"Идел буе халыкларынын мэдэнияте белэн таныштыру процессында балаларга рухи-эхлакый тэрбия биру"
материал по художественной литературе по теме
Предварительный просмотр:
Сказки народов Поволжья
Мордовские сказки
Мордва — это народ в России, коренное население Мордовии. Верующие мордвины — православные.
Традиционно мордва делится на две основные группы: эрзю и мокшу. Каждая группа сохраняет особенности в материальной культуре, народном творчестве. Эрзянский и мокшанский языки составляют особую группу финно-угорских языков и являются самостоятельными литературными языками, на которых издается литература, газеты и журналы. Почти всё мордовское население говорит на русском языке. К началу 21 века большая часть мордвы перестала осознавать свою групповую принадлежность.
Изучение древних поселений мордвы устанавливает связь их с более древними племенами городецкой культуры. Эти связи прослеживаются в орудиях труда, типах жилища, технике изготовления гончарной посуды, украшениях. В 7-12 веках у мордвы происходил процесс распада родовой общины, на смену которой с развитием пашенного земледелия пришла сельская община. Однако патриархально-родовые пережитки сохранялись и в последующее время.
У мордвы сохранились многие дохристианские верования и обряды. Декоративное искусство представлено вышивкой, бисером, резьбой по дереву. В фольклоре развита обрядовая поэзия; сохранилось много исторических и эпических песен, сказок о богатырях, животных. Бытуют лирические протяжные песни, частушки, пословицы, поговорки. Народные праздники приурочены к земледельческому календарю. На формирование мордвы оказали влияние славянские племена.
В 1930 году мордовский народ получил автономию, в рамках которой возникла национальная интеллигенция, развитие получили национальный театр и литература.
«Дуболго Пичай»
У старика со старухой были два сына и дочь. Звали дочку Дуболго Пичай. Была она такая красавица, что другой такой не сыщешь. Когда умерли отец с матерью, осталась Дуболго Пичай с двумя братьями. Оба брата ее очень любили. Собирается, бывало, старший брат на охоту, она выходит провожать его, и брат говорит ей:
— Если, на твое счастье, попадутся мне звери и птицы, я тебе, сестрица Дуболго Пичай, куплю браслеты и кольца!
Выходит Дуболго Пичай провожать младшего брата, и он ей подарки сулит. Братья ей все покупали, что сулили: на ее счастье, охота всегда у них бывала удачная.
Вскоре братья один за другим поженились. Жены им попались нехорошие, сварливые: каждый день ругаются со своими мужьями и между собой живут как кошка с собакой. С самых первых дней невзлюбили они Дуболго Пичай: завидовали они тому, что была она первой красавицей в деревне, что все, за что она ни бралась, ей удавалось, что братья души в ней не чаяли. Злые бабы готовы были сжить ее со света и постоянно наговаривали на нее своим мужьям. Особенно злились они на то, что братья, когда собирались на охоту, всегда сулили что-нибудь своей сестре Дуболго Пичай. Вначале они и женам своим сулили, да только тогда им ничего не попадалось.
Однажды братья уехали на охоту. Злые жены их и задумали погубить Дуболго Пичай.
— Вот что,- говорят,- мы сделаем: изведем лучшего вороного жеребца. Приедут мужья домой, мы и скажем: "Ваша любимая сестра Дуболго Пичай нехорошее дело сделала: это она вашего доброго вороного жеребца извела".
Как задумали, так и сделали: убили вороного жеребца.
Братья Дуболго Пичай едут с охоты домой, с собой всяких зверей и птиц, а сестре своей везут много гостинцев. Жены вышли им навстречу, плачут в голос, каждая своему мужу жалуется:
— Ах миленький муженек, что сделала ваша любимая сестра! Уморила она вашего любимого вороного жеребца… Она не любит ни нас, ни вас: вы ей покупаете всякие подарки, а она только и помышляет, чтобы зло какое-нибудь вам сделать.
Братья говорят:
— Невелика беда, что пропал наш вороной жеребец: мы найдем другого такого же доброго коня но второй такой умной и доброй сестры нам нигде не найти.
Не рассердились братья на Дуболго Пичай: отдали ей все гостинцы. Жены их еще больше озлобились. Зубами скрипят, думают про себя: "Как-нибудь да погубим мы тебя, ненавистная Дуболго Пичай! Перестанут любить тебя братья, привяжут тебя к хвосту жеребца!"
Чего только они ни придумывали, как ни наговаривали на Дуболго Пичай, только ничего добиться не могли.
Как-то раз братья поехали на охоту. Дуболго Пичай вышла их провожать, а у самой слезы так и катятся, как крупный горох. Старший брат говорит:
— Если, на твое счастье, убью дорогого зверя или птицу, сестрица, куплю тебе хороший подарок! И другой брат обещает ей гостинцев. В этот раз братья еще удачнее охотились: попадалось им много всякого зверя и всякой птицы. Долго они охотились и остались ночевать в лесу. Младший брат и говорит:
— Скажи-ка мне, старший братец, отчего это у меня сердце сегодня так ноет?
— У меня у самого, братец, сердце не на месте.
Как бы чего дурного не случилось с нашей Дуболго Пичай! Сестра у нас добрая, кроткая, как голубь,- жены наши зря ненавидят ее.А пока братья на охоте были, жены их задумала злое дело.
Старшая говорит:
— Давай изведем Дуболго Пичай хитростью. Ты пойди поскорее баню истопи, в большом котле воск растопи. Когда истопится баня и воск станет жидким, как вода, ты мне скажи.
