Развитие речи дошкольника через МФЖ
консультация по художественной литературе на тему

Усачева Светлана Михайловна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mfzh.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи ребенка через МФЖ

 (малые фольклорные жанры)

Введение

Слово "фольклор" в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Фольклор любовно и мудро поучает ребенка, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время и оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.

Важнейшим источником развития выразительной речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы:

  • частушки;
  • потешки;
  • загадки;
  • пословицы;
  • поговорки

Этот язык прост, точен, выразителен.

   Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать их с раннего возраста. Пословицы и поговорки всегда были своеобразными путеводителями по жизни, которым руководствовались взрослые, приобщая к ним детей. Не утратили они своей воспитательной значимости для нравственного воспитания и сегодня.

Пословицы и поговорки украшают речь человека, делают её более образной и живой, поэтому включение ребенка в их мир является эффективным средством обогащения его речи. У него расширяется словарный запас, развивается и воображение.

Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствуете миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор проведений детского фольклора.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Развитие речи младшего дошкольника через малые фольклорные жанры

Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать, узнавать близких, то его забавляют песенками и короткими стишками - пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки - стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черёд прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем пословицы и поговорки, загадки.

Одним из главных элементов устного народного творчества является ПЕСНЯ сопровождающая человека всю жизнь - от рождения до смерти - в труде, на празднике, в быту.

Воспитательные и развивающие функции песни различны. Это эстетическое воздействие ее музыки и слов нравственное влияние содержания коллективное воспитательное воздействие при исполнении, эстетика восприятия песни, оптимизм и другие настроения, в зависимости от назначения песни. Поэтому в детском возрасте (в детском саду и семье) возможно самое разное использование песни - от ее разучивания и исполнения до анализа содержания, музыки и настроения. Она может исполняться детьми с голоса воспитателя детского сада, матери, бабушки. Мелодия такой песни легко запоминается и воспроизводится, позволяет сопровождать песню танцевальными движениями. Кроме того, народную песню ( колыбельную, детскую) ребенок может использовать в игре сам ,копируя действия взрослого и включаясь тем самым в систему социальных ролей. В воспитании ребенка песня не является самоцелью ,она должна нести воспитательную нагрузку. Следовательно, отбор детских песен и их разучивание должны осуществляться с учетом целей и задач дошкольного воспитания. Песня должна дать ребенку некоторый объем знаний о мире, представление о мелодии, ритмике, этическом содержании, заключенном в ней. Она должна способствовать воспитанию взаимоотношений детей и отношений их со взрослыми, учить их детей доброте и любви к ближнему.

Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти

песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие О возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Центральным компонентом устного народного творчества является СКАЗКА. Можно выделить несколько групп сказок, сохранившихся до настоящего времени: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки, сатирические сказки и др.

После колыбельных песен наиболее интересным материалом для ребенка, пожалуй, становится сказка. Вначале - очень простая типа «Репки» или «Теремка», а затем сложные волшебные сказки и крупные эпические произведения, имеющие в своей основе конкретных исторических деятелей и реальные исторические события, органически переплетенные с фантазией и сказочностью.

Своим чудесным содержанием сказка всегда зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, призывает бороться за справедливость, добро, гуманизм. В ней достаточно ярко выражается нравственные нормы и принципы, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.

Очень красив язык сказок: он певуч и поэтичен, содержит множество метафор и сравнений. В сказках много пословиц и поговорок, очень метких и поучительных: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и др. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов.

Первый воспитательный аспект сказки — это ее содержание. Ребенку можно просто рассказывать сказку, комментируя важные в воспитательном отношение идеи. Для этого можно использовать инсценировки сказки, привлекая детей к участию в игровой деятельности, имитирующие взаимоотношения между ее героями.

Сказка позволяет ребенку сформировать представление о том, что добро побеждает, но не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом.

Развиваясь и совершенствуя средства и факторы воспитания, народная педагогика сформировала в своем арсенале так называемые малые формы фольклора: пословицы,

поговорки и загадки. В них, как в капле воды, сконцентрировалась народная мудрость. Причем пословицы и поговорки, с одной стороны, и загадки - с другой, несут разные функции в воспитании детей.

Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Пословицы и поговорки представляют собой систему норм и правил, регламентирующие поведение, деятельность и взаимоотношения людей. Большая их часть связана с отношением к труду, к Родине, к родителям, к друзьям и т.д.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного

темпа речи. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.

Следующая широко распространенной малой формой фольклора является загадка. Загадка в отличие от пословиц и поговорок, не содержит явно выраженных отношений и нравственных ценностей, определяющих поведение, общение и деятельность человека. Она направлена на нахождение тождества или сходства различных предметов и явлений. Чаще всего в загадках фигурируют животные, окружающие ребенка предметы, явления природы. Загадки можно определить как своеобразные тесты на сообразительность. Они способствуют развитию памяти ребенка, его образного мышления, быстроте умственных реакций, ведь загадываются они всем детям, и каждый ребенок в отдельности старается первым дать правильный ответ.

Загадки учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки.

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать - это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь - доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.

Систематическая работа по развитию у детей навыков речь - доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Автор рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же.

Овладение  навыками описательной  речи  идет успешнее, если  наряду с загадками  в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.

Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановая. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»), действуют животные (кисонька - мурысонька, курочка - рябушечка, сорока - белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка - рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить, кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока - белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на Торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детской саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Педагог может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, желательно в адаптационный период использовать такие потешки как, например:

Вот проснулся петушок, Встала курочка. Подымайся, мой дружок, Встань, мой Юрочка, или: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка - хороший! Ванечка - пригожий!

Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

Воспитатели могут использовать потешки, чтобы заставить детей двигаться: Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись.

На деточка пойдет,

Через киску упадет! или:

Встань, малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок,

Топ - топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом, Топ, топ!

Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

Травка - муравка, сосна поднялась,

Птица - синица за зерна взялась,

Зайка - за капустку, мышка - за корку,

Детки - за молоко.

или:

Умница Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую.

Мягкую, душистую.

При подготовке детей ясельных групп ко сну желательно использовать потешки:

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам...

Спят - поспят, всему миру спят велят.

Во время одевания на прогулку:

Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки,

Если дождичек пойдет,

Наденем калошики; Этот - с правой ножки, Этот - с левой ножки. Вот так хорошо!

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывание ее спать.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

Воспитатели могут вводить в игры - забавы хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре - забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю – баюшки - баю», «Катя, Катя маленькая...».

В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

Наши уточки сутра:

Кря, кря, кря.

Наши гуси у пруда:

Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно:

Ко-ко. ко-ко, ко-ко... На дубочке,

Тут сидят два голубочка.

У них шейки голубые,

У них перья золотые.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Необходимо подобрать соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместить книги - игрушки, книги - раскладушки, книги - картинки, книжки - малышки. Здесь же поместить фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

Заключение

Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследований как в нашей стране, так и за рубежом.

По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор -одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших «дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Все вышеперечисленные формы работы указывают на это, остается разработать комплексную методику их применения.

В воспитательной работе с детьми можно использовать и другие малые формы фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции: скороговорки, чистоговорки, используемые для выработки правильной фонетической речи; считалки (элемент игры), используемые для выбора ведущего игры или ведомого, либо партнера по игре; зазывалки (тип песенок), формирующих у детей положительное отношение к природе.

Небылички применяются для воспитания находчивости, внимательности и критичности ума ребенка, потому что в них обычно даются не существующие в мире связи, характеристики отдельных предметов и явлений.

Чтобы дети быстрее овладели описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.

Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Таким образом, исходя из вышеуказанного, с помощью разнообразных форм алых фольклорных жанров происходит развитие описательной формы речи. А также происходит формирование у детей положительного отношения к природе, выработка правильной фонетически чистой речи, воспитание дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Они способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций.

Потешки и песенки, которые можно использовать в работе с детьми, представлены в Приложении.


Список литературы

  1. Батурина Г.И., Кузина, Народная педагогика в воспитании дошкольников. - М., 1995
  2. «Воспитание   и   развитие   детей   раннего   возраста»/   В.В.Гербова,   Р.Г.Казакова,
    И.М.Кононва и др.; М.,1981
  3. Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В.Труба «Играем с малышами». - М., 2005
  4. Козловская    Т.Н.    «Использование    малых    фольклорных    жанров    в    процессе
    ознакомления детей с родной природой и её образами в народной культуре» - ИД «Первое
    сентября», 2003

Приложение

***

Солнышко, солнышко,

Загляни в окошечко,

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить.

***

       Ночь прошла.

Темноту увела.

Замолчал сверчок,

Запел петушок.

Встала маменька,

Открыла ставенку:

                 «Здравствуй, солнышко -                      

                      Колоколнышко!»

****

-        Курочка-рябушечка,

Куда идешь?

-        На речку

-        Курочка-рябушечка,

Зачем?

-        За водой

-        Крочка-рябушечка,
Зачем тебе вода?

- Цыплят поить

Они пить хотят,

На всю улицу пищат:

Пи-пи-пи!


Ночь привела.

Темноту увела. Задремал петушок,

Запел сверчок.

Встала маменька,

Закрыла ставенку,

Засыпай, баю-бай

***

Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

  А Дуня - на тележке,

Щелкает орешки

***

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку - на донышко!

Ждут меня котята,

Малые ребята.

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко.

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

***

Люли, люли, люли,

Прилетели гули, Сели гули на кровать, Стали гули ворковать,

Тихо усыплять: «Спи, малютка, почивай,

Глаз своих не открывай»

***

Баю-баюшки-баю

Баю Верочку мою.

Приди, котик, ночевать,

Мою доченьку качать.

Я тебе-то уж коту,

За работу заплачу:

Дам кусочек пирога

Да кувшин молока.

Ты уж ешь не кроши,                                Больше, котик, не проси

                                         ***

Большие ноги шли

по дороге

Маленькие ножки

Бежали по дорожке

Топ, топ, топ, топ, топ.

Топ, топ, топ, топ, топ,

***

Этот пальчик

Этот мальчик - дедка,

Этот пальчик - бабка,

Этот мальчик - папенька,

Этот пальчик - маменька,

А вот этот - наш малыш,

И зовут его - Денис!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ:“Развитие речи дошкольников через ознакомление с природой

                          МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ:                 “...

Педагогический совет "Развитие речи дошкольников через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность

Педагогический совет«Развитие речи детей через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность»...

Развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. Необходимо начинать работу в этом направлени...

Семинар-практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей с ОНР. Развитие речи дошкольников через кинезиологические упражнения»

В современном мире большое значение уделяется развитию речи, в особенности развитие речи у подрастающего поколения. Поэтому педагоги, нейрофизиологи, врачи и доктора наук создают новые техники, методы...

Развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики пальцев рук

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?В настоящее время у большинства современных детей, в особенности у городских наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а ...

Проект "Развитие речи дошкольника через пальчиковые игры и развитие мелкой моторики"

Проект "Развитие речи дошкольника через пальчиковые игры и развитие мелкой маторики"...

Консультация для педагогов. Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия.

Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия....