Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей.
презентация по художественной литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezintatsiya._rol_hud._lit.ppt | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение » А.П.Чехов Художественная литература важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Необходимыми условиями использования художественной литературы в нравственном воспитании детей является органическая связь ее с теми конкретными задачами нравственного воспитания, которые ставит перед собой воспитатель той или иной группы детского сада.
Считаю правильным при подборе книг и разработке методики их использования в нравственном воспитании детей учитывать нравственные проявления определенного детского коллектива. Для усиления воспитательного воздействия на детей художественной литературы необходимо осуществлять подбор книг, в которых по-разному раскрываются определенные нравственные понятия, освещается одна моральная тема. Сопоставление художественных образов, моральная оценка поведения и его мотивов у различных литературных персонажей поможет глубже осмыслить художественные произведения и раскрываемую ими нравственную идею и, следовательно, усилит их воспитательное воздействие на детей.
Следующие задачи: Во-первых, проследить влияние художественной литературы на детей в процессе осуществления определенных задач нравственного воспитания. Во-вторых, выяснить, как наиболее целесообразно использовать художественные произведения в целях нравственного воспитания, учитывая те нравственные проявления и качества, которые имеются у детей данной группы. В-третьих, установить своеобразие методики использования книг с моральным содержанием, построения занятий, на которых читаются подобные произведения, приемов воспитателя, усиливающих и углубляющих непосредственное восприятие детьми художественных образов, помогающих им осмыслить мораль детской книги.
Здесь положительным в воспитательном отношении является сопоставление ребенком действий литературного героя со своими собственными, осмысление таких нравственных качеств, которые ему еще не свойственны или находятся в процессе становления. Художественный образ вызывает у ребенка положительные эмоции, у него появляется желание быть хотя бы в чем-то похожим на полюбившегося ему героя, а в этом и заключается воспитательное воздействие художественного произведения, которое необходимо углублять.
Различные реакции при восприятии художественных произведений в зависимости от моральных качеств детей ставят перед воспитателем задачу разнообразного использования детских книг с моральным содержанием при осуществлении задкогда моральная идея произведения, его образы соответствуют нравственным проявлениям детей, воспитателю нет необходимости много внимания уделять раскрытию основного морального смысла произведения, сопоставлению его образов с конкретными поступками и качествами детей. Ему следует направить мысль детей на морально-эстетическую оценку произведения, подчеркнуть эстетическую сторону нравственного поступка, обратить внимание детей на то, как писатель рисует положительные или отрицательные качества, на язык, образные выражения, краски художественного произведения.
Такой анализ усилит непосредственное эстетическое восприятие художественных образов, а следовательно, и их воздействие на детей, подведет детей к восприятию более сложных нравственных понятий и образов. В группе, где у детей отсутствуют те ценные моральные качества, которые мы хотим воспитать с помощью художественной литературы, важно помочь детям осмыслить моральную идею произведения и через восприятие художественных образов подойти к правильной оценке конкретных жизненных отношений, включая сюда и собственные поступки. В связи с чтением поэтому следует поддерживать те высказывания детей, которыми они как бы выражают желание стать похожими на литературного героя или высказать осуждение отрицательным персонажам: ач нравственного воспитания.
Поэтому в книгах, используемых для нравственного воспитания детей, обязательно должны быть, наряду с положительными героями, отрицательные образы. Важно учить детей различать и правильно оценивать дурное и хорошее в поведении людей.
Стремление подражать литературному герою, положительному поступку усиливается, будучи подкреплено однородными морально-эстетическими восприятиями, возбуждающими эмоциональную сферу ребенка, вызывающими работу мысли, воображения. С позиции воображаемого соучастника описываемого события ребенок переходит к непосредственному действию. Сначала это происходит в речевом или игровом плане, когда он говорит о том, что хочет сделать что-то хорошее или сравнивает свои действия с поступками литературных персонажей, выполняет в игре роль положительного героя, а затем уже в виде конкретного хорошего поступка.
Можно сделать следующие педагогические выводы: 1.Художественная литература является одним из важнейших средств нравственного воспитания детей. Воспитательная сила художественной литературы в ее жизненной убедительности, эмоциональной действенности. Показывая детям правду жизни в виде ярких художественных образов, она учит их различать, «что такое хорошо и что такое плохо» в моральных проявлениях людей, их взаимоотношениях и поступках. Как специфический вид искусства, она занимает особое место в нравственном воспитании детей дошкольного возраста и требует применения особых методических приемов, усиливающих ее воспитательное воздействие.
2. Детям дошкольного возраста доступно восприятие морали художественного произведения, оценка нравственных качеств и поступков литературных персонажей, у них наблюдается стремление подражать любимым героям. Осознание образов литературных произведений и появление стремления подражать им — путь к приобретению нравственных привычек и воспитанию нравственных убеждений.
3. Необходимым условием использования художественной литературы в нравственном воспитании детей является органическая связь чтения детских книг с теми конкретными задачами нравственного воспитания, которые ставит перед собой воспитатель детского сада. При определении задач нравственного воспитания необходимо обеспечить закрепление и дальнейшее развитие ценных нравственных качеств, которые имеются как у детского коллектива в целом, так и у отдельных детей, и наряду с этим воспитание недостающих нравственных качеств и преодоление отрицательных проявлений.
4. Существует определенная зависимость между восприятием морали художественного произведения и нравственными проявлениями детей. Если нравственная идея, моральные качества и поступки героев художественного произведения соответствуют положительным моральным проявлениям детского коллектива, их моральным качествам, дети легче осмысливают их, их реакции ярче и разнообразнее, и наоборот
5. При использовании художественной литературы нельзя ограничиваться эпизодическим чтением книг. Очень важно обеспечить повторность морально-эстетических впечатлений путем чтения художественных произведений на одну моральную тему. Тогда влияние художественной литературы будет ощутимо, так как неоднократное подкрепление определенных моральных понятий делает их подлинным достоянием ребенка и формирует его поведение.
6. Большое значение при использовании детских книг с целью нравственного воспитания детей имеют занятия по художественному чтению, которые могут включать чтение нескольких произведений и требуют наряду с выразительным чтением применения дополнительных приемов в виде вопросов, развернутых бесед, пояснений воспитателя с учетом особенностей художественного произведения и моральных проявлений детей.
7. Чтение художественных произведений на занятиях должно дополняться чтением помимо занятий. Важно связать художественные образы с различными моментами детской жизни, к случаю напомнить их детям, подсказать иногда правильное решение вопроса, связанного с моральными проявлениями детей, опираясь на аналогичные факты из литературного произведения.
Спасибо за внимание!