Жена младшего брата так и сделала. Притворились они добрыми и ласковыми, говорят Дуболго Пичай:
— Пойдем с нами в баню, помоемся да попаримся.
Дуболго Пичай худа не ждала, пошла с ними в баню.
В бане невестки одна ласковее другой: моют Дуболго Пичай, голову ей окатывают.
— Голубушка Дуболго Пичай, стой хорошенько: мы сами уж тебя и вымоем-оботрем, и голову тебе промоем-окатим!
Младшая невестка говорит:
— Ну вот, ты вымылась, и волосы твои промылись, теперь в последний раз окатить тебя нужно. Давай, сестрица, окатим Дуболго Пичай теплой водичкой!
Старшая невестка принесла большой котел с растопленным воском и вылила его на Дуболго Пичай. Девушка тут же упала на лавку как подкошенная. Воск покрыл тоненьким, как листок, слоем все тело Дуболго Пичай и залил ей и горло и уши. Обрадовались злодейки-невестки, что избавились наконец от ненавистной Дуболго Пичай.
Принесли они ее из бани домой, убрали, обрядили, положили на лавку в передний угол. Стали они мужей своих дожидаться. С восходом солнца братья вернулись.
— Что же,- говорят,- не встречает нас сегодня наша любимая сестрица Дуболго Пичай?
Жены выбежали им навстречу с громким плачем:
— Любимая ваша сестрица упала вдруг и умерла! Мы вас весь вечер и всю ночь ждали и не могли дождаться. Уж мы ее без вас вымыли и одели, чтобы в гроб положить. Пойдите на милую сестрицу взгляните да гроб ей приготовьте.
Говорят они это мужьям, а сами во весь голос ревут.
«Лиса и медведь»
Однажды пришла лиса к соседу медведю и говорит:
— Соседушко, у тебя силы много, а у меня сноровка есть. Давай вместе поле распашем, посеем, а когда поспеет урожай, поделим поровну и на базар повезём.
— А ты меня не обманешь?
— Что ты, Мишенька! Как ты можешь обо мне такое подумать?.. — обиделась лиса. -Ты выберешь себе половину урожая, какая понравится.
— Ладно, — согласился медведь.
Распахали они поле и посеяли репу. Медведь в упряжке ходил, соху таскал — семь потов с него сошло. Лиса позади прутиком помахивала, на медведя покрикивала: мол, лениво работаешь, связалась я с тобой на свою голову — теперь сама не рада.
Осенью, когда поспел урожай, лиса говорит:
— Ну, Мишенька, выбирай: вершки тебе или корешки?
Ботва у репы была сочная, густая. "Возьму-ка я вершки, — надумал медведь. — В корешках много ли проку!.." Забрал он ботву, а лиса выкопала репу. Повезли продавать на базар. Лиса быстро продала свой товар. А у медведя ботву никто не покупает, да ещё смеются над ним: "Эх ты, детинушка-простак!"
Рассердился медведь. "Ладно, — думает, -в другой раз я не оплошаю".
Наступила весна. Приходит медведь к лисе и говорит:
— Вот что, соседка, давай опять поле засеем. Только теперь при делёжке меня не обманешь — знаю, как надо выбирать.
Опять медведь пахал-надрывался, а лиса упрекала:
— Соху тянуть — это что! Попробовал бы ты за сохой ходить…
Посеяли они рожь. Когда она созрела, принялись делить урожай.
— Что себе возьмёшь, Мишенька, — спрашивает лиса, — вершки или корешки?
— Корешки! — сказал медведь.
— Как хочешь, соседушко, как хочешь, -умильным голосом пропела лиса. -Сам видишь, я тебя не обманываю, а беру то, что остаётся.
Лиса намолотила зерна, а медведь выкопал корешки. Вот повезли на базар продавать. У лисы зерно быстро купили, над медведем ещё пуще смеются, пальцами на него показывают, обидными словами обзывают. Разозлился медведь.
— Ну, — говорит, — соседка, это тебе даром не пройдёт! Садись около меня и давай с тобой реветь. Кто кого переревёт, тот того и съест. Тут меня не обманешь, на этот раз мой верх будет.
Сели они друг против друга на кочки. Медведь толстым голосом заревел, лиса завыла тонким. Изо всех сил медведь старался, пасть широко разинул, а глаза закрыл. Ревёт -ничего не слышит, ничего не видит. Лиса с кочки скок, за кусток юрк — и поминай как звали. Когда медведь замолк, открыл глаза — а лисы давно и след простыл.
Удмуртские народные сказки
Выжыкыл (сказка) – это эпическое устное произведение, преимущественно волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. По характеру повествования оно всегда занимательно. Именно занимательность и установка на вымысел отличают сказку от других повествовательных жанров фольклора. Удмуртский сказочный репертуар богат и разнообразен. Удмуртский фольклор достаточно богат своим оригинальным, национальным материалом. Богатство этого фольклора довольно разнообразно по видам и жанрам, так и в количественном отношении. Удмуртское народное творчество имеет в своем фонде почти все фольклорные жанры, имеющиеся у других народов. Так, в нем можно выделить предания, мифы, легенды, сказки, заговоры, песни, пословицы и поговорки, загадки, свадебные обрядовые песни, приметы, рекрутские песни.
