Занятие в старшей группе детского сада «Творчество А.С. Пушкина»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему
Занятие в старшей группе детского сада «Творчество А.С. Пушкина»
Цель: познакомить детей с поэзией А.С.Пушкина на примере стихов и отрывков из сказок.
Образовательные задачи:
- создание условий для восприятия детьми произведений А.С Пушкина;
- чтение отрывков из сказок поэта на основе театрализованной деятельности и игр;
- интеграция с образовательной областью «Музыкальное развитие»;
- развитие воображения.
Оборудование и материалы:
- костюм с кокошником для ведущей (воспитателя);
- перо, ручка и фломастер;
- черная корона для злой мачехи;
- зеркальце;
- портрет А.С. Пушкина;
- иллюстрации из сказок «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «У лукоморья…» (из поэмы «Руслан и Людмила»);
- музыкальное сопровождение: отрывок из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - «Полет шмеля», отрывок произведения из цикла «Времена года» П.И. Чайковского «Осень. Октябрь».
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках. Под стульчиками детей разложены осенние листочки и снежинки. Входит воспитатель в русском-народном костюме с кокошником.
-Здравствуйте, ребята! Узнали ли вы меня?
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» - так начинаются строки одной из сказок А.С. Пушкина. Девушки в те далекие времена, когда жил этот великий поэт, носили именно такой красивый сарафан и головной убор, называемый кокошником.
Воспитатель показывает детям портрет поэта.
- А.С. Пушкин писал не только сказки (мы с вами читали «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях»), но и стихи о природе. Послушайте стихотворение и выберите предмет, более подходящий к нему (листок или снежинку):
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
-Ребята, а о каком времени года идет речь в этом отрывке?
(Дети отвечают, показывают листочки).
-А вот другое стихотворение:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на ветвях дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов…
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
- Что вы выбрали на этот раз? Правильно, снежинку!
А теперь послушайте музыку и потанцуйте с нужным предметом.
Звучит отрывок из цикла «Времена года. Осень. Октябрь» П.И. Чайковского.
Дети кружатся с листочками.
- Молодцы, ребята! А теперь, давайте положим листочки и поедем на русской тройке коней в гости, в сказки А.С. Пушкина.
Дети строятся по трое и «едут» к первой остановке.
На столе разложены предметы: перо, авторучка, фломастер. На доске висит иллюстрация с изображением поэта с гусиным пером в руке.
- Ребята, какой предмет больше всего подходит к этой картине?
(Ответы детей)
- Правильно, подходит перо, потому, что в те времена, когда жил А.С. Пушкин, не было авторучек и фломастеров. Люди писали с помощью пера, окуная острый его кончик в чернила (специальную краску). Поехали дальше!
Следующая остановка у иллюстраций «Тридцать три богатыря» и «Царевна-Лебедь».
- Итак, здесь мы с вами видим иллюстрации из одной сказки Пушкина. Какой?
(Ответы детей).
- Действительно, они показывают сцены из «Сказки о царе Салтане».
Сейчас пусть все мальчики сядут на стулья, а все девочки превратятся в Царевну-Лебедь и пройдут по кругу, изображая ее.
Воспитатель читает:
…Да, на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу – звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
- Спасибо, девочки. Садитесь. А в каких насекомых превращала князя Гвидона Царевна-Лебедь в этой сказке?
(Ответы детей).
- Верно: в комара, муху и шмеля. Теперь пусть мальчики выйдут на середину и превратятся в шмелей под музыку. Подходите к любой царевне, пусть она вас обрызгает для превращения, как в сказке.
Мальчики танцуют под музыку Н.А. Римского-Корсакова «Полет шмеля».
- Отлично! Садитесь на стулья, мальчики. Ребята, а какие цифры встречаются в сказках Пушкина?
(Ответы детей).
- Число 3 люди считали волшебным, и А.С. Пушкин показал это: «три девицы…», три раза превращался князь, и т.д. А числа 7 и 33 показывают силу, мощь и единство: «семь богатырей» и «тридцать три богатыря». А теперь давайте выйдем, соберемся в кружок и вспомним песенку «Семь сыновей».
Дети встают в круг. Игра-физкультминутка «Семь сыновей» (сопровождается соответствующими движениями по показу воспитателя). Ведущий (воспитатель) стоит в центре и показывает движения:
У Меланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей:
Все без бровей,
С такими носами,
С такими глазами,
С такими ушами.
Все мы весело живем,
Дружно песенки поем.
Как? – Дружно сделаем вот так!
Ведущий указывает кого-либо, и этот ребенок должен показать любое движение. Все дети повторяют. Игра проводится еще раз.
- Ребята, а теперь садитесь на места и ждите в гости одну особу.
Воспитатель снимает кокошник и одевает черную корону.
Читает отрывок, изображая героиню:
Ей в приданое дано было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
-Ребята, кто же это? Из какой она сказки?
(Ответы детей).
- А какая еще героиня, только уже из другой сказки, была наказана? И кто ее наказал?
(Ответы детей).
- Правильно. Золотая рыбка наказала старуху за жадность. Это «Сказка о рыбаке и рыбке».
Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке.
- А теперь мы с вами поедем к последней остановке нашего путешествия, к «Лукоморью».
Дети «едут» к последней остановке с иллюстрацией «Лукоморье» из поэмы «Руслан и Людмила».
-Давайте встанем в круг и пойдем, как ученый кот, вокруг дуба.
Воспитатель рассказывает стихотворение «У Лукоморья», сопровождая соответствующими движениями.
- Ну вот, мы и побывали с вами в мире сказок А.С. Пушкина. Я надеюсь, вы их будете всегда любить, и читать самостоятельно, когда пойдете в школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие для старшей группы детского сада « Путешествие по сказкам» (занятие с элементами математики и художественной литературы)
Интегрированное занятие для старшей группы детского сада « Путешествие по сказкам» (занятие с элементами математики и художественной литературы)...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада с использованием современных технологий, тема занятия: «Зимушка»
Обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме;Активизация словаря по теме;Совершенствование грамматического строя;Развитие памяти, внимания, фонетического восприятия;Формирование...
Конспект занятия по экологии, на прогулке: Зеленая аптека (занятие в старшей группе детского сада)
Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений....
Конспект занятия в старшей группе детского сада Занятие – путешествие «Сундучок здоровья»
интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста, с применением здоровьесберегающих технологий. Занятие выстроено в форме путешествия в игровой форме. Оно может быть использовано в деят...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».
Цель занятия:Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.Задачи:Познакомить детей с историей матрёшки. Развивать интерес детей к народному творчеству.Развивать творческие способности детей ч...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада по художественному творчеству «Девушка – весна».
Представляю вашему вниманию интегрированое занятие в старшей группе "Девушка - Весна". Данное занятие представляет собой совместную работу детей по созданию образа "Девушки - Весны"...