РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по художественной литературе в подготовительной к школе группе
рабочая программа по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Колмакова Ирина

Рабочая программа по художественной литературе в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_hl_15-16.docx78.57 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по художественной литературе

в подготовительной к школе группе

Составитель программы:

Колмакова Ирина Сергеевна,  

 воспитатель  ОЧУ «Первая Московская Гимназия»

2015/2016 учебный год

Целевой раздел

Пояснительная записка

Цели и задачи реализации программы

Программа образовательной области «Речевое развитие» - «Художественная литература» для детей подготовительной  к школе группы составлена на основе:

Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013года),

Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014,

СанПин 2.4.1.3049 – 13,

Образовательной программы дошкольного отделения НОЧУ гимназия «Первая Московская гимназия» на 2015 – 2016 учебный год

и с учетом приоритетного направления работы  ДОУ по  познавательно-речевому развитию и экологическому воспитанию.

Работа в подготовительной к школе группе направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку к жизни в современном обществе, к обучению  в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка.

Эти направления работы реализуются в процессе разнообразных видов детской  деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Программа «Художественная литература» построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств?

Основными целями и задачами программы «Художественная литература» для детей подготовительной к школе группы являются:

  • воспитание интереса и любви к чтению;
  • развитие литературной речи;
  • воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия;
  • развитие мотивации к обучению грамоте.

Для достижения целей программы большое значение имеют:

забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем детям, что позволит стать им общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

единство подходов к воспитанию детей в детском саду и дома;

соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы.

Принципы к формированию программы

При составлении Программы «Художественная литература» учитывались принципы:

  • развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетания научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • полноты, необходимости и достаточности, позволяющие решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала;
  • единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются качества, являющиеся ключевыми в развитии дошкольника;
  • интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематического построения образовательного процесса;
  • решения образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах;
  • построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
  • индивидуальности дошкольного образования.

Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий уровень используемых литературных произведений.

Планируемые результаты

Целевые ориентиры по освоению программы «Художественная литература»:

  • Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, чтении, познавательно-исследовательской деятельности и др.
  • Ребенок владеет установкой положительного отношения к чтению художественной литературы. Проявляет интерес к художественной и познавательной литературе.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, в том числе через чтение художественной литературы.
  • Способен сопереживать неудачам и радоваться успехам героев литературных произведений. Эмоционально отзывается на произведения художественной литературы.
  • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими, участвует в беседе по содержанию литературного произведения.
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам о прочитанных литературных произведениях
  • Открыт новому: проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания через чтение художественной литературы.
  • Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом положении, многонациональности, важнейших исторических событиях, о литературном наследии своего народа.
  • Имеет представление о себе, семье, традиционных семейных ценностях через произведения художественной литературы.
  • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо, что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших,  опираясь на поступки героев литературных произведений.
  • Способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы.

Система оценки результатов освоения программы

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой   эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

индивидуальные карты развития ребенка, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;

выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка.

Педагогическая диагностика

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей (в рамках педагогической диагностики – оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдения за активностью детей в режимных моментах, непосредственно – образовательной деятельности, специально организованной и игровой деятельности.

Предполагаемые планируемые результаты освоения программы «Художественная литература»

  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
  • Проявляет интерес к художественной и познавательной литературе.
  • Различает жанры литературных произведений, аргументируя свой ответ («Это рассказ (сказка, стихотворение) потому, что …»).
  • Называет любимые сказки и рассказы.
  • Читает наизусть два-три любимых стихотворения, знает две-три считалки, две-три загадки.
  • Называет двух-трех авторов и двух-трех иллюстраторов детских книг.
  • Выразительно, в собственной манере, читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа.
  • При чтении стихотворений, в драматизациях использует эмоциональность, естественность поведения, интонации, жесты, мимику, передавая свое отношение к содержанию литературной фразы.
  • Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения.

Инструментарий диагностики в Приложении 1, 2.

Содержательный раздел

Содержание психолого-педагогической работы по приобщению к Художественной литературе

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками, пословицами и поговорками.

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание  и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.

Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

В подготовительной к школе группе занятия по Художественной литературе проводятся 1 раз в неделю, всего 37 занятий в год, продолжительностью 30 минут.


Календарно-тематическое планирование по Художественной литературе

для детей 2-й подготовительной группы

на 2015 – 2016 учебный год

№ п/п

Тема недели

Тема занятия

Задачи

Сентябрь

1.

«Детский сад наш так хорош»

«Как у наших у ворот».

Ознакомление с малыми фольклорными формами.

Уточнить и расширить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, загадок, пословиц.

Учить понимать обобщенное значение пословиц.

Развивать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

Прививать интерес к малым фольклорным формам.

2.

«Скоро в школу»

В. Драгунский «Тайное становится явным». Чтение рассказа.

Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа.

Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию.

Продолжать учить детей осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.

Прививать интерес к чтению художественной литературы.

3.

«Золотая осень»

«О чем печалишься, осень». Стихи и рассказы об осени.

Расширить знания детей об изменениях в осенней природе. Вызвать восхищение красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов.

Развивать поэтический слух, умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты.

Формировать интерес к эстетической стороне действительности.

4.

«Дары осени»

Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка».

Учить детей воспринимать образное содержание произведения.

Познакомить детей с жанровыми, композиционными, языковыми особенностями русской народной сказки.

Развивать поэтический слух; умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.

Октябрь

5.

«Хлеб всему голова»

К. Паустовский «Теплый хлеб». Чтение сказки.

Познакомить детей с новым литературным жанром: сказка-быль.

Способствовать правильному восприятию детьми рассказа: учить детей понимать образное содержание и идею произведения, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.

Включать детей в активную беседу по содержанию произведения, развивать диалогическую речь.

Воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения.

6.

«Моя семья»

Чтение русской народной сказки  «Хаврошечка».

Закрепить знания о жанровых особенностях литературных произведений.

Развивать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования.

Воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения.

7.

«Мой город. Моя страна»

«Славься, страна, мы гордимся тобой».

Воронько П. «Лучше нет родного края» (перевод с укр. С. Маршака), заучивание наизусть.

Формировать у детей представление о происхождении слова Родина, его смысле.

Создать условия для личностно-значимых ассоциаций, связанных с родным краем.

Познакомить детей с текстом гимна Российской Федерации.

Выучить наизусть стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного края».

8.

«Моя планета»

Песенки народов мира: «Перчатки», «Кораблик», перевод с англ. С. Маршака; «Мы пошли по ельнику», перевод со швед. И. Токмаковой; «Трое гуляк», перевод с фран. Н. Гернет и С. Гиппиус.

Знакомство с фольклором народов мира.

Познакомить детей   с   фольклором народов других стран.

Дать представление о том, что у нашей страны есть много стран-друзей на земном шаре, что все люди Земли должны жить в мире, согласии и беречь наш общий дом - планету Земля.

Развивать память, мышление, внимание, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.

9.

«Домашние животные»

Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка».

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей.

Закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.

Ноябрь

10.

«День народного единства»

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Познакомить детей с новым литературным жанром - былиной, помочь понять его особенности.

Учить отвечать на вопросы по содержанию.

Развивать внимание, мышление, память, связную речь.

Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении.

11.

«Домашние птицы»

А.С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало …». Заучивание наизусть.

Рассказать детям о поэте А.С. Пушкине, приблизив рассказ о нем к детскому восприятию.

Познакомить с пейзажной лирикой А.С. Пушкина.

Увлечь детей его стихами, вызвать желание услышать другие произведения А.С. Пушкина.

Учить чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического языка.

Развивать умение передавать интонацией печаль осенней природы.

12.

«Животные нашего леса»

«Лесные истории». Чтение рассказа М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб» и стихотворения Н. Рубцова «Про зайца».

Познакомить детей с рассказом о природе, подкрепить впечатления от рассказа поэтическим словом.

Через художественное слово воспитывать у детей интерес к лесу, его обитателям, добрые чувства к ним.

Побуждать детей делиться собственными «лесными» впечатлениями, подбирать образные выражения для их обозначения.

13.

«Птицы нашего края. Зимующие птицы»

Д. Мамин - Сибиряк «Серая шейка». Чтение сказки.

Формировать у детей целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы.

Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; упражнять в подборе сравнений, синонимов, антонимов.

Через художественное слово воспитывать у детей интерес к окружающему миру.

Декабрь

14.

«Что из чего и для чего (инструменты и материалы»

К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла». Чтение рассказа.

Учить детей понимать образное содержание и идею произведения, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.

Включать детей в активную беседу по содержанию произведения, развивать диалогическую речь.

Через художественное слово воспитывать у детей интерес к окружающему миру.

15.

«Зима»

«Идет волшебница зима…». Зима в произведениях  русских поэтов.

В. Суриков «Зима». Заучивание наизусть.

 

Расширить знания детей об изменениях в зимней природе. Вызвать восхищение красотой зимней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов.

Развивать поэтический слух, умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты.

Формировать интерес к эстетической стороне действительности.

16.

17.

«Новый год спешит в наш дом.

Народная культура и традиции»

Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка».

Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы.

Закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра.

Формировать у детей интерес к чтению художественной литературы.

Рассказывание сказки В. Одоевского  «Мороз Иванович».

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения; показать ее связь со значением пословицы.

Закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

Формировать интерес к чтению художественной литературы.

Январь

18.

«Святки. Народная культура и традиции».

«Зимние забавы».

(«Коляда! Коляда! А бывает коляда …», «Коляда, коляда, ты подай пирога …»).

Познакомить детей с литературными описаниями детских зимних игр и забав.

Вызвать ассоциации с событиями из личного опыта, прочитанными ранее произведениями.

Способствовать развитию связной речи у детей.

Познакомить детей с календарными обрядовыми песнями.

19.

«Животный мир полярных районов Земли»

«Про пингвинов» рассказы Г. Снегирева.

Познакомить детей с циклом познавательных рассказов.

Вызвать у детей интерес к содержанию рассказов, включая их в ситуации творческого видения описанных событий с позиции героев произведений.

Активизировать представления детей об особенностях рассказа как литературного жанра.

Через художественное слово воспитывать у детей интерес к окружающему миру.

20.

«Животный мир жарких стран»

Чтение рассказа М. Москвиной «Кроха».

Учить детей внимательно слушать рассказ, рассуждать, вникать в смысл прочитанного,  выказывать свое мнение.

Включить детей в ситуацию эмоционального переживания содержания произведения.

Активизировать представления детей об особенностях рассказа как литературного жанра.

Февраль

21.

«Мой друг светофор»

«Транспорт»

М. Зощенко «Великие путешественники». Чтение рассказа.

Приобщать детей чтению художественной литературы, формировать у них запас литературных художественных впечатлений.

Развивать способность к сопереживанию и сочувствию литературным героям, умению дать оценку происходящим событиям.

22.

«Мебель»

Б. Житков «Как я ловил человечков». Чтение рассказа.

Познакомить детей с рассказом Б. Житкова, приблизить его к детскому восприятию.

Развивать воображение детей.

Учить детей обсуждать смысл поступков героев литературных произведений, прогнозировать  последствия этих поступков.

Помочь детям связать содержание рассказа с аналогичными случаями из собственного опыта.

23.

«Все профессии нужны – все профессии важны»

С. Алексеев «Рассказы о Суворове». Чтение рассказов.

Познакомить детей  эпизодами из истории родной страны, с талантом русского полководца А.В. Суворова.

Поддерживать интерес к героической тематике.

Прививать интерес к чтению художественной литературы.

24.

«Наши защитники»

С. Алексеев «Первый ночной таран».  Чтение рассказов о Великой Отечественной войне.  

Продолжать учить понимать жанровые особенности рассказа.

Учить детей размышлять о поступках героя литературного произведения и видеть в них проявления его характера.

Развивать   навыки пересказа литературного текста.

Прививать интерес к литературному чтению.

Март

25.

«Женский день 8 Марта»

«При солнышке – тепло, при матушке - добро».

Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка» (обработка К. Шаврова).

Ознакомление с малыми фольклорными формами.

Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки.

Учить детей размышлять о поступках героев и видеть в них проявления их характеров.

Расширить знания детей о пословицах и поговорках, говорящих о любви матери.

Прививать интерес к литературному чтению.

26.

Мониторинг

Чтение сказки М. Михайлова «Лесные хоромы».

Познакомить детей с авторской сказкой.

Помочь найти сходное и отличное сказки М. Михайлова «Лесные хоромы» и русской народной сказки «Теремок».

Продолжать учить детей осмысливать идею литературного произведения, оценивать поступки героев.

Прививать интерес к литературному чтению.

27.

«Полюбуйся, весна наступает»

Ф. Тютчев "Зима недаром злится…". Заучивание наизусть.

Учить чувствовать ритм стихотворения, видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении.

Развивать интонационную выразительность речи детей.

28.

«Вода. Круговорот воды в природе»

В. Даль «Старик-годовик». Чтение сказки.

Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки.

Учить выделять главную мысль сказки, её мораль.

Использовать образные выражения, народные пословицы для формулирования идеи сказки.

Апрель

29.

«Перелётные птицы»

Заучивание наизусть стихотворения П. Соловьевой «Подснежник».

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы.

Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы.

Прививать интерес к художественному слову.

30.

«Путешествие в мир книги»

Художники-иллюстраторы детских книг.

Расширить знания детей о художниках-иллюстраторах детских книг.

Познакомить с творчеством Е.М. Рачева, Ю.А. Васнецова.

Показать детям необходимость иллюстраций в книгах для детей.

Прививать интерес к чтению книг.

31.

«Путешествие в космос»

«У доброй славы  большие крылья». Чтение рассказов о Ю.А. Гагарине:

В. Бороздин «Первый в космосе», М. Водопьянов «Космонавт - 1».

Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений.  

Развивать у детей познавательный интерес.

Воспитывать чувство гордости за знаменитых людей нашей Родины.

32.

«Деревья и кустарники»

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Чтение сказки.

Познакомить с творчеством великого поэта. Вызвать чувство радости от восприятия творчества   А.С. Пушкина.

Заинтересовать сказочными произведениями поэта.

Помочь почувствовать своеобразие языка сказок А.С. Пушкина.

Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

Воспитывать потребность рассматривать иллюстрации в книге.

33.

«Цветы и травы»

Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Познакомить детей с новым литературным жанром – басней.

Показать жанровые особенности басни, подвести детей к пониманию аллегории басни, ее идеи.

Воспитывать чуткость к образному строю языка басни.

Раскрыть значение пословиц о труде, показать связь значения пословицы с определенной ситуацией.

Прививать интерес к литературному чтению.

Май

34.

«День Победы»

Е. Благинина «Шинель». Заучивание наизусть.

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение.

Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы.

Формировать у детей нравственные и патриотические чувства, приобщать к традиционным российским ценностям.

Вызвать интерес к истории родной страны.

Прививать интерес к художественному слову.

35.

«Насекомые»

Г. Паустовский «Похождение жука-носорога». Чтение рассказа.

Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, отличие ее от рассказа.

Учить применять в речи образные выражения, сравнения.

Формировать у детей нравственные и патриотические чувства, приобщать к традиционным российским ценностям.

Вызвать интерес к истории родной страны.

36.

«Рыбы»

Чтение басни С. Михалкова «Ошибка».

Продолжить знакомство детей с литературным жанром – басня.

Учить эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл; подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне.

Продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок.

Прививать интерес к художественному слову.

37.

«До свиданья, детский сад!»

«Как хорошо уметь читать».

В. Берестов «Читалочка». Заучивание наизусть.

Обобщить представления детей о многообразии книг по жанрам, видам, тематике.

Познакомить с азбукой как особым видом учебных книг.

Выучить наизусть стихотворение В. Берестова «Читалочка».

Прививать интерес к художественному слову.


Организационный раздел

Условия реализации программы

Работа по приобщению детей к художественной литературе (Приложение 3) включает в себя не только занятия, а также самостоятельное рассматривание книг, свободное общение воспитателя с детьми на основе прочитанной художественной литературы, ежедневное чтение перед сном (Приложение 4), создание «Поэтической копилки», театральную деятельность, выставки, экскурсии (очные и виртуальные), проекты, дидактические литературные  игры.

Важнейшим условием реализации программы  является создание развивающей и эмоционально комфортной для детей образовательной среды, которая соответствует тематическому планированию образовательного процесса и должна быть содержательно-насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональнй, вариативной; доступной, безопасной, здоровьесберегающей; эстетически-привлекательной.

Пространство группы, организованное в виде хорошо разграниченных зон или уголков, способствует развитию интереса и потребности  детей в чтении.

В качестве таких уголков в первую очередь выступает Книжный уголок, театральный, выставочный, уголок изобразительной деятельности, тематический и  патриотический уголки.

Игровые уголки оснащены развивающим материалом: портреты писателей и художников, репродукции картин и иллюстрации к книгам,  аудиокниги, костюмы, маски, кукольные и настольные театры, пальчиковые куклы, настольно-печатные игры.

В процесс оформления развивающей среды обязательно включаются дети, что вызывает у них  радость, удовольствие от уютной и красивой обстановки группы, игровых уголков,  в оформлении так же используются детские коллективные работы и рисунки.

Программа «Художественна литература» разработана с учетом интеграции образовательных областей.

Социально-коммуникативное развитие: 

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми о прочитанных произведениях; формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок» через произведения художественной литературы.

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности, используя произведения художественной литературы.

Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам на примерах любимых литературных героев.

Познавательное развитие: 

Формирование  целостной картины мира, расширение кругозора через знакомство с произведениями художественной литературы.

Художественно-эстетическое развитие: 

Изображение любимых героев литературных произведений.

Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений.

Физическое развитие: 

Организация детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок.

Развитие потребности в двигательной активности и формирование физических качеств личности на литературных примерах.

Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о здоровом образе жизни средствами художественной литературы.  

Работа с родителями

Приобщение детей к художественной литературе предполагает тесное взаимодействие с семьей ребенка.

Это привлечение родителей к организации совместных мероприятий (вечеров поэзии, литературных гостиных, конкурсов) и выставок, к участию в проектной деятельности детей.

Задача воспитателя показать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.

Рекомендации родителям произведений, определяющих круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка (Приложение 5).

Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование.

Учебно-методическое оснащение программы «Художественная литература»

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013года).
  3. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  4. СанПин 2.4.1.3049 – 13.
  5. Образовательная программа дошкольного отделения НОЧУ гимназия «Первая Московская гимназия» на 2015 – 2016 учебный год.
  6. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  7. Развитие речи детей 6 – 7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/ авт.-сост.: О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Вентана-Граф, 2011.
  8. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  9. Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет/ Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
  10. Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2008.
  11. Любимое чтение для детей от 5 до 7 лет. Хрестоматия. Сказки, стихи, рассказы. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  12. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
  13. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001.
  14. Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  15. Читаем в детском саду. Подготовительная группа. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2003.
  16. Конкевич С.В. Беседы с детьми дошкольного возраста о Великой Отечественной войне. Демонстрационные картины и тексты бесед. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012.
  17. «Сказка в русской живописи». Наглядно-дидактическое пособие «Мир искусства». – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  18. «Животные в русской графике». Наглядно-дидактическое пособие «Мир искусства». – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  19. Демонстрационный материал для занятий. Народы России и ближнего зарубежья.
  20. Демонстрационный материал для занятий. Народы мира.
  21. Диапозитивы с методическими рекомендациями: «Сочини рассказ», «Сказки Пушкина в иллюстрациях И. Билибина», «Москва – столица России».
  22. Зотов В. «Лесная азбука». Аудиокнига.
  23. Портреты художников, писателей.
  24. Кукольные театры: «Теремок», «Дочь и падчерица», «Золотой ключик».
  25. Настольные театры: «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка».

Техническое оснащение программы

  • магнитола
  • диапроектор и интерактивная доска
  • телевизор
  • компьютер
  • сканер-принтер
  • флеш-карта.


Приложение 1.

МОНИТОРИНГ развития                                     Художественная литература

Группа подготовительная

2015-2016 учебный год

Показатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Узнает произведения, называет 2-3 авторов, называет любимые книги, излагает их содержание, в том числе произведения большого объема (в беседе с воспитателем,  или с опорой на книгу)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи, чтение с предпочтением, участвует  в обсуждениях, высказывает свою точку зрения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С интересом рассматривает  иллюстрированные  издания,  называет 2-3 художников-иллюстраторов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительно читает стихи, пересказывает отрывки из произведений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различает жанр произведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не сформирован (Н)

Находится в стадии формирования (Ф)

Сформирован (С)


Приложение 2.

Дидактическое задание:  «Что это: сказка, рассказ, стихотворение?»

Задача: выявление знаний детей о жанрах литературных произведений.

Материалы: отрывки из литературных произведений по программе.

Инструкция к проведению:

Воспитатель предлагает детям послушать отрывки из литературных произведений и сказать, что это: сказка, рассказ, стихотворение.

Например:

  1. Отрывок из русской народной сказки «Волк и лиса».

«Отыскал волк на реке прорубь, сунул туда хвост, сидит и бормочет:

 - Ловись, рыбка, большая и маленькая! Нет, лучше ловись большая, да и побольше!

 А Лисица прибежала, стала бегать вокруг да приговаривать:

 - Ясни, ясни на небе звезды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!

 - Что ты говоришь? - забеспокоился Волк.

 - То же, что и ты, куманёк: «Ловись рыбка, большая и маленькая!»

  1. Рассказ А.Куприна «Слон»:

 «Маленькая девочка Надя шести лет  заболела,  по словам доктора Михаила Петровича, «равнодушием к жизни».  Единственное средство вылечить — развеселить.  Но девочка ничего не хочет.

Однажды она попросила слона.  Через полчаса папа привёз ей «дорогую красивую игрушку» — серого слона,  который сам машет хвостом и качает головой.  Но девочка сказала,  что хотела настоящего,  а этот мёртвый.  Тогда папа едет в зверинец и упрашивает хозяина-немца отпустить слона Томми к ним домой.  Немец сначала не понимает,  но папа все объяснил.  Тогда хозяин зверинца разрешает сводить слона в гости ночью и сам проверяет,  возможно ли это (есть ли большая комната,  крепкий пол,  широкие двери).

Ночью слона ведут в дом.  Чтобы он поднялся по лестнице на второй этаж,  папа покупает для него фисташковый торт.  Утром Наде говорят,  что слон пришёл,  кормят яйцом всмятку и молоком и на коляске везут к слону.  Девочка слона не боится,  они вместе чаевничают: девочка пьет чай,  слон — сахарную воду с булками.  Надя знакомит его с куклами,  показывает книжку с картинками.  Друзья вместе обедают.  Вечером Надю не оторвать от слона,  она так и засыпает рядом с ним и видит сон,  будто «женилась на Томми,     и у них много детей,  маленьких,  веселых слоняток».

Слона уводят.  Утром девочка просыпается бодрая и,  узнав,  что слон ушёл и звал её в гости,  просит передать,  что она уже совсем здорова».

  1. Стихотворение Н.Рубцова «Про зайца»:

Заяц в лес бежал по лугу.

Я из лесу шел домой, —

Бедный заяц с перепугу

Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,

Но, конечно, в тот же миг

Поскакал в лесок сосновый,

 Слыша мой веселый крик.

 И еще, наверно, долго

С вечной дрожью в тишине

 Думал где-нибудь под елкой

О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,

Что друзей-то у него

После дедушки Мазая

Не осталось никого.

Интерпретация:

Сформирован (С) – ребенок самостоятельно определяет жанры литературных произведений.

Находится в стадии формирования (Ф) –  ребенок определяет жанры только с помощью и наводящими подсказками воспитателя.

Не сформирован (Н)  – ребенок не справляется с заданием даже после помощи воспитателя.

Дидактическое задание: «Назови свои любимые сказки и рассказы»

Инструкция к проведению:

Воспитатель просит ребенка вспомнить и назвать, его любимые сказки и рассказы.

Интерпретация:

Сформирован (С) –  ребенок самостоятельно может вспомнить  названия любимых сказок и рассказов.

Находится в стадии формирования (Ф)  – ребенок вспоминает  название любимых сказок или рассказов только        с помощью воспитателя.

Не сформирован (Н)   – ребенок не справляется с заданием даже после помощи воспитателя.

Дидактическое задание: «Прочитай наизусть стихотворения, считалки, загадки»

Инструкция к проведению:

Воспитатель просит ребенка прочитать 2-3 программных стихотворения,      2-3 считалки, 2-3 загадки.

Интерпретация:

Сформирован (С) - ребенок самостоятельно и выразительно читает наизусть    2-3 стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.

Находится в стадии формирования (Ф) –  ребенок может прочитать 1 стихотворение, 1 считалку, 1 загадку с помощью воспитателя.

Не сформирован (Н)  – ребенок не справляется с заданием даже после помощи воспитателя.

Дидактическое задание «Назови автора»

Задача: выявление знаний детей об авторах книг.

Материал: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», П.Ершов «Конек-горбунок», С. Есенин «Стихи»

Инструкция к проведению:

Предложить ребенку  ответить на вопросы:

- Кто написал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»? - (А.С.Пушкин).

- Кто написал сказку  «Конек-горбунок»? - (П.Ершов).

- Кто написал стихотворение «Белая береза»? - (С.Есенин).

Интерпретация:

Сформирован (С) – ребенок самостоятельно называет авторов, ориентируясь на иллюстрации в книгах.

Находится в стадии формирования (Ф) - ребенок называет авторов, ориентируясь на иллюстрации, с небольшой словесной помощью воспитателя.  

Не сформирован (Н)  – ребенок не справляется с заданием.

Дидактическое задание «Узнай художника – иллюстратора»

Задача: выявление знаний детей о художниках – иллюстраторах детских книг.

Материалы: книги с иллюстрациями художников Е. Рачева, Ю. Васнецова, Е. Чарушина, И. Билибина.  

Инструкция к проведению:

Предложить ребенку рассмотреть иллюстрации в книгах и ответить на вопросы:

- Кто из художников иллюстрировал сказки? - (Е. Рачев, Ю. Васнецов).

- Кто из художников писал  рассказы о животных и сам рисовал к ним иллюстрации?  - (Е. Чарушин).

- Кто из художников нарисовал иллюстрации к русской народной сказке «Василиса Прекрасная»?  - (И. Билибин).

Интерпретация:

Сформирован (С) – ребенок самостоятельно называет художников, ориентируясь на иллюстрации.

Находится в стадии формирования (Ф) – ребенок называет 1-2 художников, ориентируясь на иллюстрации, с помощью воспитателя.  

Не сформирован (Н)   – ребенок не справляется с заданием.

Дидактическое задание: Пересказ короткого рассказа «Четыре бабочки».

Инструкция к проведению:

Воспитатель читает детям рассказ и просит пересказать его:

«Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и коричневая бабочка.

 Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а коричневая села на сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек».

Интерпретация:

Сформирован (С) – ребенок самостоятельно, точно и выразительно пересказывает рассказ.

Находится в стадии формирования (Ф)  – ребенок справляется с заданием только с помощью и наводящими подсказками воспитателя, во время пересказа преимущественно пользуется ситуативной речью и жестами.

Не сформирован (Н)   – ребенок не справляется с заданием.

Приложение 3.

