праздник правильной речи "Сказка старинная - не короткая, не длинная..."
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Нехожина Елена Вячеславовна

данный праздник был проведен в конце учебного года в подготовительной к школе группе. Материал опирается на составленную к данномк празднику презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_starinnaya_-_ne_korotkaya_ne_dlinnaya.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник правильной речи

«Сказка старинная, не короткая, не длинная...»

Цель:  Вызвать у детей устойчивый интерес к театрализованной деятельности  как одному из способов становления и развития игровых навыков.

Обогащение содержания театрализованной деятельности; развитие эмоционального отношения и интереса к героям сказки.

Развитие интереса к созданию игровой предметной среды.

Задачи:

- Закрепить в памяти детей сказки, учить узнавать их по названиям, цитатам, знать краткое содержание и главных героев.

- Совершенствовать диалогическую речь: учить, активно участвовать в беседе по литературным произведениям.

- Продолжать учить детей играть в подгруппе, выбирать ведущего, распределять роли.

- Овладевать игровыми способами организации режиссерской игры (разыгрывание готового сюжета).

- Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Оформление зала: зал убран в русском народном стиле; иллюстрации сказок «Теремок», «Репка», «Колобок», выставка книг.

Оборудование:

- мультимедиапроектор;

- ноутбук;

- фотопрезентация: слайды героев сказок - коза из сказки «Волк и семеро козлят», Маша из сказки «Маша и медведь», лиса из сказки «Кот, петух и лиса», курочка из сказки «Курочка ряба», «Коза дереза»; слайды артикуляционной гимнастики.

Материал:

- корзинка с игрушками: лиса, петушок; и карточками с названием сказок;

- шапочки с масками животных и птиц: петушок, курица, цыпленок, свинья;

- сундук со сказочными предметами;

- ширма-домик доктора Айболита;

- массажные дорожки разной длины.

Предварительная работа. В течение года рассказывание детям сказок, беседы по их содержанию, рассматривание иллюстраций к ним, организация поэтапной работы по формированию режиссерской игры дошкольников.

Ход НОД.

Дети входят в группу под русскую народную мелодию.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас много гостей, давайте с ними поздороваемся.

- Посмотрите, пожалуйста, вокруг, чем сегодня отличается наша группа от обычного дня?

Дети: сегодня в группе много книг.

Воспитатель: Совершенно верно!

Давайте знакомые книжки откроем

И снова пойдем от страницы к странице:

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, сильней подружиться.

- Сейчас я вас приглашаю совершить путешествие в волшебный мир книг, для этого я предлагаю посетить тетушку Сказительницу, которая знает все в мире сказки. Пойдем? Тогда в путь!!!

Дети с воспитателем отправляются к сказительнице.

Сказительница. Здравствуйте, гости дорогие! Как я рада вас видеть!

- Зачем пожаловали к тётушке Сказительнице?

- Ребята, а вы любите сказки? (Любим).

- Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? (разные ответы детей).

- Правильно, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда!), зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро, в ответ рождает добро. Человек должен расплачиваться за свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделают жизнь счастливой.

Дети: Мы хотим поиграть в сказки.

Сказительница: Вы хотите поиграть в сказки? А вы любите мои сказки?

Дети: Да, любим.

Сказительница: А какие виды русских народных сказок вы знаете?

Дети: Волшебные сказки, сказки про животных, бытовые сказки (про разные предметы).

Сказительница: Молодцы, ребята. Но чтобы сказки открыли вам свои двери и вы могли в них поиграть, вы должны их очень хорошо знать. И сейчас я проверю, как вы знаете русские народные сказки.

- Если вы правильно отгадаете и назовете название сказки, то ее герои появятся на экране.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, зайца, не хитро уйти. («Колобок») Слайд № 2

     Козлятушки, ребятушки,

     Отомкнитеся, отопритеся!

     Ваша мать пришла.

