Литературная викторина Тема: «В гости к сказкам» для детей 6-7 лет
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Аносова Ирина Владимировна

Расширение знаний детей о сказках и формирование запаса литературных  художественных впечатлений.

- Закрепить и расширить знания детей о сказках;

 - обучать узнавать сказки и их героев;

- воспитывать любовь к устному народному творчеству и  к сказкам зарубежных писателей.
- развивать индивидуальные литературные предпочтения;
- обогащать словарный запас детей;
- воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие;
- вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_viktorina.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл

Литературная викторина

Тема: «В гости к сказкам»

для детей 6-7 лет

Автор: Аносова Ирина Владимировна

Воспитатель I категории

2016г.

Литературная викторина

«В гости к сказкам»

Автор: Аносова Ирина Владимировна, воспитатель I категории, МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл

Тема: Викторина «В гости к сказкам»

Цель:  расширение знаний детей о сказках и формирование запаса литературных  художественных впечатлений.

Задачи:

- Закрепить и расширить знания детей о сказках;

 - обучать узнавать сказки и их героев;

- воспитывать любовь к устному народному творчеству и  к сказкам зарубежных писателей.
- развивать индивидуальные литературные предпочтения;
- обогащать словарный запас детей;
- воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие;
- вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.

Предварительная работа: чтение, рассказывание сказок, беседы по сказкам, тематическая выставка «В мире сказок», театрализованная деятельность игры с настольным театром.

Форма проведения:            

 Викторина  включает в себя интересные и разнообразные задания, которые требуют от дошкольников знаний о русских народных сказках, о сказках русских и зарубежных писателей. Она может быть использована как обобщающие мероприятие  по образовательной области «Художественное чтение» для детей подготовительной к школе группе. Начинается презентация с песни «В гостях у сказки».

Порядок работы с презентацией.

Управление слайдами по щелчку. Викторина состоит из семи заданий.

 Участники выбирают  задание.   После того, как участники  ответили на вопрос, по щелчку появляется   правильный  ответ.

Ход мероприятия 

Дети делятся на 2 команды. Команды рассаживаются на стульчиках в 2 полукруга.

Ребята, сейчас мы проведём викторину. Внимательно послушайте правила.

Та команда, которая  нарушает правила, будет лишаться очков.  За каждый правильный ответ очко – фишка, если нет - право ответа переходит к другой команде. 

Все готовы, тогда начинаем.

Открывается первый слайд  сказочной викторины (титульник).

Слайд – 2 Ребята! Смотрите, к нам сегодня в гости прилетела маленькая фея Аделия и приглашает нас в путешествие к сказкам. Но для начала мы с вами должны отгадать волшебный предмет, который сейчас появиться (ответ детей – это скатерть самобранка, она встречается в русских народных сказках). И первое наше задание «Узнать русскую народную сказку по сюжету» - слайд 3

Задание 1. Конкурс – разминка «Узнай русскую народную сказку по сюжету»  - слайд - 4

(Дать название сказки)

  1. В лесу тёмном на опушке,

Жили дружно все в избушке.

Маму дети поджидали,

В домик волка не пускали (Волк и семеро козлят)

  1. В сказке небо синее,
    В сказке птицы страшные.
    Яблонька, укрой меня!
    Реченька, спаси меня! (Гуси – лебеди)
  2. Красна девица, грустна
    Ей не нравится весна,
    Ей на солнце тяжко,
    Слёзы льёт бедняжка (Снегурочка)

  1. Домик этот уж не мал,

Стольких гостей он собрал.

Каждый место здесь нашел,

Каждый друга здесь обрёл.

Но медведь приковылял,

Этот домик разломал. (Теремок)

  1. Из муки он был печен,
    На сметане был мешен.
    На окошке он студился,
    По дорожке он катился.
    Был он весел, был он смел
    И в пути он песню пел  (Колобок)

  1. …чем дольше посижу, тем больше наловлю, чем больше наловлю покушаю вкуснее… Ловись рыбка большая и маленькая… (Лисичка сестричка и серый волк)

  1. Дед бил -  бил не разбил, баба била  - била не разбила, мышка бежала хвостиком махнула и разбила… (Курочка Ряба)

  1. Вор пшеницу воровал,
    А Иван его поймал.
    Вор волшебным оказался,
    И Иван на нем катался (Сивка-бурка)

Дети дают название сказкам.

