«Организация мини – библиотеки в подготовительной группе "
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Пайкова Татьяна Николаевна

Процесс общения ребенка с книгой – это процесс становления в нем личности. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное, эстетическое, речевое  развитие ребенка. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и отношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Книга нужна дошкольнику, чтобы увидеть весь многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним, а иногда и погрустить.

В подготовительной группе передо мной стояла задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению и  формирования будущего читателя. Начать такую работу я решила с создания в группе мини – библиотеки «Страна знаний».  Я  разместила её в речевом центре, там  были созданы все необходимые условия для приятого времяпровождения: это и удобная мягкая мебель, стеллаж для книг, а так же просторная  книжная тумбочка, ширма для уединения.

Изучив рекомендуемую по программе художественную литературу и предстоящие  тематические  недели , отобрала  книги для библиотеки.  К сожалению,  часть литературы  я не смогла найти, тогда я решила обратиться к родителям с просьбой изготовить книжки – самоделки вместе с детьми дома и пополнить ими нашу библиотечную полочку.

В работе над созданием книг принимали участие семья: Никитиных, Прокофьевых, Ягодкины, Трусовы, Марковы, Зайцевы. На полках появились следующие произведения и сказки: «Иван – царевич и серый волк», «Илья Муромец и другие былины о русских  богатырях», «Сказка о старой вазе», «Хлебный голос», «Стихи о ярмарке», «Пословицы и поговорки о доме», «Сборник стихов русских поэтов».

Так же можно  найти  в библиотеке отдельные произведения и собрания сочинений известных русских писателей, сказки разных народов мира, стихи.

Для того, что бы дети увидели, что это не просто полка с книжками, а действительно мини – библиотека, я решила завести на каждого ребёнка красочный формуляр с фотографией, картотеку разместила рядом с книжной полкой. Сюда можно заглянуть в любой момент, чтобы почитать, посмотреть книжки, или просто отдохнуть.

Как мы знаем, в библиотеках проходят много разных мероприятий, и наша групповая библиотека не стала исключением. Каждый день мы знакомим ребят с новым произведением, его автором, помогаем развить воображение, память и  речь. После прочтения художественных произведений мы с детьми детально анализируем художественные произведения, проводим беседы, разбираем поступки персонажей, даём оценку их действиям.

 Дети очень любят рисовать, поэтому легко согласились принять участие в создании выставки рисунков  «Мой любимый литературный герой».  Так  наша библиотека была украшена  яркими рисунками с изображением : «Мойдодыра», «Богарыря  Ильямуромца», «Чебурашки и Гены крокодила», «Дюймовочки», «Буратино», «Белоснежки», «Золотой рыбки».

Надо отметить, каждую неделю  в библиотеке проходила смена художественных произведений, но не всегда книги были в хорошем состоянии, часто им требовался ремонт.  Тогда я решила создать «Книжную больницу». В удобную  коробочку  положила  полоски цветной бумаги, клей, скоч, ножницы, кисточки, клеёночки, тряпочки. В вечернее время провела с детьми беседу о бережном обращении с книгой, а  так же организовала мастер – классы по ремонту  и реставрации книг.

Интересной оказалась и  викторина, по мотивам сказок.  Ребятам предлагалось отгадать загадки, назвать сказочных героев,  рассказать, что перепутал  писатель. В свободное время  дети   самостоятельно  создавали  коллективную композицию, используя природный материал: шишки, веточки, листья, деревьев. Ребята лепили: лисичку – сестричку, зайчика – побегайчика, медведя – батюшку.

Новая библиотека понравилась ребятам, заинтересовала их, я заметила, что дети стали аккуратней  и бережней обращаться с книгами, делились впечатлениями, вели себя более сдержанно.

В целях поддержки и развития интереса к книгам была запланирована и проведена непосредственная образовательная деятельность «История возникновения книги». Ребята узнали о старинных способах передачи информации: это и верёвочное письмо, наскальные изображения, берестяные послания, а так же познакомились с современными технологиями по изготовлению книг.

По инициативе детей в библиотеке в один из вечеров была организованна «Литературная гостиная». Слушателей и гостей  дети  разместили на  удобном диване и кресле, а участники с удовольствием читали стихи о родном городе, Хохломской росписи и семёновской матрёшке.

В родительском уголке и на сайте  были размещены консультации                  «Развитие речи детей через чтение художественной литературы», «Читаем книги вместе с детьми»,  «Картотека интересных книг для детей». Ежедневно велась просветительская работа по данным темам.

Создание нашей библиотеки во многом носит характер экспериментальной деятельности, однако ее работа уже дает положительные результаты: меняется отношение детей к книге, они испытывают удовольствие от прослушивания литературных произведений, охотно принимают участие в театральных играх, сюжетно – ролевых.

В дальнейшем я планирую  систематически обновлять экспозицию книг  в связи с тематическими неделями,  а так же дальше сотрудничать с родителями,  по вопросам повышения интереса к книгам  и формирования будущего читателя.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурно-образовательный проект "Моя первая домашняя библиотека" для подготовительной группы.

Формирование читательской культуры у дошкольников, стимулирование семейного чтения при помощи культурно-образовательного проекта....

Конспект руководства сюжетно-ролевой игрой «Библиотека» в подготовительной группе

Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Создание интереса к работе в библиотеке. Пробуждение у детей интереса и любви к книгам, бережного к ним отношения....

Конспект экскурсии в библиотеку для подготовительной группы

Конспект экскурсии в библиотеку для подготовительной группы...

Организация мини – музея в старшей группе «Я – экскурсовод» (в мини – музее «Животные Севера»)

Цель:Уточнить и систематизировать знания детей об особенностях природы и жизни животных и птиц Крайнего севера.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с особенностями природы Крайнего севера.- расш...

Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.          Задачи:          Образовательные: Р...

Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.          Задачи:          Образовательные: Р...