Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего возраста
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) на тему
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (приобщение к художественной литературе) детей старшего дошкольного возраста в рамках муниципального конкурса "Учитель года - 2016"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 90.04 КБ |
Предварительный просмотр:
,Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 «Сказка» г. Холмска
муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
Конспект
организованной образовательной деятельности
по речевому развитию
(приобщение к художественной литературе)
детей старшего дошкольного возраста
в рамках муниципального конкурса «Учитель года-2016»
разработала: воспитатель МБДОУ д/с № 2«Сказка» Подойницына Елена Валерьевна
г. Холмск
2015
Тема: «Страна Фольклория»
Цель: обогащение речи детей образными выражениями с использованием малого фольклорного жанра
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»
Задачи: продолжать знакомить детей с произведениями малого фольклорного жанра - кладезя народной мудрости. Побуждать их к использованию в речи пословиц, поговорок, потешек и т.д., интересоваться смыслом слова, употреблять слова с соответствии с их значением и целью высказывания. Воспитывать любовь и чуткое отношение к родному языку, чувство сопричастности с ним. Формировать умение обращать внимание на нравоучение, содержащееся в поговорке, извлекать нравственные уроки из сюжета сказки и поступков героев. Развивать у детей чувство юмора.
Предварительная работа: проведение занятий по ознакомлению с народными и авторским произведениями, чтение книги Н. Носова «Незнайка в цветочном городе», заучивание скороговорок, загадок, считалок.
Методические приемы: мультимедийное и музыкальное сопровождение, создание проблемных и игровых ситуаций, загадывание загадок, внезапное появление объектов, вопросы к детям, пояснения, педагогическая оценка, упражнения, элементы оздоровительной терапии: пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска, иллюстрации, подушки-думки (для «привала»)
Словарная работа: фольклор, потешки, пословицы, поговорки, заклички, скороговорки, загадки, припечёт, глядеть не велит.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент: воспитатель с детьми заходят в группу под музыку. Ребята, мне очень приятно с вами сегодня встретиться. Какие у вас всех приветливые и доброжелательные лица.
Воспитатель: (звучит продолжение музыки):
Доброе утро солнцу и птицам. И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро улыбчивым лицам. Пусть доброе утро длится до вечера!
- Давайте, ребята все вместе скажем нашим гостям: «Доброе утро, гости дорогие!».
Дети повторяют за воспитателем, обращаясь к гостям: «Доброе утро, гости дорогие!» (музыка заканчивается).
1. Вводная часть: – Ребята, у нас в гостях сегодня Незнайка. Он приехал в наш детский сад из далёкого Цветочного города. А что его привело сюда, я сейчас перескажу. Дело в том, что его друзья коротышки, друг другу рассказывают о каком- то «фольклоре». А что такое фольклор, они толком и не знают. Уж больно хочется ему блеснуть своими знаниями перед своим приятелем Знайкой.
Воспитатель: (обращаясь к Незнайке) Я права, Незнайка? (обращаясь к детям) Я пообещала, что мы вместе с вами попробуем во всём разобраться. Вы согласны? Тогда я вам предлагаю отправиться в далёкую страну Фольклорию, для изучения этого самого загадочного фольклора. (покружись, покружись в стране фольклора окажись).
Воспитатель: Вот мы и оказались в стране Фольклории. Дело в том, Незнайка, что наши ребята тоже мало что знают об этой удивительной стране, хотя они и знакомы с её жителями. Вот в этом мы сейчас и убедимся. Садитесь поудобнее, внимательно послушайте мой рассказ.
Рассказ воспитателя: В те далёкие времена не было электричества, телевизора не было и народ вечерами развлекал себя и своих детей тем, что рассказывали разные интересные истории из жизни добавляя в них немного «волшебства», а уже в наше время их стали называть сказками. Фольклор – слово немецкое, а в переводе на руссобозначает «народ». Значит мы с вами попали в народную страну. Страна Фольклория – это замечательная, удивительная и очень огромная страна, в которой обитают особенные жители: не только сказки, но и поговорки, пословицы, потешки, заклички, песенки, скороговорки, чистоговорки, пестушки, загадки. Как вы думаете, где можно встретить жителей этой особенной страны?
Дети: в книгах, мультфильмах.
Воспитатель: сейчас, Незнайка, мы попробуем рассказать тебе о некоторых из них. Отправляемся на экскурсию на улицу «Сказочную».
- (Обращаясь к детям) ребята, вы любите сказки? Какие ваши любимые сказки?
Дети: да! (перечисляют свои любимые сказки)
Воспитатель: ребята, а вы знаете что сказки бывают разные: волшебные и почти без волшебства, сказки о животных, о посуде, о растениях, о жизни людей в стародавние времена. Давайте вспомним названия волшебных сказок.
Дети: «Царевна-лягушка», «Финист – ясный сокол», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый волк» и т.д.
Воспитатель: как вы думаете, чему учат сказки?
Дети: добру, справедливости, храбрости, взаимопомощи, терпению, преданности, благородству, верности данному слову….
Воспитатель: правильно, все события в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытывать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным
Пусть герои наших сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло.
Воспитатель: а отправляемся с вами дальше, на улицу «Загадочную». (переходим к следующему стенду). Сейчас мы поговорим о загадках. Я вам загадаю несколько загадок, а вы не просто угадаете предметы, а скажете, какими интересными словами и выражениями говорится о них.
Доброе, хорошее Растёт она вниз головою,
На людей глядит, Не летом растёт, а зимою.
А людям на себя Но солнце её припечёт –
Глядеть не велит. Заплачет она и умрёт.
(Солнце) (Сосулька)
Вопросы к детям: - какими словами описано солнышко в этой загадке?
- А как вы понимаете словосочетание «глядеть не велит»?
- Какие слова этой загадки показались вам интересными?
- Почему сосульки растут «вниз головою»?
Воспитатель: (обращаясь к Незнайке) ну что, Незнайка, понравилась тебе улица «Загадочная»?
Ну а сейчас, предлагаю отправиться на улицу «Разговорную». Поиграем и поговорим о пословицах и поговорках.
Рассказ воспитателя: пословица короткое предложение со смыслом, а поговорка это просто словосочетание.
Например: пословица «Мал золотник да дорог»; поговорка «Мал, да удал!»
Пословица содержит примету, предостережение или наставление. «Не зная броду, не суйся в воду». Поговорка просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами.
Предлагаю поиграть.
Дидактическая игра «Скажи по другому»
Воспитатель: я буду называть поговорку, а вы её переделайте так, чтобы она звучала одним словом.
Выражения: «Не по дням, а по часам» ---------- (быстро)
«Сидеть, сложа руки» ----------- (лениться)
«Держать слово» ------------ (не обманывать)
«Дрожит, как осиновый лист» ----------- (замёрз или боится)
«Остаться с носом» ----------------- (быть обманутым)
Физкультминутка
Летели две птички, имитация движения крыльев
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились, присесть, сложить «крылья»
Все люди дивились.
Воспитатель: ребята, на улице «Разговорной» живут пословицы и поговорки и о дружбе и смелости, о лени и трудолюбии. (рассматривание иллюстраций). Кто из вас знает пословицы о смелости? О дружбе? О труде?
Ответы детей.
Воспитатель: а есть ещё такие пословицы:
«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».
«Большой говорун – плохой работник».
«Одна пчела много мёда не наносит».
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
«Сделал дело – гуляй смело».
А сейчас я предлагаю вам немного пофантазировать и придумать свою сказку к любой знакомой вам пословице или поговорке.
(Воспитатель выслушивает детские истории).
Воспитатель: ну вот и закончилось наше путешествие по улицам страны Фольклории и нам пора возвращаться в детский сад.
Незнайка, ты всё понял о фольклоре? Ребята, давайте напомним Незнайке:
- Что такое фольклор?
- А что такое сказка?
- Чему учит пословица?
- Для чего нужна поговорка?
В заключении воспитатель предлагает раскраски с сюжетом к той или иной пословице. Это для того, чтобы затем собрать их в книжку.
ГЕРОИ СКАЗОК - ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Тема «Герои сказок»
Цели:
Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора, по описанию отгадывать героя. Развивать внимание, мышление, креативные способности детей.
Оборудование:
Кроссворд, жетоны, письмо от «Сказочных героев», посылка с «волшебными кружочками», медальки.
Ход образовательной деятельности :
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, нам прислали посылку сказочные герои. Посмотрим, что они прислали? Герои сказок предлагают нам поучаствовать в весёлой игре. Придумайте название своей команде, чтобы оно было красочным и сказочным, например: «Сказочники».
Воспитатель:
- Нас ожидают с вами задания, которые нам прислали вот в этой посылке герои из сказок. За каждое правильно выполненное задание команда получает жетон, победит та команда, у которой окажется больше всего жетонов.
Воспитатель:
- Послушайте 1-ое задание: «Отгадайте название сказки по короткому отрывку».
1) Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла…
Воспитатель: - Что это за сказка? (Федорино горе). Кто её написал? (К.И. Чуковский).
2). В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью «Каланча».
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.
Воспитатель:
- Кто угадал название сказки? (Дядя Степа). Кто её написал? (С. Михалков).
3). Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Воспитатель:
- Как называется эта сказка? (Сказка о глупом мышонке). Кто её написал? (С.Я. Маршак).
4). Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
Воспитатель:
- Что это за сказка? (Сказка о попе и о работнике его балде). Кто написал её? (А.С. Пушкин).
5). Жила была женщина; ей страх как хотелось иметь ребеночка, да где его взять? И вот она отправилась к одной старой колдунье и сказала ей: - Мне так хочется иметь ребеночка; не скажешь ли ты, где мне его взять? Отчего же! сказала колдунья. Вот тебе ячменное зерно; это не простое зерно, не из тех, что растут у крестьян на полях или что бросают курам; посади-ка его в цветочный горшок, увидишь, что будет!
Воспитатель:
- Кто угадал сказку, как она называется? Кто автор сказки?
6). Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Воспитатель:
- Кто знает название сказки? (Сказка о рыбаке и рыбке). Кто автор сказки? (А.С. Пушкин).
Воспитатель:
- Молодцы, каждая команда справилась с первым заданием. А сейчас вам предстоит выполнить следующее задание: отгадать загадки. За каждую отгаданную загадку команда получает жетон.
1) На ветвях сидит не птица,
А сидит краса девица.
Сладким голосом поет
Над рекою в чаще:
Околдует, зазовет
И на дно утащит.
2) Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил:
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил.
3) Он хозяина любил,
Верно, он ему служил.
Сапоги носил и злого
Людоеда победил.
4) Чуть женой крота не стала
И усатого жука!
Вместе с ласточкой летала
Высоко под облака.
5) В золотых цветах лужайка,
Солнце светит в синеве.
Что любил носить Незнайка
У себя на голове?
6) Красный, пузатый,
В семье огородной
«Сеньором» себя
Называет он гордо.
Напрасно он злится,
Напрасно грозится:
Его Чипполино
Совсем не боится.
7) Много серебра и злата
В сундуках своих он прятал.
В мрачном он дворце живет
И чужих невест крадет.
8) С ним Малыш знаком давно,
Он к нему влетел в окно.
9) Стрела у Ивана,
Как птица в полете.
Жена у Ивана
Живет на болоте. Кто?
10). В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
Воспитатель:
- Вижу, вы хорошо знаете сказки, каждая команда отгадала много загадок, тем самым справились с заданием.
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Воспитатель:
- А сейчас посмотрите на доску, какое задание приготовили вам сказочные герои? (кроссворд). - Верно, если правильно имена веселых человечков назовёте, то сможете узнать какая книга у них самая любимая.
Воспитатель:
- Молодцы вы отгадали кроссворд, знаете много сказок, их героев. На этом наше путешествие подошло к концу. Сейчас каждая команда подсчитает жетоны и мы узнаем победителей.
- У нас победила дружба. Герои из сказок за ваше участие приготовили вам небольшие сувениры. Каждый из вас получает медальки «Знаток сказок».
Воспитатель: Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
(загадывает загадки, дети находят среди игрушек отгадку и показывают ее)
1. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Снегурочка
2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?
Баба-Яга
3. У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят
Гуси-лебеди
4. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
Царевна лягушка
5. Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.
Репка
6. На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей.
Колобок
7. Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
Козлята
Воспитатель: Все загадки отгадали и героев всех назвали.
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!
(Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.
Сказки: Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Марья Моревна, Свет-Луна, Снегурочка.
Воспитатель в это время читает стих:
Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить.
Дружно, смело и умело
С вами мы взялись за дело!
Воспитатель: Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
А сейчас вы разделитесь
В две команды становитесь.
Будем сказки вспоминать,
Будем в сказки мы играть.
Сказку «Репка» посмотрите
И героям помогите.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?
Это сказка «Теремок»
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет,
Кто за кем сюда придет?
(Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка»)
Быстро справиться сумели,
И на стулья тихо сели.
Воспитатель: За руки умелые,
За ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарок свой всем сейчас покажу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Весна»
Цель: Уточнить знания детей о весне, пробуждении природы ото сна, жизни животного и растительного мира в весенний период.Интеграция образовательных областей:Познание: Обобщить и систематизироват...

Конспект организованной образовательной деятельности социально –коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Откуда хлеб пришел?...

Конспект организованной образовательной деятельности социально –коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Откуда хлеб пришел?...

Конспект организованной образовательной деятельности социально –коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Откуда хлеб пришел?...

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию детей старшего возраста "Спасательная операция золотой рыбки"
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по развитию речевых навыков и умений по теме "Морские обитатели"....

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия в музей»
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Экскурсия в музей"...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: игра – путешествие по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о городе.Задачи:Образовательные:расширять и закреплять представления детей о родном городе и его достопримечательностях;расширять...