Педагогический проект «Радуга эмоций» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
проект (старшая группа)
Педагогический проект «Радуга эмоций» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
на 2021-2022 уч. год
Дидактическое и методическое обеспечение программы.
Беседы с детьми: «Что такое эмоции», «Какие бывают эмоции», «Как можно узнать настроение человека», «Когда мне грустно. Когда мне радостно», «Нужно ли ссориться». Этические беседы на тему дружбы и доброго отношения к окружающим.
Психогимнастика. Игровые упражнения по развитию мимики.
3.Этюды “Тренируем эмоции”.
Дид. игры «Волшебный мешочек», «Лото настроений», «Конструктор эмоций». Проигрывание различных ситуаций (на формирование адекватных форм поведения), упражнения на развитие словаря эмоций (придумывание окончания фраз «Мне весело, когда …», «Я удивляюсь, когда …»);
5.Чтение, обсуждение, инсценировка художественных произведений и стихотворений.
6.Продуктивная деятельность.
Рисование «Цветок настроений», «Облако эмоций», «Мои страшилки», Лепка «Веселый и грустный клоун».
7.Подвижные игры: «Волшебный стул», «Море волнуется», «Хоровод сказочных героев».
Мини -музей «Мир эмоций», стенгазета «Радуга эмоций»,
Развлечение «От улыбки станет всем светлей»
1.Организационно-подготовительный этап:
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
–Дошкольники не в состоянии придумать последовательный, насыщенный игровой сюжет. Дети со значительным трудом выстраивают не только игровую сюжетную линию, но они также, в своей основной массе, не в состоянии самостоятельно сочинить или додумать рассказ или сказку. (То есть, «благодаря» занятости родителей и подмена их телевизором, у дошкольников скудеет фантазия и эмоциональный фон, от чего из детских игр пропадает сюжетная линия, игра примитивизируется, а значит, как любая неразвивающаяся деятельность, игра уже не может развивать ребенка, что влечет за собой оскудение его эмоциональной сферы.)
– Отсутствие умения распознавать эмоциональное состояние другого человека, рассказывать о своих эмоциях, и выражать их социально-приемлемым способом.
– Отсутствие осознания собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть, доверять себе и другим людям;
–недостаточно сформировано представления о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
Актуальность разработки и реализация педагогического проекта:
«Можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать …»
Л.С. Выготский.
Сейчас дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они всегда не способны не только понять чужие эмоции, но и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.
К тому же обеднённая эмоциональная сфера является причиной замедления развития сферы интеллектуальной. У детей с угнетённой эмоциональной сферой процесс социализации проходит довольно трудно, им сложно усвоить правила поведения в обществе, и это может привести к негативным последствиям. Поэтому, эмоции играют важную роль в жизни детей. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребёнку нравится, что сердит, что огорчает. По мере того, как ребёнок растёт, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее.
В последние годы появляется все больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.
В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Надо ли развивать эмоциональную отзывчивость в современном обществе? Безусловно, надо, ведь эмоциональная отзывчивость была и будет отправной точкой развития гуманных чувств. Страшный дефицит нашего времени- дефицит доброты! Данное явление имеет отношение к психологическому здоровью детей. Поэтому считаю работу, направленную на развитие эмоциональной сферы актуальной.
Вид проекта. Практико-ориентированный.
Характер контактов. Внутри одной возрастной группы в контакте с семьей.
3.Форма организации. Фронтальный.
4.Количество участников. Детей 39, воспитатели, родители.
5.Продолжительность. Долгосрочный (сентябрь – май).
6.Цель проекта: способствовать развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
7.Задачи:
Для детей:
– формировать представления о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
– научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;
– формировать умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты,
выразительные движения, интонации;
– формировать осознание собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть, доверять себе и другим людям;
– развивать навыки совместной деятельности, общения.
– вовлечь родителей в процесс совместной работы над проектом.
Для педагога:
– Совершенствовать своё профессиональное мастерство в проектной деятельности и личностный потенциал;
– Создать условия для успешного развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего возраста в процессе знакомства с темой “Эмоции”.
– Систематизировать представления о проявлении эмоций во взаимоотношениях с людьми.
– Развить способности определять чувства и эмоции других, способности к эмпатии.
Для родителей:
– Познакомить с организацией деятельности проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей;
– Проводить работу с родителями, привлекая их к сотрудничеству при ознакомлении с эмоциями.
– Привлечь родителей к созданию Мини -музея «Мир эмоций»,
-Развлечения «От улыбки станет всем светлей».
– Презентация итогов проекта.
Охватываемые образовательные области:
1.физическое развитие;
2.социально – коммуникативное развитие;
3.познавательное развитие;
4.художественно – эстетическое развитие;
5.речевое развитие.
Предполагаемые результаты:
1.Заинтересованность детей темой об эмоциях, проявление их познавательной активности.
Формирование у дошкольников осознанного восприятия эмоций; умение адекватно выражать собственные эмоциональные состояния, а также понимать эмоциональные состояния других людей.
Вовлечение и укрепление заинтересованности родителей в реализации проекта.
4.Создание Мини -музея «Мир эмоций»,
5.Выпуск стенгазеты «Радуга эмоций»,
7.Развлечения «От улыбки станет всем светлей» для воспитанников.
Презентация итогов проекта.
Предполагаемый результат по проекту
Для детей:
Дети научаться выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями;
Будут лучше понимать эмоциональное состояние других людей; узнают о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить.
Будут иметь представление о способах выражения собственных эмоций; смогут управлять своими эмоциями и чувствами.
Проект способствует снижению тревожности и агрессивности у детей, развитию у них эмпатии, воображения, творческих способностей, а, главное, приобретению навыков позитивного общения не только со сверстниками, но и с взрослыми.
Обогащение активного словаря детей.
Для педагога:
Включит образовательную деятельность с детьми в проектную деятельность.
Будет оформлен мини-музей “Мир эмоций”.
Будет выпущена стенгазета «Радуга эмоций».
Будет проведено развлечение «От улыбки станет всем светлей».
Презентация итогов проекта.
Предметно – развивающая среда пополнится новым игровым оборудованием:
Дид. игры «Волшебный мешочек», «Лото настроений», «Конструктор эмоций», картотека подвижных игр на тему «Эмоции»; картотека эмоционально -волевых игр: «Тренируем эмоции», «Лото настроений», «Продолжи фразу», «Обзывалки», «Подушечные бои», «Необычное сражение», «Повтори движения», «Час тишины – час можно», «Молчание», «ДА и НЕТ», «Говори», «Цветочек и солнышко», «Пиктограммы», «Упрямые барашки», «Нехочуха», «Угадай эмоцию», «Как ты себя сегодня чувствуешь?» и др. Театр настроений. Карточки -раскраски когнитивных схем по данной теме. CD – DVD – диски, с записями музыкального материала, сказок, стихов, мультфильмов;
Для родителей:
– Родители будут мотивированы на дальнейшее сотрудничество в проектной деятельности.
– Родители глубже осознают свою роль в эмоциональном благополучии ребенка.
– Родители получат возможность активного участия в образовательном процессе.
Продукт проекта:
– Папка стихотворений о разнообразии эмоций.
– Подбор пословиц и поговорок о доброте, вежливости, настроении.
– Подбор загадок по теме.
– Подбор литературы на тему «Эмоции».
– Подбор демонстрационного материала по этой теме.
– Подбор картинок – раскрасок по данной теме.
-Мини -музей «Радуга эмоций».
– Презентация итогов проекта.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев недели: с «сентября 2021 года» по «май 2022 года»
Подготовительный этап:
Цель – определение задач и форм взаимодействия с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по реализации проекта «Радуга эмоций» .
Задачи данного этапа:
Провести первоначальную диагностику (детский тест тревожности «Выбери нужное лицо»
Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен; тест «Уровень агрессивности ребенка»;
Провести анкетирование родителей: «Знаю ли я своего ребёнка», «Выявление двигательной активности», «Выявление дефицита внимания»,«Анкета по выявлению тревожного ребенка»(по Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко).
Установить индивидуальный контакт с каждым ребенком для определения направлений взаимодействия.
Изучить методическую литературу, подобрать и изготовить наглядный и дидактический материал, сделать серию когнитивных схем, картотеку игр на формирование основ эмоционального интеллекта.
Определить содержание и формы работы с детьми.
Разработать систему занятий-тренингов, подобрать комплекс игр, упражнений, психогимнастик, релаксаций, психологических и театральных этюдов.
Основной этап:
Цель – внедрение проекта в образовательный процесс.
Задачи данного этапа:
Привлечь родителей к совместной деятельности в реализации проекта «Радуга эмоций».
Создать центр эмоционального настроения (уголка настроения и уголка уединения) в группе.
Изготовить дидактические игры, пособия, картотеку, атрибуты к играм и театральным этюдам, когнитивные схемы.
Провести цикл занятий-тренингов, психологических упражнений и игр в образовательном процессе и самостоятельной деятельности.
–Ситуативные беседы с детьми;
– Чтение художественной литературы;
– Заучивание стихотворений;
– Рисование рисунков;
5.Рассматривание картин, иллюстраций, демонстрационного материала;
6.Взаимодействие родителей и детей в подготовке выпуска стенгазеты «Радуга эмоций».
7.Развлечения «От улыбки станет всем светлей».
Заключительный этап:
Подведение итогов.
мини-музей “Мир эмоций”.
стенгазета «Радуга эмоций».
развлечение «От улыбки станет всем светлей».
Презентация итогов проекта.
Перспективное планирование.
№ п\п Мероприятие, вид деятельности Кто осуществляет Сроки Примечание
1. Составление плана работы с родителями по проекту. Изучение научно- методической литературы по проблеме, анализ интернет- ресурсов по выбранной теме.
–Подбор детской художественной литературы для чтения, для заучивания стихотворений наизусть;
-Подбор материалов для презентации и её изготовление;
-Подбор цикла бесед о доброте, настроении, эмоциях.
Воспитатели Сентябрь При участии родителей, детей
2 – Подбор материала для продуктивной деятельности.
Подбор наглядно – дидактического пособия и игр;
–Подбор подвижных и сюжетно – ролевых игр.
–Подбор наглядных материалов: фото – и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций по темам: «Наши эмоции», «Угадай настроение». Праздник «От улыбки станет всем светлей».
Воспитатели Октябрь При участии детей, родителей3 –Чтение, обсуждение, инсценировка художественных произведений и стихотворений.
Ц: Развитие умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния и поведения героев, предложенные в литературных произведениях.
В. Осеева. Рассказы для детей («Синие листья», «Плохо» ,«Чего нельзя, того нельзя», «Бабушка и внучка», «Печенье», « Обидчики», « Кто наказал его?».
В. Г. Сутеев. Сказки и рассказы («Кот-рыболов», «Под грибом», «Яблоко».)
Носов Н. Рассказы («Живая шляпа», «Огурцы»…)
Л. Толстой «Два товарища», «Котенок», «Три медведя».
Р.Н.С. «Гуси- лебеди».
Стихи (М. Яснов «Мирная считалка», Б. Вайтер «Доброе слово»
– Знакомство с пословицами и поговорками о доброте, вежливости, настроении.
– Беседы с детьми: «Что такое эмоции», «Какие бывают эмоции», «Как можно узнать настроение человека», «Когда мне грустно. Когда мне радостно», «Нужно ли ссориться».
– этические беседы на тему дружбы и доброго отношения к окружающим.
– НОД «Спешите делать добро». Ц: Познакомить со способами разрешения конфликта, а также способами управления и регуляции своих эмоций.
– «Наше хорошее настроение». Ц: умение выражать эмоции «радость»; создание доброжелательной атмосферы в группе; развивать активный словарь эмоциональных состояний.
–Изобразительная деятельность: Рисование «Цветок настроений», «Облако эмоций»
Цель: Учить выражать эмоциональный опыт в творческой деятельности.
Дидактические игры: Игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости:
«Это я, узнай меня».
Ц: Снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.
«Подарки», «Подари радость другому». Ц: развитие умение доставлять друг другу радость, быть доброжелательным.
«Волшебный цветок» Ц: подбирать к музыке оттенки настроения, умение различать эмоциональные состояния на примере музыкальных произведений.
«Радостная песенка». Цель: положительный настрой, развитие чувства единства.
«Постарайся отгадать». Ц: Развитие эмпатии, умения соразмерять свои движения, развитие навыков общения, сплочение группы.
Воспитатели Ноябрь При участии родителей, детей
4 – Оформление загадок по теме эмоции -Раскрашивание картинок сказочных персонажей.
–Оформление альбомов по темам: «Мое настроение», «Эмоции персонажей», «Эмоции бывают разные». Цель: Обогащение словаря по заданной теме.
-НОД «Грусть»
Цели: создать положительный эмоциональный фон. Сплотить группу. Учить изображать и определять эмоцию грусть.
«Удивление»
Цели: снять эмоциональное напряжение, учить изображать и определять эмоцию удивление, способствовать принятию детьми друг друга.
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Волшебный стул», «Море волнуется», «Хоровод сказочных героев».
Цель подвижных игр : укрепление здоровья детей, приобретение ими положительных навыков и качеств;
Воспитатели Декабрь При участии родителей, детей
5 -НОД
– «Обида»
Цели: способствовать принятию детьми друг другом. Содействовать доброжелательной обстановке в группе. Изучить чувство обиды. Научить конструктивным способам работы с этим чувством.
– «Гнев»
Цели: учить распознавать и отображать эмоцию гнев, активизировать ассоциации детей, закрепить в мимике и пантомимике изученные эмоции.
Лепка «Веселый и грустный клоун».Цель: Учить выражать эмоциональный опыт в творческой деятельности.
Игровые упражнения по развитию пантомимики:
• “Расцвели, как цветы”, “Завяли, как травка”, “Полетим, как птицы”, “Идет медведь по лесу”, “Крадется волк за зайцем”, “Плывут уточки”, “Идут пингвины”, “Жук перевернулся на спину”, “Скачут лошадки” (“рысью”, “галопом”), “Мчатся олени”.
– Этюды “Тренируем эмоции” Ц: дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
Воспитатели Январь При участии родителей, детей
6 НОД «Мои эмоции»
Цели: закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения; расширить представления детей об эмоциях, предлагая их сравнивать; развивать воображение, эмпатию.
Изобразительная деятельность: Рисование «Мои страшилки»,
Цель: Учить выражать эмоциональный опыт в творческой деятельности.
Просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов («Лунтик», «Уроки доброты от тетушки Совы», «Ссора Топа и Тутти»).
– прослушивание музыкальных произведений, детских пьес П. Чайковского «Новая кукла», С. Майкапара «Тревожная минута», «Раздумье», С. Прокофьева «Петя и волк», Мусоргского М. «Картинки с выставки», Вивальди А. «Времена года».
Воспитатели Февраль При участии детей, родителей
7 НОД «Вина и стыд»
Цели: учить распознавать и отображать чувства вины и стыда, закрепить в мимике и пантомимике изученные эмоции, продолжить обучение приемам саморасслабления для сброса психоэмоционального напряжения, способствовать взаимопониманию в группе.
– «Страх»
Цели: способствовать сплочению группы, снять психомышечные зажимы, учить преодолевать давление извне и не бояться трудностей; учить распознавать и изображать эмоцию страх.
– «Мои эмоции»
Оформление конспектов занятий и презентации по теме проекта.
Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Лото настроений», «Конструктор эмоций».
– проигрывание различных ситуаций (на формирование адекватных форм поведения).
– упражнения на развитие словаря эмоций (придумывание окончания фраз «Мне весело, когда …», «Я удивляюсь, когда …»);
Работа с пиктограммами. Ц: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям («Прочитай письмо», «Волшебные шары», «Кубик эмоций», «Найди пиктограмму»…)
– просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов («Лунтик», «Уроки доброты от тетушки Совы», «Ссора Топа и Тутти»).
– Театрализованная деятельность (драматизации отрывков из сказки К. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр», Л. Толстого «Три медведя»).
Воспитатели Март При участии детей, родителей
8 Беседа по картине об эмоциях,настроении. «Какое у меня настроение», «Эмоции персонажей», «Эмоции бывают разные». (рассказ) . Воспитатели Апрель При участии детей и родителей.
9
Выпуск стенгазеты «Радуга эмоций».
Презентация итогов проекта.
Воспитатели Май При участии детей, родителей
Технологический этап
1.Сбор информации, материала по проекту.
Определение цели и задачи проекта, изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности, плана работы с родителями.
Заинтересовать, вовлечь детей в проектную деятельность: этот проект, посвященный эмоциональной жизни, эмоциональному благополучию, эмоциональному самовыражению детей.
В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи, что является необходимым условием интеграции детей с нарушениями речи в среду нормально развивающихся сверстников.
Очень важно, чтобы ещё в дошкольном детстве ребёнок приобрёл опыт эмоционального реагирования, поскольку этот период является сензитивным для развития эмоциональной сферы. Дошкольники научаться выражать свои чувства, эмоции и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; усовершенствуются навыки взаимопомощи, дети будут способны к сопереживанию и сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний. Повысится уровень эмоционального развития и отзывчивости детей, сформируется умение откликаться на события, явления окружающей жизни. Повысится компетентность педагогов и родителей в области развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Организация работы с детьми:
–Художественно эстетическое развитие:
Продуктивная деятельность.
ООД: Рисование «Цветок настроений», «Облако эмоций», «Мои страшилки», Лепка «Веселый и грустный клоун».
Социально – коммуникативное развитие:
Психогимнастика.
– Игровые упражнения по развитию мимики:
• “Съели кислый лимон” (дети морщатся).
• “Рассердились на драчуна” (сдвигают брови).
• “Встретили знакомую девочку” (улыбаются).
• “Испугались забияку” (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).
• “Удивились” (приподнимают брови, широко открывают глаза).
• “Обиделись” (опускают уголки губ).
• “Умеем лукавить” (моргают то правым глазом, то левым).
– Игровые упражнения по развитию пантомимики:
“Расцвели, как цветы”, “Завяли, как травка”, “Полетим, как птицы”, “Идет медведь по лесу”, “Крадется волк за зайцем”, “Плывут уточки”, “Идут пингвины”, “Жук перевернулся на спину”, “Скачут лошадки” (“рысью”, “галопом”), “Мчатся олени”.
– Этюды “Тренируем эмоции” Ц: дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
-Нахмуриться как: осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница.
-Улыбнуться, как: кот на солнце, само солнце, как Буратино, как хитрая лиса, как радостный ребенок, как будто ты увидел чудо.
-Позлись, как: ребенок, у которого отняли мороженое, как человек, которого ударили.
-Испугайся, как: ребенок, потерявшийся в лесу, заяц, увидевший волка, котенок, на которого лает собака.
-Устань, как: папа после работы, муравей, поднявший тяжелый груз,
-Отдохни, как: турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, но помог маме, как уставший воин после победы.
– Игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости:
«Это я, узнай меня». Ц: Снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.
«Подарки», «Подари радость другому». Ц: развитие умение доставлять друг другу радость, быть доброжелательным.
«Волшебный цветок» Ц: подбирать к музыке оттенки настроения, умение различать эмоциональные состояния на примере музыкальных произведений.
«Радостная песенка». Цель: положительный настрой, развитие чувства единства.
«Постарайся отгадать». Ц: Развитие эмпатии, умения соразмерять свои движения, развитие навыков общения, сплочение группы.
«Танцуем вместе». Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания.
«Помоги сверстнику», «Две подруги». Цель: Развивать умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие сверстника и оказывать ему посильную помощь.
«Поссорились и помирились» Ц: умение выражать свои эмоции, выразительность движений).
Познавательное развитие
Беседы с детьми: «Что такое эмоции», «Какие бывают эмоции», «Как можно узнать настроение человека», «Когда мне грустно. Когда мне радостно», «Нужно ли ссориться».
– этические беседы на тему дружбы и доброго отношения к окружающим.
НОД:
«Спешите делать добро».
Цель: Познакомить со способами разрешения конфликта, а также способами управления и регуляции своих эмоций.
«Наше хорошее настроение».
Цель: умение выражать эмоции «радость»; создание доброжелательной атмосферы в группе; развивать активный словарь эмоциональных состояний.
«Радость»
Цели: обучение распознаванию эмоции радость по мимике. Развивать умение соотносить цветовую гамму с образом.
«Удивление»
Цели: снять эмоциональное напряжение, учить изображать и определять эмоцию удивление, способствовать принятию детьми друг друга.
«Грусть»
Цели: создать положительный эмоциональный фон. Сплотить группу. Учить изображать и определять эмоцию грусть.
«Обида»
Цели: способствовать принятию детьми друг другом. Содействовать доброжелательной обстановке в группе. Изучить чувство обиды. Научить конструктивным способам работы с этим чувством.
«Гнев»
Цели: учить распознавать и отображать эмоцию гнев, активизировать ассоциации детей, закрепить в мимике и пантомимике изученные эмоции.
«Вина и стыд»
Цели: учить распознавать и отображать чувства вины и стыда, закрепить в мимике и пантомимике изученные эмоции, продолжить обучение приемам саморасслабления для сброса психоэмоционального напряжения, способствовать взаимопониманию в группе.
«Страх»
Цели: способствовать сплочению группы, снять психомышечные зажимы, учить преодолевать давление извне и не бояться трудностей; учить распознавать и изображать эмоцию страх.
«Мои эмоции»
Цели: закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения; расширить представления детейоб эмоциях, предлагая их сравнивать; развивать воображение, эмпатию.
«Я и мои эмоции»
Цели: подвести итоги работы, повысить уверенность в себе, развивать позиции эмоционального принятия себя и другого человека, укрепить групповые отношения.
Дид.игры «Волшебный мешочек», «Лото настроений», «Конструктор эмоций».
– проигрывание различных ситуаций (на формирование адекватных форм поведения).
– упражнения на развитие словаря эмоций (придумывание окончания фраз «Мне весело, когда …», «Я удивляюсь, когда …»);
– Театрализованная деятельность (драматизации отрывков из сказки К. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр», Л. Толстого «Три медведя»).
– Работа с пиктограммами. Ц: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям («Прочитай письмо», «Волшебные шары», «Кубик эмоций», «Найди пиктограмму»…)
– просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов («Лунтик», «Уроки доброты от тетушки Совы», «Ссора Топа и Тутти»).
Музыкальная деятельность: – прослушивание музыкальных произведений, детских пьес П. Чайковского «Новая кукла», С. Майкапара «Тревожная минута», «Раздумье», С. Прокофьева «Петя и волк», Мусоргского М. «Картинки с выставки», Вивальди А. «Времена года».
Пантомима, развитие мимических мышц «Покажи лицом и движениями человека, которому грустно», «Изобрази добродушного человека», «Изобрази злого человека», «Изобрази, как ты испугался», «Изобрази лицо отзывчивого ребенка», «Изобрази трудолюбивого ребенка», «Изобрази ленивого ребенка», «Изобрази завистливого ребенка», «Изобрази провинившегося ребенка», «Изобрази гордого ребенка», «Изобрази удивление», «Изобрази ребенка, который стесняется».
Речевое развитие
– Чтение, обсуждение, инсценировка художественных произведений и стихотворений.
Ц: Развитие умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния и поведения героев, предложенные в литературных произведениях.
В. Осеева. Рассказы для детей («Синие листья», «Плохо», «Чего нельзя, того нельзя», «Бабушка и внучка», «Печенье», « Обидчики», « Кто наказал его?».
В. Г. Сутеев. Сказки и рассказы («Кот-рыболов», «Под грибом», «Яблоко».)
Носов Н. Рассказы («Живая шляпа», «Огурцы»…)
Л. Толстой «Два товарища», «Котенок», «Три медведя».
Р.Н.С. «Гуси-лебели».
Стихи ( М. Яснов «Мирная считалка», Б. Вайтер «Доброе слово»
– Знакомство с пословицами и поговорками о доброте, вежливости, настроении.
Рассматривание тематических картин, альбомов и иллюстраций по темам: «Мое настроение», «Эмоции персонажей», «Эмоции бывают разные». Цель: Обогащение словаря по заданной теме.
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Волшебный стул», «Море волнуется», «Хоровод сказочных героев».
Цель подвижных игр : укрепление здоровья детей, приобретение ими положительных навыков и качеств; 3. Работа с родителями:
Информация в родительском уголке. Консультации «Влияние отношения взрослого на эмоциональное развитие ребенка-дошкольника», «В мире детских эмоций», «Как научить вежливости», «Ребёнок-зеркало семьи», «Дети и родители: как мы разговариваем», «Правила поведения в процессе общения с детьми».
Индивидуальные и групповые консультации по созданию мини-музея и проведению праздника «От улыбки станет всем светлей». Сбор информации, материала по данной теме (песни, стихи, плакаты, фотографии). Выпуск стенгазеты «Радуга эмоций» , изготовленных совместно с родителями дома своими руками поделок на тему «Эмоции».
Работа с педагогами:
Консультации «Возрастные особенности развития эмоций и чувств», «Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста», «Влияние эмоций на здоровье».
Заключительный этап
Подведение итогов с детьми.
Выставка коллективной работы ко дню улыбок;
Праздник «От улыбки станет всем светлей».
Подведение итогов с родителями.
Выпуск стенгазеты на тему«Радуга эмоций» и создание мини-музея по теме проекта «Мир эмоций».
Участие в празднике «От улыбки станет всем светлей».
Презентация итогов проекта.
Оформление результата проектных исследований.
Результаты работы в виде рабочих материалов собираются в портфолио. Оформление конспектов занятий и презентации по теме проекта. Выпуск стенгазеты «Радуга эмоций» .
Презентация проекта:
Презентация итогов проекта на педагогическом совете.
Литература
1.Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
АндреенкоТ.А., Алекинова О.В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
Дергунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Центр педагогического образования, 2016.
4.Клюева Н.В. Филлипова Ю.В. Общение детей 5-7 лет. – Ярославль, 2001.
Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций детей 5-7 лет.- Ярославль, 2000.
МинаеваВ.М. Развитие эмоций дошкольников. – М., 2000.
7.Пазухина, И.А. Обогащение эмоционального опыта дошкольника [Текст]/ И.А. Пазухина// Дошкольная педагогика,№3, март 2009г.
8.Панфилова М.А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.
Интернет ресурсы
http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac131.htm
1.http://mdouzolushka2.ucoz.ru/blog/razvitie_ehmocio... – шаблон
2. http://doc4web.ru/uploads/files/15/14853/hello_htm... – мальчик удивляется
3 http://doc4web.ru/uploads/files/15/14853/hello_htm... -мальчик веселый
4 http://forchel.ru/uploads/posts/2011-04/1303103196... – картинки эмоции – грибы
5 http://mistergid.ru/image/upload/2011-08-07/330026...
http://mistergid.ru/image/upload/2011-08-07/330026...
http://mistergid.ru/image/upload/2011-08-07/330026... – эмоции – котята
6.http://forchel.ru/uploads/posts/2011-04/1304089054... – эмоции тучки
http://mdouzolushka2.ucoz.ru/blog/razvitie_ehmocio...
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/20/r...
http://doc.geum.ru/work/206776/22-ref.html – Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/10/14/i... – Игры на развитие эмоционально-волевой сферы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста "Красота - залог здоровья!"
Проект предназначен для детей подготовительной группы, направлен на изучение имоции и проявление их, длительность 3 недели. В проекте мы раскрывали понятие «Красота», т.е. какая она бывает...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения».
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...
Педагогический проект «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе сказки»
Одним из самых действенных средств социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста является русская народная сказка. Она учит различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, их повед...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА Участники проекта:дети старшего дошкольного возраста,родители воспитанников,воспитатели группы «Почемучки»,старший воспитатель,руководитель изостудии,музыкальный руковод...
Педагогический проект: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) средствами «тестопластики».
Педагогический проект: Развитие твор...
Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".
Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...
Проект "Радуга дружбы" для детей старшего дошкольного возраста
«Учёт этнокультурной ситуации развития детей» – один из основных принципов дошкольного образования. Проект «Радуга дружбы» разработан с учётом регионального компонента. Основной его целью являетс...