"У лукоморья"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Конспект игровой образовательной деятельности "У лукоморья" для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pushkina.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное   учреждение детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей

(МДОАУ д/с «Улыбка»)

Игровая - образовательная деятельность

для детей подготовительной группы

Тема: « У лукоморья »

 

 

                                                                                    Подготовил: воспитатель

   

                                                            Штанько Е.В

Пыть-Ях 2014

Тема: «У лукоморья »

Цель: Формировать у детей грамматический строй речи с помощью сказок.

Программные задачи:

Образовательные:  продолжить учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутыми предложениями, обогащать активный словарь детей, пробуждать интерес к изучению творчества любимого поэта.

Развивающие: развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение, активизировать словарь по заданной теме, развивать интонацию выразительной речи, память, внимание.

Воспитательные:  воспитывать любознательных, внимательных читателей- знатоков творчества Пушкина; поддерживать положительные эмоции, воспитывать умение внимательно слушать , сплачивать  при подготовке к коллективному творческому делу.

Интегрированные образовательные области – социальнооммуникативное  развитие,познавательно-эстетическое,речевое,художественно-эстетическое,физкультурное развитие.

Формы деятельности – совместная деятельность взрослых и детей

Виды деятельности –        Игровая

                                              Коммуникативная

                                              Познавательная

                                              Восприятие художественной литературы

                                              Физическая

                                              Музыкально - художественная

Словарная работа: Обогащать словарь детей помощью художественной литературы

Форма проведения: инсценировка – игра.

Материалы и оборудование:  портрет А.С. Пушкина, дерево, поляна, зеркало, сеть, 

машинка швейная, половник, спицы, клубок, пальцы для вышивания, яблоко.

Предварительная работа:инсценировка по сказкам,  беседа по сказкам,

рассматривания картин, обсуждение, чтение стихов и сказок А.С. Пушкина,

развитие гендерного подхода, изготовления демонстрационного материала.

Техническое сопровождение: магнитофон, ноубук

Ход:

 Звучит фонограмма

"У лукоморья"

Ведущий:
Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,
Где шумит волна морская,
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот.

 
Кот (из-за декорации):   Мурр-мяу! (Появляясь.) Здравствуйте, ребята! Пришел я к вам, да не один. Со мной герои ваших любимых сказок. Я не ошибся? Ведь вы любите читать и слушать сказки? (Ответ зрителей.) Сейчас проверю. (Звучит музыка.)

Велик и разнообразен сказочный мир Пушкина. Царь Салтан и царь Дадон, царевна Лебедь и золотая рыбка, отважный царевич Елисей и хитрый работник Балда… А чье сердце не вздрагивает от этих манящих слов: «Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был…» Кто из вас не опускался во сне на дно морское к золотой рыбке? Кому из вас хотя бы на минутку не хотелось превратиться в комара или золотого петушка? Кто не представлял себя царевичем или царевной? Продолжить этот прекрасный сон нам поможете вы ребята. 

Мурр-мяу! Сказка, начинайся! Первый гость, появляйся!

1. Входит Царица с зеркальцем.
Царица (надменно):   Здравствуйте! Узнаете меня? (Ответы ребят.) Царица-то, царица! А из какой сказки? ("Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".) А еще в каких сказках Пушкина есть царицы? ("Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о царе Салтане".) А простое ли у меня зер-кальце?(Ответы ребят.) С какими словами я к нему обращалась? ("Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее" и т.д.) Что ответило мне зеркальце в конце сказки? ("Ты прекрасна, слова нет; но царевна все ж милее, все румяней и белее".)

Кот провожает царицу .

Кот:  Мурр-мяу! Молодцы, ребята! Эту сказку вы знаете. Мурр-мяу! Сказка, продолжайся! Новый гость, появляйся!

2. Входит Старик с рыболовной сетью.
Старик  (ласково, с небольшим поклоном): Здравствуйте, милостивые государи. Знаком ли я вам? (При варианте ответа зрителей "Дед" Кот вставляет реплику: "Дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает" - и, предлагая еще подумать, добивается правильного ответа.)
Как называется моя сказка? (Ответы ребят.) А сильны ли вы в арифметике? Сколько лет я рыбачил? ("Ровно тридцать лет и три года".) Сколько раз за всю сказку ходил я на берег моря? (Шесть.) Старик уходит.

 

Кот:  Мурр-мяу! Молодцы, и эту сказку знаете. Так задам же вопрос потруднее. Какие сказочные герои Пушкина живут под водой? (Золотая рыбка - "Сказка о рыбаке и рыбке", тридцать три богатыря - "Сказка о царе Салтане...", черти - "Сказка о попе и о работнике его Балде", призрак Рогдая и русалка - "Руслан и Людмила".)
К какому из героев обращены слова: "Да вот веревкой хочу море морщить, да вас, проклятое племя, корчить..."? (Балда - черту.) Мурр-мяу! Раз уж угадали, встречайте нового гостя.


3.Входит Бесенок, вертясь и подмигивая.
Бесенок:  Мое почтеньице!
Бесенок: Не пугайтесь, я безобидный. (Обращаясь к зрителям.) Нет ли среди вас Балды? Кто вспомнит, какие состязания были у меня с Балдой? (Кто быстрее обежит вокруг моря, кто дальше бросит палку, кто дальше пронесет кобылу.) За какую плату работал Балда у попа? (В год за три щелчка по лбу.) Какими словами Балды сопровождалась плата? ("Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной".)

Кот:  Мурр-мяу! Снова правильные ответы. Тогда попробуйте догадаться, о каком персонаже сейчас пойдет речь.( Входит Царица, переодетая старушкой, с яблоком).
Кот:  Ой, бабушка пришла, яблочком угощает. А яблочко румяное, наливное. Спасибо, бабушка!

4. Царица:  На здоровье, касатик! Кот: Ребята, можно я съем это яблоко? (Нет.)

Царица:  Почему это нет? (Отравленное.) А откуда вы знаете? ("Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".) Может, я кого-то им уже угощала? (Царевну.)

Кот:  Мурр-мяу! Спасибо за угощение! Ну и компания подбирается - черти да бандиты, кроме старика-рыбака, разумеется. Нет ли среди гостей людей поприличнее?



5. Под музыку темы Звездочета из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Золотой петушок" входит Звездочет.
Мудрец-звездочет:  Здравствуйте, дети! Знаете ли вы меня, из какой я сказки? (Ответы зрителей.) А скажите мне, что кричал царю Дадону золотой петушок во время опасности?
("Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!".) Ребята, а что мне пообещал царь Дадон и не выполнил? ("За такое одолженье, - говорит он в восхищенье, - волю первую твою я (царь Дадон) исполню, как свою", но Шамаханскую царицу не подарил.) А какими словами заканчивается моя сказка? ("Сказка ложь, да в ней намек/Добрым молодцам урок".)

6. Старуха (за дверью или за декорациями): Дурачина ты, простофиля!
Кот: Мурр-мяу! Ребята, кто там идет? (Ответы детей.)

Входит старуха с корытом.
Старуха:  Да, это я. Угадали. Задам вам трудный вопрос - как начинается моя сказка? ("Жил старик со своею старухой у самого синего моря". При вероятном варианте ответа "Жили-были старик со старухой у самого синего моря". Кот импровизирует: "Жили-были дед да баба, ели кашу с молоком", "Жили-были старик со старухой, не было у них детей, слепили они Снегурочку ", "Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба", поет: "У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе". При затруднении зрителей сам подсказывает правильный ответ.)
А как сказка заканчивается? ("На пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто".) Верно, ребята. Нескромно я себя вела, теперь так и хожу с корытом.

Кот:    Мурр-мяу! Ребята, не терпится мне пойти направо, только что я при этом должен делать? ("Идет направо - песнь заводит".) Внимание! Сейчас будет звучать музыка, а вы попробуйте угадать сказку.

 Динамическая пауза.

Раз – два – три – четыре – пять –

В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба).

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.  (Ходьба "змейкой”).

Может быть, и под листочком

Сладку ягоду найдем.

На носочки дети встали, по дорожкам побежали.   (Бег на носках).

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем.     (Ходьба на пятках).

Отдохнули, вот и славно.

Поговорим теперь о главном.

7. Звучит фрагмент из оперы "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" - тема "Белка".
Инсценировка отрывков из этой сказки:

Комната. Сидят три девицы, они заняты рукоделием.  Ведут   разговор. Под дверью стоит царь со своей свитой.

