Презентация Сказкотерапия
презентация по художественной литературе на тему
Презентация Сказкотерапия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сказкотерапия часть 1 | 2.53 МБ |
Сказкотерапия часть 2 | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое сказкотерапия? Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.
"Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу кто ты" Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы .
Сказкотерапия - «лечение сказкой» . Сказка – любимый детьми жанр, понятный и доступный их пониманию Сказки — это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций.
Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии осуществляется по следующим направлениям. Активность: от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений. Самостоятельность: от ориентировке в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении. Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словестных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо-ритма, музыкальной композиции - к словестному фантазированию по музыкальной композиции. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки – через адекватное эмоциональное от реагирование собственного опыта в действии, ритме и слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный». Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации. Связная речь: от продолжения фраз взрослого – через словестные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.
Три этапа работы с дошкольниками Позновательно – аффективная ориентировка . Цели: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятия музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа. Игровые приемы: словесная режисерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения. 2. Словестное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Цели: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словестных описаний, полученных ощущений при восприятии тембра, динамики, методики музыкальной композиции, выполнении выразительных движений и ритмического рисунка. Игровые приемы: словестное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки; упражнения по релаксацию.
3. Выражение замещающей потребности. Цели: приведение в равновесии эмоционального поведение и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний-потребностей в играх-фантазиях по сказке. Игровые приемы: для младшего дошкольного возраста – современная словестная импровизация, пантомимические упражнения на преодолении телесных барьеров; для старшего дошкольного возраста – фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические упражнения на преодолении телесных барьеров.
Игровые методы и приемы Словестная режиссерская игра Психогимнастика Словестное комментирование Совместная словестная импровизация Словестное фантазирование по музыкальной композиции Словестное рисование
Для каждого возраста есть свои сказки. Для самых маленьких подойдут народные сказки, более просты и понятны.
К акие же полезные уроки может извлечь ребенок из сказки?
Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.
Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.
Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей . И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло .
Работа со сказкой строится следующим образом: чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению . 2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка ; 3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают. Трудности , связанные с общением (со сверстниками и родителями ). Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное . Страхи и тревоги по самым различным поводам . Проблемы , связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.
Пример психологической работы с народными сказками « Курочка Ряба" Интересно , что чем короче сказка, тем более она концентрированна . 1. О чем эта сказка? - о подарке судьбы ("золотое яйцо") и о том, что делают с ним неподготовленные люди; - о стереотипах человеческого поведения (если яйцо, то по нему нужно бить, независимо от качества скорлупы); - о случайностях, которые обычно случаются закономерно ("мышка пробежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось"); - любви к ближнему ("не плачь дед, неплач баба, я снесу вам другое яичко, не золотое, а простое"); - о разбившейся мечте или надежде (яичко разбилось); и о многом другом. Кажется, что это совсем не детская сказка. Конечно, больше она подходит для обсуждения со взрослыми и подростками философии жизненных ситуаций и уроков, которые мы извлекаем.
Чему нас сказка учит? - конечно, содержать свой дом в чистоте, не доводить до появления мышей. В этом случае есть надежда, что золотое яичко не будет разбитым; - гибкости при решении новых или трудных ситуаций. Если бы Дед и Баба гибко подошли к решению проблемы, они бы не стали бить по золотому яйцу, а нашли ему лучший способ применения. Кстати, какой? - не дарить ближнему того, что он не готов получить (вопрос о том, какие подарки мы выбираем для других, и какие желаем получить сами); и многому другому.
Объясните, почему Дед и Баба плачут, когда яичко разбилось, ведь они сами хотели, чтобы это произошло, когда били по нему. Действительно , почему Дед и Баба так непоследовательны? Может быть, они хотели разбить яйцо сами, без посторонней помощи ? Может быть, они плачут оттого, что увидели внутри яйца не то, что ожидали? Может, на самом деле, они хотели, чтобы яйцо осталось целым? При обсуждении сказки наша основная задача - подвести ребенка или взрослого к тому, что все явления нашей жизни неоднозначны. Для этого мы "поворачиваем" сказочную ситуацию как кристалл, и рассматриваем ее грани.
Когда у Вас не ладятся отношения с сослуживцами, задумайтесь, на какую сказочную ситуацию это похоже и каким образом она разрешалась героями в сказке… Секреты Вашего счастья – в Ваших руках, и все мудрецы мира не смогут Вас научить так, как это сделаете Вы сами, отыскав ключик к своей душе!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Сказкотерапия"
Автоматизация звуков в офтальмологической группе....
Презентация "Сказкотерапия"
Данная презентация является частью моей творческой работы, которая предназначена и для дошкольников, и для детей более старшего возраста....
презентация Сказкотерапия как технология арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Сказкотерапия как технология арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста...
Презентация сказкотерапия
Презентация сказкотерапия...
Презентация "Сказкотерапия"
Мой кружок "Сказкотерапия"...
Презентация "Сказкотерапия"
консультация для воспитателей в форме презентации "Сказкотерапия"...
презентация Сказкотерапия в коррекции страхов
Сказкотерапия в коррекции страхов...