Проект "Творчество братьев Бондаренко - писателей-сказочников Самарской области"
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа) на тему

Басова Елена Вячеславовна

Аннотация

В течение всего дошкольного возраста у детей воспитывают патриотические качества через формирование уважения и любви к родному краю, стране, к языку и культуре своего народа через знакомство с соотечественниками, прославившими Самару и Россию.

Наша самарская губерния очень богата такими соотечественниками.  Велики заслуги братьев Бондаренко в литературной жизни и неоценим их вклад в воспитание подрастающего поколения. Не одно поколение воспитывалось на их сказках, повестях, легендах.   

«Что моя жизнь? Искорка. Мигнула, как светлячок, и угасла. И если уж мне дано так мало быть и так много не быть,  то я хочу хоть на минуту да стать солнцем, чтобы оставить после себя добрую   память», - писал Владимир Никифорович Бондаренко.
Вопросы формирования интереса у детей к художественной литературе требуют повышенного внимания. Поэтому в течение всего дошкольного возраста происходит развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формируется интерес и любовь к книге.  22 апреля – всемирный день книги.  Таким образом, эту методическую разработку можно приурочить к этой дате.

Приобщение детей к художественной литературе начинается с чтения и анализа сказок. Уже на этом этапе сказка воспитывает в ребенке любовь к художественному слову, развивает интерес к книге, способствует развитию воссоздающего воображения. При слушании сказок дети учатся проникать в авторский замысел, устанавливать многообразные связи в произведениях, оценивать героев и их поступки. Усвоив эти связи, ребенок сможет применять их сам в словесном творчестве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад № 402 городского округа Самара

Методическая разработка

«Творчество братьев Бондаренко - писателей-сказочников  

Самарской области»

Номинация: «Гордость земли русской»

                                                                                 Разработал: Басова Елена Вячеславовна,                    

                                                                                                       воспитатель

                                                            Самара, 2016

Тема: «Творчество братьев Бондаренко  -

писателей - сказочников Самарской области»

Аннотация

В течение всего дошкольного возраста у детей воспитывают патриотические качества через формирование уважения и любви к родному краю, стране, к языку и культуре своего народа через знакомство с соотечественниками, прославившими Самару и Россию.

Наша самарская губерния очень богата такими соотечественниками.  Велики заслуги братьев Бондаренко в литературной жизни и неоценим их вклад в воспитание подрастающего поколения. Не одно поколение воспитывалось на их сказках, повестях, легендах.  

«Что моя жизнь? Искорка. Мигнула, как светлячок, и угасла. И если уж мне дано так мало быть и так много не быть,  то я хочу хоть на минуту да стать солнцем, чтобы оставить после себя добрую   память», - писал Владимир Никифорович Бондаренко.
Вопросы формирования интереса у детей к художественной литературе требуют повышенного внимания.
Поэтому в течение всего дошкольного возраста происходит развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формируется интерес и любовь к книге.  22 апреля – всемирный день книги.  Таким образом, эту методическую разработку можно приурочить к этой дате.

Приобщение детей к художественной литературе начинается с чтения и анализа сказок. Уже на этом этапе сказка воспитывает в ребенке любовь к художественному слову, развивает интерес к книге, способствует развитию воссоздающего воображения. При слушании сказок дети учатся проникать в авторский замысел, устанавливать многообразные связи в произведениях, оценивать героев и их поступки. Усвоив эти связи, ребенок сможет применять их сам в словесном творчестве.


Паспорт проекта:

Автор: Басова Елена Вячеславовна

Тема: «Творчество братьев Бондаренко  - писателей - сказочников Самарской области»

Вид проекта: информационно-творческий

Цель проекта: знакомство  детей с биографией и  творчеством Вениамина и Владимира Бондаренко

Задачи проекта:

Развивать интерес к творчеству писателей-сказочников

Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.

Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.

Развитие интереса к литературе, творчеству земляков.

Формирование умения инсценировать произведение или отрывок из него.
Воспитывать чувство гордости за свой край, своих земляков. 
Воспитывать честность, доброту, уважение к окружающим. 
Совершенствовать умение работать с книгой. 

Участники проекта: воспитатель, родители, дети

Сроки реализации: две недели

Ожидаемый результат:

Создание мультфильма по рисункам детей

Содержание:

Введение                                                                        2-6

Содержательная часть                                                  6-7

Список литературы                                                       8

Введение

 

 Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста является одной из основных задач дошкольных образовательных учреждений, одним из важных условий которого становится приобщение к культурному достоянию своего народа.

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. Дети могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Например, анализ сказок В. Бондаренко позволит детям понять и почувствовать их глубокое идейное содержание и художественные достоинства; сказочные образы привлекают детское внимание, надолго запоминаются. Книги братьев Бондаренко пронизаны гуманизмом, верой в победу добра и справедливости, в торжество правды. 