Примерный список литературы для чтения детям

Русский фольклор

Песенки. «Лиса рожью шла …», «Чигарики- чок-чигарок …», «Зима пришла …», «Идет матушка-весна …», «Когда солнышко взойдет. Роса на землю упадет …».

Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коляда …», «Коляда, коляда, ты подай пирога …», «Как на масленой неделе …», «Тин-тин-ка …», «Масленица! Масленица!».

Прибаутки. «Братцы, братцы!..», «Федул, что губы надул?», «Ты пирог съел?», «Где кисель – тут и сел …», «Глупый Иван …», «Сбил-сколотил – вот колесо».

Небылицы. «Богат Ермошка», «Вы послушайте, ребята».

Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок), «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева), «Волк и лиса» (обработка И. Соколова-Микитова), «Добрыня и змей» (пересказ Н. Колпаковой), «Снегурочка» (по народным сюжетам), «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок), «Семь Симеонов – семь работников» (пересказ Е. Поленовой), «не плюй в колодец – пригодится воды напиться» (обработка К. Ушинского).

Фольклор народов мира

Песенки. «Перчатки», «Кораблик» (пер. с англ. С. Маршака); «Мы пошли по ельнику» (пер. со швед. И. Токмаковой); «Что я видел», «Трое гуляк» (пер. с франц. Н. Гернет, С. Гиппиус); «Ой, зачем ты, жаворонок …» (укр., обр. Г. Литвака); «Улитка» (молд., обр. И. Токмаковой).

Сказки. «Кот в сапогах» из сказок Ш. Перро (перевод с франц. Т. Габбе); «Айога» (перевод с нанайск, обр. Д. Нагишкина); «Каждый свое получил» (перевод с эстонск., обр. М. Булатова); «Голубая птица» (перевод с туркм., обр. А. Александровой и М. Туберовского); «Беляночка и Розочка» (перевод с нем. Л. Кон); «Самый красивый наряд на свете» (перевод с япон. В. Марковой).

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Блок «На лугу»; М. Волошин «Осенью»; Ю. Владимиров «Оркестр»; С. Городецкий «Первый снег», «Весенняя песенка»; С. Есенин «Пороша»; В. Жуковский «Жаворонок» (в сокр.); Н. Заболоцкий «На реке»; М. Лермонтов «Горные вершины» (из Гете); А. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя …» (из романа «Евгений Онегин»), «Птичка»; Г. Сапгир «Считалки, скороговорки»; П. Соловьева «День и ночь»; Ф. Тютчев «Весенние воды»; Э. Успенский «Страшная история», «Память»; А. Фет «Уж верба вся душистая» (отрывок).

Проза.С. Алексеев «Первый ночной таран»; Е. Воробьев «Обрывок провода»; М. Зощенко «Великие путешественники»; Ю. Коваль «Русачок-травник», «Стожок»; К. Коровин «Белка» (в сокр.); А. Куприн «Слон»; Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась»; С. Романовский «На танцах»; Н. Телешов «Уха» ( в сокр.).

Литературные сказки. В. Даль «Старик-годовик»; В. Драгунский «Лекарство от послушности»; П. Ершов «Конек-Горбунок»; Г. Паустовский «Теплый хлеб»; А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; А Ремизов «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»; Г Скребицкий «Всяк по-своему»; И. Соколов-Микитов «Соль земли»; К. Ушинский «Слепая лошадь».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Л. Станчев «Осенняя гамма» (перевод с болг. И. Токмаковой); Б. Брехт «зимний разговор через форточку» (перевод с нем. К. Орешина); Э. Лир «Лимерики» («Жил-был старичок из Гонконга …», «Жил-был старичок из винчестера …», «Жила на горе старушонка …», «Один старикашка с косою …», перевод с англ. Г. Кружкова)

Литературные сказки. Х.-К. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок» (перевод с дат. А. Ганзен); Ф. Зальтен «Бемби» (перевод с нем. Ю. Нагибина); А. Линдгрен «Принцесса, не желающая играть в куклы» (перевод с швед. Е. Соловьевой); С. Топелиус «Три ржаных колоска» (перевод со швед. А. Любарской).

Для заучивания наизусть

Я. Аким  «Апрель»; Е. Благинина «Шинель»; П. Воронько «Лучше нет родного края» (перевод с укр. С. Маршака); Н. Гернет и Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»; С. Есенин «Береза»;  С. Маршак  «Тает месяц молодой …»; Э. Мошковская  «Добежали до вчера»; В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка …»; А. Пушкин  «Уж небо осенью дышало …» (из романа «Евгений Онегин»); Н. Рубцов «Про зайца»; И. Суриков  «Зима»; П. Соловьева  «Подснежник»; Ф. Тютчев  «Зима недаром злится».

Для чтения в лицах

К. Аксаков «Лизочек»; А. Фройденберг А. «Великан и мыши» (перевод с нем. Ю. Коринца); Д. Самойлов «У слоненка день рождения» (отрывок); Л. Левин  «Сундук»; С. Маршак  «Кошкин дом» (отрывки).

Дополнительная литература

Сказки. «Белая уточка», рус., из сборника сказок А. Афанасьева; «Мальчик с пальчик», из сказок Ш. перо. Пер. с франц. Б. Дехтерева.

Поэзия. «Вот пришло и лето красное …», русск. нар. песенка; Н. Некрасов «Перед дождем» (в сокр.); А. Пушкин «За весной, красой природы …» (из поэмы «Цыганы»); А. Фет «Что за вечер …» (в сокр.); С. Черный «Перед сном», «Волшебник»; Э. Мошковская «Хитрые старушки», «Какие бывают подарки»; В. Берестов «Дракон»; Л. Фадеева «Зеркало в витрине»; И. Токмакова «Мне грустно»; Д. Хармс «Веселый старичок», «Иван Торопышкин»; М. Валек «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа.

Проза.  Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»; А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»; М. Пришвин «Курица на столбах»; Ю. Коваль «Выстрел».

Литературные сказки.  А. Усачев «Про умную собачку Соню» (главы); Б. Поттер «сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой; М. Эме «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.

Приложение 4.

Примерный список литературы для чтения детям перед сном

№ п/п

Тема недели

Список литературы

1.

«Детский сад наш так хорош»

Чтение рассказов Н. Носова «Живая шляпа», «Фантазеры», «Заплатка», «Затейники», «На горке», «Про репку», «Мишкина каша», «Огурцы», «Замазка», «Карасик».

2.

«Скоро в школу»

Чтение рассказов В. Драгунского «Лекарство от послушности», «Заколдованная буква», «Сверху вниз, наискосок», «Друг детства», «Светлячок», «Поют колеса тра-та-та», «Девочка на шаре», «Куриный бульон», «Удивительный день»

3.

«Золотая осень»

К. Ушинский «Четыре желания».

В. Бианки «Синичкин календарь» (Сентябрь).

И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Н. Сладков «Осень на пороге».

Г. Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся».

Слушание аудиокниги: В. Зотов «Лесная азбука».

4.

«Дары осени»

В. Сутеев «Чей это гриб?».

Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка».

«Вершки и корешки», русская народная сказка в обработке К. Ушинского.

В. Катаев «Грибы».

«Война грибов с ягодами», русская народная сказка.

5.

«Хлеб всему голова»

К. Паустовский «Теплый хлеб» (подготовительное чтение для занятия по произведению).

 «Колосок», украинская народная сказка.

М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

А. Ремизов «Хлебный голос», Я. Тайц «Все здесь».

Н. Телешов «Крупенечка».

М. Глинская «Хлеб».

6.

«Моя семья»

«Гуси-лебеди», русская народная сказка.

 «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка.

«Белая уточка», русская народная сказка.

«Хроменькая уточка», украинская народная сказка.

7.

«Мой город. Моя страна»

 «Чудесная рубашка», русская народная сказка.

 «Волшебное кольцо», русская народная сказка

 «Финист – Ясный сокол», русская народная сказка

 «Иван-царевич и серый волк», русская народная сказка

«По щучьему велению», русская народная сказка.

«Сивка-бурка», русская народная сказка.

8.

«Моя планета»

«Айога», нанайская сказка, обработка Д. Нагишкина.

 «Желтый аист», китайская сказка, перевод и обработка Ф. Ярилина и Л. Позднеевой.

«Вишенка», венгерская народная сказка.

«Легкий хлеб», белорусская народная сказка.

«Самый красивый наряд на свете», японская сказка, обработка В. Марковой.

9.

«Домашние животные»

К. Ушинский «Слепая лошадь».

К. Паустовский «Ребята и утята».

К. Паустовский «Кот-ворюга».

10.

«День народного единства»

«По страницам толстой книги» - А. Винокуров «Разоблачение Черного Пса», историческая сказка из серии «Пешком в историю. Древний Новгород».

11.

«Домашние птицы»

К. Паустовский «Курица на столбах».

Г. Х. Андерсен « Гадкий утенок».

12.

«Животные нашего леса»

Чтение рассказов Е. Чарушина «Медвежата», «Лисенок», «Зайчата», «Друзья», «Мишка», «Болтливая сорока»,  «Тетерев и петух», «Кот Епифан».

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

13.

«Птицы нашего края. Зимующие птицы»

Чтение рассказов В. Бианки.

14.

«Что из чего и для чего (инструменты и материалы»

«По страницам толстой книги»: А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино».

15.

«Зима»

П. Бажов «Серебряное копытце».

Г.Х. Андерсен «Снежная королева».

16.

17.

«Новый год спешит в наш дом. Народная культура и традиции»

«По страницам толстой книги»:

Эрнст Теодор Амадей Гофман «Щелкунчик».

18.

«Святки. Народная культура и традиции».

Чтение сказок Д. Мамина-Сибиряка из сборника «Аленушкины сказки».

Слушание аудиокниги: В. Зотов «Лесная азбука».

19.

«Животный мир полярных районов Земли»

Чтение рассказов Г.Я. Снегирева «Песцовая земля», «Хитрый бурундук», «В разных краях», «Чайка».

Чтение рассказов Н. Сладкова из сборника «Разноцветная планета».

20.

«Животный мир жарких стран»

Чтение рассказов С. Сахарнова «Кто в море живет», «Самый лучший пароход», «Как краб кита из беды выручил», «Кто живет в бескрайнем океане».

А. Куприн «Слон».

Л. Толстой «Прыжок».

21.

«Мой друг светофор»

«Транспорт»

«Путешествие по страницам толстой книги» » - Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».

22.

«Мебель»

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».

В. Осеева «Волшебное слово».

В. Катаев «Цветик-семицветик».

А. Барто Стихи из цикла «Вовка – добрая душа»

Е. Пермяк « Смородинка», «Торопливый ножик».

23.

«Все профессии нужны – все профессии важны»

С. Михалков «Дядя Степа – милиционер».

Б. Житков «На льдине».

 В. Маяковский «Эта книжечка моя  про моря и про маяк», «Кем быть».

С. Маршак «Почта».

24.

«Наши защитники»

Л. Кассиль « Твои защитники».

 З. Александрова  «Дозор».

С. Баруздин  Рассказы из книги «Шел по улице солдат».

25.

«Женский день 8 Марта»

Г. Паустовский «Растрепанный воробей».

С. Михалков «А что у вас».

26.

Мониторинг

«По страницам толстой книги» - Ф. Зальтен «Бемби» (перевод с нем. Ю. Нагибина).

27.

«Полюбуйся, весна наступает»

Слушание аудиокниги: В. Зотов «Лесная азбука».

28.

«Вода. Круговорот воды в природе»

И. Акимушкин «Батискаф».

Слушание аудиокниги: В. Зотов «Лесная азбука».

29.

«Перелётные птицы»

В. Бианки «Лесные домишки».

В. Бианки «Подкидыш».

Г. Скребицкий «Хитрая птица».

В. Астафьев «Стрижонок Скрип».

В. Бианки «Плавунчик».

30.

«Путешествие в мир книги»

Р. Киплинг «Как было написано первое письмо».

Е. Перехвальская «Откуда азбука пошла».

31.

«Путешествие в космос»

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке».

32.

«Деревья и кустарники»

33.

«Цветы и травы»

Слушание аудиокниги: В. Зотов «Лесная азбука».

34.

«День Победы»

Б. Алмазов «Горбушка».

Е. Воробьев «Обрывок провода».

А. Митяев «Мешок овсянки».

Н. Богданов «Лайка – не пустолайка».

35.

«Насекомые»

Б . Заходер « Серая звездочка».

Л. Чарская «Чудесная звездочка», «Подарок феи».

С. Аксаков «Аленький цветочек».

36.

«Рыбы»

Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Русалочка».

37.

«До свиданья, детский сад!»

М. Зощенко « Показательный ребенок», «Самое главное».

З. Александрова «В школу».

Л. Воронкова «Подружки идут в школу» (главы из книги «Солнечный денек»).

И. Токмакова «Аля Кляксич и буква А», «Может, нуль не виноват?»

Приложение 5.

Примерный список литературы для чтения детям дома

  1. Александрова Т. Домовенок Кузя.
  2. Андерсен Г.-Х. Сказки.
  3. Бажов П. Серебряное копытце.
  4. Бианки В. Синичкин календарь. Сказки-несказки. Лесные были и небылицы.
  5. Братья Гримм. Сказки.
  6. Дронова Т. Дошкольникам об искусстве.
  7. Житков Б. Рассказы о животных.
  8. Заходер Б. Медведи на обеде. Кто скачет, кто плачет, и др.
  9. Козлов С. Правда, мы будем всегда?
  10. Линдгрен А. Малыш и Карлсон. Пеппи – Длинный чулок.
  11. Мамин-Сибиряк Д. Аленушкины сказки.
  12. Маршак С. Про все на свете (азбука в стихах и картинках). Веселый счет. Круглый год. Загадки. Багаж. Вот какой рассеянный. Веселые чижи. Цирк. Дом, который построил Джек. Сказка о глупом мышонке. Сказка об умном мышонке.
  13. Милн А. Винни-Пух и все-все-все.
  14. Михалков С. Дядя Степа.
  15. Мориц Ю. Стихи.
  16. Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей.
  17. Остер Г. Тридцать восемь попугаев.
  18. Пермяк Е. Сказки из книги «Дедушкина копилка».
  19. Перро Ш. Золушка. Кот в сапогах. Красная шапочка  и другие сказки.
  20. Пушкин А. Сказки.
  21. Русские народные сказки. (Царевна-лягушка, Морозко, Иван-царевич и серый волк и др.)
  22. Родари Д. Сказки.
  23. Сапгир Г. Стихи.
  24. Сладков Н. Рассказы о природе.
  25. Токмакова И. Крокодилы. Невпопад. Скороговорки. Страшный зверь. Лягушки.
  26. Успенский Э. Дядя Федор, пес и кот. Крокодил гена и его друзья. Чебурашка. Стихи.
  27. Чарушин Е. Друзья. Мишка. Болтливая сорока. Тетерев и петух. Медвежата. Кот Епифан. и другие рассказы.
  28. Чуковский К. Айболит. Бармалей. Тараканище. Краденое солнце. Федорино горе. Загадки. Песенки из английского фольклора в переводе К. Чуковского (Храбрецы. Барабек).
  29. Хармс Д. Стихи для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группы по теме "Книга-величайшее из чудес, созданное человеком" (М. Горький)

  ЦЕЛЬ: Показать значение книги в человеческой жизни. Развивать интерес к чтению художественной литературы, книгам. Закрепить правила сохранения зрения при чтении....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ в подготовительной к школе группе по тем

Цель. Ввести в круг чтения детей произведения современной детской литературы; представить современный детский журнал; расширить знания детей об окружающем мире. Продолжать развивать у детей эмоциональ...

"Чтение художественной литературы в подготовительной к школе группы"

Презентация отражажает принцип подбора художественныж произведений для дальнейшего планирования работы с детьми  в частности при составлении рабочих программ на учебный год....

Интегрированное занятие по обучению грамоте с элементами ознакомления с художественной литературой в подготовительной к школе группе

конспект  интегрированного занятия  по обучению грамоте с элементами ознакомления с художественной литературой в подготовительной к школе группе на тему: "Помошники для золушки"...

Рабочая программа по художественной литературе в подготовительной к школе логопедической группе по лексическим темам.

Примерная рабочая программа по ознакомлению детей подготовительной к школе логопедической группы с художественной литературой по лексическим темам....

Конспект НОД по развитию речи и чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе № 4 на тему: «Путешествие по миру литературы»

Данный конспект поможет педагогам выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области "Речевому развитию" (Чтение художественной литературы) на конец учебного года.Так...