    Не зовет друзей, не скачет.

                     Вот бежит к нему Волчок…

4-ребёнок (Волк): Что ты, Заинька, не весел

                   Буйну голову повесил?

2 -ребёнок (Заяц): Как же мне не плакать, Волк?

                  Жил я в лубяной избушке,

                  Здесь, на этой вот опушке

                   А Лисица - в ледяной,

                   Как растаял снег весной,

                   Жить ко мне она пришла

                   И меня же прогнала!!!

4-ребёнок (Волк): Я Волк! Хоть брожу в лесу везде

             Но живу в своей норе

             В чужой дом я не хожу

             Но и свой я стерегу!

             Помогу твоему горю,

             Лиску, рыжую плутовку,

             Прогоню я быстро, ловко!!!

(Подходят к избушке)

 4-ребёнок (Волк): Эй, Лиса, поди с печи!!!

1 ребёнок (Лиса): Вот как выскочу,

                               Глаза выпучу

                               И пойдут клочки по закоулочкам

4-ребёнок (Волк): Ладно, Заинька, пока…

                  Шкура очень дорога…

(Волк поглаживает шерсть и убегаетЗаяц опять начинает плакать .К нему вразвалочку приближается Медведь.)

5ребёнок (Медведь): Полно, Заинька, реветь!

               Ты, ответь мне, сделай милость,

               Что за горе приключилось?

2 -ребёнок (Заяц): Как не плакать, дедушка,

                  Дедушка-Медведушка?

                  Жил я в лубяной избушке

                 Здесь на этой вот опушке,

                 А Лисица – в ледяной.

                 Как  растаял снег весной,

                 Жить ко мне она пришла

                 Да меня же прогнала.

5ребёнок (Медведь): Я, чужой дом не занимал

Я в своей берлоге спал

Лапу я сосал зимой
Под большущею сосной,
А когда пришла весна,
Я проснулся от сна. –

Не горюй, дружок!

                 Лису…Я заставлю

                 Жить в лесу…

(Медведь подходит к избушке и рычит.)

Ведущий:                    Мишка грозно зарычал,

                    Во весь голос закричал:

5ребёнок (Медведь): Ну-ка, рыжая Лиса,

                   Вон ступай в свои леса!

Ведущий:                    А Лиса ему с печи

                   Громким голосом кричит:

1 ребёнок (Лиса): Вот как выскочу,

                               Глаза выпучу

                               И пойдут клочки по закоулочкам

 (Медведь сердито машет лапой и уходит.)

Ведущий:                   Даже Мишка не помог….

                   Жалко Зайку…

                   Вот идет Петух с косой!!!

6- ребёнок (Петух): Плачешь ты о чем Косой?

2 -ребёнок (Заяц): Жил я в лубяной избушке

                    Здесь на этой вот опушке

                    А Лисица – в ледяной.

                    Как растаял снег весной,

                    Жить ко мне она пришла

                    И меня же прогнала.

 6- ребёнок (Петух):  Я в курятнике живу,

                   Громко песни я пою

                   К себе в дом я не пускаю

                   И к другим не залетаю

                    Не горюй, приятель! Вскоре

                    Твоему поможем горю!

                    Покажу Лисе косу-

                   Живо выгоню Лису!

 2 -ребёнок (Заяц):    Да ее Ёжик гнал-

                Да с испугу убежал.

                Волку – шкура дорога…

                               Гнал ее и сам Медведь недавно.

                Ты не справишься подавно!

Ведущий:                  Петух к избушке

                  Что стояла на опушке

                  Подошел…Пошла потеха!

                 Стало рыжей не до смеха!

6- ребёнок (Петух): Ку-ка-ре-ку! Вон Лиса!

                  Вот возьму косу на плечи…

                 Я иду Лису посечи!

1 ребёнок (Лиса): Что ты, Петя, не спеши!

                  Мне одеться разреши!

6- ребёнок (Петух): Прекрати пустые речи!

                Прочь пошла, плутовка, с печи!

 (Лиса прыгает с печи и убегает).

Ведущий:          Ох и струсила Лиса…

          Прыг с печи- да и в леса

          Припустила во весь дух:

          Напугал ее Петух.

          С той поры Зайчишка с  Петей-

           Лучшие друзья на свете.

           На лесной живут опушке

           В лубяной своей избушке.

 Заяц и Петух  (поют и танцуют):

                  Убежала Рыжая

                  Рыжая - бесстыжая!

                  Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!

                  Испугалась Петуха!

Музыкально- игровая деятельность

1 мин

Музыкальная игра «Заинька походи»

 Развивать у детей творческих способностей через музыкальные движения.

Ведущий:   Карусель планету кружит

                   Нас с тобой она подружит

                   А теперь с зайчишкой нашим

                   Мы немножко попляшем      

Познавательная часть

3 мин

Дети загадывают загадки и читают стихи

учить детей отгадывать загадку, анализируя все названные в ней признаки предмета, понимать смысл образных выражений; 

Учить выразительности чтения. Развивать в детях эмоционально-чувствительное отношение к действительности. Воспитывать чувство сопереживания, сострадания к птицам. Продолжать учить детей читать стихотворения и загадывать загадки громко и выразительно. По возможности сопровождая чтение жестикуляцией.

Ведущая: Но случаются в лесах

 Позанятней чудеса!

Вот загадка, так загадка…

Что за домики такие?

Все красивые, расписные

Так- это же кормушки

На дереве висят

А рядом поглядите птицы сидят

Что за птицы сюда прилетели?