     Молочка принесла. («Волк и семеро Козлят») Слайд № 3

Несет меня лиса,

За темные леса,

 За высокие горы.

Котик – братик,  выручи меня! («Кот, петух и лиса») Слайд № 4

     Топу, топу, ногами,

     Заколю тебя рогами,

     Ножками затопчу,

     Хвостиком замету. (« Коза-дереза») Слайд № 5

Сяду на пенек,

Съем пирожок. («Маша и медведь») Слайд № 6

     Битый небитого везет,

     Битый небитого везет. («Лисичка - сестричка и серый волк»). Слайд № 7

Пусти меня заюшка,

Хоть на дворик к себе!

Нет, лиска, не пущу:

Зачем дразнилась? («Заюшкина избушка») Слайд № 8

Сказительница: Забывчива, я стала, записала как-то названия сказок в свой блокнот, да чувствую, где-то ошиблась. Исправьте ошибки в названиях сказок, пожалуйста.

 «Петушок и гороховое зернышко», Слайд № 9

«Лисичка  с палочкой»,                      Слайд № 10

«Коза-стрекоза»,                               Слайд № 11

«Волк и семеро поросят»,                 Слайд № 12

«Заюшкина ватрушка»,                     Слайд № 13

«У страха уши велики»                       Слайд № 14

(Дети исправляют названия сказок).

Сказительница: В моем волшебном лукошке живут сказки, их очень  много у меня. Однажды я уронила лукошко, и все названия разбились на буквы, перепутались и перемешались. Помогите мне, пожалуйста, восстановить названия. А помогут вам составить правильное название - цифры. Если вы правильно составите числовой ряд, то сможете составить и прочитать название книги. Садитесь за столы и каждой паре я раздам конверты. (дети выполняют задание, звучит тихая музыка, проверяют в парах выполнение задания).

Сказки: ЗО-ЛУ-ШКА, ДЮЙ-МО-ВО-ЧКА, ТЕ-ЛЕ-ФОН, МОЙ-ДО-ДЫР, ТА-РА-КА-НИ-ЩЕ, ПУ-ТА-НИ-ЦА, КОШ-КИН ДОМ

Сказительница: вы большие молодцы. Как вы думаете, все эти сказки какие – народные или авторские? (Авторские) Совершенно верно, у каждой этой сказки есть автор. Предлагаю вам подумать и назвать автора собранной вами сказки

Золушка – Шарль Перро, Дюймовочка – Андерсен; Телефон, Мойдодыр, Тараканище, Путанница –Чуковский; Кошкин дом – Маршак.

- Ребята, про сказки русский народ составил много пословиц и поговорок. Как вы понимаете смысл пословицы «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

Дети: Каждая сказка учит нас чему-то хорошему, верности, добру, честности, щедрости, взаимопомощи, трудолюбию.

Сказительница: Ой, в моем лукошке кто-то шевелится. Кто это? ( Лиса).

Лиса - самая знаменита героиня сказок. Скажите, какая по характеру лиса в сказках?

Дети: Злая, хитрая, обманщица, плутовка.

Сказительница: Назовите сказки, в которых встречается лиса?

Дети: «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк».

Сказительница: А это кто к нам пожаловал?

Дети: Петушок-золотой гребешок.

Сказительница: В каких сказках он живёт?

Дети: «Коза-дереза», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса».

Сказительница: Что о нём можно сказать,  какой характер у Пети-петушка?

Дети: В разных сказках он разный: смелый, доверчивый, заботливый, непослушный.

Сказительница: Петя приглашает вас поиграть в игру: «Сон казака».

Из играющих выбирается «Казак» который становится в середину круга. «Казак закрывает глаза». Дети двигаются по кругу со словами:

Кто с утра чертей гоняет,

Песни звонкие спивает

Спать мешает казаку

И кричит «Ку-ка-ре-ку»?

Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удаётся, - забирает кричащего в середину круга.

Все коровы во дворе

Размычались на заре.

