"Маячок"
рабочая программа по художественной литературе (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_hudozhestvennoy_literature_l.docx | 111.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних « Радуга»»
Светлана Викторовна Бригеда
Программа по ознакомлению детей с художественной литературой
Ленинск-Кузнецкий
2015
Муниципальное казенное учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних « Радуга»»
Программа по ознакомлению детей
с художественной литературой
«Маячок»
Возраст 4-5 лет
Составитель:
Бригеда Светлана
Викторовна,
воспитатель
Ленинск-Кузнецкий
2015
Составитель: Бригеда Светлана Викторовна, воспитатель, Муниципальное казенное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»», город Ленинск-Кузнецкий.
Рецензент:
Рабочая программа «Маячок», направленная на ознакомление детей с художественной литературой, предназначена для работы с воспитанниками 4-5 лет, из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Программа способствует приобщению дошкольников к словесному искусству, развитию связной речи, высших психических функций, игровой и художественно-продуктивной деятельности, эмоциональному развитию.
Муниципальное казенное учреждение
«Социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних «Радуга»», 2015
Содержание
Пояснительная записка | 5 |
Цель и задачи | 8 |
Методическое обеспечение | 10 |
Разделы программы | 12 |
Тематический план | 13 |
I. Малые фольклорные формы | 14 |
II. Чтение и рассказывание русских народных сказок | 17 |
III. Заучивание стихотворения | 19 |
IV. Чтение сказок и рассказов советских писателей | 21 |
V. Драматизация | 23 |
Список литературы | 25 |
Пояснительная записка
Художественное слово в самых разнообразных формах – потешка, сказка, рассказ, лирическое стихотворение, загадка, пословица, поговорка – издавна служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности.
В связи с тем, что воспитанники центра поступают из неблагополучных, асоциальных семей, имеющих низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, большое значение приобрела проблема трудностей семейного воспитания. Семьи не справляются с возложенными на них функциями. Процесс семейного воспитания ребёнка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно, а то и вовсе негативно.
Наряду с пренебрежением родителями своих основных обязанностей в удовлетворении потребностей ребенка наблюдается и игнорирование мира детских увлечений и интересов.
У детей из таких семей оказываются не развитыми общие способности: внимание, память, мышление, воображение, эстетическое восприятие. Наблюдается отставание в речевом развитии, способности к логическим рассуждениям и выводам, недоразвитие общей и мелкой моторик, несформированность эмоционально-волевой сферы, межличностных отношений, культуры труда и поведения.
На сегодняшний день педагогов волнует вопрос воспитания и обучения воспитанников через художественную литературу. Поэтому возникло желание создать свою программу, которая будет способствовать формированию у детей литературных вкусов, познавательных и речевых умений.
Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место, так как книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношение, побуждение, мыслей, поступков, характеров.
Художественная литература обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости.
Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Данная программа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Усвоенные во время занятий знания, умения и навыки могут быть эффективно использованы на занятиях по другим видам деятельности.
Программа может использоваться педагогами и воспитателями социально-реабилитационных центров в индивидуальной и групповой работе с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с детьми в ДОУ.
Программа включает в себя теоретическую и практическую части, рассчитана на 3 месяца, соответствуют временам года. Занятия проводятся с группой детей 2 раза в неделю по 20 минут.
Цель:
Развитие познавательных и речевых умений у детей посредством сказок, рассказов и стихотворений.
Задачи:
Образовательные:
1. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
2. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
3. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
4. Прививать интерес к положительным героям произведений.
5. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
Развивающие:
1. Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.
2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
3.Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
2. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
3. Воспитывать культуру речевого общения.
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книги надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики.
Методическое обеспечение
Приемы:
Словесные: беседа, игра-беседа, рассказ, чтение художественной литературы, игровые ситуации.
Наглядные: выставки, рассматривание иллюстраций, картин.
Практические: кукольные и настольные спектакли, игра-драматизация, игра - инсценировка, подвижная игра, пальчиковая игра, рисование, лепка.
Формы организации: занятие по художественной литературе по подгруппам, индивидуальное чтение с ребенком, тематическое занятие, пальчиковая гимнастика, дидактическая игра, физкультминутка.
Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы ребёнок должен уметь:
- слушать произведения художественной литературы (сказки, рассказы, стихи);
- запоминать считалки, скороговорки, загадки;
- эмоционально переживать содержанию прочитанного, героям произведения;
- пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
- анализировать явление, событие, поступки литературных героев, оценивать их;
- читать наизусть короткие стихотворения, произведения малых форм;
- передавать свои впечатления от прочитанного в других видах деятельности (рисовании, игре, музыке и т.д.);
- называть любимые сказки и рассказы; прочесть 1-2 любимых стихотворения, вспомнить 2-3 загадки;
- с помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
Способы проверки результативности работы:
беседа, наблюдение, опрос, драматизация, инсценировка сказок.
