Литературный досуг по произведениям писателей природоведов.
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа) на тему

возиян алла  ивановна

Литературный досуг по произведениям  писателей природоведов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buratino.docx22.67 КБ
Файл klesty.pptx1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Досуг по художественной литературе в старшей группе

Буратино :

Здравствуйте, ребята!

Поздоровайтесь со мной,

Помашите мне ладошкой

И скажите: «Здравствуй, дорогой»!

Буратино: Сразу видно, что вы самые лучшие ребята на свете. Я вам рад. А вы мне? Познакомимся тогда? Я - Буратино. Ну-ка сделайте вот так. (Дети вместе с Буратино показывают длинный нос)

Буратино: Молодцы! Поднимите руки вверх, аплодируем для всех!

Звучит музыка

 Буратино: Ой, что это за музыка? (входит бабушка Любичитайка)

Буратино: В ы кто?

Бабушка : Я Любичитайка

Буратино:  Люби читайка-это значит , люби читать. Фу, я читать не люблю.Я  театр люблю, приключения люблю,

Бабушка : Зря  ты так говоришь, посмотри, вот на стеллажах лежат книги, они познавательные, интересные, научные , про природу, их писали  писатели – природоведы.( берет энциклопедию и листает)

Буратино( повторяет действия бабушки) : Нет, я такие книги не люблю, здесь нет картинок, да все еще про природу

Бабушка: Да в этих книгах мало картинок,  но  вот в книге Константина  Дмитриевича  Ушинского спрятаны загадки. Берет книгу и показывает ее детям)

 Буратино: Загадки я люблю .Загадывайте!

Дети  загадывают загадки из произведений Ушинского

У этой кумушки зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, шубка тепленькая.

Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.

Ходит тихохонько, к земле пригинается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.

Роет норы, умница, глубокие; много ходов в них и выходов, любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика.( показывается слайд))

Ласков Вася, да хитер; лапки бархатные, коготок остер. У Васютки ушки чутки, усы длинные, шубка шелковая. Ласкается , выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поет, а попалась мышка - не прогневайся! Глазки-то большие, лапки, что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!( .( показывается слайд))

Не мое, – говорит, – дело книги читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноску тащу – будет с меня и этого». .( показывается слайд)

Буратино отгадывает  загадки неправильно. Дети из зала помогают ему.

Буратино: Да , вот  загадки, так загадки. Но я все равно больше сказки люблю.

Бабушка: Ты знаешь, сказки бывают не только народные, но и авторские.  Так , Виталий Бианки,    тоже  является автором сказок про животных, по сюжетам его сказок поставили мультфильм

( фрагмент мультфильма  «Красная горка)

Узнали мультфильм?  Виталий Бианки не только сказки писал, а еще  написал разные статьи о  природных явлениях, о  жизни лесных и домашних животных  по  разным  временам   года. И свою газету он назвал « Лесная газета».

Послушай, как он описывает февраль

Чтение  отрывка ребенком

Февраль называют лютым. Ледяной ветер гуляет по полю, студит кожу, проникает  в шерсть, в перья. Надо бегать, прыгать , чтобы согреться. Хорошо тем у кого теплая норка, уютное логово, у кого много запасов.

Бабушка: Скажи , милый Буратино, как называют пестрых птиц, которых очень легко научить говорить?

Буратино : Кто же не знает! Это же попугай. Они живут в теплых странах.

Бабушка:  Виталий  Бианки в своей  «Лесной газете»  тоже  писал о попугаях, которые водятся здесь, у нас ,в России. Послушай  

Ч тение  и  показ презентации про клестов.

 Это парочка клестов-еловиков гнездо свила и птенцов вывела.

В Санкт- Петербурге  клестов зовут ещё „попугаями". Такое название им дали за их пёстрый и яркий, как у попугая, наряд и за то ещё, что они лазают и крутятся на жёрдочках, тоже как попугаи.

Перья самцов-клестов оранжевого цвета разных оттенков; у самок и молодых — зелёные и жёлтые.

Лапки у клестов цепкие, клюв ухватистый. Клесты любят повиснуть вниз головой, держась лапками за верхнюю веточку, а клювом схватившись за нижнюю.

Но интересней всего у клеста нос. Такого носа нет ни у одной другой птицы.

Нос у клеста крестом: верхняя половинка вниз загнута, нижняя — вверх.

В носу у клеста вся сила и разгадка всем чудесам.

Родятся клесты с прямыми носами, как и все птицы. Но как только птенец подрастёт, он принимается доставать носом семечки из еловых и сосновых шишек. При этом его нежный еще нос загибается крест-накрест, да так и остаётся на всю жизнь. Клесту это на пользу: крестовым-то носом куда удобней семечки вылущивать из шишек

Буратино : Все ты бабушка поучаешь и поучаешь, Я устал . Я бы поиграл, а еще бы лучше потанцевал.

Бабушка:  А  почему бы, и не потанцевать?   Сергей Есенин Очень любил дерево  березу.А мы с вами станцуем хоровод» Березка».

Хоровод  « Березка»

Буратино :  Фу,  как жарко. Водички бы попить .

Танец  с лентами» Ручеек»

Буратино : Откуда здесь вода. Волшебство прямо какое-то.

Бабушка:  Это волшебство  описывает в своем стихотворении   Георгий Ладонщиков .

Инсценировка стихотворения.

Без нужды и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге,

Спал всю зиму до весны

И, наверно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый,

Слышит: каплет – вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил – кругом вода!

Заспешил медведь наружу:

Заливает – не до сна!

Вылез он и видит: лужи,

Тает снег… Пришла весна.

Буратино : Понял, это снег расстаял.Я даже знаю как называется время года –весна.

Бабушка:  ( показывает книгу С.Маршака ) А  знаешь кто написал это  произведение.

Буратино : Кто ж не знает. Это Самуил Маршак.

Бабушка:  У С .Маршака тоже есть  стихотворения о природе.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

Этюд «Подснежник»

Бабушка:  О  первых весенних цветах писал и  Анатолий  Онегов  « Первый цветок».У него есть еще рассказ « На лугу» , где он описывает не только растения, но и насекомых.

Ивановы  играют и танцуют.

В  это время Буратино  как будто стреляет из рогатки.

Бабушка:  Ты в кого стреляешь?

Буратино :  В кого, в кого! В птиц!!. Да , я знаю , что нельзя стрелять в птиц.

Бабушка:  Н у раз знаешь, чего стреляешь.Кстати,  ты каких птиц знаешь?

Буратино :Ворона, сорока, воробей.  

Бабушка : А ты знаешь есть еще такие птицы грачи .

Как-то раннею весной             Дети стоят в кругу

На опушке на лесной

Появилась стая птиц:              Бегут на цыпочках, подняв  согнутые в локтях

Не скворцы и не синицы          руки  

А  большущие  грачи

Цвета черного, как ночь                Приседают

Разбежались на опушке                  Бегут в разные стороны

Прыг-скок, крак- крак

Тут жучок, там червячок            Прыгают , наклоняются вперед, вниз

Крак-крак, крак- крак!

Бабушка :  Ты послушай, про какую птицу нам рассказывает  Николай .Сладков, ученик Виталия .Бианки

-А у меня дома овсянка!

- Подумаешь, у меня дома тоже овсянка.

- Люблю я овсянку!

- И я люблю!.

- Она желтая, красивая такая!

- И вкусная, особенно с молоком!

- Как это вкусная? Как это - с молоком? –

- Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.

- Да ты про что говоришь?!

- Как это - про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Как песни пела?!. - Каша?

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли?.Это птица такая, ее так прозвали, потому что она любит собирать рассыпанный овес.

Буратино : я даже не слышал про такую птицу. 

Бабушка :Сладков  Н. писал и  про птицу козодой, и зимородок, и про выпь

 Буратино : Ой, про выпь я слышал, она живет на болоте, в болоте и я побывал, я там познакомился с черепахой Тартилой, которая дала мне золотой ключик.Ой как я скучаю по ней.

Сценка  

На полянке алеют цветочки,

На болоте - зелёные кочки,

А на кочках лягушки сидят

И в своё отраженье глядят:

 «Ах, какие же мы красивые,

Ах, какие же мы счастливые,

Что в болоте родном живём

И комариков дружно жуём»

Бабушка : Анастасия Орлова  написала это стихотворение.

Буратино : Я понял. Книги писателей природоведов интересно  знакомят с животными , растениями и птицами , рассказывают чем богата наши поля, леса,  водоемы,учат любить и защищать природу,

 Бабушка : Ты знаешь, милый Буратино, не угостить ли наше жюри дарами природы.

Все вместе

Давайте, дошколята, природу охранять!

О ней ни на минуту не надо забывать.

Ведь цветы, поля и речки,

Это всё для нас навечно!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект литературного досуга на тему "Моя Родина- Россия".

          Муниципальное дошкольное образовательное учреждение...

Литературный досуг по ознакомлению детей с гончарным искуством.

В доступной форме рассказывается детям старшего дошкольного возраста об истории создания гончарного круга и возникновения гончарного искусства в разных странах Мира, а также проведение мастер-класса п...

Литературный досуг Саша Черный

Путешествие по биографии, выразительное чтение и инсценировка стихов Саши Черного....

Литературный досуг по сказкам А.С.Пушкина

Досуг проводится в подготовительной группе по сказкам Пушкина.Образовательные:учить детей проявлять интерес к сказкам; закреплять знания детей; участвовать в коллективной работе; слушать собеседника, ...

Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества. "В гости к сказочнице Арине"

Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества: "В гости к сказочнице Арине" Этот материал по...

Конспект музыкально- литературного досуга "Край березовый, край Есенина..."

Этот конспект предназначен для детей подготовительной группы и посящён жизни и творчеству замечательного русского поэта Сергея Есенина!...

Литературный досуг по А. Барто "Игрушки"

познакомить детей с советской писательницей Агнии Барто, развивать эмоциональности и образность восприятия прочтении стихотворений....