Слайд 5 – «Молодцы»

Слайд 6 - И снова к нам прилетела Аделия. Посмотрите, какой предмет она наколдовала. Что это? Ответ детей – это перо Жар – птицы. Значит, наше с вами путешествие продолжается. Мы с вами попадем в гости к литературным сказкам российских писателей (слад 7). Нам предстоит узнать название литературной  сказки  по сюжету и назвать автора (выполняют задание 2).

Задание 2. Конкурс «Узнай литературную сказку по сюжету»  - слайд 8

(Дать название сказки и автор сказки)

  1. Жил старик у самого синего моря

         Ровно тридцать лет и три года

        Старик ловил неводом рыбу.

Раз он в море закинул невод –

Пришел невод с одной тиною.

Он в другой раз закинул невод ,

Пришел невод с травою морской.

Третий раз закинул он невод, -

Пришел невод с одною рыбкой («Сказка о рыбаке и рыбке» Александр Сергеевич Пушкин)

  1. Мы тебя станем поить,

Мы тебя станем кормить,

В цветное платье рядить,

Уму – разуму учить! («Девочка – Снегурочка» Владимир Иванович Даль)

  1. Ой, беги, конек, беги!

     Горбунок мой, помоги!"

     Вмиг конек к нему явился.

     "Ай, хозяин, отличился!

     Ну, садись же поскорей

     Да держи ее плотней! («Конёк - Горбунок» Пётр Павлович Ершов)

  1. Пошла она на огонёк. Шла, шла  и вышла на полянку. Посреди полянки большой костёр горит, а вокруг костра сидят двенадцать братьев, двенадцать месяцев («Двенадцать месяцев» Самуил Яковлевич Маршак)

  1. Пустил младший брат – попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягушка – квакушка. Говорит Иван – царевич: «Как мне за себя квакушку взять? Квакушка не ровня мне!» - «Бери! – отвечает ему царь. – Знать,  судьба твоя такова» («Царевна - Лягушка» обр. Александра Афанасьева)

  1. Свет мой, зеркальце скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее? («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Александр Сергеевич Пушкин)

  1. И вынула она тот аленький цветочек из кувшина золоченого

и хотела посадить на место прежнее; но сам он вылетел из рук ее

и прирос к стеблю прежнему и расцвел краше прежнего.

(«Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков)

  1. Перевернулась птичка, посыпались с неё кенореечные перья, и вдруг выросли у птицы шесть золотых крыльев и павлиний хвост («Жар – птица» Алексей Николаевич Толстой)

Слайд 9  – «Молодцы»

Наша милая фея предлагает по играть в игру «Как сказать по-другому».

Василиса – прекрасная… (красивая, очаровательная, ненаглядная)

Конь у стрельца – богатырский, … (сильный, быстрый, смелый)

Василису мачеха отправила в лес дремучий, … (густой, темный)

Иван-царевич – бесстрашный, … (смелый, отважный, сильный)

Мороз – крепкий, трескучий, … (жгучий)

Кусочек для куколки лакомый, … (сытный, вкусный, аппетитный)

Слайд 10 – и снова с нами маленькая фея, которая  предлагает продолжить путешествие, но надо выполнить еще одно задание. Чтоб мы с вами могли попасть в гости и к другим сказкам. У гадайте что это за волшебный предмет и кто в нем живет?(ответ детей – это лампа Алладина и в ней живет Джин, который выполняет желания)правильно. Сейчас мы с вами попадем в гости к сказкам зарубежных писателей (слайд 11).

Задание 4. Конкурс «Узнай сказку зарубежных писателей  по сюжету»  - слайды  12.

  1. Алиса была так ошеломлена, что со всех ног кинулась исполнять

приказание, даже не попытавшись объяснить Кролику, что он обознался («Алиса в стране чудес» Льюис Кэрролл)

  1. В придачу волшебница подарила ей пару хрустальных туфелек. Свет не видел ещё таких красивых туфелек («Золушка» Шарль Перро)
  2.   – А Снежная королева не может войти сюда? – спросила девочка

 – Пусть только попробует! – сказал мальчик. – Я посажу её на печку, вот она и растает! («Снежная королева» Ганс Христиан Андерсен)

  1. У него  не просто не было  мамы. Ему мама  и не  была  нужна. Он вообще

считал, что мама человеку ни к чему. Но Венди стало его жаль:

      - О  Питер, теперь я понимаю,  почему  ты  плакал. Она  соскочила  с

кровати и подбежала к нему («Питер Пен» Джеймс  Барри)

  1. С той поры боялись разбойники в дом возвращвться, а четырем бременским музыкантам там так понравилось, что и уходить не захотелось

 («Бременские музыканты» Братья Гримм)

  1. Бедняжка Якоб не знал, что и подумать. Ведь он же, как ему сдавалось сегодня утром пошел, по обыкновению, с матерью на базар, помог ей разложить фрукты, затем пошел со старухой к ней домой, покушал супцу, вздремнул немножко и теперь вот вернулся на базар, а мать и соседки говорят о семи годах. А его называют мерзким карликом! («Карлик нос» Вильгельм  Гауф)

(Дать название сказки и автор сказки)

Слайд 13  – «Молодцы»

Музыкальная пауза.

Слайд 14 – Наше путешествие по сказкам продолжается вместе с Аделией. Нам предстоит еще выполнить задания «Какая сказка лишняя? Почему?»

Задание 5. Конкурс «Какая сказка лишняя? Почему?» - слайды – 15 – 18

Слайд 19  – «Молодцы»

Слайд 20  – А сейчас фея Аделия предлагает вам назвать автора написавшего эту сказку.

Задание 6. Конкурс  «Назови автора сказки» -  слайд 21 - 26

Слайд – 11 – «Аленький цветочек» (С.Аксаков; А.Пушкин; П.Бажов);

Слайд – 12 – «Двенадцать месяцев» (С.Маршак; С.Михалков; Э.Успенский)

Слайд – 13 – «Каменный цветок» (А.Пушкин; П.Бажов; Л.Толстой );

Слайд – 14 – «Дюймовочка» (Ш.Перро; Г.Х.Андерсен; Д.Барри);

Слайд – 15 – «Красная шапочка» (Г.Х.Андерсен: Братья Гримм; Ш.Перро);

Слайд – 16 – «Бременские музыканты» (Братья Гримм; Ш.Перро; Л.Кэрролл);

Слайд 27  – «Молодцы»

Игроки замечательно справились с заданиями. Но сейчас соревноваться будут капитаны наших команд. Аделия предлагает для капитанов команд сказки «Царевна – лягушка» и «Сивка –Бурка». По каждой сказке нужно ответить на вопросы  слайд 28.

Задание 7. Конкурс капитанов  «Вопрос – ответ»

 Капитаны команд по очереди выберут понравившуюся сказку и все дети ответят по ней в течении одной минуты.  

Слайд 29 - «Царевна – лягушка»

1) Куда полетели стрелы братьев? (на боярский двор, на купеческий двор, на болото)

2) Какое 1-е задание царь дал женам сыновей? (испечь хлеб)

3) Как зовут лягушку – царевну? (….)

4) Какое 2-е задание дал царь? (сшить рубашку)

5) Какое 3-е задание дал царь? (явится на пир)

6) Какие слова сказал Иван-царевич, когда на пиру все услышали стук, гром?

(“Это моя лягушонка в коробчонке едет”)

7) Что сделал Иван-царевич с лягушачьей кожей? (сжег)

8) Где находилась смерть Кощея?

Слайд 30 - «Сивка–бурка»

1) Как звали младшего сына старика? (Иван – дурак)

2) Сколько было у старика сыновей? (3 сына)

3) Какое злаковое растение кто-то повадился мять и топтать? (пшеницу)

4) Каким животным был Сивка – бурка? (конем)

5) Сколько ночей сыновья ходили в дозор? (3 ночи)

6) Какой шерсти был конь? (одна шерстинка золотая, другая серебряная)

7) Как звали царевну? (Елена Прекрасная)

8) Какое задание должен был выполнить тот, кто жениться на Елене Прекрасной? (снять портрет)

Но вот наша путешествие подходит к концу и фея предлагает выполнить еще одно задание слайд 31. Вы должны будете ответить на вопросы Аделины. Также даются три варианта ответа. Вы должны выбрать правильный. Если команда не дает ответ на вопрос этот вопрос переходит следующей команде.

Задание 8. Блиц опрос по сказкам.

  1. Дом Бабы – Яги? (избушка на курьих ножках)

  1. Имя мальчика, которого унесли гуси-лебеди? (Иванушка)

  1. Что закидывал в море старик? (невод)

4. Вещь, потерянная Золушкой на баллу? 
А. Сумку.                          
Б. Колечко.

В. Хрустальная туфелька.

5.  Аппарат, на котором Баба – Яга совершала полёты?
АСтупа.           
Б. Веник.   

В. Ковёр - самолёт.

6. Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С.Маршака у новогоднего костра? (двенадцать)

7.  Кого превратил Кощей Бессмертный  в лягушку? (Василису Премудрую)

9. Имя самой маленькой  девочки? (Дюймовочка) 

10. Что несла Красная шапочка своей бабушке?
АПирожки и горшочек масла.           
Б. Молоко.

В. Ягоды.

11.  Куда упала стрела младшего сына из сказки «Царевна – лягушка»?
А. На царский двор.                      
БВ болото. 

В. На купеческий двор.

12.  «Битый не битого везёт». Из какой сказки эти слова?
А. «Кот и Лиса».           
Б. «Волк и семеро козлят».

В«Лисичка – сестричка и серый волк».

13. Кого поймал старик в море из сказки А. С. Пушкина?
А. Акулу.                          
Б. Щуку.

ВЗолотую рыбку.

14. Что в сказках всегда побеждает зло?
А. Хитрость.                       
Б. Упрямство.

ВДобро.

15. Как звали внучку, которая боялась солнца?
А. Дюймовочка.                       
Б. Белоснежка.

ВСнегурочка.

16. На чём ездил Емеля?
А. На велосипеде.           
Б. На машине.   

ВНа печи.

17.  Какой овощ не мог вытащить из земли дед и вся его дружная семья?
А. Свёклу.                          
Б. Морковь.

ВРепку.

18. Кто помог Герде добраться до владений Снежной королевы?
А. Оленёнок Бемби.                           
Б. Ласточка.  

В. Северный олень.

Вот и закончилась наша путешествие «В гости к сказкам». Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли ответить на все вопросы.

А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей) Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло

Пусть добро навеки побеждает зло!

Литература.

  1. Жили – были…/ Сост. С.Кузьмин. – Мн.: Книжный Дом, 2013. – 224с.: ил. – (Большая книга для маленьких)
  2. Колобок: Русские народные сказки. – Спб.: Амфора, 2013. – 47с.: ил. – (Серия «Сказки на ночь»).
  3. Кэрролл Л. Алиса в стране чудес. Сказочная повесть – М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательство Дом ОНИКС», 2001. – 368с.: ил. – Серия «Золотая библиотека»
  4. Лучшие волшебные сказки. – Ростов – на – Дону.: Издательство дом «Проф – Пресс», 2014. – 144с., цв. ил. (серия «Любимые сказки малышам»).
  5. Сказка за сказкой. Бременские музыканты. По мотивам сказки Братьев Гримм.  – г. Краснодар.: ООО «Кубаньпечать», Издательство «Улыбка», 2011
  6. Хрестоматия по детской литературе: Учебное пособие для пед. уч-щ по спец. «Дошк. Учреждение»/ Сост. М.К.Богалюбская, А.Л.Табенкина; Под. ред. Е.Е.Зубаревской. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1984. – 464с., ил.
  7. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада/ Сост. З.Я.Рез, Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая; Под ред. В.И. Логиновой. – М.: Просвещение, 1990 – 420с.: ил. – ISBN 5-09-001646-1.
  8. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Сост.  Р.И.Жуковская,  Л.А.Пеньевская. – 5-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1983. – 399с., ил. – (Б – ка воспитателя дет.сада).

Интернет – ресурсы.

1. http://animashki.mirfentazy.ru/animatsiya-skazki-3d/russkie-narodnie-skazki-animatsiya - анимационная картинка Иван - царевич

2. http://bestgif.su/photo/skazochnye_kartinki/konek_gorbunok/52-0-6695 - Сивка - Бурка

3. http://bestgif.su/photo/skazochnye_kartinki/skazka_dvenadcat_mesjacev/52-0-6662 - Двенадцать месяцев

4. http://bestgif.su/photo/skazochnye_kartinki/ljagushka_carevna/52-0-10639 - Царевна - лягушка

5.http://bestgif.su/photo/skazochnye_kartinki/skazka_pro_olovjannogo_soldatika/52-0-6658 - Стойкий оловянный солдатик