«Красавица берёза»
В одной деревне старик со старухою жили. Сильно они бедствовали, хлеба ели не досыта.Собрала как-то старуха последние дровишки – печку истопить хотела, да разжечь нечем: лучины нет. Говорит старуха старику:
– Печь разжечь нечем! Сходи-ка в лес за лучиной. Сруби березу – лучины запасем. Старик взял топор и поплелся в лес. Стал для рубки березу высматривать. Недолго ему пришлось искать: сразу увидел красивую березу. Подошел поближе к березе, хотел было рубить, но только он замахнулся топором, как листья на березе зашелестели, ветки зашевелились. Нагнулась береза к старику и заговорила человечьим голосом:
– Пожалей меня, старик, не руби! А что тебе надо – все у тебя будет.
Старик испугался, даже топор из рук выронил.
«Вот уже семьдесят семь лет живу, а такого чуда не видывал!» – подумал старик.
Не тронул он березу. Вернулся домой и говорит старухе:
– Принес бы я тебе хороших полешек на лучину, да береза вдруг начала просить человечьим голосом: «Не трогай меня, старик! Что тебе надо – все у тебя будет». Ну, я и послушался.
– А! Не хочет береза, чтобы ее рубили, – закричала старуха, – так поди наломай ее веток – нашим ягнятам корм будет!
И прогнала старика обратно в лес.
Подошел он к березе, поклонился и сказал:
– Приказала мне жена твои ветки ломать, хочет листочками ягнят кормить, если я тебя не срублю на лучину!
– Не руби меня, – говорит береза, – и ветки мои не ломай. А что просит старуха – все у нее будет!
Старику делать нечего, пришлось домой возвращаться.
Пришел домой и удивился: грудами всюду сухая лучина лежит!
– Ну, старуха, видишь, сколько у нас лучины!
А старуха как накинется на него:
– Почему только лучину у березы просил? Ведь печь топить надо, а дров у нас нет. Ступай проси дров!
С бранью да с криками выгнала старуха старика из дому.
Старик взял топор и опять в лес пошел. Доплелся до березы, поклонился ей и стал просить:
– Дай мне, красавица береза, дров: у нас все кончились, печь топить нечем!
– Иди, старик, домой: что просишь, то у тебя и будет, – говорит ему береза.
Старик обратно домой отправился.
Подошел к дому, глянул – диву дался: полон двор дров! Напилены дрова, наколоты, уложены. А старуха опять недовольна:
– Почему только дров у березы попросил? Ведь у нас и горсти муки нет! Ступай муки проси!
– Погоди ты, нельзя этак! Только сейчас дрова выпросил.
Старуха давай ругать старика. Кричала, кричала, потом схватила кочергу и выгнала его из дому.
– Делай, – кричит, – что тебе приказано!
Взял старик топор и опять в лес пошел. Пришел, поклонился красавице березе и стал причитать:
– Красавица ты моя, белая береза! Старуха опять прислала меня к тебе – муки просить. Если хочешь, помоги, дай сколько-нибудь!
– Иди, старик, домой: что просишь, то у тебя и будет, – ласково сказала береза.
Старик обрадовался, скорее домой зашагал.
Вернулся он, пошел в амбар. Не верится ему, что у него будет мука.
Вошел, глядь – амбар полон мукой доверху!
Стало старику так радостно, так весело, что забыл он все прежнее горе да нужду.
«Ну, – думает, – теперь всегда сыты будем!»
А старуха увидела старика, выбежала из дому и опять его ругать принялась:
– Старый ты дурень, деревянная твоя голова! Почему только муки попросил? Иди, бестолковый, проси два сундука золота!
Ударила его коромыслом и выгнала вон.
Бедный старик повесил голову и опять поплелся в лес.
Подошел к березе, поклонился ей и стал причитать:
– Красавица береза! Меня моя старуха опять к тебе послала – требует два сундука золота…
– Иди, старик, иди: что просишь, то у тебя и будет, – сказала береза.
Пошел старик. Подошел он к избе, заглянул в окно и видит – сидит старуха на лавке, перебирает золотые монетки. А монетки так и сверкают, так и поблескивают! Зашел он в избу, смотрит – возле стола два сундука стоят, золотом полны.
Тут и старик разум потерял. Тоже стал монеты перебирать.
– Надо спрятать золото понадежнее, чтобы никто не увидел! – говорит старуха.
– Надо, надо! – отвечает старик. – Не то узнают, что у нас так много золота, – просить будут или отнимут!
Поговорили, подумали и спрятали золото в подполе.
Вот живут старик со старухой. Довольны, что денег много. Только золото не дает им покоя ни днем ни ночью: боятся они, как бы кто не стащил сундуки.
Думала, думала старуха, как уберечь золото, и придумала.
Говорит она старику:
– Иди, старик, к своей березе, попроси у нее, чтобы она сделала нас страшными-престрашными! Чтобы все люди нас боялись! Чтобы все прочь от нас подальше бежали!
Пришлось старику опять шагать в лес. Увидел красивую березу, поклонился ей и стал просить:
– Сделай ты нас, красавица береза, страшными-престрашными! Такими страшными, чтобы все люди нас боялись, подальше от нас убегали, наше золото не трогали!
Зашумела береза листьями, зашевелила ветками, сказала старику:
– Иди, старик, домой: что просишь, то и будет! Станут вас бояться не только люди, но и звери лесные!
Вернулся старик домой, открыл двери.
– Ну, – говорит, – обещала береза: будут нас бояться не только люди, но и звери лесные! Станут от нас прочь бегать!
И только сказал, как покрылись и сам он, и его старуха густой бурой шерстью. Руки и ноги лапами стали, на лапах когти выросли. Хотели они было сказать что-то один другому, да не могли – только зарычали громко. Так-то вот и стали они оба медведями.