 

1 девица: Кабы я была царица…

                То на весь крещеный мир

                Приготовила б я пир!

2 и 3 девицы: Ох! Ах!

2 девица:  Кабы я была царица…

                То на весь бы мир одна

                Наткала бы полотна!

Все девицы:  Ой! О-О-й!

3 девица:  Кабы я была царица

                Я б для батюшки- царя

                Родила богатыря.

1и 2 девицы: ХИ-Хи! ХА-ХА!

(входит царь)

1 девица: Только вымолвить успела,

                 Дверь тихонько отворилась…

2 девица:  И в светлицу входит царь-

                 Стороны той государь!

Царь:        Здравствуй, красная девица…

                  Будь царица.

                  И роди богатыря

                  Мне к исходу сентября.

1 девица:(в сторону) За всё время разговора

                 Он стоял за дверью.

2 девица:   Речь последней повсему

                  Понравилось ему!

       Царь: Вы ж, голубушки – сестрицы,

                 Выбирайтесьиз светлицы,

                 Поезжайте вслед за мной,

                 Вслед за мной и за сестрой;

                   Будь одна из вас ткачиха,

                 А другая повариха!

( свита вручает им поварёшку и инструмент для ткацкого станка. Те злятся и кланяются и идут за царём, толкая друг друга)

Звучит музыка- тема «Белка»

Сказочница:  Снова царь у моря ходит,

                         С сине моря глаз не сводит.

                         Глядь – по морю лебедь белая плывет.

Лебедь: Здравствуй, царь  мой!

                Что ты ходишь, безутешный?

                 Опечалился чему?

     Царь: Грусть- тоска меня съедает.( и т .д.)

               Белка там живет ручная,
               Да затейница какая!
               Белка песенки поет
               Да орешки все грызет,
               А орешки не простые,
               Все скорлупки золотые,
               Ядра - чистый изумруд;
               А быть может люди врут?

Лебедь: Свет о белке правду бает.

               Не печалься!

Сказочница:  Ободрённою душой  царь пошёл к себе домой.

Кот : Мурр- мяу! Угадали? Из какой сказки были наши гости? Молодцы, правильно! (достает из приготовленной корзины игрушечную белку). А кто композитор этой оперы ? (Римский – Корсаков). Давайте вспомним, как Пушкин описал белку:  

                          Белка там живет ручная,

                          Да затейница, какая!

                          Белка песенки поет,

                          Да орешки все грызет,

                          А орешки не простые,

                          Все скорлупки золотые,

                          Вот что чудом – то зовут…

                          Князь для белочки потом

                          Выстроил хрустальный дом.

                          Караул к нему приставил .

Ребята, скажите какие сказки мы сегодня вспоминали? Какой поэт их написал? Какая ваша любимая сказка? Молодцы , а я вам приготовил подарочки! Держите!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое мероприятие по проекту "Наш Пушкин" - "Путешествие в Лукоморье"

Конспект занятия включает в себя приемы и методы, предварительную работу, динамическую паузу, физкультминутку, драматизацию отрывка сказки Пушкина "Сказка о рыбаке и  рыбке".Можно использовать в ...

"Дорожные приключения в Лукоморье" Сценарий театрализованного представления по профилактике травматизма детей на дорогах

Эту инсценировку мы готовили с детьми для показа младшим детям в ДОУ в целях профилактики детского травматизма на дороге, закрепления знаний сигналов светофора и для участия в районном конкурсе "...

"У Лукоморья" развлечение

Литературно-музыкальное развлечение по сказкам А.С.Пушкина для детей старшего дошкольного возраста...

Презентация. Путешествие по сказочной стране "Лукоморье"

Творчество детей - рисование (подготовительная группа)...

Презентация. По Сказкам А.С.Пушкина «Лукоморье»

Музыкально – театрализованная деятельность (подготовительная группа)....

Интегрированное занятие «У Лукоморья дуб зелёный»

Интегрированное занятие в старшей группе (художественная литература, рисование нетрадиционным методом)....

конспект комплексного занятия в подготовительной группе "Лукоморье".

Это комплексное занятие по сказкам А.С. Пушкина. На нём дети инсценируют отрывки из сказок,  импровизируют под музыку, а в конце занятия переносят на лист бумаги свои впечатления. Занятие учит пе...