6.http://bestgif.su/photo/skazochnye_kartinki/terem_teremok/52-0-6656 – Теремок

7.http://bestgif.su/photo/skazochnye_kartinki/russkaja_skazka_lisa_i_volk/52-0-14693 - Лисичка сестричка и Серый волк

8. http://bestgif.su/photo/skazochnye_kartinki/kolobok/52-0-14683 – Колобок

9. http://bestgif.su/photo/skazochnye_kartinki/gusi_lebedi/52-0-7560 - Гуси -Лебеди

10. http://bestgif.su/photo/skazochnye_kartinki/volk_i_semero_kozljat/52-0-14682 - Волк и семеро козлят

11. http://bestgif.su/photo/skazochnye_kartinki/snegurochka_iz_skazki/52-0-14680 - Снегурочка

12. http://bestgif.su/photo/skazochnye_kartinki/kurochka_rjaba/52-0-14676 - Курочка Ряба

13. http://bestgif.su/photo/skazochnye_kartinki/konek_gorbunok/52-0-14670 - Конёк - горбунок

14.http://bestgif.su/photo/skazochnye_kartinki/tancy/52-0-14281 - Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

15.http://bestgif.su/photo/skazochnye_kartinki/zolushka_i_khrustalnye_bashmachki/52-0-14679 - Золушка

16. http://bestgif.su/photo/skazochnye_kartinki/kamennyj_cvetok/52-0-7561 - Каменный цветок

17. http://bestanimationgif.com/gallery/view?id=149 – Дюймовочка и лягушки

18. http://bestanimationgif.com/gallery/view?id=127 – Золотая рыбка и старик

19. http://bestanimationgif.com/gallery/view?id=86 – Серый волк и красная шапочка

20. http://bestanimationgif.com/gallery/view?id=37797 – Аленький цветочек

21. http://bestanimationgif.com/gallery/view?id=84 – Аленький цветочек 1

22. http://musikant.0pk.ru/viewtopic.php?id=1370 – анимационные фоны

23. http://kartinki-vernisazh.ru/photo/61-0-11873 - Сивка - бурка1 

24. http://bestgif.su/photo/skazochnye_kartinki/ivan_carevich_i_zhar_ptica/52-0-14673  - Иван царевич и жар птица

25. http://bestgif.su/photo/skazochnye_kartinki/belosnezhka_i_sem_gnomov/52-0-7581 - Белоснежка и семь гномов

26. http://bestgif.su/photo/skazochnye_kartinki/gadkij_utjonok/52-0-14677 - гадкий утёнок

27. http://animashki.mirfentazy.ru/animatsiya-k-skazkam-g-ch-andersena - Снежная королева  Кай и Герда

28.http://muzcolor.ru/?s=%F4%E8%E7%EA%F3%EB%FC%F2%EC%E8%ED%F3%F2%EA%E0 музыкальные паузы

29. http://music-pesni.com/mp3/песни+для+детей+в+гостях+у+сказки 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «В гости к сказкам» (для детей 2 младшей – средней группы)

Работаю во 2 младшей - средней группе, поэтому занятие и презентация к нему составлена для двух групп....

Конспект индивидуального занятия на тему "В гостях у сказки" для детей дошкольного возраста (4-5 лет) с расстройствами аутистического спектра.

В конспекте индивидуального занятия отражено как в процессе игр с детьми формируются основные приемы при лепки: вдавливание, сплющивание;  прямого и кругообразного  раскатывания  пласти...

«Круг общения» на тему «В гостях у сказки» для детей младшего дошкольного возраста.

laquo;Круг общения» на тему «В гостях у сказки» для детей младшего дошкольного возраста....

Конспект ООД по ФЭМП на тему: «В гостях у сказки» для детей среднего дошкольного возраста.

Конспект ООД по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста для закрепления знаний детей о количественном и порядковом счете, названий геометрических фигур....

Литературная викторина. Тема: «В гостях у сказки» для детей 6-7 лет.

Формирование интереса к русским народным сказкам....

План-конспект организации и проведения литературной викторины Тема: «В гостях у сказки»

Цель: Продолжить обогащать знания детей о сказках.Задачи:1.Образовательные: Формировать и закреплять знания детей  о названиях, авторах и героях детских сказок; показать детям удивительный мир ск...

Литературная викторина. Тема: “В гостях у сказки”.

Литературная викторина.Тема: “В гостях у сказки”.Цель: обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспит...