Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в Страну Книг».
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа) на тему
Программные задачи:
I Образовательные:
1. Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей.
2. Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).
3. Продолжать отрабатывать навыки работы с пластилином, природным материалом.
II. Развивающие:
1. Продолжать развивать внимание, память, мышление детей.
2. Побуждать к выразительности в этюдах.
3. Развивать ручную умелость в изобразительной деятельности (лепка).
III. Воспитательные:
1. Воспитывать в детях чувство прекрасного, сопереживания героям (доброту, отзывчивость и др.)
2. Воспитывать интерес к чтению.
Словарь: иллюстрация, горюет, прищуриваться, присказка, лубяная и др.
Оборудование: шапка, сапоги, палочка, клубочек, иллюстрации к сказкам, аудиозаписи детских песен к сказкам, сказочные ворота, ковёр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_literature_srednyaya_gruppa.docx | 24.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы
по ознакомлению с художественной литературой
«Путешествие в Страну Книг».
Программные задачи:
I Образовательные:
1. Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей.
2. Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).
3. Продолжать отрабатывать навыки работы с пластилином, природным материалом.
II. Развивающие:
1. Продолжать развивать внимание, память, мышление детей.
2. Побуждать к выразительности в этюдах.
3. Развивать ручную умелость в изобразительной деятельности (лепка).
III. Воспитательные:
1. Воспитывать в детях чувство прекрасного, сопереживания героям (доброту, отзывчивость и др.)
2. Воспитывать интерес к чтению.
Словарь: иллюстрация, горюет, прищуриваться, присказка, лубяная и др.
Оборудование: шапка, сапоги, палочка, клубочек, иллюстрации к сказкам, аудиозаписи детских песен к сказкам, сказочные ворота, ковёр.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята ,вы любите путешествоать ?
А на чем можно отправится в путешествие ?
Сегодня, наша Мудрая Сова, которая живет у нас в книжном уголке, предлагает
отправиться в путешествие по интереснейшему миру литературы. В страну книг.
Воспитатель.
-Какие поговорки о книге вы знаете ?
«Кто много читает, тот много знает.»
« Будешь книги читать - будешь много знать»
«Книга мала да ума придала.»
«Книга поможет в труде и выручит в беде.»
- Молодцы!
Ну ,а теперь скажите ,принимаем ли мы предложение нашей Совы?
Тогда в путь ,в Страну Книг!
А полетим мы туда на воздушном шаре. Согласны?
Нас ждёт 4 остановки: в стране загадок, в сказочном королевстве, в краю рассказов, и в мире стихов.
Давайте надуем наш воздушный шар ,берите насосы («дети надувают шар»).
Полетели.
Мы летим под облаками
Мы летим под облаками,
А земля плывёт под нами:
Роща, поле, сад и речка,
И дома, и человечки. (Махать руками, словно крыльями.)
Мы летать устали что-то,
Приземлились на болото. (Несколько глубоких приседаний.)
Мы прилетели в страну загадок.
И попали в болото , но это не беда, если мы отгадаем загадки ,то сможем выбраться из болота и продолжить свой путь. (После каждой отгадки появляется кочка ,по которой можно выбраться из болота)
Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался.
(Колобок из сказки «Колобок»)
А вы помните, ребята от кого ушёл колобок в этой сказке?
Дети: От медведя, волка, зайца
Воспитатель: Молодцы, верно!
Возле леса, на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки и три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(«Три медведя»)
А помните, ребята, как зовут медведей в этой сказке?
Дети: Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка
Воспитатель: Молодцы, верно!
У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят
(«Гуси-лебеди»)
Всех важней она в загадке,
Хоть и погребе жила
Репку вытащить из грядки,
Деду с бабкой помогла
(мышка из сказки «Репка»)
А назовите, ребята, всех героев этой сказки.
Дети: дед, баба, внучка, жучка, кошка, мышка
Воспитатель: Молодцы, верно!
Ждали маму с молоком
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
(козлята из сказки «Волк и семеро козлят»
Ну-ка, ребята, подскажите, можно ли незнакомых в дом пускать?
Дети: Нельзя!
Воспитатель: Молодцы, верно!
Умён, изворотлив
Усатый дружок
И жить он не может
Без красных сапог.
(«Кот в сапогах»)
Воспитатель: Молодцы, верно!
Бабушка девочку очень любила
Шапочку красивую ей подарила
Девочка имя забыла своё
А ну, подскажите имя её?
(«Красная шапочка»)
Чтоб взлететь над землей,
Ступа ей нужна с метлой. (Баба-яга.)
Деревянный шалунишка
Подружиться мог бы с книжкой.
В театр кукол он попал,
Куклам верным другом стал. (Буратино.)
Любит мед, друзей встречает
И ворчалки сочиняет,
А еще - пыхтелки,
кричалки, сопелки... Ух!
Забавный медвежонок... (Пух).
В Простоквашино живет.
Все хозяйство там ведет.
Адрес точный я не знаю,
Но фамилия - морская. (Кот Матроскин.)
Той девчонки нет прекрасней,
Той девчонки нет умней.
И Пьеро, ее вздыхатель.
Целый день поет о ней. (Мальвина.)
Озорной весельчак
В окно влетает просто так.
К Малышу попал он в дом
И устроил там погром. (Карлсон.)
Воспитатель: Молодцы, верно!
В этой книге - именины,
Много было там гостей.
Но на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку
Чуть её не погубил
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил.
(К.Чуковский «Муха-цокотуха»)
А вы помните, ребята, кто спас муху-цокотуху в этой сказке?
Дети: Комар
Воспитатель: Молодцы, верно!
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи
Носик круглый, пятачком
Хвостик маленький крючком.
(«Три поросёнка»)
А как зовут трёх поросят?
Дети: Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-нуф.
Воспитатель: Молодцы, верно!
Воспитатель Молодцы ребята, все загадки отгадали и вот мы и выбрались из болота. А перед нами волшебные ворота открывают путь в страну сказок.
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад..
А чем, ребята, сказка отличается от других литературных произведений. (Ответы детей)
1. Сказка всегда начинается по-особому: жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве; однажды… и т.д.
2. Некоторые сказки начинаются с присказки. А вы, ребята, какие присказки знаете?
Я там был, пиво пил; пиво-то по усу текло, да в рот не попало.
Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!
За тридевять земель, в тридесятом государстве.
Стали жить поживать, ума наживать, да добра наживать
3. В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать,.
4.В сказках – счастливый конец.
5. Звери в сказках одеты как люди.
6. В сказках бывает волшебство, люди пользуются волшебными предметами
Поговорка «Сказка ложь ,да в ней намек , добрым молодцам урок»
Предметы волшебные в сказках бывают,
Героев желанья они исполняют:
Ковер-самолет - над миром подняться,
Чудесный горшок - сладкой кашей питаться.
А ну-ка попробуй и ты, мой дружок,
Волшебных предметов набрать кузовок.
Вспоминай, не зевай, Те предметы называй.
Посмотрите сколько у нас предметов на столе. Но волшебными они станут только тогда, когда к ним добавят волшебное слово. (Например, сапоги-скороходы, шапка-неведимка, волшебная палочка, ковёр-самолёт, волшебный клубочек и т.д.)
Посмотрите ,ребята ,а здесь коробочка лежит ,а на ней записка, «Расколдуй нас»
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Сказки все заколдовал.
Чтоб никто их не узнал.
Вы коробку открывайте
Сказку правильно назвайте.!
Д/И «Расколдуй сказки»
Дидактическая игра «Чьи слова?»
Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название сказки
1. «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл
2. «Не садись на пенёк, не ешь пирожок»
3. «Печка-матушка, спрячь нас!»
4. «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубища – я никого не боюсь!»
5. «Как выскачу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»
6. «Ваша мама пришла ,молочка принесла»
Этюды на выражение эмоций.
Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнём и снова в путь!
Этюд «Волк сердится» (показываем с помощью пантомимики выражение лица, позы, жесты);
Этюд «Зайчик горюет» (ладошки к щекам, голову наклонить вниз);
Этюд «Хитрая лиса» (прищуриваем глаза, поворачиваем туловище);
Этюд «Доверчивая Красная Шапочка» (перешагиваем с ноги на ногу, открытый взгляд.)
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
А сейчас волшебный клубочек укажет нам дорогу дальше. Следующая наша остановка- край рассказов Ну вот мы и прибыли.
Давайте мы рассмотрим иллюстрации и постараемся вспомнить названия рассказов по картинкам.
Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация?»
- «Кто сказал мяу?» В Сутеев
- «Тюпа маленький» Е. Чарушин
- «Волчишко» Е Чарушин
- «Томка» Е. Чарушин
- «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки
- «Бобик в гостях у Барбоса» Н.Носов
- «Фантазеры»
- «Страшный рассказ»
- «Огурцы» и т.д.
Воспитатель Ребята, а чем отличаются рассказы от сказки (ответы детей- в рассказах речь идёт о том, что было на самом деле)
Клубок катится дальше .
А теперь добро пожаловать в мир стихов.
Как можно догадаться что вы слушаете стихи .
- В стихах некоторые последние слова созвучны.
Например,
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая!
Какая смелая!
В этих стихах созвучны последние слова – чистая, смелая, пушистая, белая. А сейчас какие слова созвучны?
А потом позвонили мартышки:
-Пришлите, пожалуйста, книжки!
Дети: Мартышки-книжки
Воспитатель: Правильно ребята! Такие созвучные слова на концах строчек в стихах называют рифма.
Д/ И «Рифмочки»
Ну вот и закончилось наше путешествие . Пора отправляться обратно в детский сад. Построимся друг за другом.
Мы шагаем друг за другом
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
И в детском саду очутились .
(При передвижении выполняются различные виды ходьбы. Дети передвигаются легко, бегом на носках (или на месте), делая руками взмахи, повороты, имитируя движения крыльев бабочек, кружатся.)
Сова:
За ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарок свой сейчас покажу.
Вы очень хорошо отвечали на все вопросы и правильно выполнили все задания,
За это Сова приготовила для вас вот эти книги . Мы их прочитаем вместе с вашими друзьями.
Дополнительный материал .
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Стала девочка котёнка спать укладывать
Вот тебе под спинку
Мягкую….перинку.
Сверху на перинку
Чистую…….простынку.
Вот тебе под ушки
Белые подушки.
(«Усатый-полосатый» С Маршак)
У Танюши дел не мало
У Танюши много дел-
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты….ел.
(«Помощница» А. Барто)
Мой весёлый, звонкий мяч,
Ты куда помчался ……вскачь?
Жёлтый, красный, голубой
Не угнаться за………. тобой!
(«Мяч» С Маршак)
Физкультминутка
По дорожке ты шагай,
Ноги выше поднимай.
(Шаг с высоким подниманием колена).
И немножко поскачи,
Только, друг мой, не спеши.
(Подскоки).
На носочках ты шагай,
Свою спинку выпрямляй.
(Ходьба на носках, руки в стороны).
И попрыгай по дорожке,
Хороши пружинки – ножки.
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед).
Дальше веселей
Игра
«Карусель сказок»
Мы отправляемся в сказочную страну «Лукоморье». Для этого вы надеваете на голову богатырский шлем, подвязываете на пояс меч-кладенец, запрягаете своего богатырского коня Сивку-Бурку. Конь запрокидывает голову, весело ржет и бьёт копытом.
Вы вскочили в седло, свистнули, хлестнули коня плетью и галопом выехали со двора. Вы едете по темному непроходимому лесу. Вдруг с ветвей на вас капает огромная ….капля росы. Толстые колючие ветки преграждают вам путь, сквозь них очень трудно пробираться. Тогда вы громко кричите «Но»; конь прыгает и… благополучно приземляется на другой стороне оврага.
Но вот лес, наконец-то, кончился. Перед вами – огромный дуб. И тут раздаётся оглушительный свист. Это свистит Соловей-Разбойник. Деревья склоняются к самой траве, пыль поднимается столбом, попадает вам в глаза. Ваш конь падает на колени. Сопротивляясь ветру, вы с трудом раскручиваете над головой огромную палицу и бросаете её в Соловья-Разбойника, А сами падаете без чувств.
Аплодисменты!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с художественной литературой "Путешествие в страну книг"
Данное занятие является итоговым занятием по ознакомлению с художественной литературой детей средней группы ....
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей средней группы по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в сказку»
Конспект открытого занятия по ознакомнелию с хужожественной литературой "Путешествие в сказку"...
Конспект НОД с детьми средней группы по ознакомлению с художественной литературой на тему: «Использование опорных схем по заучиванию наизусть стихотворения И. Винокурова «Осень.»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85 комбинированного вида». Конспект НОД с детьми средней группы по ознакомлению с художественной ли...
Конспект непосредственно образовательной деятельности во 2 младшей группе по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи.
Тема: «Рукавичка»Программное содержание:- упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;- закреплять умение составлять сказку связно, в логической последов...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с художественной литературой
Занятие по стихотворениям Я.Акима...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в Страну Сказок».
Конспектнепосредственно образовательной деятельности с детьми средней группыпо ознакомлению с художественной литературой«Путешествие в Страну Сказок»....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с художественной литературой "Произведения Н.Н. Носова"
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с художественной литературой "Произведения Н.Н. Носова"...