Конспект занятия по преодолению заикания. "Самостоятельные ответы на вопросы короткими и длинными фразами. Времена года"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Тихомирова Наталья Владимировна

Цель:

  • Отработать навыки правильного дыхания.
  • Активизировать работу речевых мышц.
  • Упражнять в координации  слова с движением.
  • Развивать чувства ритма.
  • Обучать приемам  мышечной релаксации.
  • Закреплять навыки плавной речи при ответах на вопросы.
  • Провести лексико-грамматическую работу  по теме «Времена года».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_28.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Занятие № 28

Тема: Самостоятельные ответы на вопросы короткими и длинными  

             фразами.  «Времена года».

Цель:

  • Отработать навыки правильного дыхания.
  • Активизировать работу речевых мышц.
  • Упражнять в координации  слова с движением.
  • Развивать чувства ритма.
  • Обучать приемам  мышечной релаксации.
  • Закреплять навыки плавной речи при ответах на вопросы.
  • Провести лексико-грамматическую работу  по теме «Времена года».

                                        Ход занятия.

1.Организационный  момент.

- Посмотри, у нас сегодня много гостей. Они хотят с тобой познакомиться. Будешь отвечать на вопросы короткими фразами.

(Вопросы гостей):

- Как тебя зовут?

- Сколько тебе лет?

- В каком классе учишься?

- Как зовут твою учительницу?

2.Сообщение темы занятия.

- Что делали гости? ( Задавали вопросы)

- Что делал ты? ( Отвечал на вопросы)

- Сформулируй тему нашего занятия, чем мы будем на нем заниматься? ( Учиться задавать вопросы и отвечать на них).

- А чему будут посвящены наши вопросы и ответы на них, ты узнаешь, если  послушаешь  сказку-загадку.

3. ОСНОВНАЯ   ЧАСТЬ.

                                           СКАЗКА

                                 СТАРИК-ГОДОВИК

    Вышел Старик-годовик, стал махать  рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул Старик-годовик  первый раз, и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошел снег.

    Махнул Старик-годовик второй раз и полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились цветы.

    Махнул Старик- годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно.

    Махнул Старик- годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь.

- Сколько раз махнул рукавом Старик-годовик?

- Сколько птиц вылетало из рукава Старика-годовика каждый раз?

- Что это за птицы?

- Какой теме будут посвящены наши вопросы? (временам года)

ЗАГАДКА.  

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.      

                                                                                          (Дерево)

Жизнь деревьев тоже меняется с наступлением разных времен года.

Итак, начинаем путешествие.

На маршрутном листе будешь отмечать месяцы разными  цветами.

Послушай стихотворение:

… Мы  картиночки покажем

И про каждую расскажем:

Белый ковер, мороз, снегопад,

Санки, лыжи, коньки, снегокат,

Горка, каток, сугробы, снежки,

Елка, Снегурочка, снеговики,

Валенки, шуба, штаны, рукавицы,

Дятел, сова, ворона, синица.

Быстро темнеет, снежинки порхают,

Ну и когда же все это бывает.

                              (Зимой)

( ученик отмечает зимние месяцы синим карандашом)

- Давай подойдем к нашему  волшебному дереву. Посмотри, сколько много слов  убежало из нашего стихотворения и поселилось на дереве.

Найди для каждого убежавшего слова графическую схему.

 (Снеговик, валенки, горка, санки, лыжи, коньки, снежинки, снег)

- Зимой все вокруг  покрыто белым снегом. Давай поиграем с этим словом . ( игра с мячом).

Игра «Доскажи словечко».

Ученик добавляет слова, связанные со словом снег.

… Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю  (снег)

С неба все скользят пушинки –

Серебристые (снежинки).

На поселки,  на лужок

Все снижается (снежок).

Вот веселье для ребят –

Все  сильнее   (снегопад)

Все  бегут вперегонки,

Все хотят играть  (в снежки).

Игра  в снежки

- А ты хочешь поиграть со мной в снежки? Тогда давай поиграем.

 Я буду задавать  вопросы по признакам разных времен года, а ты выбирай только те, которые бывают зимой, говори «Да». Если этого зимой не бывает, говори «Нет», если ошибешься, отдаешь мне снежок.

- Деревья стоят голые?

- Часто идет дождь?

- Листья желтеют?

- Реки и лужи покрыты льдом?

- Зеленеет трава?

- Солнце светит редко?

- Люди собирают урожай?

- Земля покрыта снегом?

- Летают бабочки и жуки?

- Дети катаются на санках?

