«Организация мини – библиотеки в подготовительной группе "
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Процесс общения ребенка с книгой – это процесс становления в нем личности. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное, эстетическое, речевое развитие ребенка. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и отношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Книга нужна дошкольнику, чтобы увидеть весь многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним, а иногда и погрустить.
В подготовительной группе передо мной стояла задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению и формирования будущего читателя. Начать такую работу я решила с создания в группе мини – библиотеки «Страна знаний». Я разместила её в речевом центре, там были созданы все необходимые условия для приятого времяпровождения: это и удобная мягкая мебель, стеллаж для книг, а так же просторная книжная тумбочка, ширма для уединения.
Изучив рекомендуемую по программе художественную литературу и предстоящие тематические недели , отобрала книги для библиотеки. К сожалению, часть литературы я не смогла найти, тогда я решила обратиться к родителям с просьбой изготовить книжки – самоделки вместе с детьми дома и пополнить ими нашу библиотечную полочку.
В работе над созданием книг принимали участие семья: Никитиных, Прокофьевых, Ягодкины, Трусовы, Марковы, Зайцевы. На полках появились следующие произведения и сказки: «Иван – царевич и серый волк», «Илья Муромец и другие былины о русских богатырях», «Сказка о старой вазе», «Хлебный голос», «Стихи о ярмарке», «Пословицы и поговорки о доме», «Сборник стихов русских поэтов».
Так же можно найти в библиотеке отдельные произведения и собрания сочинений известных русских писателей, сказки разных народов мира, стихи.
Для того, что бы дети увидели, что это не просто полка с книжками, а действительно мини – библиотека, я решила завести на каждого ребёнка красочный формуляр с фотографией, картотеку разместила рядом с книжной полкой. Сюда можно заглянуть в любой момент, чтобы почитать, посмотреть книжки, или просто отдохнуть.
Как мы знаем, в библиотеках проходят много разных мероприятий, и наша групповая библиотека не стала исключением. Каждый день мы знакомим ребят с новым произведением, его автором, помогаем развить воображение, память и речь. После прочтения художественных произведений мы с детьми детально анализируем художественные произведения, проводим беседы, разбираем поступки персонажей, даём оценку их действиям.
Дети очень любят рисовать, поэтому легко согласились принять участие в создании выставки рисунков «Мой любимый литературный герой». Так наша библиотека была украшена яркими рисунками с изображением : «Мойдодыра», «Богарыря Ильямуромца», «Чебурашки и Гены крокодила», «Дюймовочки», «Буратино», «Белоснежки», «Золотой рыбки».
Надо отметить, каждую неделю в библиотеке проходила смена художественных произведений, но не всегда книги были в хорошем состоянии, часто им требовался ремонт. Тогда я решила создать «Книжную больницу». В удобную коробочку положила полоски цветной бумаги, клей, скоч, ножницы, кисточки, клеёночки, тряпочки. В вечернее время провела с детьми беседу о бережном обращении с книгой, а так же организовала мастер – классы по ремонту и реставрации книг.
Интересной оказалась и викторина, по мотивам сказок. Ребятам предлагалось отгадать загадки, назвать сказочных героев, рассказать, что перепутал писатель. В свободное время дети самостоятельно создавали коллективную композицию, используя природный материал: шишки, веточки, листья, деревьев. Ребята лепили: лисичку – сестричку, зайчика – побегайчика, медведя – батюшку.
Новая библиотека понравилась ребятам, заинтересовала их, я заметила, что дети стали аккуратней и бережней обращаться с книгами, делились впечатлениями, вели себя более сдержанно.
В целях поддержки и развития интереса к книгам была запланирована и проведена непосредственная образовательная деятельность «История возникновения книги». Ребята узнали о старинных способах передачи информации: это и верёвочное письмо, наскальные изображения, берестяные послания, а так же познакомились с современными технологиями по изготовлению книг.
По инициативе детей в библиотеке в один из вечеров была организованна «Литературная гостиная». Слушателей и гостей дети разместили на удобном диване и кресле, а участники с удовольствием читали стихи о родном городе, Хохломской росписи и семёновской матрёшке.
В родительском уголке и на сайте были размещены консультации «Развитие речи детей через чтение художественной литературы», «Читаем книги вместе с детьми», «Картотека интересных книг для детей». Ежедневно велась просветительская работа по данным темам.
Создание нашей библиотеки во многом носит характер экспериментальной деятельности, однако ее работа уже дает положительные результаты: меняется отношение детей к книге, они испытывают удовольствие от прослушивания литературных произведений, охотно принимают участие в театральных играх, сюжетно – ролевых.
В дальнейшем я планирую систематически обновлять экспозицию книг в связи с тематическими неделями, а так же дальше сотрудничать с родителями, по вопросам повышения интереса к книгам и формирования будущего читателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культурно-образовательный проект "Моя первая домашняя библиотека" для подготовительной группы.
Формирование читательской культуры у дошкольников, стимулирование семейного чтения при помощи культурно-образовательного проекта....
Конспект руководства сюжетно-ролевой игрой «Библиотека» в подготовительной группе
Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Создание интереса к работе в библиотеке. Пробуждение у детей интереса и любви к книгам, бережного к ним отношения....
Сценарий экскурсии в детскую библиотеку для подготовительной группы.
Сценарий экскурсии в библиотеку...
Конспект экскурсии в библиотеку для подготовительной группы
Конспект экскурсии в библиотеку для подготовительной группы...
Организация мини – музея в старшей группе «Я – экскурсовод» (в мини – музее «Животные Севера»)
Цель:Уточнить и систематизировать знания детей об особенностях природы и жизни животных и птиц Крайнего севера.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с особенностями природы Крайнего севера.- расш...
Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)
Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой. Задачи: Образовательные: Р...
Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)
Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой. Задачи: Образовательные: Р...