Конспект занятия по преодолению заикания. "Самостоятельные ответы на вопросы короткими и длинными фразами. Времена года"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Цель:
- Отработать навыки правильного дыхания.
- Активизировать работу речевых мышц.
- Упражнять в координации слова с движением.
- Развивать чувства ритма.
- Обучать приемам мышечной релаксации.
- Закреплять навыки плавной речи при ответах на вопросы.
- Провести лексико-грамматическую работу по теме «Времена года».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_28.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие № 28
Тема: Самостоятельные ответы на вопросы короткими и длинными
фразами. «Времена года».
Цель:
- Отработать навыки правильного дыхания.
- Активизировать работу речевых мышц.
- Упражнять в координации слова с движением.
- Развивать чувства ритма.
- Обучать приемам мышечной релаксации.
- Закреплять навыки плавной речи при ответах на вопросы.
- Провести лексико-грамматическую работу по теме «Времена года».
Ход занятия.
1.Организационный момент.
- Посмотри, у нас сегодня много гостей. Они хотят с тобой познакомиться. Будешь отвечать на вопросы короткими фразами.
(Вопросы гостей):
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- В каком классе учишься?
- Как зовут твою учительницу?
2.Сообщение темы занятия.
- Что делали гости? ( Задавали вопросы)
- Что делал ты? ( Отвечал на вопросы)
- Сформулируй тему нашего занятия, чем мы будем на нем заниматься? ( Учиться задавать вопросы и отвечать на них).
- А чему будут посвящены наши вопросы и ответы на них, ты узнаешь, если послушаешь сказку-загадку.
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
СКАЗКА
СТАРИК-ГОДОВИК
Вышел Старик-годовик, стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул Старик-годовик первый раз, и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошел снег.
Махнул Старик-годовик второй раз и полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились цветы.
Махнул Старик- годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно.
Махнул Старик- годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь.
- Сколько раз махнул рукавом Старик-годовик?
- Сколько птиц вылетало из рукава Старика-годовика каждый раз?
- Что это за птицы?
- Какой теме будут посвящены наши вопросы? (временам года)
ЗАГАДКА.
Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.
(Дерево)
Жизнь деревьев тоже меняется с наступлением разных времен года.
Итак, начинаем путешествие.
На маршрутном листе будешь отмечать месяцы разными цветами.
Послушай стихотворение:
… Мы картиночки покажем
И про каждую расскажем:
Белый ковер, мороз, снегопад,
Санки, лыжи, коньки, снегокат,
Горка, каток, сугробы, снежки,
Елка, Снегурочка, снеговики,
Валенки, шуба, штаны, рукавицы,
Дятел, сова, ворона, синица.
Быстро темнеет, снежинки порхают,
Ну и когда же все это бывает.
(Зимой)
( ученик отмечает зимние месяцы синим карандашом)
- Давай подойдем к нашему волшебному дереву. Посмотри, сколько много слов убежало из нашего стихотворения и поселилось на дереве.
Найди для каждого убежавшего слова графическую схему.
(Снеговик, валенки, горка, санки, лыжи, коньки, снежинки, снег)
- Зимой все вокруг покрыто белым снегом. Давай поиграем с этим словом . ( игра с мячом).
Игра «Доскажи словечко».
Ученик добавляет слова, связанные со словом снег.
… Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю (снег)
С неба все скользят пушинки –
Серебристые (снежинки).
На поселки, на лужок
Все снижается (снежок).
Вот веселье для ребят –
Все сильнее (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть (в снежки).
Игра в снежки
- А ты хочешь поиграть со мной в снежки? Тогда давай поиграем.
Я буду задавать вопросы по признакам разных времен года, а ты выбирай только те, которые бывают зимой, говори «Да». Если этого зимой не бывает, говори «Нет», если ошибешься, отдаешь мне снежок.
- Деревья стоят голые?
- Часто идет дождь?
- Листья желтеют?
- Реки и лужи покрыты льдом?
- Зеленеет трава?
- Солнце светит редко?
- Люди собирают урожай?
- Земля покрыта снегом?
- Летают бабочки и жуки?
- Дети катаются на санках?
- Поиграли в снежки, замерзли. А можно заболеть от зимних забав? Что делают люди, когда болеют? ( Кашляют)
УПРАЖНЕНИЕ. «Выкашливание гласных - Э -А -О -У»
Чтобы не заболеть, мы должны с тобой погреться.
ИГРА «Погреемся»
… Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки.
Ножками потопаем,
И себя похлопаем.
УПРАЖНЕНИЕ «Логическое ударение». Выделение главного по смыслу слова во фразе.
- Повышай голос на выделенных словах. Будешь переносить логическое ударение с одного слова на другое. В каждой фразе делай ударение только на одном слове и каждый раз на новом. В каждой фразе будет меняться интонация.
ЗИМОЙ идет пушистый снег?
Зимой ИДЕТ пушистый снег?
Зимой идет ПУШИСТЫЙ снег?
Зимой идет пушистый СНЕГ?
УПРАЖНЕНИЕ «Буря».
- В конце зимы снег начинает таять. На крышах домов появляются сосульки. Представим, что сосулька висит. Поднять руки вверх, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело.
УПРАЖНЕНИЕ «Сосулька»
У нас под крышей белый гвоздь висит,
Солнце взойдет и гвоздь упадет.
( опустить руки, расслабляя их)
Мы картиночки покажем
И про каждую расскажем:
Солнышко, сосульки, почки,
Одуванчики, листочки,
Капли, лужи, ручейки,
Мухи, бабочки, жуки.
Птицы с юга прилетают,
Ну, когда это бывает?
( весной)
Отметить весенние месяцы зеленым карандашом.
- Давай походим с тобой по весенним лужам. На каждую строчку – 4 шага ( 16 луж)
… Я по лужицам шагаю,
В лужу ножкой попадаю,
Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп,
Принесла вода потоп.
Игра с мячом. Возьмем на другой стороне мяч. Говорим считалку и ударяем мячом об пол. (на каждую строчку – 4 удара)
… Вот идет, идет весна,
Быстроногая она.
По лужайкам: топ-топ,
А по лужам: шлеп-шлеп.
ИГРА «Без чего не бывает весны»
- Не бывает весны без солнышка, без сосулек, без ручейков, без луж, без одуванчиков, без листочков, без птиц и т.д.
( отвечая на вопросы, ученик кладет ведущую руку на бедро возле колена и делает легкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова, исключая предлоги.)
УПРАЖНЕНИЕ «Кораблики»
( отработка правильного дыхания)
АНКЕТА
(сбор информации при помощи вопросов;
по ответам учащийся придумывает вопрос)
- 12 месяцев (Сколько месяцев в году?)
- Декабрь. ( С какого месяца начинается зима?)
- Февраль. ( Назовите последний месяц зимы)
- Март. Апрель, май. ( Назови весенние месяцы)
- Подснежники. ( Назовите первые весенние цветы)
ИГРА «Прогноз погоды»
( По вопросам ученик составляет прогноз погоды на сегодняшний день, выставляя карточки.)
- Солнце светит ярко?
- Какое сегодня небо?
- Идет дождь?
- Идет снег?
- Какой ветер?
- В конце весны солнце светит особенно ярко. Потому что…
Мы картиночки покажем
И про каждую расскажем
Солнце, сарафан, клубничка,
Мухомор, листва, пшеничка.
Дождик, радуга, гроза,
Крот, лягушка, стрекоза,
Розы, васильки, ромашки,
Птицы, комары, букашки…
И когда бывает это?
Ну конечно, дети летом.
(Ученик отмечает летние месяцы красным карандашом)
Разгадывание кроссворда.
- Летом солнышко яркое, теплое, ласковое.
А наше солнышко похоже на летнее? (Нет.)
- Для того, чтобы оно засветило, ты должен ответить на вопросы.
(На лучиках написаны ответы. Когда ученик отвечает на вопрос, открывается лучик.)
- Назови часть лица.
- Куда сваливают сено?
- Что свисает с крыши весной?
- Что вставляют в окно?
- У петуха он звонкий.
- Золотой у Златовласки.
- Что задают кому-либо?
- Куда летят космонавты?
( ученик отвечает полными ответами)
Игровое упражнение «Подбери нужные вещи».
- В корзине лежат разные вещи, ученик выбирает только летние.
(рюкзак, удочка, панама, ведро, очки , мяч)
Игра «Лишний предмет»
Отправляемся на рыбалку. В бассейне 5 рыбок с карточками.
Задание. Найти лишнее слово и назвать время года.
