педагогический проект "Книжная радуга"
проект по художественной литературе (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

КОЛИНИЧЕНКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Актуальность нашего проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kniga_-_detyam.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Районный отдел образования Администрации Пролетарского района Ростовской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 «Звездочка»

г. Пролетарска Пролетарского района

Ростовской области

Педагогический проект по формированию читательского интереса у дошкольников  

«Книжная радуга»

Автор:

воспитатель средней разновозрастной группы

Колиниченко Елена Николаевна

                                                          2015г.

 «Читать — это еще ничего не значит,

что и как читать — вот в чем главное дело»

К.Д.Ушинский

«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища

 – вкусная, питательная, светлая,

способствующая их духовному росту»

К.И.Чуковский

 

Паспорт проекта

Тема проекта «Формирование читательского интереса у дошкольников»

Вид проекта: творческо - исследовательский

Руководители проекта: Колиниченко Е.Н. – воспитатель средней разновозрастной группы

Срок реализации: сентябрь 2015г – август 2016г

Участники проекта: дети старшей и средней разновозрастных групп, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

База реализации проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Звездочка" г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области.

Цели проекта:

- формирование у детей дошкольного возраста любви и уважения к книге;

- воспитание у детей культуры чтения (развитие художественного вкуса и потребности общения с книгой);

- помощь в формировании нравственной и духовной культуры дошкольников;

 - привлечение детей и родителей дошкольного возраста в библиотеку;

привлечение внимания общественности города к проблеме детского чтения

Задачи проекта:

- развитие творческих способностей и познавательной активности детей дошкольного возраста;

- развивать речь детей с помощью мероприятий в рамках проектной деятельности;

- знакомить детей с творчеством отечественных и зарубежных поэтов и писателей;

- способствовать поддержанию традиций семейного чтения;

- повышать культуру речи педагогов, родителей, детей;

- приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.

- формировать эстетический вкус через знакомство с творчеством художников-иллюстраторов.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к книге;

- взаимодействие учреждения культуры (Центральная городская детская библиотека им. Аматуни) и МБДОУ №3 в творческом развитии подрастающего поколения.

Значимость проекта:

Проблема детского чтения очень актуальна. У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге.

Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу.

Исследования профессора Оксфордского университета Джона Стейна говорят нам о том, что чтение хороших книг способствует повышению уровня психического и физического развития. Учёный уверен, что, читая, мы упражняем весь мозг. Мы воображаем происходящее на страницах так ярко, что словно проживаем с книжными героями их жизнь. С помощью МРТ-сканирования доказано, что человеческий мозг копирует и воспроизводит

те же ощущения, которые испытывают герои книг, как если бы это было реальностью. Учёные университета Суссекса определили, что всего 6

минут чтения снижают на две трети уровень стресса, что значительно быстрее по сравнению с прослушиванием музыки или пешей прогулкой. Книги – не только источник знаний, но и источник здоровья!

Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит детской библиотеке. Именно детская библиотека вместе с родителями и     воспитателями способна открыть детям — дошкольникам чудодейственную силу чтения и привести в действие духовную детскую энергию, которая зажигает, вдохновляет и творит; сделать процесс чтения для маленького читателя увлекательным, желанным и радостным.

современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т.д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности. Таким образом, актуальность нашего проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания.

Этапы и сроки реализации проекта

1 этап подготовительный (сентябрь) – выявить уровень знаний воспитанников по теме. Выбор форм работы. Подбор методического обеспечения. Сделать рекламу для родителей о проекте.

2 этап – основной 
реализация проекта с учетом интеграции образовательных областей

 (октябрь – август)

Интеграция проектной деятельности с образовательными областями.

Познавательное развитие

- Беседы на тему: «Как появилась первая книга», «Где появился первый печатный станок», «Любимые книги разных стран», «Люди, которые трудятся над созданием книги»    

- Знакомство с творчеством детских писателей и поэтов: С.Я. Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, А.Л.Барто, Н.Н.Носова, А.С.Пушкина и других в виде презентаций, турниров, конкурсов;

- Знакомство с трудом взрослых: с профессией «Библиотекарь», «Продавец книг» и другими.                                                            

Формирование представлений о праздничных датах: Дне космонавтики и др.;

- Знакомство с православными праздниками: масленицей, пасхой;

- Инициирование обсуждения проекта в кругу детей.

Речевое развитие

Освоение форм речевого этикета;

- Обогащение обществоведческого словаря;

- Использование в ответах на вопросы сложносочинённых и сложноподчинённых предложений;

- Формирование диалогической речи.

- Дидактические игры: «От каждого по словечку», «Задай вопрос герою», развивающие игры «А если бы…», «Хорошо-плохо», «Придумывание нового названия сказки», «Придумывание нового конца сказки».    

- Использование малых фольклорных норм: прибауток, потешек, пословиц, поговорок.                                                                                                                 - - Чтение русских народных сказок, рассказов и стихов для детей.                        

                                                                                               

Социально – коммуникативное развитие

- Приобщение к словесному искусству;

- Формирование интереса и потребности в чтении;

- Возможность выбора из большого количества художественной литературы

(в том числе с электронных носителей)

- Составление с детьми творческих рассказов: «История одной книги», «Мой поход в библиотеку».                                                                                                                               - Составление словесных описательных рассказов: «Угадай, что за сказка?», «Моя любимая книжка» (по мнемотаблицам).                                                                                                                                                                                                                    - Создание альбома с авторскими рассказами и стихами детей и родителей.  

-  организация сюжетно – ролевых игр «Библиотека», «Книжный магазин» ,

- Закрепление правил пребывания в общественном месте – библиотеке.

Художественно – эстетическое развитие

- Изготовление иллюстраций по рассказам А.Л.Барто, С.В.Михалкова, Н.Н. Носова;

- Оформление работ к народным праздникам: масленице, пасхе.

- Авторские выставки сотрудников ДОУ

-Викторины, кроссворды, «Незнайка в солнечном городе»

 -Игры – драматизации;

- Театрализованные игры по сказкам: «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Колобок», «Репка».

Физическое развитие

- Использование динамических пауз и физкультурных минуток для снятия статического напряжения, повышения работоспособности во время мероприятий;

- Смена положения тела, статичности в течение мероприятия.

- Подвижные игры со сказочными персонажами.

Взаимодействие с родителями

Ежедневное чтение детям художественных произведений

- Использование для чтения рукописных книг и журналов, созданных детьми

- Введение в круг чтения детской периодики

- Подбор детской литературы, беседы о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;

- Чтение с продолжением. Побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;

- Обучение ребенка правильному обращению с книгой, привлечение внимания к тому, как называется, кем создана книга, кто ее иллюстрировал;

- Создание детской домашней библиотеки

Родительские гостиные: «Наш лучший друг – книга»

- Консультации для родителей по теме: «Подари мне чтения доброго»

- Оформление альбома: «Книжкина неделя»,

- Консультация для родителей: «Роль книги в воспитании дошкольников».

- Разработка маршруты выходного дня (посещение библиотеки)

- «Издание» вместе с детьми семейной книги «Рассказы о животных»


Ожидаемый результат.

Умеют действовать согласовано, знают 5 – 8 артикуляционных упражнений, умеют произносить скороговорки в разных темпах. Умеют строить простейший диалог, составлять предложения с заданными словами.  Знают историю создания книги. Умеют сочинять короткие рассказы, сказки.

Укрепление связей детской библиотеки с ДОУ, родителями, направленными на всестороннее развитие детей и семейных чтений;

Формирование модели взаимодействия внутри детской библиотеки - РЕБЕНОК - РОДИТЕЛЬ - ДЕТСКИЙ САД - ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА.

Этапы реализации проекта.

1 этап

С чего все начиналось.

Нам в группу родители принесли разные книги. У детей сразу возникли вопросы. Какие бывают книги?  Как они появились? Была сформирована проблема 3 вопросов: Что мы знаем о книгах? Что хотим узнать? Где узнать ответы на вопросы?

Что мы знаем о    книгах?

Что мы хотим узнать?

Где узнать ответы на ваши вопросы?

Бывают книги разных размеров: большие и маленькие, толстые и тонкие.  Книги пишут писатели.  В книгах есть картинки. Есть книги для детей, есть для взрослых.

Как и когда появилась первая книга, в какой стране?.

Какие еще бывают книги.

Как их печатают.

Кто иллюстрирует книги.

Как самостоятельно изготовить книжку.

Спрошу у мамы и папы.

Расскажет воспитатель.

Нужно посмотреть в книжке.

Есть все в компьютере.

Посмотреть в журнале.

Календарный план мероприятий и книжных выставок.

«Знакомство с Азбукой»

детский праздник

сентябрь

«Пора золотая»

Час поэзии

октябрь

«Книжки-малышкам»

детский праздник для младшей группы

октябрь

«Самуил Маршак»

бенефис поэта (к 125 — летию со дня рождения)

ноябрь

«Голубой вагон»

игра-путешествие по

творчеству Э.Успенского

декабрь

«Цветные истории»

час творческого чтения

декабрь

«Зимние фантазии»

детский праздник

декабрь

 «Винни-Пух и все, все»

час веселого чтения

январь

«Путешествие в сказку»

конкурс знатоков

январь

«Поэтическая радуга»

час творческого чтения

февраль

«Дедушка Корней и его книги»

литературный час

март

«Дружим мы с букашкой, птичкой и ромашкой»

экологический праздник

апрель

«Чудо чудное, диво дивное» (русская народная игрушка)

час творчества

май

«Ласковое небо, солнце золотое!»

Праздник книги

июнь

«Мимо острова Буяна»

литературная игра

июнь

«Читаем с пеленок»

рекламная акция

Июнь-август

«Летняя литературная скамья»

«Книжный сундучок»

Читальный зал во дворе

передвижка для ДОУ

Июнь-август

ежеквартально

         Литература

  1. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003.
  2. Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для детей 3-6 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
  3. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
  4. Дунаева Н.О значении художественной литературы в формировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 35-40.
    Куликовская Н. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – С. 33-41.
  5. http://knegatina.ru/pedagogicheskij-proekt-formirovanie-chitatelskogo-interesa-u-doshkolnikov/#more-73 
  6. http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/11/12/pedagogicheskiy_proekt_0.docx 
  7. http://www.57ds.ru/upload/deyat_tv/pro_knig.pdf 
  8. http://cert.covenok.ru/files/kids_detsad_2014/2165.pdf 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «РАДУГА ОТКРЫТИЙ» для детей и родителей средней группы

С  самого рождения детей  окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах,...

Инновационный педагогический опыт «Радуга красок»

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения средствами нетрадиционных техник рисования...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Радуга творчества»

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Поэтому развити...

Педагогический проект «Радуга дуга»

Педагогический проект «Радуга дуга» с детьми первая младшая группа общеразвивающей направленности Педагогический проект «Радуга дуга»Актуальность проекта С...

Музыкально-педагогический проект "Радуга звуков"

Пояснительная записка Почему проводя музыкальные занятия, следует уделять большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкально...

Педагогический проект «Радуга эмоций» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Педагогический проект «Радуга эмоций» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. на  2021-2022 уч. год  Дидактическое и методическое обеспечение программы. Беседы с ...