Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей.
презентация по художественной литературе

Будвитис Виктория Вячеславовна
Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей.Проследить влияние художественной лите­ратуры на детей в процессе осуществления определенных задач нравственного воспитания. Во-вторых, выяснить, как наиболее целесообразно ис­пользовать художественные произведения в целях нрав­ственного воспитания, учитывая те нравственные прояв­ления и качества, которые имеются у детей данной группы. В-третьих, установить своеобразие методики исполь­зования книг с моральным содержанием, построения за­нятий, на которых читаются подобные произведения, приемов воспитателя, усиливающих и углубляющих не­посредственное восприятие детьми художественных об­разов, помогающих им осмыслить мораль детской книги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezintatsiya._rol_hud._lit.ppt2.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей Будвитис В. В. МАДОУ №5 «Колокольчик»

Слайд 2

«Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение » А.П.Чехов Художественная литература важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Необходимыми условиями использования художественной литературы в нравственном воспитании детей является органическая связь ее с теми конкретными задачами нравственного воспитания, которые ставит пе­ред собой воспитатель той или иной группы детского сада.

Слайд 3

Считаю правильным при подборе книг и разработке методики их использования в нравственном воспитании детей учитывать нравственные проявления определенного детского коллектива. Для усиления воспитательного воздействия на детей художественной литературы необходимо осуществлять под­бор книг, в которых по-разному раскрываются определен­ные нравственные понятия, освещается одна моральная тема. Сопоставление художественных образов, моральная оценка поведения и его мотивов у различных литератур­ных персонажей поможет глубже осмыслить художествен­ные произведения и раскрываемую ими нравственную идею и, следовательно, усилит их воспитательное воздействие на детей.

Слайд 4

Следующие задачи: Во-первых, проследить влияние художественной лите­ратуры на детей в процессе осуществления определенных задач нравственного воспитания. Во-вторых, выяснить, как наиболее целесообразно ис­пользовать художественные произведения в целях нрав­ственного воспитания, учитывая те нравственные прояв­ления и качества, которые имеются у детей данной группы. В-третьих, установить своеобразие методики исполь­зования книг с моральным содержанием, построения за­нятий, на которых читаются подобные произведения, приемов воспитателя, усиливающих и углубляющих не­посредственное восприятие детьми художественных об­разов, помогающих им осмыслить мораль детской книги.

Слайд 5

Здесь положительным в воспитательном отношении является сопоставление ребенком действий литературного героя со своими собственными, осмысление таких нрав­ственных качеств, которые ему еще не свойственны или находятся в процессе становления. Художественный образ вызывает у ребенка положительные эмоции, у него появ­ляется желание быть хотя бы в чем-то похожим на полю­бившегося ему героя, а в этом и заключается воспитатель­ное воздействие художественного произведения, которое необходимо углублять.

Слайд 6

Различные реакции при восприятии художественных произведений в зависимости от моральных качеств детей ставят перед воспитателем задачу разнообразного исполь­зования детских книг с моральным содержанием при осу­ществлении задкогда моральная идея произведения, его образы соответствуют нравственным проявлениям детей, воспитателю нет необходимости много внимания уде­лять раскрытию основного морального смысла произве­дения, сопоставлению его образов с конкретными по­ступками и качествами детей. Ему следует направить мысль детей на морально-эстетическую оценку произведения, подчеркнуть эстетическую сторону нравственного поступ­ка, обратить внимание детей на то, как писатель рисует положительные или отрицательные качества, на язык, образные выражения, краски художественного произве­дения.

Слайд 7

Такой анализ усилит непосредственное эстетиче­ское восприятие художественных образов, а следователь­но, и их воздействие на детей, подведет детей к воспри­ятию более сложных нравственных понятий и образов. В группе, где у детей отсутствуют те ценные мораль­ные качества, которые мы хотим воспитать с помощью художественной литературы, важно помочь детям осмыс­лить моральную идею произведения и через восприятие художественных образов подойти к правильной оценке конкретных жизненных отношений, включая сюда и соб­ственные поступки. В связи с чтением поэтому следует под­держивать те высказывания детей, которыми они как бы выражают желание стать похожими на литературного ге­роя или высказать осуждение отрицательным персонажам: ач нравственного воспитания.

