Образовательная ситуация «Шкатулка волшебных слов»
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа) на тему

касаткина татьяна сергеевна

Образовательная ситуация «Шкатулка волшебных слов» (социально-коммуникативное развитие, восприятие художественной литературы) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkatulka.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация «Шкатулка волшебных слов» (социально-коммуникативное развитие, восприятие художественной литературы)

Составила: воспитатель МБДОУ

детского сада №5 г.Ворсма

Касаткина Т. С.

Возрастная группа: средняя

Цель:  закрепление употребления в речи вежливых слов.

 Задачи:  

- побуждать детей слушать поэтические произведения, понимать содержание текстов и выражать свое отношение к ним, включаться в инсценировку;

- активизировать использование в речи вежливых слов;

- способствовать развитию дружелюбия, умения играть вместе, сообща, делиться и меняться игрушками.

Способы:  сюрпризный момент – внесение шкатулки,  обыгрывание шкатулки, вопросы к детям, художественное слово, игра «Доскажи словечко», инсценировка коротких стихотворений.

Средства: шкатулка, карандаш.

Предварительная работа: чтение художественной литературы  – А. Барто «Спасибо», «Пожалуйста», «Признание», «Как Вовка стал взрослым», С. Маршак «Ежили вы вежливы», О. Дриз «Добрые слова»; беседа «Эти добрые словечки»; просмотр мультфильмов, прослушивание песен о дружбе и вежливости.

Действия педагога

Действия детей

Водная часть. Организационный момент, мотивация к деятельности

- Ребята, посмотрите, я вам принесла сегодня красивую шкатулку, но складывать в нее мы сегодня будем не предметы, не игрушки, а волшебные слова, слова от которых у всех людей поднимается хорошее настроение. Что же это за слова? Мы их тоже много знаем!

Да, это вежливые слова. Кто их знает, тот называет и «кладет» слово в шкатулку (воспитатель со шкатулкой подходит к детям).

Дети называют по очереди вежливые слова и «кладут» их в шкатулку.

Основная часть.

- Молодцы, назвали много вежливых слов, наша шкатулка стала тяжелей. А сейчас я прочитаю стихотворение, а вы мне будете помогать, досказывать нужное вежливое слово. И, может быть, мы еще пополним нашу шкатулку новыми словами.

Тогда слушайте:

- Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь…

- Друг другу на прощание

Мы скажем…

- До чего ж оно красиво

Слово доброе…

- Когда виноваты, сказать спешите

«Прошу вас, пожалуйста» … 

- В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше …

 - Зазеленеет старый пень,

Когда услышит…

- Какие еще вежливые слова мы добавим в шкатулку.

- Ребята, а как мы называем людей, которые всегда говорят «спасибо», «здравстуйте» и другие вежливые слова?

Да, это вежливые люди.

В английской  народной песенке, которую я вам  прочитаю,  тоже рассказывается о маленькой вежливой девочке.  

- Маленькая девочка,

Скажи, где была?

- Была у старой бабушки,

На том конце села.

- Что ты пила у бабушки?

- Пила с вареньем чай.

- Что ты сказала бабушке?

- «Спасибо» и «прощай».

Какие вежливые слова сказала девочка бабушке, есть они  в нашей шкатулке? Когда люди говорят «спасибо», а когда «прощай».

Затем воспитатель задает вопросы детям, помогает им отвечать строками из стихотворения:

Где маленькая девочка была?

Что она пила у бабушки?

Что сказала девочка бабушке?

-А кто хочет выступить у нас в роли маленькой вежливой девочки?

(воспитатель читает вопрос, дети отвечают строчками из стихотворения).

- Молодцы, вы хорошо исполнили роль маленькой вежливой девочки.

А сегодня к нам в гости должны прийти еще артисты - ребята из старшей группы.

В группу входят воспитанники старшей группы.

- Что мы скажем нашим старшим друзьям?

