Царевна-лягушка
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

НОД в старшей группе по художественной литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hudozhestvennaya_literatura_r.n.s.tsarevna-lyagushka.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в сказку «Царевна- лягушка»

Цель:  развитие связной монологической речи и речевой активности через знакомство с русской народной сказкой. Формирование лексико-грамматического недоразвития речи у детей.

Задачи:

Образовательные: 

  • Закрепить умение детей образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  • Совершенствовать навык звукового анализа слов.
  • Совершенствовать навык составления предложений, описательного и цепного рассказа по опорным схемам.

Развивающие :

  • формировать правильное речевое дыхание: закреплять умение детей делать глубокий вдох и плавный, медленный выдох.
  • Развивать внимание, память, наглядно-действенное мышление, зрительное внимание, слуховое внимание.
  • Развивать у детей: фонематический слух; общую, мелкую и артикуляционную моторику (развитие координации речи с движением).

Воспитательные:  

  • воспитывать у детей самоконтроль за речью.
  • Способствовать формированию навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Воспитывать бережное отношение к животным.
  • Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи.
  • Воспитывать интерес к художественной литературе.

Материалы демонстрационные: картинки по содержанию сказки, опорные схемы для пересказа сказки.

Форма проведения: групповая.

 Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, пересказ сказок, изучение схем составления описательных рассказов, составление предложений с заданным словом, разучивание физкультминутки на сказочную тему, словарная работа по сказке «Царевна-лягушка».

Этапы и последовательность НОД

  1. Введение в игровую ситуацию (мотивация)

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня! Давайте всем пожелаем доброго утра!

Раз-два-три-четыре-пять! Начинаем мы играть!

Становитесь дружно в круг!

Я — твой друг, и ты — мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне здесь подружиться?

Меня зовут — Наташа, первый звук в моем имени [н], последний [а], а вас как зовут? Представьтесь, пожалуйста, назовите свое имя, назовите 1-й и последний звук в своем имени.

Самомассаж перед выполнением артикуляционной гимнастики

А теперь, “слепим” хорошее настроение 

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы умываем,

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,

Их вперед сгибаем.

Тянем вниз за мочки,

А потом походим пальцами по щечкам,

Щечки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались!

  1. Актуализация (целевая установка)

Ребята, а вы любите сказки? (дети отвечают). А какие сказки вы знаете? У нас сегодня необычное занятие! Я приглашаю вас в сказку. ( «Царевна-лягушка».)

  1. Затруднение в ситуации (мотивирование к деятельности)

На чем можно отправиться в путешествие по сказкам? (ответы детей)

Мы полетим на ковре-самолете.

1-2-3 вокруг себя обернись и на ковре-самолете очутись.

Посмотрите наверх, что вы там видите? (облака, небо, птица пролетела и т.п).

Посмотрите вниз, что вы там видите? (ответы детей)

К какой это сказке  мы прилетели в гости? «Царевна-лягушка») (по картинке)

  1. Открытие детьми нового знания

Воспитатель выразительно читает (рассказывает) сказку.

  1. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка (выполнение действий)

  1. Беседа по содержанию сказки

• Расскажите, как получилось, что Иван-царевич женился на лягушке.

• Вспомните, какие задания давал царь своим невесткам. (по схемам)

• Расскажите, как девушки их выполнили.

• Почему Иван-царевич расстался с Василисой Премудрой?

• Как помогли звери Ивану-царевичу победить Кощея?

• Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других?

Ответы детей

- Дети, сейчас вы слушали сказку.

- А что же сказочного в этой истории?

Дети отвечают

- Вы все верно подметили.

  1. Физкультминутка

Воспитатель: Отправляемся на поиски дуба, и поможет нам волшебный клубок.

Итак, повторяем за мной:

Ты катись, катись, клубок, ( вертим руками, согнутыми в локтях, на уровне груди)

Приведи ты нас в лесок, (машем вытянутыми руками над головой)

Там высокий дуб стоит,( тянем руки вверх, стоя на носочках)

А на нем сундук висит, (наклоны влево-вправо )

Зайчик там сидел, дрожал, (приседания)

Нас увидел- убежал, (прыжки)

В зайце уточка была (машем руками вверх-вниз)

И яичко стерегла. (соединяем пальцы рук в щар)

Мы яичко разобьем, (стучим кулачками)

Смерть Кощееву найдем! ( хлопаем в ладоши над головой)

  1. Словарная работа

- В русских сказках сказочным героям даются разные прозвища с прибаутками, приговорками:

Баба Яга., (костяная нога)

зубы. (на полке,.

а нос., (в потолок врос)

Василиса. (Премудрая,

Кощей. (Бессмертный)

- Почему Василиса — Премудрая, а Кощей — Бессмертный (Дети отвечают).

А еще в русских сказках есть особенные, «сказочные» слова. Какие?

Есть такие слова — «грустить»«загрустил». В сказке говорится не просто загрустил, а как?

Ответы детей:

 - Закручинился, голову повесил, загоревал, затужил.

- Не просто догадалась Василиса? - Смекнула.

- Не удивились гости, а. - Диву дались.

Если дети затрудняются воспроизвести слова и выражения из текста, называть их.

- Да, в русских сказках много интересных слов и выражений. Помните, лягушка говорила Ивану-царевичу: «Не тужи, ложись спать, утро вечера мудренее». Что означают эти слова? Как вы их понимаете?

Почему так говорят, подумайте.

Дети отвечают.

К вечеру человек устает и ему бывает трудно принять какое-то решение, а за ночь он отдохнет и утром на свежую голову сразу что-то придумает.

«Пошел Иван-царевич куда глаза глядят». Как вы понимаете это выражение?

 Дети: Сам не знает куда, куда ноги ведут.

- Из сундука выскочил заяц — и наутек, во всю прыть.

Что означает выражение «пустился удирать»?

Как сказать по-другому? Дети отвечают

Баба Яга спросила у Ивана-царевича: «Дело пытаешь или от дела летаешь?» 

Что это значит?

По делу пришел или от дела бежишь?

- Как сказать по-другому?

Дети: Зачем пришел? Чего ищешь? Какое у тебя дело?

- А выражение это просто запомните. Так давным-давно на Руси говорили

Вот какую интересную сказку вы услышали. Как она называется?

Дети«Царевна-лягушка».

  1. «Осмысление» (подведение итогов). Рефлексия

Нам уже пора и домой возвращаться.

Садимся на ковер-самолет, а я говорю волшебные слова:

Мы глазами повращаем.

И немножко поморгаем,

Посмотрели вверх и вниз,

И на носик покосись,

Глазки широко раскроем,

И все дружно их закроем

Закрываем мы глаза,

Представляем чудеса.

- Кто царевну,

- Кто лягушку,

- Кто дворец, а кто избушку,

А сейчас откроем глазки

Вот и  вышли мы из сказки.

- Ребята, в какую сказку мы путешествовали?

- Кто автор этой сказки?

- Кто главные герои этой сказки?

Нарисуйте дома то, что вам больше всего запомнилось в этой сказке.

Список использованных источников

  1. Акименко В.М.  Новые логопедические технологии.
  2.  Аммосова Н.С.  Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе.
  3. БольшеваТ.В.  «Учимся по сказке». Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  4.  Ерошина С. Пальчиковая игра тренинг. – Логопед 2007 № 4 с.37
  5. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.
  6.  Лопухина Н.С. Логопедия – речь ритм и движение.-

Логопед 2004 № 6 с. 78 - 82.

  1. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996.

А для того, чтобы нам попасть в сказку, выполним сказочную гимнастику и вспомним сказочных героев:

Артикуляционная гимнастика под музыку «В гостях у сказки»

Если вы не так уж боитесь Кощея (Лягушка-слоник)
Или Бармалея и Бабу Ягу,
Приходите в гости к нам поскорее, (Лошадка)
Там, где зеленый дуб на берегу. (Грибок)

Там гуляет черный котище ученый, ( Киска сердится)
Пьет он молоко и не ловит мышей,(Киска лакает молоко)
Это настоящий кот говорящий, ( Чашечка)
А на цепи сидит Горыныч-змей. (Змея)

Приходите в гости к нам, (Вкусное варенье)
Поскорей

Приходите в гости к нам!
Кот про все расскажет вам, (Месим тесто)
Потому что он видел все сам.
Ах, как тихо и темно! (Часики)
Ах, как чудно и чудно!
Ах, как страшно и смешно, (Качели)
Зато в конце все будет хорошо! (Улыбка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего праздника "Царевна лягушка"

Музыкально-театрализованное представление для старших дошкольников. Сценарий исполняется силами детей...

Конспект развивающей игры. «Новые приключения Царевны-лягушки». подготовительная группа

Цель игры: развитие воображения как основы творческой деятельности; образной, ассоциативной памяти; формирование нестандартного мышоения; развития координации, мелкой моторики и коммуникативных ...

Русская народная сказка "Царевна-лягушка"

Диафильм по сказке и задания для занятия...

Конспект интегрированной деятельности по ФЭМП и коммуникации по мотивам сказки "Царевна -Лягушка"

Данный материал поможет в игровой форме учить детей ориентироваться  по схеме, находить нужную фигуру по  символам,, находить закономерность и продолжить ряд, развивать мелкую моторику, вним...

"Царевна-лягушка"

Работа детей по Русской народной сказке....

Конспект НОД для старшей группы «Поможем Царевне- Лягушке»

Способствовать развитию у детей математических способностей....

Занятие с детьми старшего возраста "Царевна - лягушка"

открытое занятие с детьми старшего возраста...