Слайд 8

Поэтому в книгах, используемых для нравственного воспитания детей, обязательно должны быть, наряду с положительными героями, отрицательные образы. Важ­но учить детей различать и правильно оценивать дурное и хорошее в поведении людей.

Слайд 9

Стремление подражать литературному герою, положительному поступку усиливается, будучи под­креплено однородными морально-эстетическими восприя­тиями, возбуждающими эмоциональную сферу ребенка, вызывающими работу мысли, воображения. С позиции во­ображаемого соучастника описываемого события ребенок переходит к непосредственному действию. Сначала это про­исходит в речевом или игровом плане, когда он говорит о том, что хочет сделать что-то хорошее или сравнивает свои действия с поступками литературных персонажей, выполняет в игре роль положительного героя, а затем уже в виде конкретного хорошего поступка.

Слайд 10

Можно сделать следующие педагогические выводы: 1.Художественная литература является одним из важ­нейших средств нравственного воспитания детей. Воспи­тательная сила художественной литературы в ее жизненной убедительности, эмоциональной действенности. Показывая детям правду жизни в виде ярких художествен­ных образов, она учит их различать, «что такое хорошо и что такое плохо» в моральных проявлениях людей, их взаимоотношениях и поступках. Как специфический вид искусства, она занимает осо­бое место в нравственном воспитании детей дошкольно­го возраста и требует применения особых методических приемов, усиливающих ее воспитательное воздействие.

Слайд 11

2. Детям дошкольного возраста доступно восприятие морали художественного произведения, оценка нравствен­ных качеств и поступков литературных персонажей, у них наблюдается стремление подражать любимым героям. Осознание образов литературных произведений и по­явление стремления подражать им — путь к приобретению нравственных привычек и воспитанию нравственных убеж­дений.

Слайд 12

3. Необходимым условием использования художествен­ной литературы в нравственном воспитании детей являет­ся органическая связь чтения детских книг с теми конк­ретными задачами нравственного воспитания, которые ставит перед собой воспитатель детского сада. При опре­делении задач нравственного воспитания необходимо обеспечить закрепление и дальнейшее развитие ценных нравственных качеств, которые имеются как у детского коллектива в целом, так и у отдельных детей, и наряду с этим воспитание недостающих нравственных качеств и преодоление отрицательных проявлений.

Слайд 13

4. Существует определенная зависимость между воспри­ятием морали художественного произведения и нравствен­ными проявлениями детей. Если нравственная идея, мо­ральные качества и поступки героев художественного произведения соответствуют положительным моральным проявлениям детского коллектива, их моральным каче­ствам, дети легче осмысливают их, их реакции ярче и раз­нообразнее, и наоборот

Слайд 14

5. При использовании художественной литературы нельзя ограничиваться эпизодическим чтением книг. Очень важно обеспечить повторность морально-эстетических впечатлений путем чтения художественных произведе­ний на одну моральную тему. Тогда влияние художествен­ной литературы будет ощутимо, так как неоднократное подкрепление определенных моральных понятий делает их подлинным достоянием ребенка и формирует его по­ведение.

Слайд 15

6. Большое значение при использовании детских книг с целью нравственного воспитания детей имеют занятия по художественному чтению, которые могут включать чте­ние нескольких произведений и требуют наряду с вы­разительным чтением применения дополнительных при­емов в виде вопросов, развернутых бесед, пояснений воспитателя с учетом особенностей художественного про­изведения и моральных проявлений детей.

Слайд 16

7. Чтение художественных произведений на занятиях должно дополняться чтением помимо занятий. Важно свя­зать художественные образы с различными моментами детской жизни, к случаю напомнить их детям, подсказать иногда правильное решение вопроса, связанного с мораль­ными проявлениями детей, опираясь на аналогичные фак­ты из литературного произведения.

Слайд 17

Спасибо за внимание!