Познавательная деятельность. Конспект открытого занятия "Библиотека" старшая группа
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему
Книга – великое создание человеческой культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_biblioteka.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Муниципальное образование Динской района
«Детский сад № 9»
Старшая группа № 9
ЗАНЯТИЕ
«БИБЛИОТЕКА»
Овсяникова Светлана Владимировна
Воспитатель старшей группы № 9
353212 Краснодарский край, Динской район
ст. Нововеличковская, ул. Плеханова, 9
2015 год
Пояснительная записка
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шефнер
Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера — тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. Задача воспитателей в детском саду не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых. Прививать чувство благодарности к человеку за его труд. Расширять представления о малой Родине.
Книга – великое создание человеческой культуры, и самое главное в культуре любой страны – библиотеки. Д.С Лихачев говорил, что если вдруг погибнут все институты и университеты, то культуру можно будет восстановить по хорошо организованным библиотекам. Библиотеки необходимы, прежде всего, чтобы получать знания и заниматься самообразованием. Они нужны всем: от дошкольников до пенсионеров, от обычных студентов до именитых ученых. Ведь, как известно, кто владеет информацией, тот владеет миром.
Занятие направлено на обогащение представления детей о профессиях. Продолжении знакомить с культурными явлениями (библиотека, музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения. Формировании элементарных представлений об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства описанных в литературе (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.).
В период подготовке и ходе самого занятия мы с ребятами: провели тематическую неделю: «Удивительный мир книги»; провели цикл бесед: «Где «живут» книги?», «Как вести себя в библиотеке», «Как правильно обращаться с книгой»; играли в сюжетно – ролевые игры: «Библиотека», «Магазин книг»; рассмотрели с детьми игровую ситуацию: «Если книга «заболела»; дети попробовали себя в роли художников – иллюстраторов (рисовали иллюстрации к любимым произведениям); читали стихи, загадки, рассказы о книгах; привели в порядок свой книжный уголок: купили новые книги, подклеили старые.
Когда появилось телевидение, многие предрекали скорый конец театру и кино. С приходом в нашу жизнь интернета некоторые предсказывали ту же участь библиотекам. Но, к счастью, и те, и другие оказались неправы. Книга и в наш высокотехнологичный век остаётся одной из величайших ценностей для человека. А воспитание потребности в чтении, любви к книге — важнейшей задачей каждого педагога. В сотрудничестве с библиотекой задача эта решается легче и результативнее.
Цель:
Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности; достойных будущих граждан России; привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа; формировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учить детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
Программное содержание:
- познакомить детей с особенностями работы людей в библиотеке;
- воспитывать любовь к книге;
- бережное отношение к ней;
- уважение к труду работников библиотеки;
- формировать трудовые навыки.
- пополнять активный словарь детей: библиотека, библиотекарь, абонемент, читатели, переплет, страницы, обложка, иллюстрации.
Оборудование и материалы:
- детские книги;
- книги, нуждающиеся в ремонте;
- клей;
- ножницы;
- бумага;
- скотч.
Ход занятия
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
(Книга)
- Да, ребята, то книга. Давным-давно, когда люди еще не придумали бумагу, они высекали слова-значки (иероглифы) на камне, позже на глиняных дощечках, в Древнем Египте писали на папирусах – материале, сделанном из растения папирус, а в России в старые времена писали на бересте, выделывали тонкую кожу – пергамент – и писали на ней. Но всегда все люди старались сохранить написанное: будь то глиняные дощечки, папирусы или пергамент. Сегодня люди записывают слова, мысли, истории на бумаге. Посмотрите, как выглядит современная книга.
Дети рассматривают книги.
Воспитатель: Книги очень красиво оформлены. У каждой книги есть обложка, переплет, страницы. Картинки в книге называются «иллюстрации».
Дети рассматривают иллюстрации.
Воспитатель: Во все времена люди относились к книге с большим уважением.
Как вы думаете, ребята, почему?
(Ответы детей)
- Потому что книга сопровождает человека всю жизнь. Маленькие дети впервые встречаются в книге со сказками, стихами, школьники учатся по книгам чтению, математик и многим другим предметам. В книгах записаны великие изобретения человека, разные истории и приключения. Книга учит людей добрым делам. Недаром в русской пословице говорится:
Книга подобна воде,
Дорогу пробьет везде.
- Для того чтобы узнать, про что рассказывается в книге, человек должен уметь читать. Потому люди с самого детства начинают учить буквы, складывать их в слоги, потом в слова. Многие из вас уже знают буквы, некоторые умеют их писать и читать. Это великое умение, которое позволяет человеку становиться умным, образованным, узнавать много нового.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!».
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай еще страницу!».
Не надо звать,
Не надо ждать.
А можно взять
И почитать!
В.Берестов
- Количество книг очень быстро растет, где же хранятся книги?
(Ответы детей: дома, в книжном магазине, в детском саду, в школе и т.д.)
- Правильно, но есть еще специальные дома для книг. Отгадайте загадку:
Что за чудо – книжкин дом,
У каждой книжки место в нем.
(Библиотека)
- Это библиотека. В нашей станице тоже есть библиотеки. В них собрано огромное количество книг. С их помощью можно ответить на любой вопрос:
Кто такие динозавры?
И откуда льется дождь?
Почему на карте мира
Чудо-остров не найдешь?
Л.Осипова
- Это, конечно, шутка, но в библиотеке найдутся любые книги: и сказки, и стихи, и загадки, и приключения. А какие книги любите вы? Какие любимые вами книги есть в нашей группе?
(Ответы детей)
- В библиотеке работает библиотекарь – человек, которые отвечает за все книги и знает о них все. Библиотекарь помогает детям выбирать нужную книгу, заполняет на каждого читателя абонемент. Это карточка, в которую записывается название книги, указывается срок, на который человек может забрать книгу домой. После того как человек её прочитает, он обязательно сдает её назад в библиотеку, чтобы как можно больше детей могли познакомиться с той книжкой. Так что получается, что библиотечные книги – это путешественницы, которые бывают в гостях у разных детей. Конечно, от такого частого использования книги страдают, ведь они сделаны из бумаги. Что может произойти с книгой?
(Ответы детей)
- Да, дети, иногда книги рвутся. Это бывает не только с библиотечными книгами, но и у нас в детском саду, и, наверное, такое бывает и у вас дома. Послушайте стишок по «больную книжку».
Заболела та книжка,
Изорвал её братишка.
Я больную пожалею,
Я возьму её и склею.
Б.Заходер
- О чем говориться в том стихотворении?
(Ответы детей)
Давайте и мы с вами сегодня тоже «полечим» наши «больные» книжки. Что нам для этого понадобиться?
Воспитатель с детьми ремонтирует несколько книг. После окончания работы все вместе любуются «здоровой» книжкой, решают впредь обращаться с книгами бережно, аккуратно.
Итог занятия
Воспитатель задает детям вопросы по содержанию занятия:
- Для чего людям книги?
- Как называется дом, где книги хранят и выдают людям на время, для прочтения?
- Кто там работает?
- Как надо обращаться с книгами?
Воспитатель: На этом наше занятие завершается, надеюсь, вам оно понравилось и теперь вы по другому будете смотреть на книги.
В конце занятия детям предлагается поиграть в сюжетно-ролевую игру «Библиотека».
Используемая литература:
- Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» М., 2010.
- Г.А.Ковалева «Воспитание маленького гражданина….: Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2010.
- С.А.Козлова «Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по познавательной деятельности (ФЭМП) в старшей группе
данный конспект можно использовать для показа открытого мероприятия....
План - конспект открытого занятия по познавательной деятельности (ФЭМП) в подготовительной группе на тему: «Весёлые котята»
Цель: Продолжать развивать навыки ориентировки на листе бумаги.Задачи: закреплять умения ориентироваться на плоскости, совершенствать счетные навыки, уточнить знания о геометрических фигурах...
Конспект открытого занятия по познавательной деятельности во второй младшей группе «Кто такие домашние животные»
Цель. Обогащать представление детей о домашних животных, об уходе заними. Учить узнавать животных на картинке и среди игрушек, различатьзвуки, которые они издают. Активизировать словарь (домашние живо...
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У ВЕТЕРКА»
Упражнения дыхательной гимнастики для детей направлены в основном на укрепление дыхательной системы организма. При занятиях развивается дыхательная мускулатура, вырабатывается привычка делать вдохи и ...
Речевое развитие детей в процессе познавательной деятельности Конспект открытого занятия «Путешествие в страну сказок»
Задачи:формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего, воспитывать у...
Конспект занятия по познавательной деятельности "Осторожно- открытые окна"
Здесь можно найти конспект по познавательной деятельности...
Образовательная область "Познавательное развитие" Конспект открытого занятия по математике "Дашина полянка" с детьми второй младшей группы"
Интеграция образовательных областей6 познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие, физическое развитие.Цель: закрепление и систематизация элементарных математических ...