- Поиграли в снежки, замерзли. А можно заболеть от зимних забав? Что делают люди, когда болеют? ( Кашляют)

УПРАЖНЕНИЕ.  «Выкашливание гласных  - Э  -А   -О   -У»

        Чтобы  не заболеть,  мы должны с тобой погреться.

ИГРА  «Погреемся»

… Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки.

Ножками потопаем,

И себя похлопаем.

УПРАЖНЕНИЕ «Логическое ударение». Выделение главного по смыслу  слова во фразе.

- Повышай голос на выделенных словах. Будешь переносить логическое  ударение с одного слова на другое. В каждой фразе делай ударение только на одном слове и каждый раз на новом. В каждой фразе будет меняться интонация.

        ЗИМОЙ   идет пушистый снег?

        Зимой ИДЕТ пушистый снег?

        Зимой идет ПУШИСТЫЙ снег?

        Зимой идет пушистый СНЕГ?

УПРАЖНЕНИЕ          «Буря».

        - В конце зимы снег начинает таять. На крышах домов появляются сосульки. Представим, что сосулька висит. Поднять руки вверх, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело.

УПРАЖНЕНИЕ  «Сосулька»

        У нас под крышей белый гвоздь висит,

        Солнце взойдет и гвоздь упадет.

            ( опустить руки, расслабляя их)

        Мы картиночки покажем

        И про каждую расскажем:

        Солнышко, сосульки, почки,

        Одуванчики, листочки,

        Капли, лужи, ручейки,

        Мухи, бабочки, жуки.

        Птицы с юга прилетают,

        Ну, когда это бывает?

                            ( весной)

Отметить весенние месяцы зеленым карандашом.

- Давай походим с тобой по весенним лужам. На каждую строчку – 4 шага ( 16 луж)

… Я по лужицам шагаю,

В лужу ножкой попадаю,

Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп,

Принесла вода потоп.

Игра с мячом. Возьмем на другой стороне мяч. Говорим считалку и ударяем  мячом об пол. (на каждую строчку – 4 удара)

… Вот идет, идет весна,

Быстроногая она.

По лужайкам: топ-топ,

А по лужам: шлеп-шлеп.

ИГРА   «Без чего не бывает весны»

- Не бывает весны без солнышка, без сосулек, без ручейков, без луж, без одуванчиков, без листочков, без птиц и т.д.

( отвечая на вопросы, ученик кладет ведущую руку на бедро возле колена и делает легкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова, исключая предлоги.)

УПРАЖНЕНИЕ  «Кораблики»

( отработка правильного дыхания)

АНКЕТА

(сбор информации при помощи  вопросов;

по ответам учащийся придумывает вопрос)

  1. 12 месяцев (Сколько месяцев в году?)
  2. Декабрь.  ( С какого месяца начинается зима?)
  3. Февраль. ( Назовите последний месяц зимы)
  4. Март. Апрель, май. ( Назови весенние месяцы)
  5. Подснежники. ( Назовите первые  весенние цветы)

ИГРА  «Прогноз погоды»

( По вопросам ученик составляет прогноз погоды на сегодняшний день, выставляя карточки.)

  1. Солнце светит ярко?
  2. Какое сегодня небо?
  3. Идет дождь?
  4. Идет снег?
  5. Какой ветер?

- В конце весны солнце светит особенно ярко. Потому что…

Мы картиночки  покажем

И про каждую расскажем

Солнце, сарафан, клубничка,

Мухомор, листва, пшеничка.

Дождик, радуга, гроза,

Крот, лягушка, стрекоза,

Розы, васильки, ромашки,

Птицы, комары, букашки…

И когда бывает это?

Ну конечно, дети летом.

(Ученик отмечает летние месяцы красным  карандашом)

Разгадывание кроссворда.

           - Летом солнышко  яркое, теплое, ласковое.

            А наше  солнышко похоже на летнее? (Нет.)

           - Для того, чтобы оно засветило, ты должен ответить на вопросы.

(На лучиках написаны ответы.  Когда ученик отвечает на вопрос, открывается лучик.)

  1. Назови часть лица.
  2. Куда сваливают сено?
  3. Что свисает с крыши весной?
  4. Что вставляют в окно?
  5. У петуха он звонкий.
  6. Золотой у Златовласки.
  7. Что задают кому-либо?
  8. Куда летят космонавты?

( ученик отвечает полными ответами)

Игровое упражнение «Подбери нужные вещи».

- В корзине лежат разные вещи, ученик выбирает только  летние.

(рюкзак, удочка, панама, ведро, очки , мяч)

Игра  «Лишний предмет»

Отправляемся на рыбалку. В бассейне 5 рыбок с карточками.

Задание. Найти лишнее слово и назвать время года.

УПРАЖНЕНИЕ   «Загораем»

… Мы прекрасно загораем,

Выше ноги поднимаем,

Держим, держим, напрягаем,

Загорели!

Опускаем!

Образование относительных прилагательных.

- Летом очень много цветов, они растут на лугу, в поле, в саду, в лесу.

 Как называются цветы, которые  растут на:

-лугу …                          -в поле …

- в поле…                       - в саду …

Ориентировка в пространстве листа

- В нашем классе тоже выросло много цветов. Мы должны найти для каждого цветка клумбу.

Задание.  

Посади ромашку в правый нижний угол.

Посади розу над ромашкой.  И  т.д.

УПРАЖНЕНИЕ  «Цветок завял»

Подбор прилагательных.

- Мы прощаемся с летом  и  говорим о нем ласковые слова.

Лето -  теплое, ласковое, любимое, солнечное, жаркое, долгожданное…

Солнце летом – летнее, яркое, теплое, ласковое, лучистое…

Трава летом – зеленая, сочная, густая, шелковистая, высокая…

Дни летом – длинные, долгие, теплые, жаркие, радостные…

        Мы картиночки покажем

        И про каждую расскажем:

        Ветер, туча, дождь, грибочки,

        Клюква, желтые листочки,

        Шапка, плащ  и листопад,

        Голый лес и голый сад,

        Птицы к югу улетают,

Ну, когда это бывает?

                     (осенью)

( ученик отмечает желтым карандашом  осенние месяцы)

- Посмотри на наше волшебное дерево. На нем  поселилось несколько осенних картин.

Как называется начало осени (ранняя  осень)

середина осени (золотая осень)

            конец осени  (поздняя осень)

ВИКТОРИНА  «Ответь на вопросы»

(употребление  в речи глаголов в разных временных формах)

ВЕТЕР            ЧТО    ДЕЛАЕТ?                                            ДУТЬ

ДОЖДЬ          ЧТО  СДЕЛАЕТ?                                          ЛИТЬ

ЛИСТЬЯ         ЧТО ДЕЛАЛ?                                                ПАДАТЬ

                         ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?    

                                 

Развитие связной речи.

        Составление  связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении .

… Прошло лето и наступила………(осень).

Дни стали ……(короче)

Подул  …….(ветер).

Стало …..(холодно).

Люди одеваются …..(в теплую одежду)

На деревьях ….(желтые листья)

Моросит …(дождь)

Люди собирают…(урожай).

Скоро наступит… (зима).

ИГРА-ЛОТО        «Времена года»

Игра «Собери листки календаря и пронумеруй их»

ФЕВРАЛЬ                                               СЕНТЯБРЬ

ДЕКАБРЬ                                                ИЮНЬ

МАРТ                                                      АВГУСТ

ЯНВАРЬ                                                  ИЮЛЬ

МАЙ                                                        НОЯБРЬ

АПРЕЛЬ                                                  ОКТЯБРЬ

4.ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

- Почему Старик-годовик  махал  рукавом 4 раза?

- Почему вылетало именно 3 птицы?

- Что это за птицы?

        

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема "Мое любимое дерево в разное время года".

Программное содержание:  Совершенствовать умение детей рисовать дерево. Закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе; учить изображать эти изменения в рисунке наиболее в...

Конспект занятия по развитию речи с использованием коллажа для детей 6-7 лет "Времена года.Осень."

Педагог показывает коллаж, на котором изображен Горыныч осенью.П: Внимательно рассмотри картинку и расскажи, что ты видишь.Ребенок рассматривает картинку и по признакам, изображенным на коллаже, долже...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема "Мое любимое дерево в разное время года".

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема "Мое любимое дерево в разное время года"....

Конспект занятия по речевому и художественно-эстетическому развитию для детей 4-5 лет «Времена года в стихах русских поэтов»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 48»             Конспект занятия по речевому и ...

Конспект занятия по преодолению заикания. "Заученные ответы. Зима"

Цель:отработать навыки правильного дыхания;активизировать работу органов артикуляции;разнообразить голосовые модуляции;обучать приёмам мышечной релаксации;закреплять навыки плавной речи при заученных ...

Конспект занятия по преодолению заикания. "Заученные ответы по образцу. Животные Северных и Жарких стран"

Цель: отработать навыки правильного дыхания;активизировать работу органов артикуляции;обучать приёмам мышечной релаксации;закреплять навыки плавной речи при построении развёрнутых ответов на вопросы;р...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы на тему «Времена года»

Цель: Создание условий для закрепления детей об основных признаках всех времен года. Задачи: закрепить представления детей об основных признаках времен года, умение самостоятельно находить их, им...