УПРАЖНЕНИЕ «Загораем»
… Мы прекрасно загораем,
Выше ноги поднимаем,
Держим, держим, напрягаем,
Загорели!
Опускаем!
Образование относительных прилагательных.
- Летом очень много цветов, они растут на лугу, в поле, в саду, в лесу.
Как называются цветы, которые растут на:
-лугу … -в поле …
- в поле… - в саду …
Ориентировка в пространстве листа
- В нашем классе тоже выросло много цветов. Мы должны найти для каждого цветка клумбу.
Задание.
Посади ромашку в правый нижний угол.
Посади розу над ромашкой. И т.д.
УПРАЖНЕНИЕ «Цветок завял»
Подбор прилагательных.
- Мы прощаемся с летом и говорим о нем ласковые слова.
Лето - теплое, ласковое, любимое, солнечное, жаркое, долгожданное…
Солнце летом – летнее, яркое, теплое, ласковое, лучистое…
Трава летом – зеленая, сочная, густая, шелковистая, высокая…
Дни летом – длинные, долгие, теплые, жаркие, радостные…
Мы картиночки покажем
И про каждую расскажем:
Ветер, туча, дождь, грибочки,
Клюква, желтые листочки,
Шапка, плащ и листопад,
Голый лес и голый сад,
Птицы к югу улетают,
Ну, когда это бывает?
(осенью)
( ученик отмечает желтым карандашом осенние месяцы)
- Посмотри на наше волшебное дерево. На нем поселилось несколько осенних картин.
Как называется начало осени (ранняя осень)
середина осени (золотая осень)
конец осени (поздняя осень)
ВИКТОРИНА «Ответь на вопросы»
(употребление в речи глаголов в разных временных формах)
ВЕТЕР ЧТО ДЕЛАЕТ? ДУТЬ
ДОЖДЬ ЧТО СДЕЛАЕТ? ЛИТЬ
ЛИСТЬЯ ЧТО ДЕЛАЛ? ПАДАТЬ
ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?
Развитие связной речи.
Составление связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении .
… Прошло лето и наступила………(осень).
Дни стали ……(короче)
Подул …….(ветер).
Стало …..(холодно).
Люди одеваются …..(в теплую одежду)
На деревьях ….(желтые листья)
Моросит …(дождь)
Люди собирают…(урожай).
Скоро наступит… (зима).
ИГРА-ЛОТО «Времена года»
Игра «Собери листки календаря и пронумеруй их»
ФЕВРАЛЬ СЕНТЯБРЬ
ДЕКАБРЬ ИЮНЬ
МАРТ АВГУСТ
ЯНВАРЬ ИЮЛЬ
МАЙ НОЯБРЬ
АПРЕЛЬ ОКТЯБРЬ
4.ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
- Почему Старик-годовик махал рукавом 4 раза?
- Почему вылетало именно 3 птицы?
- Что это за птицы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема "Мое любимое дерево в разное время года".
Программное содержание: Совершенствовать умение детей рисовать дерево. Закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе; учить изображать эти изменения в рисунке наиболее в...
Конспект занятия по развитию речи с использованием коллажа для детей 6-7 лет "Времена года.Осень."
Педагог показывает коллаж, на котором изображен Горыныч осенью.П: Внимательно рассмотри картинку и расскажи, что ты видишь.Ребенок рассматривает картинку и по признакам, изображенным на коллаже, долже...
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема "Мое любимое дерево в разное время года".
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема "Мое любимое дерево в разное время года"....
Конспект занятия по речевому и художественно-эстетическому развитию для детей 4-5 лет «Времена года в стихах русских поэтов»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 48» Конспект занятия по речевому и ...
Конспект занятия по преодолению заикания. "Заученные ответы. Зима"
Цель:отработать навыки правильного дыхания;активизировать работу органов артикуляции;разнообразить голосовые модуляции;обучать приёмам мышечной релаксации;закреплять навыки плавной речи при заученных ...
Конспект занятия по преодолению заикания. "Заученные ответы по образцу. Животные Северных и Жарких стран"
Цель: отработать навыки правильного дыхания;активизировать работу органов артикуляции;обучать приёмам мышечной релаксации;закреплять навыки плавной речи при построении развёрнутых ответов на вопросы;р...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы на тему «Времена года»
Цель: Создание условий для закрепления детей об основных признаках всех времен года. Задачи: закрепить представления детей об основных признаках времен года, умение самостоятельно находить их, им...