«Мышь и воробей»
Жили-были мышь да воробей. Дружно, согласно жили-поживали, ни ссор, ни обид не знали. Перед всяким делом совет друг с другом держали, любую работу вместе выполняли.
Однажды мышь с воробьём нашли на дороге три ржаных зёрнышка. Думали-подумали, что с ними сделать, и надумали поле засеять. Мышка землю пахала, воробышек-боронил.
Славная рожь уродилась! Мышь острыми зубами споро сжала её, а воробей крылышками ловко обмолотил. Зёрнышко к зёрнышку собрали они весь урожай и стали делить его пополам: одно зерно мышке, одно - воробью, одно-мышке, одно-воробью... Делили, делили, и последнее зёрнышко лишнее осталось.
Мышь первая говорит:
- Это зерно моё: когда я пахала нос и лапки до крови натрудила.
Воробей не согласился:
- Нет, это зерно моё. Когда я боронил, крылышки до крови избил.
Долго ли, коротко ли они спорили - кто слыхал, тот и знал, а нам неизвестно. Только воробей вдруг склюнул лишнее зёрнышко и улетел прочь. "Пусть-ка попробует меня догнать и моё зёрнышко отнять", - думал он.
Мышка не погналась за воробьём. Огорчилась, что первая затеяла спор. Свою долю в норку перетаскала. Ждала, ждала воробья, чтобы помириться, не дождалась. И его часть в свою кладовку ссыпала. Всю зиму прожила сытнёхонька.
А жадный воробей остался ни с чем, до весны голодный пропрыгал.
Чувашские сказки
«Мышка вострохвостик»
Жила-была на берегу большой реки мышка. Звали её Вострохвостик. Каждый
день она садилась у входа в норку, грызла зёрнышки и поглядывала на реку.
Смотрела, как по реке, к далёким берегам, плывут ладьи под парусами. И
захотелось мышке путешествовать, побывать в неведомых краях. Но как туда
добраться?
Однажды мышка Вострохвостик бежала по берегу и увидела у самой воды арбузную корку.
"Вот мой кораблик! - подумала мышка. -На нём я буду путешествовать!"
Ухватила она арбузную корку, столкнула в воду, сама забралась в неё и
поставила из берёзового лычка парус. Потянул попутный ветер, и кораблик
поплыл.
Плывёт мышка на кораблике по реке. Навстречу зайчик берегом бежит и
кричит:
- Мышка Вострохвостик! Ты куда держишь путь?
- Я отправилась путешествовать, - отвечает мышка, - хочу поглядеть,
как живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на
зубок.
- Возьми и меня с собой! Я принесу морковку.
А будешь ли ты мне другом?
- Буду! - говорит зайчик.
Посадила мышка зайчика на кораблик, и поплыли они вдвоём. Плывут они,
плывут, а по берегу навстречу лисичка бежит, спрашивает:
-Мышка Вострохвостик, ты куда держишь путь?
- Я отправилась путешествовать, - отвечает мышка, - хочу поглядеть,
как живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на
зубок.
- Возьми и меня с собой! Я принесу гусиную лапку, на всех хватит.
- А будешь ли ты дружить с нами?
- Почему же нет? Буду!-говорит лисичка. Взяли они лисичку на кораблик
и поплыли втроём.
Плыли они плыли, а по берегу навстречу волк бежит.
Видит, плывёт кораблик, и завыл:
- У-у! Мышка Вострохвостик! Ты куда держишь путь?
- Я отправилась путешествовать,-отвечает мышка,-хочу поглядеть, как
живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на зубок.
- Возьми и меня с собой! Я принесу большой мясной хуплу-пирог.
- А будешь ли ты дружить с нами?
- Чем я хуже других? Буду!-говорит волк. Посадили они волка на
кораблик и дальше поплыли.
А навстречу по берегу медведь идёт. Увидал кораблик и заревел:
- Ох-х ох! Чей это кораблик по реке плывёт! Кто хозяин?
- Я капитан на кораблике,-отвечает мышка,-мы плывём поглядеть, как
живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на зубок.
- Возьмите и меня с собой! Я принесу мёда, всем хватит.
-Кораблик маленький!-говорит зайчик.-Нас и так много!
- Тебе и сесть негде!-кричит лисичка.
- Все потонем!-завыл волк.
- Я осторожно сяду...
- Ну, так садись!-запищала мышка.-Места всем хватит!
Уселся медведь на кораблик. Плывут звери по реке, пьют, едят, друг на
друга глядят, песни поют, приплясывают. Мышка весело попискивает, зайчик
лапкой стучит-тук-тук-тук, лисичка посвистывает, волк зубами щёлкает,
медведь на губах гудит.
Плыли они день, другой, а на третий день припасы к концу подошли.
Принялись звери припасы делить. Заспорили. Медведь кивает на волка, что он
всё один съел, зайчик на лисичку. А лисичка в стороне сидит да на мышку
наговаривает... Заревел на мышку медведь, завыл волк, залаяла лисичка,
запищал зайчик.
Испугалась мышка Вострохвостик, задрожала, хвостиком вильнула и парус
повалила. Кораблик перевернулся. Все звери в воду упали. Мышка быстрее всех на берег выбралась да за кустик спряталась.
Построила мышка Вострохвостик себе новую норку. Каждый день, как
прежде, садилась она у входа, грызла зёрнышки и поглядывала на реку.
Смотрела, как по реке к далёким берегам плывут ладьи под парусами. И досадно было мышке, что друзья помешали ей побывать в неведомых краях. С тех пор мышка Вострохвостик надеется найти себе верных друзей. Сидит она изо дня в день у норки и мечтает, как отправится на кораблике в новое путешествие.
«Как крестьянский сын за солнце работал»
Когда-то, давным-давно, в одной крестьянской семье родился сын. Парень рос крепким, здоровым, сообразительным. А когда вырос, родители решили женить его. Молодец всем взял - и умом, и статью, и красотой, и за него высватали дочь богатого человека. Родители невесты дали в приданое семь
лошадей, семь коров и много, без счета, овец.
Хорошо зажили молодые. Но не прошло и двух лет, как жена померла.
Овдовевший молодец погоревал, потужил, а потом снова женился. В приданое и
за этой женой он получил семь коней, семь коров и без счета овец. Но
молодцу, крестьянскому сыну, опять не повезло: вскоре и эта жена померла.
Так он женился семь раз и за каждой новой невестой получал в приданое
по семь лошадей, семь коров и много, без счета, овец.
Померла у незадачливого мужа и седьмая жена. А вслед за ней умерли у
молодца и его старые родители. Остался он хозяином целого табуна лошадей,
стада коров и несметного, несчитанного числа овец. Однако же счастье
по-прежнему обходило его стороной. А тут еще беды и невзгоды одна за другой
посыпались на его голову.
Как-то нежданно-негаданно напал на коров и лошадей мор, а через
небольшое время всех овец передушили волки.
Развеялось, как пыль по ветру, все богатство нашего молодца. Остался у
него лишь большой дом с надворными постройками да сад с озером посредине. За
садом - что еще делать? - он и начал ухаживать.
Много ли, мало ли прошло времени, заметил хозяин, что в его сад
повадились летать на вечерней заре три сизые голубки. Решил он подкараулить
голубей и поглядеть, что они делают в его саду. Как-то, под вечер, затаился
он в кустах, дождался прилета птиц и видит - голубки превратились в девушек,
сбросили платья и стали купаться в озере. Молодец тихонько подкрался, взял
платье одной из девушек и унес в кусты.
Искупавшись, девушки вышли из воды. Две из них оделись, превратились в
голубей и улетели, а третья, не найдя своего платья, взмолилась:
- Отдай мне, добрый молодец, мое платье!
- Вы купаетесь в моем озере и, как знать, может быть, заколдовали
воду,- ответил девушке хозяин сада.- А эту воду мы и сами пили, ею же и
скотину поили. Не из-за того ли померли у меня жены и напал мор на коров и
лошадей?
- Нет, мы не колдуньи,- сказала девушка.- Мы прилетаем сюда потому, что
место здесь уж больно красивое.
Поверил молодец словам девушки и спросил:
- А тогда не знаешь ли, почему не живут мои жены и перестал водиться у
меня скот?
- Я-то не-знаю,- ответила девушка,- но мать моя, может быть, и знает.
- Ладно, я тебя отпущу,- сказал молодец и отдал платье девушке.- Но где
и как я тебя потомувижу?
- А ты сними лубок с молоденькой липки и дай мне нож,-ответила
девушка.-Я буду отрезать лубок по маленькому кусочку и бросать на дорогу. По
этим кусочкам ты и найдешь наш дом.
Хозяин сада срезал молоденькую липу, снял с нее кору и вместе с ножом
отдал девушке. Та отрезала один кусочек лубка, другой и скрылась из виду.
Отправился по условленному следу крестьянский сын в путь-дороженьку и
только через семь лет пришел на место.
Оказалось, что девушки, прилетавшие голубками на озеро купаться, были
сестрами самого Солнца. И сейчас же навстречу молодцу вышла их старая мать.
Крестьянский сын сказал старухе, зачем он пришел сюда. Та выслушала его
и ответила:
- Не знаю, не ведаю. Сынок-то, Солнце, наверное, знает, но тебе нельзя
его дожидаться:
если он явится, то может погубить тебя.
Тут вмешались в разговор дочери:
- А давай, мама, к приходу брата спрячем этого человека. Брату же мы
скажем сначала, зачем он к нам пришел, и, если брат не рассердится, покажем
его. Если же братец будет не в духе, мы выспросим у него все, что надо, а
потом, когда он утром снова уйдет, перескажем нашему гостю.
Так и сделали.
Поздно вечером заявилось Солнце, уставшее после тяжелой дневной работы.
- Похоже, к нам пришел какой-то человек,- сказало Солнце.- Как он
осмелился, ведь я могу сжечь его, как простую соломинку!
Мать с сестрами начали уговаривать его:
- Зачем тебе жечь гостя, он и так убит горем и пришел к тебе за умом,
за разумом.
- Ну, если так,-смилостивилось Солнце- тогда готовьте поскорее еду и
пригласите гостя - мы с ним вместе отужинаем.
Сестры приготовили ужин. Солнце посадило рядом с собой крестьянского
сына, и они в добром застолье провели остаток вечера.
Видно, чем-то глянулся Солнцу добрый молодец, крестьянский сын, потому
что наутро оно сказало ему:
- День вчера выдался тяжелый, я очень устало. Может, сегодня походишь
по небу вместо меня? Крестьянский сын согласился:
- Отчего же не походить? Похожу. Солнце одело его в свою ослепительную
одежду, посадило на своего коня и наказало:
- Ты не погоняй коня, он сам знает, каким шагом надо идти. В пору
раннего завтрака встретится тебе Пихамбар ( у чувашей бог, покровитель
скота) с зеленой чашей в руках, наполненной сытой (медовый напиток) . Ты не
останавливайся около него и сыту не пей, а только поклонись ему и следуй
дальше. К позднему завтраку встретится тебе Пюлехсе (божество, раздающее
блага) с такой же чашей в руке, наполненной сытой. Не останавливайся и около
него и не пей сыту, а поклонись - и дальше. В полдень встретится те6e сам
Тора с зеленой чашей в руке, наполненной сытой. И у него ты не пей сыту, а
только поклонись и следуй дальше. Наконец, увидишь ты корм для коня. Коня
хоть немного, но надо покормить а уж потом можно пускаться в путь к дому.
Крестьянский сын выслушал Солнце, принял его облик и, ослепительно блестя
золотыми одеждами, выехал в путь-дорогу.
Вот встретился ему Пихамбар с зеленой чашей в руке. Он стоял у дороги и
терпеливо ждал, когда к нему подкатит Солнце. Поравнялся с ним молодец в
образе Солнца, взял в свои руки протянутую чашу, выпил сыту, опрокинул
пустую чашу на голову бога и поехал дальше.
Все повторилось и при встрече с Пюлехсе. Молодец-Солнце выпил сыту,
надел пустую чашу на голову бога и поехал дальше.
А вот показался у дороги и сам великий Тора. Но и с ним крестьянский
сын обошелся столь же непочтительно, как и с его младшими богами: выпил
сыту, а пустую чашу нахлобучил на голову Торы.
Наконец встретилось место с кормом для коня. Молодец покормил коня и
повернул к дому.
Тора же, после встречи с ним, подумал: Что это случилось с Солнцем? Оно
позволило себе неслыханную дерзость! Тут что-то не так. Пойду-ка расспрошу
Пюлехсе . Но когда он начал рассказывать Пюлехсе о своей встрече с Солнцем,
тот тоже пожаловался, что и его накрыл опрокинутой чашей.
Они вместе пошли к Пихамбару. Но и Пихамбар сказал:
Меня Солнце тоже стукнуло пустой чашей по голове!
После этого уже ничего не оставалось, как пойти всем втроем к Солнцу и
потребовать от него объяснений.
Крестьянский сын еще не успел окончить свой рабочий день, а Солнце,
ничего не подозревая, отсыпалось дома. Тора разбудил его и сказал:
- Чем это мы тебя прогневали, если ты нынче каждого из нас стукнуло
чашей по голове?
Солнце со сна не сразу сообразило, о чем идет речь, потом ответило:
- Вчера у меня был трудный день, я очень устало и попросило походить за
меня своего гостя. Но я не наказывало ему делать что-нибудь плохое!
Пока они так разговаривали, вернулся верхом на солнечном коне
крестьянский сын. И только он успел показаться, боги начали выговаривать ему
за его неслыханную дерзость.
- Пихамбара следовало бы стукнуть посильнее за то, что он не
останавливал своих собак: волки всех моих овец передушили,-услышали они в
ответ.
- Хорошо,-сказал Пюлехсе,-а меня за что ты чашей накрыл?
- Неужто не понимаешь? - ответил крестьянский сын.- За то, что не
написал мне на роду прожить век с одной женой. Я семь раз женился, и ни
одной жены не осталось в живых - разве это дело?
- Понятно,- подал голос Тора.- Но со мной-то, со мной как ты посмел так
обойтись? Чем я тебе не угодил?
- А тем, что не предназначил мне счастливую жизнь. Родители мои жили
как люди, а меня ты осудил на то, чтобы век свой горе мыкать.
Слушают боги крестьянского сына, а что возразить на его слова - не
знают: ведь все, что он говорит, сущая правда. Стали они между собой
советоваться, стали думать, чем заняться добру молодцу, чтобы он поскорее
разбогател и зажил счастливо.
Тора сказал:
- Пусть он займется воровством - самый верный и короткий путь к
богатству!
Пихамбар и Пюлехсе согласились с Торой: пусть крестьянский сын ворует.
А тот, услышав решение богов, вышел из чертогов Солнца, увидел
оседланного коня Торы, мигом снял с него серебряное седло да и был таков.
Вышедший вслед за молодцем Тора сразу же обнаружил пропажу.
- Что за чудеса - было седло, и нет седла! - возмутился Тора.- И у кого
украли - у самого главного бога! Не иначе это дело рук мошенника, который за
Солнце работал. Давайте нагоним его и отнимем седло.
Догнали боги добра молодца, спросили:
- Ты зачем, дерзкий, украл у самого Торы седло?
- Так ведь Тора сам определил, чтобы я жил воровством,- очень просто
ответил крестьянский сын.- Я и подумал: если Тора не рассердится за пропажу
и не будет искать ее, то не будут на меня сердиться и люди. Потому я и решил
украсть сперва у Торы.
- Как же людям не сердиться на вора? - не выдержал Тора.- Каждому жаль
своего добра!
- А если так, зачем же вы направили меня на путь воровства? - вполне
резонно возразил молодец.
Опять крестьянский сын поставил богов в тупик. Думали они, думали, как
им от него отделаться, и вот что предложил Пюлехсе:
- У одного царя есть дочь-красавица, но она от рождения слепа. А в том
же царстве-государстве есть такая местность, где даже по берегам реки не
растет трава. Мы сделаем - что нам стоит! - так что в той местности начнет
расти трава. Мы сделаем, чтобы на выросшую траву три утра подряд выпадала
роса, и пусть слепую царевну эти три утра водят на траву, собирают с нее в
чашу росу и той росой обмывают ее глаза. Тогда царевна прозреет, и царь
выдаст ее за нашего молодца. Молодец сразу станет и богатым, и счастливым!
