Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего возраста
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) на тему

Подойницына Елена Валерьевна

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (приобщение к художественной литературе) детей старшего дошкольного возраста в рамках муниципального конкурса "Учитель года - 2016"

Скачать:


Предварительный просмотр:

,Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Сказка» г. Холмска

муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

Конспект

организованной образовательной деятельности

по речевому развитию

(приобщение к художественной литературе)

детей старшего дошкольного возраста

                  в рамках муниципального конкурса «Учитель года-2016»

разработала: воспитатель МБДОУ д/с № 2«Сказка» Подойницына Елена Валерьевна

г. Холмск

2015

Тема: «Страна Фольклория»

Цель:  обогащение речи детей образными выражениями с использованием  малого фольклорного жанра

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»

Задачи: продолжать знакомить детей с произведениями малого фольклорного жанра - кладезя народной мудрости.   Побуждать их к использованию в речи пословиц, поговорок, потешек и т.д., интересоваться смыслом слова, употреблять слова с соответствии с их значением и целью высказывания. Воспитывать любовь и чуткое отношение к родному языку, чувство сопричастности с ним. Формировать умение обращать внимание на нравоучение, содержащееся в поговорке, извлекать нравственные уроки из сюжета сказки и поступков героев. Развивать у детей чувство юмора.

Предварительная работа: проведение занятий по ознакомлению с народными и авторским произведениями, чтение книги Н. Носова «Незнайка в цветочном городе», заучивание скороговорок, загадок, считалок.

Методические приемы: мультимедийное    и музыкальное сопровождение, создание проблемных и игровых ситуаций, загадывание загадок, внезапное появление объектов, вопросы к детям, пояснения, педагогическая оценка, упражнения, элементы оздоровительной терапии: пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска, иллюстрации, подушки-думки (для «привала»)

Словарная работа: фольклор, потешки, пословицы, поговорки, заклички, скороговорки, загадки, припечёт, глядеть не велит.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент: воспитатель с детьми заходят в группу под музыку.  Ребята, мне очень приятно с вами сегодня встретиться. Какие у вас всех приветливые и доброжелательные лица.  

         Воспитатель: (звучит продолжение музыки):

Доброе утро  солнцу и птицам.     И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро улыбчивым лицам.        Пусть доброе утро длится до вечера!

- Давайте, ребята все вместе скажем нашим гостям: «Доброе утро, гости дорогие!».

 Дети повторяют за воспитателем, обращаясь к гостям: «Доброе утро, гости дорогие!» (музыка заканчивается).

1. Вводная часть: – Ребята, у нас в гостях сегодня Незнайка. Он приехал в наш детский сад из далёкого Цветочного города. А что его привело сюда, я сейчас перескажу. Дело в том, что его друзья коротышки, друг другу рассказывают о каком- то «фольклоре». А что такое фольклор, они толком и не знают. Уж больно хочется ему блеснуть своими знаниями перед своим приятелем Знайкой.

Воспитатель: (обращаясь к Незнайке) Я права, Незнайка? (обращаясь к детям) Я пообещала, что мы вместе с вами попробуем во всём разобраться.  Вы согласны? Тогда я вам предлагаю отправиться в далёкую страну Фольклорию, для изучения этого самого загадочного фольклора. (покружись, покружись в стране фольклора окажись).

Воспитатель: Вот мы и оказались в стране Фольклории. Дело в том, Незнайка, что наши ребята тоже мало что знают об этой удивительной стране, хотя они и знакомы с её жителями. Вот в этом мы сейчас и убедимся. Садитесь поудобнее, внимательно послушайте мой рассказ.

Рассказ воспитателя: В те далёкие времена не было электричества, телевизора не было и народ вечерами развлекал себя и своих детей тем, что рассказывали разные интересные истории из жизни добавляя в них немного «волшебства», а уже в наше время их стали называть сказками. Фольклор – слово немецкое, а в переводе на руссобозначает «народ». Значит мы с вами попали в народную страну. Страна Фольклория – это замечательная, удивительная и очень огромная страна, в которой обитают особенные жители: не только сказки, но и поговорки, пословицы, потешки, заклички, песенки, скороговорки, чистоговорки, пестушки, загадки. Как вы думаете, где можно встретить жителей этой особенной страны?

Дети: в книгах, мультфильмах.

Воспитатель: сейчас, Незнайка, мы попробуем рассказать тебе о некоторых из них. Отправляемся на экскурсию на улицу «Сказочную».

 - (Обращаясь к детям) ребята, вы любите сказки? Какие ваши любимые сказки?

Дети: да! (перечисляют свои любимые сказки)

Воспитатель: ребята, а вы знаете что сказки бывают разные: волшебные и почти без волшебства, сказки о животных, о посуде, о растениях, о жизни людей в стародавние времена. Давайте вспомним названия волшебных сказок.

Дети: «Царевна-лягушка», «Финист – ясный сокол», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый волк» и т.д.

Воспитатель: как вы думаете, чему учат сказки?

Дети: добру, справедливости, храбрости, взаимопомощи, терпению, преданности, благородству, верности данному слову….

Воспитатель: правильно, все события в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытывать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным

Пусть герои наших сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

Воспитатель: а отправляемся с вами дальше, на улицу «Загадочную». (переходим к следующему стенду). Сейчас мы поговорим о загадках. Я вам загадаю несколько загадок, а вы не просто угадаете предметы, а скажете, какими интересными словами и выражениями говорится о них.

Доброе, хорошее                      Растёт она вниз головою,

На людей глядит,                     Не летом растёт, а зимою.

А людям на себя                      Но солнце её припечёт –

Глядеть не велит.                    Заплачет она и умрёт.

(Солнце)                                         (Сосулька)

Вопросы к детям: - какими словами описано солнышко в этой загадке?

- А как вы понимаете словосочетание «глядеть не велит»?

- Какие слова этой загадки показались вам интересными?

- Почему сосульки растут «вниз головою»?

Воспитатель: (обращаясь к Незнайке) ну что, Незнайка, понравилась тебе улица «Загадочная»?

Ну а сейчас, предлагаю отправиться на улицу «Разговорную». Поиграем и поговорим о пословицах и поговорках.

Рассказ воспитателя: пословица короткое предложение со смыслом, а поговорка это просто словосочетание.

Например: пословица «Мал золотник да дорог»; поговорка «Мал, да удал!»

Пословица содержит примету, предостережение или наставление. «Не зная броду, не суйся в воду». Поговорка просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами.

Предлагаю поиграть.

Дидактическая игра «Скажи по другому»

Воспитатель: я буду называть поговорку, а вы её переделайте так, чтобы она звучала одним словом.

Выражения: «Не по дням, а по часам» ---------- (быстро)

«Сидеть, сложа руки»     ----------- (лениться)

«Держать слово»            ------------ (не обманывать)

«Дрожит, как осиновый лист»    ----------- (замёрз или боится)

«Остаться с носом» ----------------- (быть обманутым)

Физкультминутка

Летели две птички,         имитация движения крыльев

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,            присесть, сложить «крылья»

Все люди дивились.

Воспитатель: ребята, на улице «Разговорной» живут пословицы и поговорки и о дружбе и смелости, о лени и трудолюбии. (рассматривание иллюстраций). Кто из вас знает пословицы о смелости?   О дружбе?  О труде?

Ответы детей.

Воспитатель: а есть ещё такие пословицы:

«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

«Большой говорун – плохой работник».

«Одна пчела много мёда не наносит».

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

«Сделал дело – гуляй смело».

А сейчас я предлагаю вам немного пофантазировать и придумать свою сказку к любой знакомой вам пословице или поговорке.

(Воспитатель выслушивает детские истории).

Воспитатель: ну вот и закончилось наше путешествие по улицам страны Фольклории и нам пора возвращаться в детский сад.

Незнайка, ты всё понял о фольклоре?  Ребята, давайте напомним Незнайке:

  • Что такое фольклор?
  • А что такое сказка?
  • Чему учит пословица?
  • Для чего нужна поговорка?

В заключении воспитатель предлагает раскраски с сюжетом  к той или иной пословице. Это для того, чтобы затем собрать их в книжку.

 

ГЕРОИ СКАЗОК - ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Тема «Герои сказок»

Цели:

Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора, по описанию отгадывать героя. Развивать внимание, мышление, креативные способности детей.

Оборудование:

Кроссворд, жетоны, письмо от «Сказочных героев», посылка с «волшебными кружочками», медальки.

Ход образовательной деятельности :

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, нам прислали посылку сказочные герои. Посмотрим, что они прислали? Герои сказок предлагают нам поучаствовать в весёлой игре. Придумайте название своей команде, чтобы оно было красочным и сказочным, например: «Сказочники».

Воспитатель:

- Нас ожидают с вами задания, которые нам прислали вот в этой посылке герои из сказок. За каждое правильно выполненное задание команда получает жетон, победит та команда, у которой окажется больше всего жетонов.

Воспитатель:

- Послушайте 1-ое задание: «Отгадайте название сказки по короткому отрывку».

1) Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла…

Воспитатель: - Что это за сказка? (Федорино горе). Кто её написал? (К.И. Чуковский).

2). В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью «Каланча».
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.

Воспитатель:

- Кто угадал название сказки? (Дядя Степа). Кто её написал? (С. Михалков).

3). Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.

Воспитатель:

- Как называется эта сказка? (Сказка о глупом мышонке). Кто её написал? (С.Я. Маршак).

4). Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.

Воспитатель:

- Что это за сказка? (Сказка о попе и о работнике его балде). Кто написал её? (А.С. Пушкин).

5). Жила была женщина; ей страх как хотелось иметь ребеночка, да где его взять? И вот она отправилась к одной старой колдунье и сказала ей: - Мне так хочется иметь ребеночка; не скажешь ли ты, где мне его взять? Отчего же! сказала колдунья. Вот тебе ячменное зерно; это не простое зерно, не из тех, что растут у крестьян на полях или что бросают курам; посади-ка его в цветочный горшок, увидишь, что будет!

Воспитатель:

- Кто угадал сказку, как она называется? Кто автор сказки?

6). Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

Воспитатель:

- Кто знает название сказки? (Сказка о рыбаке и рыбке). Кто автор сказки? (А.С. Пушкин).

Воспитатель:

- Молодцы, каждая команда справилась с первым заданием. А сейчас вам предстоит выполнить следующее задание: отгадать загадки. За каждую отгаданную загадку команда получает жетон.

1) На ветвях сидит не птица,
А сидит краса девица.
Сладким голосом поет
Над рекою в чаще:
Околдует, зазовет
И на дно утащит.

2) Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил:
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил.

3) Он хозяина любил,
Верно, он ему служил.
Сапоги носил и злого
Людоеда победил.

4) Чуть женой крота не стала
И усатого жука!
Вместе с ласточкой летала
Высоко под облака.

5) В золотых цветах лужайка,
Солнце светит в синеве.
Что любил носить Незнайка
У себя на голове?

6) Красный, пузатый,
В семье огородной
«Сеньором» себя
Называет он гордо.
Напрасно он злится,
Напрасно грозится:
Его Чипполино
Совсем не боится.

7) Много серебра и злата
В сундуках своих он прятал.
В мрачном он дворце живет
И чужих невест крадет.

8) С ним Малыш знаком давно,
Он к нему влетел в окно.

9) Стрела у Ивана,
Как птица в полете.
Жена у Ивана
Живет на болоте. Кто?

10). В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.

Воспитатель:

- Вижу, вы хорошо знаете сказки, каждая команда отгадала много загадок, тем самым справились с заданием.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель:

- А сейчас посмотрите на доску, какое задание приготовили вам сказочные герои? (кроссворд). - Верно, если правильно имена веселых человечков назовёте, то сможете узнать какая книга у них самая  любимая. Кроссворд «Герои сказок»

Воспитатель:

- Молодцы вы отгадали кроссворд, знаете много сказок, их героев. На этом наше путешествие подошло к концу. Сейчас каждая команда подсчитает жетоны и мы узнаем победителей.

- У нас победила дружба. Герои из сказок за ваше участие приготовили вам небольшие сувениры. Каждый из вас получает медальки «Знаток сказок».

Воспитатель: Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

(загадывает загадки, дети находят среди игрушек отгадку и показывают ее)

1. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

Снегурочка

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая?

Баба-Яга

3. У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

Гуси-лебеди

4. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей?

Царевна лягушка

5. Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

Репка

6. На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей.

Колобок

7. Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.

Козлята

Воспитатель: Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Все картинки перепутал

Сказки все мои он спутал

Пазлы вы должны собрать

Сказку русскую назвать!

(Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.

Сказки: Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Марья Моревна, Свет-Луна, Снегурочка.

 Воспитатель в это время читает стих:

Трудно сказочку сложить,

Но не надо нам тужить.

Дружно, смело и умело

С вами мы взялись за дело!

Воспитатель: Молодцы! Сложить сумели!

Проделки Кощея преодолели!

А сейчас вы разделитесь

В две команды становитесь.

Будем сказки вспоминать,

Будем в сказки мы играть.

Сказку «Репка» посмотрите

И героям помогите.

Репку надо им достать,

Кто за кем, где должен встать?

Это сказка «Теремок»

Он не низок, не высок.

И жильцов своих всех ждет,

Кто за кем сюда придет?

(Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка»)

Быстро справиться сумели,

И на стулья тихо сели.

Воспитатель: За руки умелые,

За ум и смекалку

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался

Подарок свой всем сейчас покажу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Весна»

Цель: Уточнить знания детей о весне, пробуждении природы ото сна, жизни животного и растительного мира в весенний период.Интеграция образовательных областей:Познание: Обобщить и систематизироват...

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию детей старшего возраста "Спасательная операция золотой рыбки"

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по развитию речевых навыков и умений по теме "Морские обитатели"....

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: игра – путешествие по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о городе.Задачи:Образовательные:расширять и закреплять представления детей о родном городе и его достопримечательностях;расширять...