Разделы программы
Программа включает в себя следующие разделы:
- Малые фольклорные формы. Потешки. Загадки.
- Чтение и рассказывание русских народных сказок
- Заучивание стихотворения
- Чтение сказок и рассказов советских писателей
- Драматизация
Тематический план
(3 месяца)
№ п/п | Раздел программы | Сезон / Тема | Теория | Практика | Всего | |||
Зима | Весна | Лето | Осень | |||||
1. | Малые фольклорные формы. Потешка | «Ты, мороз-мороз...» | «Солнышко-вёдрышко» | «Петушок» | «Лиса по лесу ходила…» | 4 | 4 | 8 |
2. | Малые фольклорные формы. Загадки | «Загадки Зимушки-Зимы» | « Весенние загадки» | «Приметы лета» | «Загадки об овощах и фруктах». | 4 | 4 | 8 |
3. | Чтение и рассказывание русских народных сказок | Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» | Рассказывание русской народной сказки «Репка» | Рассказывание сказки «Теремок» | Чтение сказки «Вершки и корешки» | 4 | 4 | 8 |
4. | Заучивание стихотворения | «Зима» И. Суриков | «Черемуха» С. Есенин | «Одуванчик» З. Александрова | «Осень» К.Баль-монт | 4 | 4 | 8 |
5. | Чтение сказок и рассказов советских писателей | «Проказы старухи зимы» К. Д. Ушинский | Чтение рассказа В. Бианки «Лис и мышонок». | «Про зайца – длинные уши…». Д. Мамин-Сибиряк | «Осень в лесу» И.Соко-лов-Микитов | 4 | 4 | 8 |
6. | Драматизация | «Кот, петух и лиса» Сказка | «Колобок» Сказка | «Маша и медведь» Сказка | «Под грибком» В.Сутеев | 4 | 4 | 8 |
Итого | 24 | 24 | 48 |
I. Малые фольклорные формы
Потешки. Загадки.
Цель: формирование знаний детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм – потешках, загадках.
Задачи:
- познакомить детей с жанром «потешка»;
- учить интонационно выразительно исполнять потешку;
- учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении;
- совершенствовать речь детей, упражнять в произношении звукоподражательных слов;
- развивать интерес и любовь к жанрам художественной литературы;
- развивать умение понимать образный смысл фольклорных произведений.
Структура занятий
Малые фольклорные формы. Потешки.
1 занятие. «Потешка-закличка - «Ты мороз-мороз».
Создание библиотеки красочных книг с потешками. Беседа о характерных особенностях зимы с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Рассматривание картин по теме «Зима», «Зимние забавы». Рисование «Морозные узоры». Подвижная игра «Два Мороза». Слушание музыки «Времена Года (Зима)» А.Вивальди.
2 занятие. Потешка «Солнышко-вёдрышко».
Наблюдение за весенней погодой. Рассматривание картин по теме
«Весна идет». Беседа «Приметы весны». Дидактическая игра «Одежда». Рисование «Солнышко». Подвижная игра «Солнечные зайчики». Этюд «Дует ветер». Слушание музыки «Времена Года (Весна)» А.Вивальди.
3 занятие. Потешка «Петушок».
Рассматривание книг и картинок с изображением домашних птиц. Рисование «Петушок» с помощью шаблона. Дидактическое упражнение «Кто так кричит?». Лепка «Горошины». Пальчиковая гимнастика «Петушок».
4 занятие. Потешка «Лиса по лесу ходила».
Чтение стихов про лису. Беседа «Дикие животные». Пальчиковая игра «Лиса по лесу ходила». Рисование «Лиса».
Малые фольклорные формы. Загадки.
1 занятие. «Загадки Зимушки-Зимы».
Рассматривание иллюстраций и картин по теме «Зима». Дидактическая игра «Зимние слова». Слушание песни «У леса на опушке… ». Чтение сказок и стихотворений о зиме. Лепка «Снежинка».
2 занятие. «Весенние загадки».
Картинки с изображением явлений природы. Слушание музыки «Звуки природы». Разрезные картинки «Весенние цветы». Чтение стихотворений о весне. Подвижная игра «Веснянка».
3 занятие. «Приметы лета».
Изготовление папки-передвижки «Лето». Музыкальный материал: Э.Грин «Утро». Дидактическая игра «Где что зреет». Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч». Рисование «На лугу».
4 занятие. «Загадки об овощах и фруктах».
Дидактическая игра «Чудесная корзинка». А.Вивальди «Времена года», 3 часть «Осень». Упражнение «Душистые овощи». Пальчиковая гимнастика «Капуста». Лепка «Овощи».
- Чтение и рассказывание русских народных сказок
Цель: развитие устойчивого интереса к русской народной сказке.
Задачи:
- закрепить знания народных сказок;
- закрепить умение детей отвечать на вопросы;
- воспитать интонационную выразительность речи;
- сформировать у детей знания о последовательности действий персонажей сказки;
- сформировать способность эмоционально воспринимать содержание сказки.
Структура занятий
1 занятие. Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Отгадывание загадок о животных. Настольные игры по русским народным сказкам «Пазлы». Дидактическая игры «Угадай сказку». Рассматривание картин «Сельский домик». Театр на фланелеграфе «Заюшкина избушка». Подвижная игра «Хитрая лиса». Дидактическая игра «Построй домик».
2 занятие. Рассказывание русской народной сказки «Репка»
Беседа о героях сказки. Дидактическая игра «Из какой сказки герой». Настольные игры по русским народным сказкам «Лото». Рисование героев сказки на кружках. Рассматривание картин с изображением персонажей участников сказки. Чтение стихов, потешек , загадок о героях сказки.
3 занятие. Рассказывание сказки «Теремок».
Беседа о героях сказки. Дидактическая игра «Кто где живет». Творческая игра по сказке. Разрезные картинки «Дикие животные». Игра «Отгадай зверя». Работа с раскрасками по русским народным сказкам. Пальчиковая гимнастика «Теремок». Моделирование сказки «Теремок».
4 занятие. Чтение сказки «Вершки и корешки».
Рассматривание иллюстраций с изображением овощей. Беседы с детьми об овощах. Повторение стихотворений о мишке. Рисование героев сказки с помощью трафаретов. Инсценировка сказки с помощью игрушек. Дидактическая игра «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус». Подвижная игра «Мишка в лесу».
- Заучивание стихотворения
Цель: Заучивание стихотворения детьми наизусть и выразительное его чтение.
Задачи:
- сформировать чувство рифмы;
- развить мышление, зрительное внимание и восприятие, творческое воображение, речевой слух и память;
- воспитать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение;
- воспитать познавательный интерес, вежливость и доброжелательность.
Структура занятий
1 занятие. «Зима» И. Суриков.
Рассматривание пейзажных картин о зиме. Чтение художественных произведений о зиме. Наблюдения за зимними явлениями в природе. Рисование «Морозные узоры» ниточками. Дидактическая игра - «Подбери картинку». Слушание П. И.Чайковского «Зимние грезы». Подвижная игра «Мороз – Красный нос!».
2 занятие. «Черемуха» С.Есенин.
Рассматривание репродукция «Черемуха». Слушание звуков весенней природы. Игра «Цепочка». Хороводная игра «Ручеек». Дидактическая игра «Переодень куклу». Дидактическое упражнение «Что сначала, что потом».
3 занятие. «Одуванчик» З.Александрова.
Наблюдение за одуванчиками. Беседа «Кому нужен одуванчик?». Игра «Скажи, какой». Дидактическая игра «Закончи предложение», «Цветы». Подвижная игра «Найди цветок». Рисование «Поляна одуванчиков». Прослушивание музыки А.Вивальди «Лето», П.И. Чайковский – «Вальс цветов».
4 занятие. «Осень» К.Бальмонт.
Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень». Стихи об осени. Отгадывание загадок на темы: «Овощи», «Времена года». Разыгрывание этюда - «Листочки тихо кружатся». Рисование «Листопад». Подвижная игра «Солнышко и дождик». Дидактическая игра «Приметы осени». Пальчиковая игра «Осень».
IV. Чтение сказок и рассказов советских писателей
Цель: Знакомство детей с произведениями советских писателей.
Задачи:
- познакомить детей с рассказами о природе;
- развивать память, внимание, познавательные интересы детей;
- побуждать высказывать свои впечатления после прослушивания;
- обогащать активный словарь детей.
Структура занятий
1 занятие. «Проказы старухи зимы» К. Д. Ушинский.
Беседа: «Зимующие птицы», «Зимовье зверей». Рассматривание репродукций картин известных художников. Выставки детских рисунков «Зимний лес», «Снеговик», «Деревья зимой». Подвижная игры: «Мы мороза не боимся», «Перелет птиц», «Снежки».
- занятие «Чтение рассказа «Лис и мышонок» В. Бианки.».
Беседа «Подготовка лесных жителей к зиме». Рисование «Зернышки». Игра: «Лабиринт». Пальчиковая игра: «Мышата». Подвижная игра - «Мышка-малышка». Дидактическая игра - «Дикие животные».
- занятие «Про зайца – длинные уши…». Д. Мамин-Сибиряк.
Рисование - «Заяц». Дидактическая игра «Зоологическое лото», «Маленький – большой». Разыгрывание сцены «Как заяц хвастал». Подвижная игра «Зайки на лужайке». Этюды: «Зайцы веселятся», «Зайцы увидели охотников».
- занятие «Осень в лесу» И.Соколов-Микитов.
Беседа «Приметы осени». Выставка детских рисунков «Художница – осень». Дидактическая игра «Грибы и ягоды». Словесная игра «Скажи наоборот». «Осенняя песня» П. И. Чайковского (из цикла «Времена года»).
V. Драматизация
Игры-драматизации - форма деятельности ребенка в дошкольном детстве. Поэтому театральное искусство близко и понятно детям. Литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносимые реплики ставят его перед необходимостью грамотно изъясняться. Улучшаются диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).
Цель: формирование интереса к театрализованным играм.
Задачи:
- учить выразительным движениям, звукоподражанию, быть внимательным к чувствам и желаниям других людей;
- развивать способность понимать эмоциональное состояние, выражать его, умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека;
- развивать воображение, речь;
- поддерживать радостное настроение и уверенное поведение.
Структура занятий
1 занятие. Сказка «Кот, петух и лиса».
Чтение сказки. Беседа о героях. Рассматривание иллюстрации к русским народным сказкам.
2 занятие. Сказка «Колобок».
Беседа о героях сказки. Разучивание стихов. Работа над интонацией, голосом, мимикой, жестами, движениями. Дидактическая игра « Расскажи сказку по картинкам».
3 занятие. Сказка «Маша и медведь». Кукольный театр.
Беседа о героях сказки. Пальчиковая игра «Пирожки». Лепка из пластилина «Пирожки». Подвижная игра «У медведя во бору».
4 занятие. «Под грибком» В. Сутеев
Беседа о героях сказки. Рассматривание иллюстраций животных: муравья, бабочки, воробья, зайца, лисы. Дидактическая игра «Чей силуэт?», «Животные и их детёныши». Чтение сказок «Под грибком», «Лисичка-сестричка», «Лиса и заяц».
Список литературы
1. Большова Т.В. «Учимся по сказке». Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст]/ Т.В. Большова - СПб, 2010. - 112с.
2. Бондаренко Т.М.«Комплексные занятия в старшей группе детского сада» [Текст]/ Т.М.– Бондаренко - Воронеж, 2009. - 432 с.
3. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. «Развернутое перспективное планирование» [Текст]/ М.А. Васильева., В.В. Гербова., Т.С. Комарова - Волгоград: «Учитель», 2010. - 111 с.
4. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Планы занятий [Текст]/ В.В.Гербова - Москва: «Мозаика-синтез», 2010. - 144 с.
5. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе [Текст]/ В.В. Гербова - М., Мозаика-Синтез, 2009 . -80 с.
6. Закирова К.В. «На поляне детства: хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей» [Текст]/ К.В. Закирова - Казань: Редакционно-издательский центр, 2011. – 255 с.
7.Комарова Т.С. Детское художественное творчество[Текст]/ Т.С. Комарова - М., Мозаика-Синтез, 2010. - 160 с.
8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]/ Т.С. Комарова - М., Мозаика-Синтез, 2010. – 192 с.
9. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. [Текст]/ Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - М., мозаика-Синтез, 2012г. - 304 с.
10. Ушакова О.С.: Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи [Текст]/ О.С. Ушакова - Сфера, 2012 г. – 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Газета "МАЯЧОК" подготовительная группа
Газета подготовительной группы о жизни ее замечательных воспитанникови любознательных родителей. Издатель: Васильева В.Е. veravas@list.ruКонсультант: Старшова Н.А. Крючкова Н.Н....
Рабочая образовательная программа для детей старшей группы МБДОУ детский сад №100 «Маячок» комбинированного вида (по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
рабочая программа для старшей группы 2015 - 2016 учебный год...
Статья "Светлячки-маячки"
Новости про беседы с детьми о светоотражающих элементах...
Конспект занятия по конструктивно – модельной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «Поможем пожарным в ремонте проблескового маячка и звукового сигнала».
Конспект с использованием электронного конструктора "Знаток"...
Методическая разработка по ОБЖ Мастер класса «Маячок»
Сейчас можно приобрести всевозможные световозвращающие элементы. В виде: игрушек, браслетов, наклеек, брелков, термонаклеек, нашивок, жилетов и т. д. Но все эти средства в основном предназначены для д...
«На одежде светлячок – безопасный маячок!»
Акция по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма...
«На одежде светлячок-безопасный маячок» Акция
laquo;На одежде светлячок-безопасный маячок»...