- Так бы и сказал давно! - проворчал Тора.-А то ломаем голову как да
что, а все, оказывается, можно устроить очень просто.
А крестьянскому сыну наказал:
- Слышал, что сказал Пюлехсе? Смотри, все исполни в точности. И не
вздумай бить царя чашкой по голове, а то нам ведь только дел, что тобой
заниматься!
Напутствуемый богами, крестьянский сын отправился в тридесятое царство,
в котором жила слепая царевна. А придя в столицу того царства, стал шататься
по трактирам и громко похваляться:
- Если бы царь отдал за меня свою дочь, я бы вылечил ее от слепоты!
За такую похвальбу, за то, что он лишний раз напоминал о горе царской
семьи, стражники схватили молодца и на всякий случай посадили в кутузку.
Однако молва о том, что выискался человек, который может вылечить царевну от
слепоты, дошла до царского дворца. Царь вызвал молодца к себе и спросил:
- Правду ли говорят, что ты похвалялся вылечить мою дочь?
- Если отдашь ее за меня замуж, то вылечу,- ответил крестьянский сын.
- Только бы вылечил - отдам! - пообещал царь.
Крестьянский сын вместе с царевной отправился на берег той реки, где не
росла трава. Следом за ними туда пришло множество народу, чтобы увидеть
чудесное исцеление царской дочери от слепоты.
Когда молодец с царевной пришли к реке, на ее берегах не видно было ни
одной травинки. Но вот берега начали прорастать густой травой, а к вечеру
сплошь покрылись зеленью. А к утру пала сильная роса. Росу собрали в чашу и
омыли ею глаза царевне. Царевна сказала, что начинает видеть. Между тем
трава поднималась все выше и гуще. На другое утро роса выпала еще обильней.
Ее снова собрали в чашу и опять омыли глаза царской дочери. Царевна почти
совсем прозрела, стала веселой и радостной. А трава все растет и растет. На
третье утро роса пала уж и совсем небывалая. Ее опять собрали и опять дали
умыться царевне. Совсем выздоровела девушка и стала еще краше, чем была.
Вернулся крестьянский сын вместе с невестой в царский дворец. Царь
спрашивает у дочери:
- Видят ли теперь глаза твои?
- Когда мы подходили к городу, я за семнадцать верст увидела тебя на
балконе,- ответила дочь.
Отец не поверил. Он вышел с дочерью на подворье, нарочно уронил среди
щепок и сенной трухи иголку и принялся ее искать. Дочь спросила:
- Что ищешь, отец?
- Иголку обронил и вот никак не найду,- сказал царь.
- Да вон же она лежит!-сказала дочь, еще издали увидев иголку. Она тут
же подняла ее и протянула отцу.-Эта?
Отцу ничего не оставалось, как ответить:
- Эта самая.
Царь сдержал свое слово, выдал прозревшую дочь за крестьянского сына и
закатил пир на весь мир. А после своей смерти оставил царство своему зятю.
Рассказывали, хорошо правил царством-государством крестьянский сын. Оно и
понятно: уж если он мог за Солнце работать, то за царя-то и подавно.
Марийские сказки
«Девочка и Вувер-кува»
Однажды три сестры пошли в лес за земляникой. Во время сбора земляники они заблудились.
Шли-шли они и вышли к одному дому. А там жила ведьма Вувер-кува.
Девочки вошли в дом и от усталости заснули.
Пришла Вувер-кува. Поймала она девочек и заперла в чулане.
"Теперь я их съем",- подумала она. Вувер-кува зубами попробовала пальцы у девочек: жирные или нет, проверила. Нет, девочки еще негодятся для съедения.
Стала она их усиленно кормить. Кормила их только орехами.
Спустя три дня она зубами попробовала пальцы у девочек. Попробовала пальцы старшей сестры - стали немного мягче, к средней сестры тоже помягчели. Вувер-кува попробовала пальцы у самой младшей - одни кости.
А самая младшая из сестёр была догадливой. Она вместо пальцев в рот ведьме Вувер-куве подсовывала кости.
Вувер-кува и не догадывалась, в самом деле считала её тощей, костлявой. Она кормила, кормила девочек, и двое, наконец-то, пополнели, набрали жиру.
Посадив старшую сестру на лопату, затолкала её в печь, изжарила её, а потом съела.
После стала усиленно кормить среднюю и младшую сестёр. Попробовала у средней сестры палец. "Ого, есть можно",- подумала она и увела есть. Посадила на лопату и втолкнула в печь.
Теперь осталась только самая младшая сестра. Младшая продолжала подсовывать в рот ведьме кости, хотя сама окрепла и пополнела, набрала жиру.
Вувер-кува попробовала её пальцы. "Что это? Никак она не может набрать жиру?" - подумала она.
Опять стала её кормить, пробует её пальцы, а они такие же костлявые. Пока она ждала, когда девочка растолстеет, совсем уж проголодалась.
"Сколько ни корми тебя, а ты всё такая же, почему не можешь набрать жиру? - говорит Вувер-кува. - Нет больше терпения. Я съем тебя!"
Повела Вувер-кува младшую девочку в избу, приготовилась изжарить её в печи.
- Садись на лопату! - говорит девочке Вувер-кува.
Девочка так и сяк повертелась вокруг лопаты.
