Ознакомление дошкольников с художественной литературой в старших группах
консультация по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Актуальность темы.
Традиционно литература используется в целях умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей с литературными произведениями вызывает у них интерес и любовь к родному языку, его богатству и красоте. Воспитательное значение литературы заключается в том, что в произведениях даются образцы положительного и отрицательного поведения с точки зрения нравственно – этических норм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ознакомление дошкольников с художественной литературой в старших группах | 658.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Консультация для педагогов. Тема : «Методы и приемы, используемые для обучения дошкольников на занятиях по восприятию художественной литературы» разработчик: Морозова Е.А
Цель: формирование у старших дошкольников устойчивого интереса к литературе как виду искусства, воспитание грамотного читателя.
Задачи в старшей группе Задачи в подготовительной группе 1.Продолжать развивать интерес к художественной литературе. 2. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. 3. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа 4. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. 5.Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. 6.Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. 7. Продолжать знакомить с книгами. 1.Продолжать развивать интерес к художественной литературе. 2. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. 3.Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. 4. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. 5. Объяснять основные жанровые особенности произведений. 6. Воспитывать чуткость к художественному слову. 7 Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи.
Задачи в старшей группе Задачи в подготовительной группе 8.Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. 9.Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. 10.Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения. 8. Учить отвечать нам вопросы по содержанию произведения. 9. Учить «настраиваться» на чтение сказки, рассказа, стихотворения. 10. «Включать» детей в совместное обсуждение, рассказывание, инсценированние знакомых произведений. 11. Корректировать эмоциональную реакцию детей на прослушанное произведение. 12. Продолжать знакомить детей с новыми литературными произведениями.
Методы и приемы : Наглядные методы 2. Словесные методы 3. Практические методы (игровые) игровые методы Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное). Прием — это элемент метода
Основными методами литературного развития детей 5-6 лет являются следующие Основными методами литературного развития детей 6-7 лет являются следующие. 1. Чтение (рассказывание) взрослого, 2. Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов 3. Беседа после чтения 4. Чтение с продолжением 5. Беседы о книгах . 6. Метод проектов. 1.«Детское издательство» - изготовление книжек-самоделок с рисунками и рассказами о произведениях, пересказами и творческими рассказами по аналогии со знакомыми текстами; создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями 1.Чтение (рассказывание) взрослого. 2.Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов 3.Просмотр (прослушивание) записей исполнения литературных текстов самими детьми. 4.Беседа после чтения 5.Чтение с продолжением 6.Беседы о книгах 7.Обобщающие беседы . 8.Вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрализованные представления 9.Тематические выставки
Основными методами литературного развития детей 5-6 лет являются следующие Основными методами литературного развития детей 6-7 лет являются следующие. произведениями (например: «Сказка – ложь, да в ней намек», «Как писатель мне помог понять …», «Что узнали мы из книг»). 2..«Детская библиотека» - организация библиотеки из самодельных книжек, а также оформление и систематизация книг детской библиотеки в группе. 3.«Выставки книг» - подготовка тематических выставок для детей разных возрастных групп (например, «Сказки нашего детства», «Любимые литературные герои», «Поэты и художники о природе»). 8. Вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрализованные представления. 9. Тематические выставки 10.Метод проектов 11.Ознакомление с писателями и поэтами, художниками-иллюстраторами детских книг
Проведения занятий по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части: В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого Структура занятия
краткая вводная беседа краткий рассказ о писателе Объяснение незнакомых слов Выразительное чтение По окончании чтения динамическая пауза повторное чтение произведения рассматривание иллюстраций Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.
Средства: Магнитофон Телевизор Приёмы: Различные виды театров Репродукция картин Мнемотаблицы Презентация
Целевые ориентиры Старшая группа Подготовительная группа Эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей. Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведением, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа. Понимает скрытые мотивы поведения героев произведения. Проявляет чуткость к художественному слову, чувствует ритм и мелодику поэтического текста. После просмотра спектакля может оценить игру актера (актеров), используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки. Свободно рассказывает истории по сюжетным картинкам. Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения. Проявляет интерес к художественной и познавательной литературе. Различает жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, былина), может объяснить основные различия. Называет любимые сказки и рассказы. Знает наизусть 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки. Называет 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг. Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки-рассказа. Целевые ориентиры
Старшая группа Подготовительная группа Имеет в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в детском саду и домашнем театре. Умеет оформлять свой спектакль, используя разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал, поделки). Знает 2—3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребенку первые строчки), 2—3 считалки, 2-3 загадки. Называет жанр произведения Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения. Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы. Слушая новые сказки, рассказы, стихи, следит за развитием действия, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки-рассказа. При чтении стихотворений, в драматизациях использует эмоциональность, естественность поведения, интонации, жесты, мимику, передавая свое отношение к содержанию литературной фразы. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа
Вывод Главная цель общения с детьми посредством художественной литературы – предоставить и испытывать каждому ребенку возможность попробовать себя в разных видах деятельности радость, чувство удовлетворения от своих усилий, обогатить свой литературный опыт.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе на тему: «Мы идем в библиотеку» Подготовила и провела: Ткач Е.В.-воспитатель первой категории
Тема: «Мы идем в библиотеку».Цели: Развивать интерес к книге, к чтению, к библиотеке как хранилищу и центру книжной культуры; развивать воображение детей, умение входить в роль.Предварительная работа:...
Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в разных группах детского сада.
Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературойв разных группах детского сада....
Тематический план работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе
Тематический план помогает правильно дозировать познавательный материал. Темы в плане разработаны с опорой на произведения художественной литературы, предусмотренные программой " От рождения до ...
Тематический план работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в подготовительной группе
Тематический план помогает воспитателю правильно дозировать познавательный материал. Темы в плане подобраны с опорой на произведения художественной литературы, предусмотренные программой "От рождения ...
Консультация для воспитателей на тему: «Задачи ознакомления дошкольников с художественной литературой в старшем дошкольном возрасте»
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего общества.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid"...
Конспект интегрированной НОД по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в средней группе «Чудо-дерево»
Конспект интегрированной НОД по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в средней группе. Чтение произведения К.И. Чуковского «Чудо-дерево»....
Конспект OOД по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе Рассказ Е. Чарушина «Лисята»
Учить слушать, понимать, извлекать информацию из прочитанного произведения....