Сочинение ЭССЕ "Как Валентин Берестов помогает мне в работе"
статья по художественной литературе по теме
Предварительный просмотр:
ЭССЕ
«Как Валентин Берестов помогает мне в работе»
представленное воспитателем детского сада №36 г.Нижнекамска,
Республики Татарстан, Галявиевой Еленой Николаевной
на Всероссийский конкурс «Мой Берестов»
в номинации для педагогов и библиотечных работников.
В детском саду торжественный день. Выпускники дают свой прощальный концерт. С гордостью смотрю на них, вслушиваюсь в стихи, которые они читают, стараясь придать им торжественность и значимость.
Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти:
- Прочти, пожалуйста! Прочти! Не надо умолять сестрицу:
- Ну, почитай еше страницу! ...
Это В. Берестов - автор, который своим творчеством помогал мне вкладывать в детей светлый, озорной юмор детства, открывал начало к бесценным сокровищам детской поэзии.
С его творчеством я столкнулась еще много лет назад, когда поняла, какую неоценимую помощь в организации обучения, отдыха и воспитания дошколят играет детская литература. Валентин Берестов, вслед за К.Чуковским, С.Маршаком, А.Барто, подарил детям своеобразную «словесную» игрушку, которую я использовала, играя со своими воспитанниками на протяжении их дошкольного детства.
Помню, как мои, тогда еще маленькие, карапузы только что пришли в детский сад. Как им было страшно! Даже яркие пушистые игрушки не могли осушить их слез. Но вот они ожили:
Маленький бычок Желтый бочок Ножками ступает Головой мотает
- Где же стадо? My - у
Скучно одному!
(В.Берестов, «Бычок»)
Или:
В гости едет Котофей,
Погоняет лошадей
Он везет с собой котят
Пусть их тоже угостят
(В.Берестов, «Котофей»)
И вот малыш уже улыбается, и я облегченно вздыхаю, протягиваю очередную игрушку, лихорадочно вспоминая берестовские стихи: «Коровушка», «Лошадка», «Заиньки» и др.
Подрастали дети, менялись и игрушки. Вот они их уже мастерят сами:
Я сделал из бумаги
Цветок весенний свой.
Мне было жаль в овраге Срывать цветок живой.
(В.Берестов, «Цветок»)
Рыбка из бумаги Не выносит влаги. Рада плыть везде, Только не в воде!
(В.Берестов, «Рыбка»)
А как любили мои питомцы прогулки. Соприкосновение с природой, благодаря стихам Берестова, стало для них настоящим открытием. Кажется, на что не посмотришь, везде уместно его стихотворение. Вот с солнышком играет тучка, и дети хором читают:
Тучка с солнышком опять В прятки начали играть. Только солнце спрячется, Тучка вся расплачется.
(В.Берестов, «Тучка»)
Пошел дождик:
Горошины! Горошины!
На землю с неба брошены...
(В.Берестов, «Дождик»)
Заглядываем в лужицы, видим:
В лужах картинки!
На первой - дом,
Как настоящий
Только вверх дном...
(В.Берестов, «Картинки в лужах»)
А это кто блестит в траве? - Жук.
На автомобильчик он похож,
И усами движет, как чудовище,
И блестит, как дорогая брошь,
Сам себе разбойник, сам сокровище.
(В.Берестов, «Жуки»)
Я благодарна Берестову за то, что он своей поэзией учил меня, как без досады, раздражения, грубого наставления и прямой угрозы дать детям представление о нормах морали, о гуманных поступках. С помощью его стихов я усмиряла драчунов:
...Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться, Если перышек лишиться, Нечем будет петушиться.
(В.Берестов, «Петушки»)
Воспитывала сострадание к слабым:
Не стреляй, охотник!
Собака, не спеши!
Уточка с утятами
Плывет сквозь камыши.
(В.Берестов,«Выводок») Учила приходить на помощь:
Тихо. Тихо. Тишина
Кукла бедная больна.
Спойте, что ей нравится И она поправится.
(В.Берестов, «Больная кукла»)
Помогала по-настоящему дружить:
Друзей не покупают, Друзей не продают. Друзей находят люди,
А также создают...
(В.Берестов, «В магазине игрушек»)
Прививая дошкольникам любовь к детской поэзии, я учила их играть в стихи и со стихами. Мы выучили массу считалок, дразнилок, песенок, в том числе и из творчества В.Берестова. Я понимала, что это, в первую очередь, игра. Но без этой словесной игры, ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить свои мысли, чувства, не захочет порадоваться своим первым успехам в умении читать, чтобы вот так торжественно заявить всем:
...Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и почитать!
(В.Берестов, «Читалочка»)
Доброго вам пути!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по бересте с дошкольниками "Чудеса из бересты"
Занятие помогает расширять представления детей о березе как о символе России, используя малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, народные песни, танцы), предметы декоративно-прикладного ис...
Опыт работы по взаимодействию с семьями воспитанников. Роль взрослого в развитии двигательной активности ребенка. Инструктор по ФИЗО Халикова Валентина Владимировна
За здоровьем вместе с семьей....
Серов Валентин Александрович7(19) января 1865 – 22 ноября(5декабря) 1911. Работа с этнокалендарём: «150 лет со дня рождения художника»
Компонентами образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" являются: развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства, а также формирование эле...
обобщение опыта работы Шепиловой Валентины Владимировны по организации трудовой деятельности младших дошкольников.
Обобщение опыта работы Шепиловой В.В. по организации трудовой деятельности младших дошкольников. Цели и задачи организации труда детей младшего дошкольного возраста в программе Н.М.Крыловой...
Материалы, которые помогают творчеству в работе
Полезные ссылки на группы по интересам на сайте В контакте. Считаю их интересными и содержательными....
сочинение «Зачем помогать бездомным животным?»
laquo;Зачем помогать бездомным животным?» Бездомные животные….. Кто это? Что это? Это кошки, собаки, которые не по своей, а чаще по «людской» воле оказались на улице. И,...
Исследовательская работа "Загадки бересты"
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП РЕГИОНАЛЬНОГО СОРЕВНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДОШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ, МАЛЫШ!»...