Не понятно никому,

Почему «Му-му-му-му»?

     Вот казак заснул опять,

     Но недолго ему спать.

     Утка уточек не зря

     Учит крякать «Кря-кря-кря».

Надоело казаку

«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку»

Я не лягу больше спать,

Вас я буду догонять!

По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротики», а «казак» догоняет тех детей, которых он забирал в круг.

Сказительница: Молодцы, ребята. Вижу я, что хорошо вы знаете русские народные сказки, петь и плясать умеете. (Звучит русская народная мелодия).

Начинаются наши сказки,

Заплетаются наши сказки,

На море-океане,

На острове Буяне.

Сказки старинные,

Не короткие, не длинные:

Про кошку, про ложку,

Про лису и про быка,

Про кривого петуха…

Про гусей-лебедей,

Про смышлёных зверей…

Это присказка, а сказка?

Сказка дальше пойдет.

Звучит музыка (детям одевают шапочки-маски сказочных героев)

Сказительница: Жил на свете петушок, 

                           Петя – Красный Гребешок. 

                           Петя по двору шагал, 

                           Громко песни распевал. 

Петух: Утром солнышко встает, 

             Всех на улицу зовет. 

             Выхожу из дома я. 

             Здравствуй, улица моя! Ку­ка­ре­ку!  Сказительница: Он со своею жил подружкой – 

                            С мудрой курицей Пеструшкой. 

Курица: Я пою, и в вышине 

              Подпевают птицы мне. 

              Курочка я хоть куда. 

              Куд­ку­дах­тах, господа!

Сказительница: Ну, и был у них цыпленок – 

                              Очень умненький ребенок.  Цыпленок: Солнце встало над стьяной. 

                   Я тепель уже большой. 

                   Гьёмко я кьичать могу: 

                   Кукае­кукаеку! 

Сказительница: Цыпленка услыхала спросонья 

                            Его соседка – свинья Хавронья. 

                            Хавронья молвит Петушку: 

Хавронья: Ты картавишь, я гляжу. 

Цыпленок: Нет, я пьявильно могу 

Хавронья: Без работы не сиди, 

                  К доктору скорей иди. 

Сказительница: Друзей в беде нельзя бросать, 

                            Нам друга надо поддержать. 

- Что это? (Дорожка.)

- Какая эта дорожка? (Длинная)

- А эта? (короткая.)

- Ну тогда отправляемся в путь! Эта дорожка приведет нас к доктору

По дорожке мы идем,

  Ни куда мы не свернем,

    В лесной садик попадем!

(Ходьба по массажным дорожкам.)

Сказительница: Наконец­то мы пришли, 

                            Домик доктора нашли. 

Из домика выходит доктор Айболит

Сказительница:  К доктору цыпленок входит,         

                              Но...слов подходящих не находит: 

Цыпленок: Я тут это... как его... 

                   Ну и в общем... и того... 

Доктор Айболит: Ах, бедняжка, что случилось? 

                               Почему так получилось? 

                               Чем, скажи, обеспокоен? 

                               Видно, ты серьезно болен? 

Цыпленок: Мой дедушка все вьемя говоит, что я плохо язговаиваю потому, что у меня во йту «каша», а у меня во йту никакой каши нет (открывает рот). Вот!

Хавронья: Мой друг картавит и страдает, 

                  Как кукарекать он не знает. 

                  Перестал совсем смеяться, 

                  Прыгать, бегать, кувыркаться. 

Цыпленок: Как обидно мне, как плохо! 

Доктор Айболит Ты, цыпленок, здесь не охай. 

                              Тот потом повеселится, 

                              Кто сможет с честью потрудиться!     

                              Вы друзья мои, скажите, 

           Да всю правду доложите. 

           Цыпленок картавит сильно: 

           Какая может быть причина? 

           Может, подскажешь ты нам, петушок?  Петушок: Ленивый, наверно, его язычок! 

Доктор Айболит: Что ж, тогда без промедленья 

                               Выполняем с язычком упражненья. 

                               А упражнения друзья

                               На экране у меня!

Слайд 15

Игровое упражнение «Заборчик»

Зубы ровно мы смыкаем,
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.

Слайд 16

Игровое упражнение «Качелька» 

На качелях я качаюсь 

Вверх­вниз, вверх­вниз,

Я до крыши поднимаюсь, 

А потом спускаюсь вниз! 

Слайд 17

Игровое упражнение «Горка»

Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго.
Кончик в зубы упирается,
Бока к верху устремляются.

Слайд 18

Игровое упражнение «Вкусное варенье» 

Ох, и вкусное варенье! 

Жаль, осталось на губе. 

Язычок я подниму 

И остатки оближу.    

Слайд 19

Игровое упражнение «Лошадка»

Я ­ лошадка рыжий бок! 

Цок­цок­цок­цок. 

Я копытцем постучу, 

Если надо – прокачу!   

Доктор Айболит: Ну, что же, подковали мы язычок достаточно.  Давайте посмотрим, чему научился наш Цыпленок! 

Хороводная игра "Петушок­петушок"

Петушок, Петушок, 

Золотой гребешок, 

Ты подай голосок 

Вон за тот за лесок.

Вон за ту за реку 

Крикни: Кукареку! 

Цыпленок: КУ­КА­РРРРЕ­КУ! 

Доктор Айболит: Вот так помощь друзей и старание Цыпленка научили его правильно, красиво кукарекать! Ну а мне пора идти спасать других животных.

Доктор Айболит уходит

Сказительница: Тут и сказке конец, тот, кто слушал – молодец!!!

Ребята, как вы думаете, какую сказку мы сегодня показали нашим гостям?

(авторскую)

- Как вы думаете, чем сказка отличается от рассказа?

(В рассказе все действия происходят на самом деле, по настоящему, а в сказке могут быть разные приключения, и даже растения и животные могут разговаривать).

                            Молодцы, ребята! 

                            Весело играли, верно отвечали. 

                            Всем спасибо за внимание, 

                            За задор и звонкий смех, 

                            Вот настал момент прощания, 

                            Будет краткой наша речь; 

                            Говорим мы: «До свидания, до счастливых новых встреч!» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАЗДНИК ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ «СКАЗКА СТАРИННАЯ, НЕ КОРОТКАЯ, НЕ ДЛИННАЯ…»

Праздник Правильной речи - одна из форм проведения итогового занятия. Возможность подвести итоги коррекционно - развивающей работы в непринужденной праздничной атмосфере. В качестве гостей приглашаютс...

Конспект ООД по речевому развитию «Короткие и длинные слова»

Конспект ООД по речевому развитию«Короткие и длинные слова»...

"Короткие и длинные слова" (средняя группа)

quot;Короткие и длинные слова" (средняя группа)...

Мастер-класс по обучению детей старшего дошкольного возраста прыжкам на короткой и длинной скакалке

Мастер-класс включает в себя вопросы правильного выбора скакалки, медицинские противопоказания к прыжкам на скакалке, методику обучения и типичные ошибки выполнения прыжков.  Первичная диагностик...

Конспект занятия по преодолению заикания. "Самостоятельные ответы на вопросы короткими и длинными фразами. Времена года"

Цель: Отработать навыки правильного дыхания.Активизировать работу речевых мышц.Упражнять в координации  слова с движением.Развивать чувства ритма.Обучать приемам  мышечной релаксации.Закрепл...

Презентация "Высокий-низкий, короткий-широкий, длинный-короткий"

Презентация "Высокий-низкий, короткий-широкий, длинный-короткий"...

Конспект НОД по грамоте на тему "Короткие и длинные слова"

Конспект НОД по грамоте на тему "Короткие и длинные слова"Цель: Совершенствование фонематического слуха, обеспечение развития звуковой стороны речи детей, создание условий для овладени...