 

Дети старшей группы разыгрывают мини – спектакль по рассказу «Карандаш» (Я. Тайц).

Автор: Папа принёс большой карандаш. (Маша кричит).
Маша: Мне!
Автор: Миша кричит:
Миша:  Мне!
Автор: Папа сказал:
Папа: Тише! Мы его разделим.
Автор: Провел одном концом — синий. Провел другим концом — красный.
(Миша с Машей смеются).
Маша: Давай делить карандаш!
Миша: Мише синий конец, а Маше — красный.

Автор: Миша рисует синие картинки, Маша — красные.

Воспитатель задает вопросы:

-Что забыли дети сказать папе? Как нужно было попросить карандаш у папы? Что можно сделать, чтобы и у Маши и у Миши были разноцветные картинки?

- Ребята, а старшие ребята подготовили еще одну сценку про мальчика, который остался один, без друзей. А вот почему… Вы мне потом скажите.

Инсценировка стихотворения Г. Лагздынь «Почему один Егорка?».

Автор: Во дворе кричит Егорка:
Егорка: Моя книжка! Моя горка!
Мячик мой!
Лопатка! Лейка!
Не пущу! Моя скамейка!
Ничего не надо брать!
Я хочу один играть.
Автор: Во дворе
грустит скамейка,
Рядом мяч, лопатка, лейка.
Во дворе скучает горка.
И стоит один Егорка.

-Так почему же Егорка остался один, без друзей?

-А как бы вы поступили?

-Какие волшебные слова вам бы помогли? Есть они в нашей  шкатулке?

-Добрый день

- До свидания

- Спасибо

- Извините

- Не перебивай

- Добрый день

Дети называют и слова и «пополняют» шкатулку.

Вежливые люди.

«Спасибо» и «прощай».

Дети отвечают на вопросы, по возможности строчками из текста.

Дети по желанию выступают в роли девочки, проговаривая строчки из стихотворения.

- Здравствуйте!

- Пожалуйста, проходите!

Дети высказываются:

Сказать папе – спасибо, попросить – пожалуйста, поделиться карандашами, рисовать по очереди, и т. д.

Дети отвечают.

Заключительная часть. Рефлексия

 - Ребята, какие же вежливые слова лежат в нашей шкатулке?

- (обращается к старшим детям) Ребята, а, может быть,  вы еще знаете какие-нибудь вежливые слова, поделитесь с нашими детьми, чтобы они их тоже могли запомнить.

- Вот сколько волшебных слов в нашей шкатулке. Я предлагаю вам всем придумать название для нашей шкатулки и оставить ее в группе для того, чтобы мы никогда не забывали говорить  знакомых вежливых слов и «собирать» новые слова в шкатулку.

- Ребята, а вы хотите поиграть со своими старшими  товарищами. Пригласите их.

Называют слова.

Называют слова.

Дети предлагают название для шкатулки, договариваются. Определяют место, где будет стоять шкатулка.

Дети средней группы приглашают играть старших детей в игровом уголке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации на тему "Волшебные слова". Старшая группа.

Конспект образовательной ситуации на тему "Волшебные слова"...

Сценарий игровой образовательной ситуации Тема: «В стране волшебных слов»

Применяемая технология: сказкотерапияЦель: Развитие коммуникативной функции речи. Коррекция эмоционально-волевой сферы с использованием сказкотерапии.Задачи:Способствовать улучшению социально-эмоциона...

Планирование воспитательно-образовательной работы тема "Волшебные слова" (на неделю 01.02.-05.02.21г.)

Планирование воспитательно-образовательной работы    (на неделю 01.02.-05.02.21г.)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ. Тема: «Шкатулка вежливых слов».

Развитие вербальных способов взаимодействия, умения общаться друг с другом непосредственно и свободно; развитие игровой деятельности детей; включение детей в систему социальных отношений; приобщение к...


 

Комментарии

Очень познавательный и нужный материал!Спасибо! Мне как раз это может пригодиться!