И сели?

6 ребёнок: Зимой на ветках яблоки!

Скорей же, собери!

И вдруг – вспорхнули яблоки.

Ведь это … (Снегири)

7 ребёнок: Верещунья, белобока,

И зовут ее … (Сорока)

8 ребёнок:Ношу серенький жилет,

Но у крыльев - черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар.

И кричат: «Карр! Карр! Карр!»

Крикунья хрипловатая

Известная персона.

Кто она? .. (Ворона)

9 ребёнок:  Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны

 10 ребёнок: Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червячков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

В серой шубке перовой

И в морозы я герой.  (Воробей)

11 ребёнок: Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему
.

12ребёнок: Кто присел на толстый сук

И стучит: «Тук – тук, тук – тук!»?

Кто летает, кто стрекочет –

Рассказать нам новость хочет?  (дятел)

13 ребёнок: Северные гости

Клюют рябины грозди,

Так нарядны и ярки,

На головках – хохолки! (Свиристели) 

14 ребёнок: Небольшая пестрая птица

Не боится зимой простудиться,

Угощенье ваше ей снится.

Прилетает к нам часто ...(синица)

15 ребёнок: Скачет шустрая синица (А. Барто)
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Подвижная деятельность

1 мин

Физкультурная минутка

Ведущая: Но случаются в лесах

 Позанятней чудеса!

Вот какая весёлая -это птица синица

Давайте же с поиграем

Ведущая и дети: Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Познавательная часть

1 мин

Пальчиковая гимнастика

 развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук, мышление и речь. Пополнение словаря детей.

Ведущая: Но случаются в лесах

 Позанятней чудеса!

Много птиц на белом свете

Знать о них должны все дети

Ведущая и дети: Пой- ка, подпевай-ка

Десять птичек стайка

Десять птичек - стайка:

 Эта птичка - соловей,

 Эта птичка - воробей,

 Эта птичка - совушка -сонная головушка.

 Эта птичка - свиристель,

 Эта птичка - коростель,

 Эта птичка - скворушка серенькое перышко.

 Это - зяблик,

 Это - чиж,

 Это - развеселый стриж.

 Ну а это злой орлан

 Птички, птички - по домам!

Познавательная часть

1 мин.

Ребёнок читает стихотворение Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой.

Ведущая: Но случаются в лесах

 Позанятней чудеса!

Но, нашим птичкам

Остаться голодными нельзя!

16 ребёнок: Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой

Птицы на крыльцо        

Сколько гибнет их не счесть

Видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Продуктивная деятельность

1 мин

Рисование ватными палочками

Показать детям новую изобразительную технику: рисования -ватными палочками или пальчиками (по выбору). Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке.

Ведущая: Но случаются в лесах

 Позанятней чудеса!

Но, нашим птичкам

Остаться голодными нельзя!

( дети на заранее нарисованных ими ладошками птичек, листах дорисовывают ватными палочками «зернышки»)

Подведение итогов

3 мин.

Рефлексия своей деятельности  Уточнить как дети усвоили материал, что нового узнали, понравилось ли им…

Ведущая: Люли-люли, тили-тили!

 С вами мы в лесу ходили,

Сказку повстречали,

Про зверей узнали?

Птичек повстречали,

Их загадки отгадали?

Птичек накормили?

Никого мы не забыли?

 Очень весело всем было?

 Но случаются в лесах

 Позанятней чудеса!

Птички нас тоже угощают,

И в кафе «Снегирёк» приглашают!

Ожидаемые/ полученные результаты

Показатели достижений детей (участники занятия- группа 16 человек) 

Доля детей расширивших свои познания в НОД- 100%

Обобщили  представление о том как звери готовятся к зиме- 100%

Работа над интонационной речью- 100%

Работа над громкостью голоса- 87.5%

Были вовлечены  малоактивные дети- 100%

Вывод: использование современных педагогических технологий в образовательной деятельности позволяет детям достичь высокого уровня развития.

Используемая литература

ФГОС «Ознакомление с природой в детском саду» О. А. Соломенкова 2014г.; ФГОС «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А Васильевой; ФГОС «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова  2014; «Какие звери в лесу» Т. А. Шорыгина 2004г; «Птицы какие они» Т. А. Шорыгина 2004г; «Использование фольклора в развитии дошкольника Н. Н. Яковлева 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы "День защитника Отечества"

Легко  доступный  музыкальный  материал  поможет  в  организации  праздника  для  детей  средней  группы  детского  сада....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы "Ярмарка дымковской игрушки"

Конспект непосредственно-образовательной деятельностиХудожественно-эстетическое направлениеОбразовательная область «Художественное творчество»для детей средней группы«Ярмарка дымковской игрушки»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Поиграем в поварят».

Обогащение представлений детей об окружающем через ознакомление с профессией «повар»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы по образовательной области «Художественное творчество» (рисование нетрадиционными способами) по теме «Ребята в гостях у медвежат»

конспект непосредственной образовательной области "Художественное творчество" рисование нетрадиционными способами (метод тычка)  в средней группе детского сада по теме "Ребята в гостях у медвежат...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы по сюжету сказки В.Сутеева "Петух и краски"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы по сюжету сказки В.Сутеева "Петух и краски"...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей средней группы по образовательной области познания. (ФЭМП) Путешествие по сказке «Колобок»

У детей на занятии формируются элементарные математическиепредставления в совместной игровой деятельности....