- Я не умею,- говорит девочка. - Бабушка, а как на лопату сесть? Покажи сама, как нужно садиться!
- Вот так садись! - сказала ведьма и сама села на лопату. Как только Вувер-кува села на лопату, девочка схватила лопату и втолкнула ведьму в печь. Там она изжарилась и умерла.
Девочка вышла из дому и ушла. Тут скоро она вышла на дорогу, ведущую домой. И недалеко отсюда оказался их дом.
Так самая младшая из трёх сестёр спаслась от ведьмы Вувер-кувы. Она была самой маленькой, да догадливой. Сказка - прочь, а я - тут.
«Заячий домик»
Построил заяц себе домик. Хоть и маленький, а хороший: с крышей, с окнами, с дверью и даже со столом и лавками.
Построил заяц домик и убежал в гости, а двери не запер.
Заяц в гостях веселится, а в это время в его домик забрался сверчок.
- Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр! - пропел сверчок свою песенку. - Хороший домик! -Улёгся на лавку и заснул.
Вернулся заяц домой и тоже лёг на лавку.
Полежал заяц на одном боку, на другой повернулся и задел ненароком сверчка.
- Чрик-чрик! - пискнул сверчок. Испугался заяц - и прыг из дома. Скачет зайчишка-трусишка по дороге, плачет-заливается. Встретился ему медведь.
- О чём плачешь, заяц? - спрашивает медведь.
- Забрался в мой домик какой-то зверь, - отвечает заяц. - Где я теперь зимой жить буду?
- Не горюй, кум заяц, я тебе помогу, - говорит медведь.
Пришли медведь и заяц к домику. Заревел медведь что есть силы.
Услышал сверчок медвежий рёв и спрашивает:
- Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр! Кто там? Медведь послушал-послушал и убежал в лес: кто его знает, что за зверь сидит в домике?.. Остался заяц один.
Скачет он по дороге и плачет-заливается. Идёт навстречу зайцу лиса.
- Заинька, дружок, куда бежишь? О чём плачешь-горюешь?
- Эх, кумушка, нет у меня теперь своего домика! Забрался в него какой-то зверь и не выходит, -пожаловался заяц.
- Я помогу тебе, - говорит лиса. - Я тебя в беде не оставлю.
Пошли лиса с зайцем к заячьему домику. Лиса прямо в дом входит, хвостом машет, сердитым голосом кричит:
-Эй, кто здесь есть, а ну, выходи! Не выйдешь добром - когтями исцарапаю, зубами искусаю! А сверчок отвечает ей:
- Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр!
Лиса послушала-послушала: кто его знает, что за зверь, - и в лес убежала.
Заяц туда-сюда по сторонам посмотрел и снова заплакал. Скачет по дороге, а навстречу ему петух.
- Зайка, братишка, о чём плачешь? - спрашивает петух.
- Эх, дружище петух, - отвечает заяц, - беда у меня! Зима скоро, а в моём домике какой-то зверь засел и меня в дом не пускает. Медведь хотел выгнать и лиса хотела, да не смогли...
- Не горюй, друг заяц, я тебе помогу, -говорит петух.
Пошли они к заячьему домику.
Петух обошёл вокруг домика, осмотрел его со всех сторон и запел:
Ку-ка-ре-ку! В доме запру! Голову отсеку-у!
Сверчок из домика не выходит. Прыгнул петух на порог и опять поёт:
Ку-ка-ре-ку! В доме запру! Голову отсеку-у!
Сверчок со своей лавки отвечает:
- Чр-чрик, чр-чрик!
Петух вскочил на лавку, клюнул-и нет сверчка. Заяц обрадовался, скачет-приплясывает. А петух по всем углам посмотрел, захлопал крыльями и запел:
Ку-ка-ре-ку! В доме запру! Голову отсеку-у!
Другой-то никакой песни у него не было. А заяц подумал: "Вот как разошёлся петух! С моим обидчиком расправился, теперь и мне несдобровать".
Выскочил заяц из домика - и в лес.
С тех пор зайцы домов не строят, а живут просто под кустом.
Сказка - туда, я - сюда.
Сказка - подальше, а я -поближе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Федераль дэулэт талэплэренэ нигезлэнеп мэктэпкэчэ яшьтэге балаларга физик тэрбия биру
Федераль дәүләт таләпләре якынча 2 ел элек дөнья күрде.Күп кенә балалар бакчалары инде бу юнәлештә эшли башлады. Әкренләп ФДТ безнең республикада кулланыла башлады.ФДТ-гомуми белем бирү пр...
Уртанчылар торкемендэ сойлэм устеру, тирэ-юнь белэн таныштыру эшчэнлеклэренен комплекслы тематик планы
тематик план...
доклад "Экологик тэрбия биру"
Балалар бакчасында эшләгәндә төп максатларымның берсе булып балаларга экологик тэрбия бирү тора. Балаларда өлкәннәргә хөрмәт, тереклек ияләрен яклау, аларны саклау, табигатькә сак караш, узара я...
Театральлэштеру аша балаларга эхлак тэрбиясе биру
Балаларга эхлак тэрбиясе биру...
Куян белэн таныштыру
Максат:1. Хайваннарга карата сакчыл караш тәрбияләү.2. Балаларның игътибарын, күзәтүчәнлекләрен үстерү.3. Кайда? Нинди? Җавап бирүне ныгыту. Куянның өлешләрен әйтергә өйрәнүне дәвам итү. Ел фасылына б...
татар халык милли киемнэре белэн таныштыру
ЭРКС подготовительная группа...