Общение с творчеством писателей будет способствовать развитию интереса к книге.

Цель проекта: знакомство  детей с биографией и  творчеством Вениамина и Владимира Бондаренко

Задачи проекта:

Развивать интерес к творчеству писателей-сказочников

Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.

Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.

Развитие интереса к литературе, творчеству земляков.

Формирование умения инсценировать произведение или отрывок из него.
Воспитывать чувство гордости за свой край, своих земляков. 
Воспитывать честность, доброту, уважение к окружающим. 
Совершенствовать умение работать с книгой. 

Ожидаемые результаты использования:

  • Библиотека произведений братьев Бондаренко
  • Подбор видеотеки произведений
  • Оформление альбома рисунков по сказкам братьев Бондаренко
  • Театрализованные игры
  • Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как
  • источник знаний.
  • Активное участие родителей в реализации проекта.
  • Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
  • Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.
  • Формирование умения инсценировать произведение или отрывок из него.
  • Развитие интереса к литературе, творчеству земляков.
  • Популяризация семейного чтения.
  • Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.

Содержательная часть.

Подготовительный этап

Задачи

Совместная работа детей  с родителями

Рассказ воспитателя о биографии Вениамина и Владимира Бондаренко

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Выставка книг

Познакомить детей с фактами биографии писателей

Развивать интерес к творчеству писателей

Прививать желание …

Сбор информации о биографии Вениамина и Владимира Бондаренко

Подбор книг со сказками

Основной  этап

НОД «Братья Бондаренко – самарские сказочники»

Просмотр мультфильма «Лесные сказки»

Чтение

«Сказки черепахи Кири-Бум»

«Сказки Гореловской рощи»

«Три весёлых зайца»

«Пять забавных медвежат»

Инсценировка  сказки «Три веселых зайца»

Рисование сюжетов прослушанных, просмотренных сказок

НОД «Сказочный коллаж из «Лесных сказок»»

Лепка «Лесные жители»

Аппликация  из сыпучих материалов «Друзья черепахи Кири-Бум»

Оформление альбома «Любимые герои сказок братьев Бондаренко»

Формировать знания детей о творчестве писателей

Обеспечить углубление восприятия сюжета мульфильмов. Способствовать их более осмысленному обсуждению.

Поддерживать у детей интерес к литературе. Воспитывать любовь к книге.

Продолжать формировать умение  понимать характеры и поступки героев. Замечать и понимать образные выражения.

Развивать художественно-творческие и исполнительские умения детей. Развивать интерес детей к театрализованной деятельности.

Совершенствовать умение передавать в рисунке образы сказки

Упражнять в создании контура простым карандашом.

Закреплять умение использовать для выразительного решения темы разнообразные материалы

Развивать умение придумывать сюжет новой сказки, используя персонажей, варианты и переплетения ситуаций из разных сказок.

Закреплять приемы лепки пальцами: прищипывание, оттягивание. Развивать образное восприятие и представление.

Развивать умение раскрашивать силуэт способом примакивания кисти; воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость

Развивать творчество и воображение. Закреплять технические навыки и умения.

 Посещение  музея братьев Бондаренко

Чтение сказок в семейном кругу

Викторина  по сказкам

Заключительный этап

Создание мультфильма по рисункам детей

Закреплять знания о прочитанных сказках

Список литературы:

  1. Малышева А.Н. Занятия по аппликации в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2010
  2. УшаковаУ. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. Конспекты занятий. ТЦ Сфера, 1998
  3. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зарубежные писатели сказочники.

1. Познакомить детей с жизнью и творчеством зарубежных писателей, углубить знания по теме.        2.Способствовать формированию ...

Проект "Жизнь и творчество русского писателя сказочника А.С.Пушкина"

Проект " Жизнь и творчество русского  писателя сказочника А.С.Пушкина"...

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе "Писатель - сказочник К.И.Чуковский".

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе "Писатель - сказочник К.И.Чуковский"....

Уральский писатель-сказочник П.П. Бажов

О семье, детстве писателя, исторические места на Урале, связанные с творчеством П.П. Бажова, методическая разработка с играми и эстафетами....

ПИСАТЕЛИ-СКАЗОЧНИКИ

Чудеса там, где в них верят! У нас в группе ежедневно несколькими чудесами пополняются красочные блокноты под названием "МАЛЕНЬКИЕ ШЕДЕВРЫ". Ребята по желанию и настроению рисуют и сочиняют ...

Проект в младшей группе №13 «Тургенев, писатель -сказочник»

žВ этом году исполняется 200 лет со дня рождения великого писателя И.С.Тургенева, а также он является нашим земляком. Дети должны знать наших орловских писателей. Нужно прививать у них любовь к художе...