Исследовательская работа "Загадки бересты"
методическая разработка (подготовительная группа)
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП РЕГИОНАЛЬНОГО СОРЕВНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДОШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ, МАЛЫШ!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasnoyarova_milena_zagadki_beresty.docx | 33.54 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП РЕГИОНАЛЬНОГО СОРЕВНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДОШКОЛЬНИКОВ
«ШАГ В БУДУЩЕЕ, МАЛЫШ!»
«Загадки бересты»
Автор: Красноярова Милена Александровна, 6 лет,
02.12.2015 г.р.
МБДОУ «Детский сад №5 «Солнышко»
г. Усть-Илимск
Руководители: Беломестных Елена Валерьевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №5 «Солнышко»
г. Усть-Илимск
г. Усть-Илимск
2022г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………. 2
Основная часть
- Что такое береста. История возникновения берестяных изделий ……4
- Галина Петровна Макаренко - преподаватель берестяного дела в г. Усть-Илимске. Подготовка бересты к работе...…………………………….6
- Виды поделок из бересты. Совместное творчество с детьми. Аппликация «Тигр» ……………………………………………………………7
Заключение……………………………………………………………………... 9
Введение
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках…
А. Прокофьев
Здравствуйте, меня зовут Милена. Я воспитанница детского сада №5 «Солнышко» г. Усть-Илимска. Моя исследовательская работа называется «Загадки бересты».
Я часто хожу в гости к своей бабушке, у неё дома много интересных и старинных предметов, сувениров, поделок из бересты.И однажды я принесла в детский сад берестяные изделия моей бабушки. Ребята очень удивились, что из бересты можно сделать столько вещей. Нам захотелось самим попробовать что-нибудь смастерить. Мы обсудили с ребятами и воспитателем, что нам нужно для этого. Возникло много вопросов: где взять бересту, как ее подготовить к работе, какие инструменты нам понадобятся… Обо всем этом я решила узнать побольше.
Проблема: где взять бересту, как с ней работать и что мы можем сами смастерить из нее в детском саду.
Цель: научиться работать с берестой и смастерить попробовать самим смастерить несложное изделие.
Задачи:
- Узнать, что такое береста, изучить ее историю, свойства, познакомиться с процессом подготовки бересты к работе;
- Узнать, какие бывают берестяные изделия;
- Познакомиться с мастером – берестянником в г. Усть-Илимске;
- Изготовить самостоятельно поделки из бересты;
- Проявить интерес к русскому народному творчеству, уважениюк труду берестянников.
Объект исследования: береста.
Предмет исследования: берестяные изделия.
Методы исследования:
- чтение литературы и обзор электронных ресурсов;
- экскурсия в школу искусств;
- интервью с народным мастером Иркутской области Макаренко Галиной Петровной;
- изготовление аппликации из бересты.
Данная исследовательская работа будет полезна ребятам, которые хотят учиться работать с берестой и поступить в Школу Искусств №2 г. Усть-Илимска.
1. Что такое береста. История возникновения берестяных изделий.
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла….
(Русская народная песня)
В нашей стране много лесов, каких только деревьев не встретишь! Но самое известное – это береза.Есть такая пословица «Береза – краса и богатство земли». А как вы думаете, в чем ее богатство? Правильно, береза приносит человеку много пользы. В лечебных целях используются почки, сережки, листья, березовый сок, веник и кора.Березовая береста широко используется для изготовления предметов быта и украшений.
С помощью энциклопедии мы с воспитателем Еленой Валерьевной узнали, что Берёста, или береста́ – это верхний слой (белая часть) коры берёзы.
С чего же все началось? Кто первый придумал использовать бересту в качестве материала для предметов быта? Мы обратились к книгам и интернет – ресурсам по этому вопросу и вот, что я узнала.
С давних пор береста использовалась в качестве материала, на котором можно было писать. Писали заостренной палочкой из металла, кости или дерева. Можно было писать ножом. При раскопках в Новгороде, было найдено много берестяных грамот.
На Руси бересту широко использовали крестьяне. Материал был доступен, потому что березы растут в огромном количестве в России. Чего только из бересты не делали! Берестяной клубок был в каждой избе и смастерить что-либо из неё было обычным делом.
Знакомились с берестой с раннего детства:младенцы лежали в люльках из бересты, играли в берестяные погремушки, игрушки (птички, свистульки, мячики).
Чаще всего из нее делали посуду для хранения продуктов: туески, лукошки, коробы, кружки для кваса, блинницы, сухарницы и корзинки. В берестяных сосудах могут долго храниться продукты и не портиться.
Самый древний вид крестьянской обуви – лапти – изготавливались из бересты.
Рыбаки делали поплавки для сетей, обшивали рыбацкие лодки.
Со временем изделия из бересты утратили свою актуальность в быту. Теперь берестяные изделия это уже не посуда, а предметы декоративно – прикладного искусства.
Мы с моей мамой и воспитателем съездили в «Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Школа искусств №2 имени Т.Г.Сафиулиной», где познакомились с мастером Галиной Петровной Макаренко.
Галина Петровна Макаренко - преподаватель берестяного дела.В 2015ей году присвоено звание « Народный мастер Иркутской области».
Я задала Галине Петровне много интересующих меня вопросов, чтобы потом поделиться своими впечатлениями и видеоэкскурсией с ребятами в группе и саду. Ведь у нас получилось настоящее видеоинтервью, которым можно делиться! Вот они, вопросы:
- Где берут бересту?
- Как ее подготовить к работе?
- Какие инструменты нужны?
- Что может сделать маленький ребенок сам?
Галина Петровна охотно ответила нам на эти вопросы.
2. Как подготовить бересту к работе.
Береста по своим качествам бывает разной. Её качество зависит:
- от возраста дерева;
- от местности и климата;
- где растет береза.
Заготовлением бересты занимаются с середины мая до конца июня. При этом надрезают верхний белый пласт коры. Наилучшей считается береста со средней части дерева.
Мне стало интересно, не погибнет ли береза, если снять с нее бересту. Я задала этот вопрос Галине Петровне. Нанесенная березе рана не загубит дерево. Взамен ее на стволе появляется буро-коричневый пояс, который постепенно, с годами, зарастает новыми слоями бересты.
Инструментом для снятия бересты служит обыкновенный острый нож и специальные инструменты для работы с берестой.
Бересту необходимо просушить и хранить в сухом, затемненном и прохладном месте. Бересту больших размеров лучше хранить под грузом, уложив пласты друг на друга.
Итак, я усвоила этапы подготовки бересты:
- снять с березы;
- сделать нужной толщины;
- выпрямить;
- не дать ей пересохнуть;
- можно покрасить в любой цвет, замочив ее в краске.
Таким образом, можно сделать вывод, что подготовка бересты – это длительный, трудоемкий процесс. Галина Петровна поделилась с нами кусочками бересты, ей не жалко!
3.Виды поделок из бересты.
Галина Петровна показала нам много работ из бересты как своих, так и её учеников. А ещё, рассказала о разнообразных способах работы с берестой.
Одним из старинных способов украшения берестяных изделий является тиснение – нанесение рисунка методом вдавливания элементов. Рисунок наносят при помощи специальных приспособлений – штампов, ударяя по ним молотком.
Резьба по бересте – изготовление ажурных полос путем сквозного прорезания рисунка и удаления вырезанных элементов. Резьбу производят при помощи ножей-резаков, ножниц.
Роспись по бересте – нанесение на поверхность изделий красочного рисунка или графического узора при помощи кистей и других изобразительных средств. Расписывают крышки шкатулок, туесков.
Плетение – способ изготовления изделий из узких полос бересты способом объемного формования путем их полотняного переплетения.
Аппликация из бересты – наклеивание отдельных деталей, вырезанных из слоеной бересты различных цветовых оттенков и фактуры на декорируемую поверхность в соответствии с эскизом композиции.
Эта техника показалась нам самой простой и доступной. И мы в преддверии Нового года решили сделать символичную аппликацию «Тигр».
Для выполнения аппликации мы разработали алгоритм действий.
- Кусочки бересты рассортировали по цветам;
- Подобрали кусочки разного тона для щек, глаз, подбородка и носа тигра;
- Разработали эскиз с четкими границами деления участков для дальнейшего наклеивания;
- На рабочем эскизе отметили направление каждой детали;
- Копию эскиза разрезали на отдельные детали, при этом их пронумеровали, чтобы не перепутать при наклеивании на фон;
- По подготовленным шаблонам с изнаночной стороны бересты разметили карандашом контуры деталей;
- Вырезали их по контуру;
- Вырезанные детали наклеивали на картон в соответствии с эскизом и смазывали детали клеем, промазывая от середины к краям.
- Готовую аппликацию сушили под прессом.
Таким образом, у нас получилась замечательная картина «Тигр 2022».
Дааа, кажется простая работа, а нам пришлось повозиться, больно она непослушная, при намокании так и хочет свернуться в трубочку!
Мы на вечернем кругу решили с Еленой Валерьевной, что пора нам поработать в нашей лаборатории и изучить свойства бересты: попробовать ее порвать, согнуть, проверить, тонет ли, как ведет себя под воздействием разных температур….Но об этом я расскажу в следующей интересной истории!
Заключение
В процессе выполнения исследовательской работы мы узнали историю берестяных изделий, где взять бересту, как с ней работать и что из нее можно сделать.
У нас получилась необычная картина-аппликация «Тигр», сделанная своими руками. (См. презентация)
Стало понятно, что работа с берестой по силам дошкольникам, но без помощи взрослого не обойтись.
Сам процесс работы оказался необычным. Береста,действительно, мягкая и гладкая и похожа на бумагу, работать с ней интересно.
При работе с берестой мы получили новый опыт и знания.
Мы повесили панно в группе и надеемся, что наш совместный труд будет еще долго радовать не только нас, но и будущих воспитанников этой группы, ведь мы с ребятами отправимся в 1 класс!
Литература
- Берёста — Википедия (wikipedia.org)
- https://vk.com/topic-67643696_32994802
- Махнюк Владимир «Береста». Изд-во «АСТ-Пресс», 2008, 168 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мишка, Мишка , лежебока» (В.Берестов)
«Мишка, Мишка , лежебока» (В.Берестов)...
Волшебная береста
Консультация по изготовлению работ из бересты...
"Волшебная береста"
Наглядный материал, альбом для рассматривания...
Методическая разработка занятия по бересте с дошкольниками "Чудеса из бересты"
Занятие помогает расширять представления детей о березе как о символе России, используя малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, народные песни, танцы), предметы декоративно-прикладного ис...
Презентация "Мастерим из бересты".
Презентация подготовлена к мастер-классу с педагогами детского сада....
Тема занятия: «Сказка про выходной день» В. Берестов
Конспект интегративного занятия по художественной литературе с элементами рисования и аппликаций .С повторением правил дорожного движения ....
Проект "Чудо береста" для детей подготовительной группы
Экологическое воспитание...