Викторина "Сказка ложь, да вней намек"
проект по художественной литературе (средняя группа) на тему
Викторина по сказкам А.С. Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Ведущий 1: Здравствуйте дорогие родители! Мы очень рады, что вы пришли к нам на нашу викторину «Сказка ложь, да в ней намек». Я хочу рассказать вам одну историю. Послушайте, пожалуйста.
Много лет назад в городе Москве родился один мальчик, его назвали Саша. Жил он в дружной семье, где его очень любили. Саша не ходил в детский сад, как вы. С ним сидела няня, которую звали Арина Родионовна. Она рассказывала мальчику много очень разных сказок, и интересных, и весёлых, и грустных, и страшных. И Саша так полюбил сказки, что сам, когда вырос, стал их сочинять. И не только сочинял сказки, но и писал стихи.
Много стихов он посвятил своей любимой няне Арине Родионовне.
Ведущий 2: Ребята, а кто скажет, как называется человек, который сочиняет стихи? Правильно, поэт.
А каком поэте шла речь?
(На экране появляется портрет А. С. Пушкина) .
Правильно, имя этого поэта Александр Сергеевич Пушкин. Он написал много разных стихов и сказок, которые любят все дети.
Ведущий 1: А сейчас первый вопрос викторины. Слушайте внимательно, ребята, а вы родители помогайте.
Здесь синее море, здесь берег морской,
Старик выдет к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит,
О жадной старухе рассказ тут пойдет,
А жадность, ребята, к добру не ведет.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым».
Как называется эта сказка? (Сказка о рыбаке и рыбке)
Ведущий 2: Сказки Пушкина мы знаем,
С интересом их читаем,
Изумительны на слух,
В них живет наш русский дух!
Скажите сказки Пушкина, чем похожи и чем отличаются от русских народных сказок?
Сценка из «Сказки о рыбаке и рыбке» (включает на экране ведущий 1)
На лавочке сидит девочка в костюме бабки, перед ней разбитое корыто
Старуха: Дурачина ты, простофиля,
Не умел взять ты выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось!
Рассказчик: Вот пошел старик к синему морю,
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
Рыбка: Чего тебе надобно, старче?
Рассказчик: Ей с поклоном старик отвечает
Старик: Смилуйся, государыня рыбка,
Надобно моей старухе корыто,
Наше – то совсем развалилось!
Рыбка: Не печалься, ступай себе с Богом,
Будет ей новое корыто.
Взять одного из родителей.
Ведущий 2: А теперь наш помощник наловит рыбки на ужин для старика и старухи. (Игра «Рыболов на магнитах»)
Ведущий 1: Молодцы, а сейчас следующее задание викторины по этой сказке.
1. Сколько лет жили Старик со Старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)
2. С чем осталась в конце сказки Старуха? (со старым корытом)
3. Назовите жилище старика со старухой (землянка)
4. Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи? (5)
Ведущий 2: А теперь, мы с вами переходим к следующей сказке, готовы отгадывать следующую сказку? (Да)
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел… .
Еще один отрывок из этой сказки…
„Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой…
Что это за сказка? (Сказка о золотом петушке)
Ведущий 1: Молодцы, а теперь угадайте следующую сказку:
«В море остров был крутой, не привальный, не жилой.
Он лежал пустой равниной, рос на нем дубок единый.
А теперь стоит на нем новый город со дворцом.
С златоглавыми церквами, с теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон, он прислал всем нам поклон»
(Сказка о царе Салтане)
Сценка
Рассказчик: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1-я девица: Кабы я была царица,
Рассказчик: Говорит одна девица.
1-я девица: То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
2-я девица: Кабы я была царица, —
Рассказчик: Говорит ее сестрица, —
2-я девица: То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна
3-я девица: Кабы я была царица, —
Рассказчик: Третья молвила сестрица, —
3-я девица: Я б для батюшки-царя
Родила богатыря.
Рассказчик: Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь
Стороны той государь.
Входит мальчик в костюме царя
Царь: «Здравствуй, красная девица, —
Рассказчик: Говорит он,
Царь: Будь царица,
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки—сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
Царь берет невесту под руку, и все герои торжественно уходят под музыку.
Ведущий 2: Узнали, из какой сказки пришли к нам герои?
Правильно, «Сказка о царе Салтане»
А теперь ответьте на вопросы по этой сказке.
1)О чем мечтала младшая сестрица? (для царя родить богатыря)
2) Как назывался остров, на котором жил царь Гвидон? (Буян )
3) Назовите все чудеса в этой сказке (белка, царевна-лебедь, 33 богатыря) .
Ведущий 1: (подсказки) Первое чудо— Белочка.
Ель в лесу, под елью белка;
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут».
Ведущая 2: А какое второе чудо? (33 богатыря)
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор —
С ними дядька Черномор.
Ведущая 1: Третье чудо Царевна — Лебедь
А у князя женка есть,
то не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Ведущая 2: А теперь отгадайте следующую сказку.
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней,
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей-душой,
За невестой молодой. (Сказка о мертвой царевне)
Сценка
Рассказчик: На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь,
Перед зеркалом своим
Перемолвилася с ним:
Царица: Я ль, скажи мне, всех милее
Всех румяней и белее?
Рассказчик: Что же зеркальце в ответ?
Ты прекрасна – спору нет,
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Рассказчик: Как царевна отпрыгнет,
Да как ручкой замахнет,
Да по зеркалу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!
Царица:Ах ты, мерзкое стекло,
Это врешь ты мне назло!
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Но скажи: как можно ей,
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше?
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир, мне равной нет.
Так ли?
Рассказчик: Зеркальце в ответ:
А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее.
Ведущий 1: Узнали сказку? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Молодцы, правильно, а теперь ответьте на вопросы по этой сказке:
1) Какой волшебный предмет был у злой мачехи? (Зеркало)
2) Кто оказался хозяином терема? (7 богатырей)
3)Чем была отравлена царевна? (яблоком)
4)Что сделал королевич Елисей, когда увидел гроб царевны? (Разбил гроб и царевна ожила)
Ведущая 2: Молодцы, а угадаете ли вы это сказку?
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?
Поп ему в ответ: Нужен мне работник:
Повар, конюх, плотник.
А где мне найти такого
Служителя не слишком дорогого?
Балда говорит: Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно.
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть мне давай вареную полбу
А кто знает что такое полба? ( Полба — это полудикий сорт пшеницы с ломким колосом и плёнчатыми зёрнами).
Ведущий 1: А сейчас следующее задание (раздает детям картинки иллюстрации к стиху)
Я буду читать стих, а вы к каждой фразе должны прикрепить картинку к мольберту.
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Там, на неведомых дорожках,
Следы невиданных зверей;
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя.
Там в облаках, перед народом,
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит.
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кощей над златом чахнет.
Там русский дух, там Русью пахнет!
И я там был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый,
Под ним сидел и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Ведущий 1: Молодцы, а кто знает, откуда этот стих? (Из поэмы «Руслан и Людмила»)
А кто может сказать, что такое Лукоморье? (объясняет и показывает на рисунке).
Ведущий 2: А теперь вопрос посложнее, сколько сказок написал Пушкин? (7 сказок)
Жених (1825) ;
Сказка о попе и о работнике его Балде (1830)
Сказка о медведихе (1830—1831) ;
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831) ;
Сказка о рыбаке и рыбке (1833) ;
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833) ;
Сказка о золотом петушке (1834) .
Ведущий 1: Следующие вопросы по всем сказкам Пушкина:
1) Кто из сказочных героев ест за четверых, работает за семерых? (Балда)
2)Где поп повстречал своего будущего работника Балду? (на базаре)
3) У какого персонажа пушкинской сказки был «толоконный лоб»? (Сказка о попе и о работнике его Балде – у попа)
4) В какой из пушкинских сказок нет царевны? (Сказка о рыбаке и рыбке)
5) Сколько раз старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» закидывал невод в море? (Три раза.)
6) С чем пришел невод в первый раз? (С одною тиной.)
7) С чем пришел невод во второй раз? (С травой морскою.)
8) С чем пришел невод в третий раз? (С золотой рыбкой.)
9) Что было разбитым у старика со старухой из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (корыто)
10) Что три девицы под окном делали поздно вечерком? (пряли)
11) Какую песню исполняла белка в «Сказке о царе Салтане.»? («Во саду ли, в огороде»).
12) Кудa укусил шмель свaтью бaбу Бaбaриху в «Скaзке o цaрe Сaлтaнe»?
(В нос).
Ведущий 2: Молодцы, а теперь постарайтесь, закончите строки:
Ветер весело шумит,
Судно весело… (бежит)
Мимо острова Буяна
В царство славного… (Салтана)
И знакомая срана
Вот уж издали… (видна)
Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку, а неведома … .(зверюшку)
И днем и ночью кот ученый
все ходит по цепи (кругом)
Белка песенки поет, да орешки все (грызет)
Нужен мне работник: повар, конюх и (плотник)
Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне (назло)
Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка (Золотого Петушка)
Месяц, месяц мой дружок, позолоченный … (рожок)
Ведущий 1: Давайте немного разомнемся, вытяните вперед ручки и повторяйте за мной.
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке,
Хлопки ладонями удары кулачками друг о друга попеременно.
Продаёт она орешки.
Лисичке – сестричке,
Загибают по одному пальчику, начиная с большого, на обеих руках.
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Ведущий 2: А сейчас на экране я буду показывать вам сюжеты, а вы называть из каких они сказок. (Презентация «волшебные предметы из сказок Пушкина»
Ведущий 1: Молодцы. А сейчас следующее задание, я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названный герои не относятся к произведениям Пушкина – топнуть ногой. Приготовились…
Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, поп, Колобок, Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбка, князь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба.
Ведущий 2: Молодцы, понравилось вам путешествие? Мы сегодня с вами вспомнили много сказок нашего замечательного поэта Александра Сергеевича Пушкина . А у нас для вас есть подарок от Кота Ученого.
Ведущий 1: (Подходит к сундуку, где спрятаны подарки)
Ой, здесь еще письмо какое-то (открывает письмо, читает)
Дорогие мальчики и девочки, вы такие умные и разумные, вы так хорошо справлялись со всеми заданиями викторины «Сказка ложь, да в ней намек», я хочу подарить вам книжки со сказками Александра Сергеевича Пушкина, а дома мамы и папы их вам обязательно прочитают, а еще есть замечательные старые советские мультфильмы по сказкам Пушкина, если вы попросите родителей, вы можете посмотреть их всей семьей.
Ваш Кот Ученый
Всем детям вручаются памятные книжки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально- театрализованное представление к празднику " ДЕнь Матери" . " Сказка ложь , да в ней намек,,!
Сценарий построен на интеграции разлтичных образовательных областей. В представлении принимают участие дети, педагоги и родители....
Конспект занятия"Сказка ложь, да в ней намек"( старший дошкольный возраст)
Учить детей обыгрывать знакомые сказочные произведения,осмысливая характеры и поступки персонажей. Расширятьзнания детей о знакомых сказках, пополнить словарный запас словами-антонимами;развиватьречь ...
«Сказка ложь - да в ней намек…»
Занятие по художественной литературе с элементами методики Монтессори в подготовительной группе (презентация на сайте)...
Сценарий "Сказка - ложь, да в ней намек..."
Театрализованное представление для детей старшего дошкольного возраста. В сценарии предствлены различные виды театрализованной деятельности: драматизация, театр теней, кукольный театр.Тематика - ОБЖ....
Конспект семейного вечера «Сказка – ложь, да в ней намек»(Памяти А.С.Пушкина)
Цель:Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина. Формировать чувство причастности к культурному наследию России....
Педагогический проект "Сказка - ложь, да в ней намек"
Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намек…» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку...
Сказка – ложь, да в ней намек, детям в садике урок!
Использование сказки на занятиях по РЭМП во 2 ладшей группе....