Познавательная деятельность. Конспект открытого занятия "Библиотека" старшая группа
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Книга – великое создание человеческой культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_biblioteka.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Муниципальное образование Динской района

«Детский сад № 9»

Старшая группа № 9

ЗАНЯТИЕ

«БИБЛИОТЕКА»

Овсяникова Светлана Владимировна

Воспитатель старшей группы № 9

353212  Краснодарский край, Динской район

ст. Нововеличковская, ул. Плеханова, 9

2015 год

Пояснительная записка

Чем дальше в будущее входим,

Тем  больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Вадим Шефнер

Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера — тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. Задача воспитателей в детском саду не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых. Прививать чувство благодарности к человеку за его труд. Расширять представления о малой Родине.

Книга – великое создание человеческой культуры, и самое главное в культуре любой страны – библиотеки. Д.С Лихачев говорил, что если вдруг погибнут все институты и университеты, то культуру можно будет восстановить по хорошо организованным библиотекам. Библиотеки необходимы, прежде всего, чтобы получать знания и заниматься самообразованием. Они нужны всем: от дошкольников до пенсионеров, от обычных студентов до именитых ученых. Ведь, как известно, кто владеет информацией, тот владеет миром.

Занятие направлено на обогащение представления детей о профессиях. Продолжении знакомить с культурными явлениями (библиотека, музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения. Формировании элементарных представлений об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства описанных в литературе (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.).

В период подготовке и ходе самого занятия мы с ребятами: провели тематическую неделю: «Удивительный мир книги»;  провели цикл бесед: «Где «живут» книги?», «Как вести себя в библиотеке», «Как правильно обращаться с книгой»; играли в сюжетно – ролевые игры: «Библиотека», «Магазин книг»; рассмотрели с детьми игровую ситуацию: «Если книга «заболела»; дети попробовали себя в роли художников – иллюстраторов (рисовали иллюстрации к любимым произведениям);  читали стихи, загадки, рассказы о книгах; привели в порядок свой книжный уголок: купили новые книги, подклеили старые.

Когда появилось телевидение, многие предрекали скорый конец театру и кино. С приходом в нашу жизнь интернета некоторые предсказывали ту же участь библиотекам. Но, к счастью, и те, и другие оказались неправы. Книга и в наш высокотехнологичный век остаётся одной из величайших ценностей для человека. А воспитание потребности в чтении, любви к книге — важнейшей задачей каждого педагога. В сотрудничестве с библиотекой задача эта решается легче и результативнее.

Цель:

Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности; достойных будущих граждан России; привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа; формировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учить детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.

Программное содержание: 

- познакомить детей с особенностями работы людей в библиотеке;

- воспитывать любовь к книге;

- бережное отношение к ней;

- уважение к труду работников библиотеки;

- формировать трудовые навыки.

- пополнять активный словарь детей: библиотека, библиотекарь, абонемент, читатели, переплет, страницы, обложка, иллюстрации.

Оборудование и материалы:

- детские книги;

- книги, нуждающиеся в ремонте;

- клей;

- ножницы;

- бумага;

- скотч.

Ход занятия

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

                                                           (Книга)

- Да, ребята, то книга. Давным-давно, когда люди еще не придумали бумагу, они высекали слова-значки (иероглифы) на камне, позже на глиняных дощечках, в Древнем Египте писали на папирусах – материале, сделанном из растения папирус, а в России в старые времена писали на бересте,  выделывали тонкую кожу – пергамент – и писали на ней. Но всегда все люди старались сохранить написанное: будь то глиняные дощечки, папирусы или пергамент. Сегодня люди записывают слова, мысли, истории на бумаге. Посмотрите, как выглядит современная книга.

Дети рассматривают  книги.

Воспитатель: Книги очень красиво оформлены. У каждой книги есть обложка, переплет, страницы. Картинки в книге называются «иллюстрации».

Дети рассматривают  иллюстрации.

Воспитатель: Во все времена люди относились к книге с большим уважением.

Как вы думаете, ребята, почему?

(Ответы детей)

- Потому что книга сопровождает человека всю жизнь. Маленькие дети впервые встречаются в книге со сказками, стихами, школьники учатся по книгам чтению, математик и многим другим предметам. В книгах записаны великие изобретения человека, разные истории и приключения. Книга учит людей добрым делам. Недаром в русской пословице говорится:

Книга подобна воде,

Дорогу пробьет везде.

- Для того чтобы узнать, про что рассказывается в книге, человек должен уметь читать. Потому люди с самого детства начинают учить буквы, складывать их в слоги, потом в слова. Многие из вас уже знают буквы, некоторые умеют их писать и читать. Это великое  умение, которое позволяет человеку становиться умным, образованным, узнавать много нового.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо к бабушке идти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!».

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай еще страницу!».

Не надо звать,

Не надо ждать.

А можно взять

И почитать!

                                                                                   В.Берестов

- Количество книг очень быстро растет, где же хранятся книги?

(Ответы детей: дома, в книжном магазине, в детском саду, в школе и т.д.)

- Правильно, но есть еще специальные дома для книг. Отгадайте загадку: 

Что за чудо – книжкин дом,

У каждой книжки место в нем.

                                                                                  (Библиотека)

- Это библиотека. В нашей станице тоже есть библиотеки. В них собрано огромное количество книг. С их помощью можно ответить на любой вопрос:

Кто такие динозавры?

И откуда льется дождь?

Почему на карте мира

Чудо-остров не найдешь?

                                                                             Л.Осипова

- Это, конечно, шутка, но в библиотеке найдутся любые книги: и сказки, и стихи, и загадки, и приключения. А какие книги любите вы? Какие любимые вами книги есть в нашей группе?

(Ответы детей)

- В библиотеке работает библиотекарь – человек, которые отвечает за все книги и знает о них все. Библиотекарь помогает детям выбирать нужную  книгу, заполняет на каждого читателя абонемент. Это карточка, в которую записывается название книги, указывается срок, на который человек может забрать книгу домой. После того как  человек её прочитает, он обязательно сдает её назад в библиотеку, чтобы как можно больше детей могли познакомиться с той книжкой. Так что получается, что библиотечные книги – это путешественницы, которые бывают в гостях у разных детей. Конечно, от такого частого использования книги страдают, ведь они сделаны из бумаги. Что может произойти с книгой?

(Ответы детей)

- Да, дети, иногда книги рвутся. Это бывает не только с библиотечными книгами, но и у нас в детском саду, и, наверное, такое бывает и у вас дома. Послушайте стишок по «больную книжку».

Заболела та книжка,

Изорвал её братишка.

Я больную пожалею,

Я возьму её и склею.

                                                             Б.Заходер

- О чем говориться в том стихотворении?

(Ответы детей) 

Давайте и мы с вами сегодня тоже «полечим» наши «больные» книжки. Что нам для этого понадобиться?

Воспитатель с детьми ремонтирует несколько книг. После окончания работы все вместе любуются «здоровой» книжкой, решают впредь обращаться с книгами бережно, аккуратно.

Итог  занятия

Воспитатель задает детям вопросы по содержанию занятия:

- Для чего людям книги?

- Как называется дом, где книги хранят и выдают людям на время, для прочтения?

- Кто там работает?

- Как надо обращаться с книгами?

Воспитатель: На этом наше занятие завершается, надеюсь, вам оно понравилось и теперь вы по другому будете смотреть на книги.

В конце занятия детям предлагается поиграть в сюжетно-ролевую игру «Библиотека».

Используемая литература:

  1. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» М., 2010.
  2. Г.А.Ковалева «Воспитание маленького гражданина….: Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2010.
  3. С.А.Козлова «Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по познавательной деятельности (ФЭМП) в старшей группе

данный конспект можно использовать для показа открытого мероприятия....

План - конспект открытого занятия по познавательной деятельности (ФЭМП) в подготовительной группе на тему: «Весёлые котята»

Цель: Продолжать развивать навыки ориентировки на листе бумаги.Задачи:  закреплять умения ориентироваться на плоскости, совершенствать счетные навыки, уточнить знания о геометрических фигурах...

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности во второй младшей группе «Кто такие домашние животные»

Цель. Обогащать представление детей о домашних животных, об уходе заними. Учить узнавать животных на картинке и среди игрушек, различатьзвуки, которые они издают. Активизировать словарь (домашние живо...

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У ВЕТЕРКА»

Упражнения дыхательной гимнастики для детей направлены в основном на укрепление дыхательной системы организма. При занятиях развивается дыхательная мускулатура, вырабатывается привычка делать вдохи и ...

Речевое развитие детей в процессе познавательной деятельности Конспект открытого занятия «Путешествие в страну сказок»

Задачи:формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего, воспитывать у...

Конспект занятия по познавательной деятельности "Осторожно- открытые окна"

Здесь можно найти конспект по познавательной деятельности...

Образовательная область "Познавательное развитие" Конспект открытого занятия по математике "Дашина полянка" с детьми второй младшей группы"

Интеграция образовательных областей6 познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие, физическое развитие.Цель: закрепление и систематизация элементарных математических ...