МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Ознакомление с художественной литературой как средство литературно-художественного развития детей 4-5 лет»
методическая разработка по художественной литературе (средняя группа) по теме
Моя работа направлена на привитие интереса и любви к книге, на художественно-литературное развитие малышей. Под литературным развитием понимается развитие, необходимое для деятельности в сфере словесного искусства. Исходя из того, что существуют специальные литературные способности: понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное реагирование на поэтическое слово, способность мыслить словесно-художественными образами, легкость возникновения творческого состояния (в частности, сострадания, сопереживания, сочувствия) и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ознакомление с художественной литературой детей средней группы | 44 КБ |
конспект на сентябрь | 38 КБ |
конспект на октябрь | 46 КБ |
конспект на ноябрь | 38 КБ |
конспект на декабрь | 38.5 КБ |
конспект на январь | 48 КБ |
конспект на февраль | 39.5 КБ |
конспект на март | 39 КБ |
конспект на апрель | 36.5 КБ |
конспект на май | 47.5 КБ |
презентация | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 383»
Приволжского района города Казани
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:
«Ознакомление с художественной литературой как средство литературно-художественного развития детей 4-5 лет»
Автор состовитель
Воспитатель
Волковой Д. С.
Ознакомление с художественной литературой как средство литературно-художественного развития детей 4-5 лет.
Тяга к книге появляется у детей, как правило, в раннем детстве. Почему это происходит? Может быть, интерес к книге возникает потому, что она дает возможность действовать и пальчикам, и ушкам, и глазкам, и язычку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.
Кроме того, книга удовлетворяет две одновременно существующие в ребенке потребности: к неизменному, стабильному и к новому, незнакомому. Книга - величина постоянная. Ребенок - переменная. Малыш берет книгу в руки в любое время - а она все та же. Происходит самопроверка, самоутверждение. Дети же меняются не только ежегодно, но и ежечасно - разные настроения и состояния, и вот уже "постоянная величина" открывается им по-новому. Радость открытия! Но у каждого ребенка есть в любимой книге и свой "стоп - кадр" - желание еще и еще раз услышать именно этот кусочек текста, рассмотреть именно эту картинку.
Книга - это и возможность общения со взрослыми. Через их речь, интонацию воспринимаются сюжет, характеры, настроения. Можно вместе переживать, веселиться и быть надежно защищенными от злого и страшного.
Наверное, есть немало других причин, объясняющих любовь малышей к чуду, имя которому - детская книга. Ее тайна остается с человеком на всю жизнь. И в любом возрасте при встрече с книжкой своего детства нас охватывает радостное, трепетное чувство. "Ах, какие это были книги! У них было не только содержание, у них были и внешность, и запах, и вкус - незабываемые: " - пишет Т. Тэффи в рассказе "Книги".
По мере взросления ребенка меняются способы работы с книгой, приобретаются определенные навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, "чтение", "лопотание", воспроизведение ранее услышанного текста в соответствии с иллюстрацией, фантазии на темы рисунков.
Все это складывается в копилку, необходимую будущему читателю. Но, чтобы появился Читатель, способный на сотворчество с писателем и иллюстратором, необходима тактичная помощь чуткого взрослого.
Моя работа направлена на привитие интереса и любви к книге, на художественно-литературное развитие малышей. Под литературным развитием понимается развитие, необходимое для деятельности в сфере словесного искусства. Исходя из того, что существуют специальные литературные способности: понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное реагирование на поэтическое слово, способность мыслить словесно-художественными образами, легкость возникновения творческого состояния (в частности, сострадания, сопереживания, сочувствия) и др.
Основные задачи каждой НОД:
- прививать детям навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;
- дать возможность наслаждаться звуком, словом, музыкой стиха;
- помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке и движении;
- научить сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.
Выделим основные приемы, используемые на НОД:
Литературный герой. На разных занятиях он приходит из разных книжек: Воробушек Чик из сказки Казакова Ю, или ежик из песни С. Никитина на стихи Ю. Морица "Резиновый ежик".
Но особую роль играет литературный персонаж, которому суждено стать связующим звеном на всех занятиях. Детские книги дают нам для этого массу вариантов. Главное, чтобы этот персонаж был любим, узнаваем, мог бы знакомить детей с книжками, задавать вопросы, реагировать на высказывания, устраивать игры и поощрять.
Таким персонажем у нас стал – Мальчик-Колокольчик из сказки В.Одоевского `Городок в табакерке.
Колокольчик. Звук колокола (колокольчика) всегда играет значительную роль в наших занятиях: влечет, созывает, завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, успокоить. Мы настраиваем детей на то, чтобы при звуке колокольчика они смотрели на человека, который его держит. Звоном колокольчика в начале и в конце занятия мы собираем детей в круг.
Круг - это возможность всем посмотреть друг на друга, взяться за руки и почувствовать себя своим среди ровесников. Не разрывая круга, можно его расширять, сужать, двигаться влево и вправо. В кругу поются приветственная и прощальная песенки.
Песенки. Это зачин и концовка занятия. Слова и мотив (почти речитатив) должны быть немудреными:
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
Мы рады, мы рады вам! (2 раза)
Очень мы рады Дашеньке,
Очень мы рады Сашеньке...
Называем каждого, сопровождая имя улыбкой, и наблюдаем, как светлеют лица: меня назвали, ко мне обратились, я здесь желанный. Иногда удовлетворение прикрыто смущением. Не расходясь из круга, расцепив руки, мы начинаем работать пальчиками.
Пальчики. Мелкая моторика на занятиях - важное звено. Сначала мы поднимаем два пальчика - как ушки у зайчика. Потом опускаем их вниз - получаются ножки. Пальчиками-ножками мы ходим по разным сказкам (по осенней, медвежьей, кукольной - в зависимости от темы занятия). "Прогулка по сказке"- это еще и просмотр книжных иллюстраций: остановка, пальчики топчутся на месте, а глазки рассматривают картинки, замечают нарисованных на них людей и животных, улавливают цвет и сюжет. Пальчики не выдерживают и показывают в книжке все, что видят глазки. В течение занятия мы работаем с пальчиками несколько раз.
Слушание. Слушание на занятиях сочетается с другими видами деятельности. При чтении стихов мы стремимся донести до детей красоту поэтического слова, мелодию, ритм и настроение стиха. Короткие фольклорные песенки, заклички, потешки, авторские четверостишия - хороший материал для совместных повторов, заучивания. Сказки народные и литературные, поэтические и прозаические - это внимание к сюжету, создание образов. Слушание, как правило, чередуется со звукоподражанием, движениями, перевоплощениями, проигрыванием диалогов. Часто сказки читаются с опорой на иллюстрацию, с использованием игрушек, поделок.
Игры. Игры всегда органично включены в сценарий занятий и помогают созданию образа. Они разные: с пальчиковыми куклами и куклами на тросточках, с загадками, "искалочками", сюрпризами, с движениями ручками и ножками, с хороводами, беганьем и прыганием. К каждой игре заранее продумывается подбор литературного материала.
Отбор книг.
Поскольку одна из задач моей работы - прививать детям интерес к книге, как к произведению искусства, необходимо показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т.д.
Задача воспитателя - предоставить детям возможность услышать и увидеть лучшие фольклорные сборники, произведения мастеров разных времен и различных направлений (к примеру, в литературе: А.Пушкин, Ф.Тютчев, Л.Толстой, К.Ушинский, С.Черный, Н.Заболоцкий, К.Чуковский, С.Маршак, Д.Хармс, А.Барто, Б.Заходер, В.Берестов, М.Яснов и др.).
Книги, принесенные на занятия, должны не только соответствовать теме, но и привлекать внимание ребенка, вызывать у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации должны обладать художественными достоинствами.
Художественная литература для малыша - важное звено в освоении окружающего мира: она позволяет по-новому взглянуть на природу, на животных, на игрушки, на отношения между людьми.
Подбор иллюстраций.
Выбор иллюстраций - важный момент в подготовке к занятию. О неразрывности текста и иллюстрации в детской книге единодушно заявляют и писатели, и художники. К.Чуковский сформулировал это так: `...наши стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность... Стихи, печатаемые без рисунков, теряют чуть не половину своей эффективности`.
Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Детям будет полезно и интересно увидеть работы хороших и разных иллюстраторов, разнообразие стилей, игру красок, своеобразную привлекательность черно-белой графики. Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус.
Необходимо продумать, в какой момент просмотра малышам потребуется помощь педагога: сосредоточить внимание на деталях, на цвете, на особенностях изображения; задать вопрос о внешнем виде, характере, настроении героя;
уделить особое внимание картинам природы (например, поразмыслить, какого цвета зима, и увидеть не только белые, но и голубые, розовые, фиолетовые, а порой и черные краски); соединить наглядное и словесное изображения игрушки, зверюшки, пейзажа.
На каждом последующем занятии необходимо повторять предыдущее. Задача повтора - закрепить материал, дать возможность детям рассказать то, что им запомнилось, а педагогам - проанализировать возможности и особенности восприятия различных детей.
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 383» Приволжского района города Казани Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на сентябрь месяц. Тема: Ежик Конспект составлен воспитателем Детей средней группы Волковой Дианой Сергеевной Казань |
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на сентябрь месяц.
Тема: Ежик
Цели и задачи:
-Познакомить с Мальчиком-Колокольчиком и с его сундучком, с закличкой, которая будет звучать на всех последующих занятиях;
- Закрепить знания о Еже в виде создания образа, в сравнении,как называют членов семьи ежиков: еж, ежиха, ежонок;
- Формировать навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;
- Помочь увидеть за словами образ и передать его в движениях и в рисунке;
- Воспитывать бережное отношение к животным;
- Развивать память, внимание, мышление и мелкую моторику.
Используемые книги:
1. Заходер Б. Про мохнатых и пернатых.
2. Козлов С. Ежик в тумане. Рисунки Нагаева.
3. Маршак С. Тихая сказка. Рисунки В. Лебедева.
4. Поттер Б. Ухти-Тухти.
5. Радлов Н. Рассказы в картинках.
5. Сутеев В. Сказки и картинки. Рисунки автора.
7. Чуковский К. Ежики смеются.
Музыкальные материалы:
Песня В. Щукина на слова С. Маршака "Тихая сказка".
Ход занятия
— Сегодня к нам пришёл мальчик, он не обычный, он из страны сказок, и очень хочет с вами познакомиться. Его зовут Мальчик-Колокольчик (знакомиться со всеми).
Мальчик-Колокольчик пришёл не с пустыми руками, он приготовил для вас сюрприз — волшебный сундучок. Волшебство его вот в чем: ежели в нем что-то, а может быть, кто-то лежит (картинка, игрушка или зверюшка) — именно об этом сундучок расскажет стихи и сказки. И открыть его можно только волшебными словами:
Сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок,
Расписная крышка,
Медная задвижка!
Раз-два-три-четыре-пять!
Можно сказку начинать!
Проговариваем закличку, показывая пальчиком на позолоченный бочок, расписную крышку, медную задвижку.
Сундучок открывается, а там кто-то колючий. Попробуем угадать. Загадываем загадки:
Лежала под елками,
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала. Да побежала.
Фольклор
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят.
Молока они хотят.
К. Чуковский
Появляется ежик. Дети знакомятся с ним, называют свои имена. Ежик легонько покалывает их своими иголками.
Составляем словесное описание ежа, рассматриваем на рисунке мордочку, глазки, ушки, лапки, хвостик. Особое внимание обращаем на иголки.
Показываем еловую веточку, сравниваем иголки, читаем двустишия:
Еж под елкой удивлен:
Елка с иглами и он.
С. Черный
Ель на ежика похожа.
Еж в иголках, елка тоже.
С. Маршак
Рассматриваем на рисунке свернувшегося ежика: "Ежик без головы, без ножек". Это он съежился. Дети пробуют сами свернуться, как ежик, — съежиться. Так ежики защищаются своими иголками.
Читаем четверостишие Б. Заходера:
— Что ты, Еж, такой колючий?
— Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, Волки да Медведи!
Ходим пальчиками по ежиной сказке, рассматриваем иллюстрации. Дети выполняют задание — находят книжку, где нарисована целая семья ежиков: еж-отец, ежиха-мать и ребенок-ежик (большой, поменьше, маленький).
Читаем "Тихую сказку" С. Маршака.
Даем детям задание походить по ковру так же тихо как и еж, под музыкальное произведение В. Щукина "Тихая сказка").
В завершении занятия можно предложить ребятам зарисовать семью ежей.
Дополнение: М. Яснова "Колючая сказка":
Выл колючий ветер.
Шел колючий дождик.
По тропе колючей
Шел колючий ежик.
И на самой длинной
Из своих колючек
Нес колючий ежик
Свой колючий ключик.
На колючей дверце
Меж колючих кочек
Он открыл колючий
Маленький замочек.
И вздохнул печально:
— Что это за участь!
Ох, как надоели
Колкость и колючесть!
Дома был бы кстати
Стеганый халатик.
Да еще на лапки
Вязаные тапки...
Удружите ежику —
Ежик будет рад:
Подарите ежику
Тапки и халат!
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 383» Приволжского района города Казани Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на октябрь месяц. Тема: Теремок Конспект составлен воспитателем Детей средней группы Волковой Дианой Сергеевной Казань |
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на октябрь месяц
Тема: “Творческое рассказывание по сказке “Теремок”.
Цели:
1. Учить детей составлять рассказ по сюжету знакомой сказки с самостоятельно придуманными героями.
2. Развивать ассоциативное мышление и творческое воображение через использование заместителей; развивать речь: учить детей подбирать признаки заданному предмету, расширять словарный запас за счет прилагательных и глаголов.
3. Воспитывать интерес к самостоятельному придумыванию историй (фантазированию), умение выслушивать взрослого и друг друга.
Материал: фланелеграф, домик, 3 круга белого цвета разного размера в убывающем порядке, треугольник.
Ход занятия:
1. Орг. момент
Ребята сегодня к нам в гости снова пришёл Мальчик – Колокольчик, вы помните в прошлый раз он приходил не с пустыми руками, он приходил с сундучком, но сегодня он его забыл, от чего такой расстроенный. А давайте мы с вами развеселим его, и покажем, что мы умеем.
– Давайте поиграем с пальчиками и научим Мальчика-Колокольчика. Пальчиковая игра:
“Будем пальчики считать, будем сказки называть.
Эта сказка “Колобок”, эта сказка “Теремок”,
Эта сказка “Репка” про внучку, бабку, дедку.
“Волк и семеро козлят”- этим сказкам каждый рад”.
- актуализация знаний:
- Сегодня мы сочиним сказку, а поможет нам придумать свою сказку уже знакомая. А как называется сказка – отгадайте. Эта сказка о красивом, деревянном, с узорами на крыше домике, в нем дружно жили звери.
- Правильно, это сказка “Теремок.
Но по-старому нам уже неинтересно рассказывать сказку, мы сегодня придумаем, как по-другому ее рассказать. Хотите?
- Придумайте, а кто еще мог жить в теремке? – варианты детей.
- Кто мог найти теремок самый маленький? – варианты детей.
- А можно я предложу? – К теремку прилетела птичка- синичка. – Какой фигурой мы ее обозначим? – Маленьким кругом ( показать кружок и поставить на фланелеграф).
- Кто еще больше, чем синичка, пришел к теремку? – варианты детей.
– Давайте выберем колобка. – Какой фигурой мы его обозначим? – Да, кругом побольше. (Показать кружок и поставить на фланелеграф).
- Кто еще больше, чем колобок, мог прийти к домику? – варианты детей.
- Давайте выберем белку. –– Какой фигурой мы ее можем обозначить? – Да, треугольником. (Показать треугольник и поставить на фланелеграф).
- Кто самый большой мог прийти к теремку? – варианты детей.
- Давайте выберем снеговика. –– Какой фигурой его обозначим? – Да, большим кругом. (показать кружок и поставить на фланелеграф).
- Давайте повторим, кого мы выбрали в новую сказку:
- птичку- синичку – ее мы обозначили маленьким кругом, колобка. – его обозначили кругом побольше, белку – ее обозначили треугольником, снеговика. – его мы обозначили большим кругом.
2. Основная часть:
– Как начнем сказку? – Говорят дети: – Жил- был теремок. (Поставить домик на фланелеграф.)
Воспитатель: – Я предлагаю начать сказку красиво: на осенней лесной полянке стоял теремок.
– Какой он был? – Дети: – Нарядный, деревянный, высокий, грустный.
- А почему грустный? – Дети: – Он был один. Не было у него друзей.
- Но вот однажды мимо летела птичка- невеличка синичка. (взять маленький круг и поднести к домику)
– Какая она была? – Дети: – Маленькая, шустрая, желтогрудая, черноглазая, юркая.
- Повторить с отдельными детьми прилагательные для запоминания.
– Увидела синичка теремок, обрадовалась.- Почему она обрадовалась?
Дети: – На улице осень, ей холодно, а в домике тепло.
- Подлетела она к теремку, клювиком постучала: вот так (пальцы сложить щепоткой и постучать по ладони). – Никто ей не ответил, влетела синичка в домик и стала жить в теремке… Дети хором: – Одна.
- На другой день слышит синичка, кто-то поет:
- Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел…- Кто это? – ответы детей.
– Мимо катился колобок. – Какой?
Дети: – Круглый, румяный, масленый, ароматный, душистый, поджаристый, сладкий.
– Укатился он от бабушки и дедушки, заблудился и негде ему жить. Был колобок какой?
Дети: – Грустный, печальный.
- И вдруг колобок увидел домик-теремок. Обрадовался колобок и стало ему весело.
– Что сделал колобок? (пододвинуть круг к домику) – Подкатился колобок к теремку, постучал: тук-тук и спросил: – (дети хором вместе с воспитателем)- кто-кто в теремочке живет, кто- кто в невысоком живет ?
– Выглянула в окошко синичка и говорит: (хором вместе с воспитателем) – я птичка- невеличка синичка, маленькая, шустрая, желтогрудая, черноглазая, юркая, а ты кто?
- Я – колобок – румяный бок, масленый, душистый, я добрый. Пусти меня к себе жить, а то я замерз. – Заходи. – вкатился колобок в домик и стали они жить (хором) вдвоем.
– На другой день бежала мимо – кто?- (взять треугольник) – белочка.
- Какая? – Дети:- красивая, пушистая, добрая, веселаю, быстрая, забавная – (пододвинуть треугольник к домику)
-- Подбежала белочка к домику и постучала: (хором) тук-тук и спросила: – Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?
– Выглянула в окошко синичка и говорит: (хором) – я птичка- невеличка синичка, маленькая, шустрая, желтогрудая, черноглазая, юркая. Я – колобок – румяный бок, масленый, душистый. – А ты кто?
– Я – белочка . красивая, пушистая, добрая, быстрая, забавная Пустите меня к себе жить. – Заходи. – Вбежала она в домик и стали они жить (хором) – втроем.
– Последним пришел – кто?- (взять большой круг) – снеговик.- Какой он? -Дети: – белый, большой, снежный, его слепили из снега, холодный, у него круглое туловище и круглая голова, нос морковкой, на голове ведро.
– Подошел снеговик важно и постучал: (хором) тук-тук и спросил: кто-кто в теремочке живет? – Выглянула в окошко синичка и говорит: (хором) – я птичка- невеличка синичка, маленькая, шустрая, желтогрудая, черноглазая, юркая. Я – колобок – румяный бок, масленый, душистый. – Я – белочка . красивая, пушистая, добрая, быстрая, забавная. – А ты кто?
– Я – снеговик, большой, снежный, белый, холодный, круглый. Пустите меня к себе жить. – Заходи. – Зашел снеговик в дом, и стали они жить (хором) вчетвером.
– Что делала синичка? – Дети:- Синичка рябину из лесу приносила,
- Что делал колобок? – Дети:- Колобок щи варил.
- Что делала белочка?- Дети: – Белочка хворост собирала.
- Что делал снеговик? – А снеговик дом охранял, чтобы лиса колобка не съела. А теремку тоже стало хорошо и весело, столько друзей у него появилось.
– Как мы закончим сказку?- Дети:- Стали они жить-поживать и добра наживать. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.
- Мы молодцы? – да!
Физ. минутка:
Стоит в поле теремок (руки над головой домиком).
Он не низок, не высок (полуприсяд – руки вниз, встать – руки вверх)
На двери висит замок (пальцы сцепить),
Кто его открыть бы смог (постукивать кистями рук по плечам, чуть приседая).
Постучали, покрутили (стучать ладонью о ладонь, вращать ладони),
Потянули и открыли (потянуться вверх, руки разжать и опустить)
3 часть.
– Какую новую сказку мы придумали? – “Теремок”. Можно ее по-другому назвать? Как? – ответы детей.
- Понравилась вам сказка? – И мне тоже, и Мальчику – Колокольчику тоже она очень понравилась, он с вами прощается ему пора бежать домой, но он обещал что скоро вернеться, ведь ему так было весело с вами! До свидания!
Вы сказку запомните, а вечером мы ее запишем, сделаем к ней рисунки, у нас получится целая книжка с новой сказкой, и мы покажем ее вашим родителям.
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 383» Приволжского района города Казани Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на ноябрь месяц. Тема: Зайчик Конспект составлен воспитателем Детей средней группы Волковой Дианой Сергеевной Казань |
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на ноябрь месяц.
Тема: «Зайчик»
Цели и задачи:
- Закрепить и расширить представление о зайцах, заячьей семье, используя фольклор и художественную литературу.
- Формировать навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;
- Помочь увидеть за словами образ и передать его в движениях и в рисунке;
- Воспитывать бережное отношение к животным;
- Развивать память, внимание, мышление и мелкую моторику.
- Проработать противоположные понятия, связанные с характеристикой зайца:
грустный — веселый;
храбрый — трусливый;
короткий — длинный;
летний — зимний
серый — белый.
— Подчеркнуть ритм считалки.
Используемые книги:
1. Акимушкин И. Чем кролик на зайца не похож.
2. Бианки В. Снежная книга. Художник Н. Тырса.
3. Заходер Б. Русачок. Художник В. Чижиков. Как вас звать-величать? Художник Е. Рачев.
4. Коскименс П. Серия книг о Зайчишке-пушишке.
5. Лагздынъ Г. Послушный зайчонок. Художник А. Райхштейн.
6. Мамин-Сибиряк Д. Сказка про храброго зайца. Художник В. Беломлинский.
Пятьдесят поросят. Художник Ю. Васнецов.
7. Ушинский К. Детям (рассказ "Заяц и еж"). Художник Н. Устинов.
8. Чарушин Е. Зверята. Рисунки автора.
Игрушки:
— пальчиковые куклы-самоделки белый и серый зайцы;
— разнообразные зайцы, зайчихи, зайчата.
Музыкальные материалы:
Рахманинов С. "Итальянская полька".
Ход занятия
Волшебными словами открываем сундучок, который принес Мальчик – Колокольчик, А в нем зайчик сидит. Дети знакомятся с ним, называют свое имя, гладят зайчишку, рассматривают его.
— Наш зайчик маленький, а бывают зайцы большие. Их и называют по-разному: маленьких — зайчик, заинька, заюшка, зайчишка, зайчонок; больших — заяц, зайчище, зайчиха.
— Как в заячьей семье называют папу? А как маму? А как деток? (Проговариваем, подчеркивая каждое название интонацией: ласково, игриво, твердо, мягко.)
— У всех зайцев длинные уши и короткий хвост (показываем ручками). Зайцы бывают разного цвета — серые и белые. Вот какая история произошла однажды с серым зайчиком.
—
Читаем стихотворение И. Пивоваровой "Заяц":
Заяц лег на бугорок,
Подремать решил часок.
А пока он сладко спал,
Первый снег на землю пал.
Вот проснулся заяц серый,
Удивился:
— В чем же дело?
Был я сер, а стал я бел!
Кто меня переодел?
—Как вы думаете, кто его переодел?
Дети отвечают, кто переодел зайчика (снег, зима).
— Значит, зайцы летом серые, а зимой, чтоб их не видно было на снегу, — белые. А еще они бывают трусливые и храбрые. И для каждого есть своя считалочка. Догадайтесь, какая для какого зайца.
— Выдерживая ритм считалочки, мы как бы пересчитываем детей:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! Ой-ой-ой!
Убегает зайчик мой.
Раз-два-три-четыре-пять —
Шел Охотник погулять!
Вдруг Зайчонок выбегает
И давай в него стрелять.
Пиф! Паф! Ой-ой-ой!
Убежал Охотник мой!
Храбрая заячья песня из сказки Б. Заходера.
"Русачок"
— Зайцы бывают не только трусливые и храбрые, но и грустные, и веселые. (Изображаем тех и других мимикой и позой.) Веселые зайцы могут нас посмешить, любят потанцевать. Давайте попросим заиньку:
Зайка, зайка, попляши!
Наших деток посмеши!
Топай, топай лапками,
Серенькими тапками!
Вот так! Вот так!
Пляшет заинька гопак!
Г.Лагздынъ
— А мы с вами спляшем веселый заячий танец — полечку. Затем читаем "Сказку про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост" Д. Мамина-Сибиряка.
Ходим пальчиками по "заячьей сказке", рассматриваем игрушечных зайчиков и иллюстрации в книгах. Дети показывают маленьких и больших, серых и белых, веселых и грустных, храбрых и трусливых.
Рисование
Рисуем голубого зайчика — длинные уши, короткий хвост.
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 383» Приволжского района города Казани Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в средней группе на декабрь месяц Тема: «Снег идет» Конспект составлен воспитателем Детей средней группы Волковой Дианой Сергеевной |
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в средней группе на декабрь месяц
Тема: «Снег идет»
Цели:
- Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно.
- Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение.
- Воспитывать интерес к художественным произведениям.
Предварительная работа: Развивающие игры, упражнения на развитие речи, речевые гимнастики, рассматривание иллюстраций и чтение стихов о зиме.
Словарная работа: Порог, калитка, мохнатый.
Оборудование: Мольберт, карта-схема, карточки с изображением зимы, карандаши, краски, листы бумаги.
Ход занятия
- Посмотрите кто к нам пришол, это Мальчик – колокольчик (Дели здороваются)
Волшебными словами открываем сундучек, а там картина с изображением зимы, читаю загадку
- «Снег на полях, лед на реках, ветер гуляет, когда это бывает?» (Зимой).
Подходим к мольберту: ставим картину к остальным
- Какое время года изображено на картинках? Почему, вы так думаете? Скажите, пожалуйста, что лишнее? (Заяц). Почему?
- Скажите, а какой бывает снег? (белый, мохнатый, холодный и т.д.).
- Представьте, что вы снежинки, подул ветер и закружил их. Ой, смотрите, снежинки и на вашей; сдуйте их. (Музыка).
Вдох носом, выдох через рот.
- Кратковременный.
- Долгий (губы трубочкой).
- Давайте скажем слово «снежинка» по разному: испуганно, грустно, удивленно и радостно.
(Дети садятся на стулья).
- А сейчас, ребята, я расскажу вам стихотворение. Слушайте внимательно, обратите внимание, на какие слова я делаю ударение (т.е. говорю громче, чем другие).
Стихотворение называется «Снег идет», написала М.Познанская.
Тихо-тихо снег идет.
Белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К нам дорожку проведем.
Выйдет мама на порог
Спросит: «Кто бы это мог,
Провести дорожку к нашему порожку?»
(Задаю вопросы по содержанию стихотворения).
- Как называется стихотворение?
- Как же идет снег?
- Какой снег?
- Что мы сделаем во дворе?
- От чего мы дорожку проведем?
- Кто выйдет на порог?
- Что она спросит?
- Сегодня, ребята, мы будем заучивать стихотворение. Я буду читать стихотворение еще раз, а вы запоминайте и шепотом за мной повторяйте (читаю стих, выставляю схемы – рис. 1, рис. 2, рис. 3, рис. 4.
- А сейчас, вставайте, подвигаемся и не только расскажем, но и покажем это стихотворение (читаю еще раз и показываю движения).
- Запомнили? Кто смелый, и расскажет нам выразительно? (индивидуальные ответы детей 5-6 человек.).
- какие вы молодцы, ребята! Скажите, кто написал это стихотворение? (М.Познанская).
- А сейчас, дети, предлагаю нарисовать зиму и снег. (Музыка). А может быть, кто-то нарисует стихотворение. Ваши рисунки мы покажем папам и мамам.
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 383» Приволжского района города Казани Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и лепкой в средней группе на январь месяц. Тема: Воробей Конспект составлен воспитателем Детей средней группы Волковой Дианой Сергеевной Казань |
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и лепкой в средней группе на январь месяц.
Тема: Воробей
Цели и задачи:
- Создать образ воробья на основе фольклорных песенок, стихов и сказок, используя движения, звукоподражание, лепку.
- Вызвать сочувствие, сопереживание птицам, которых зимой настигают беды, пробудить детей к активной помощи.
- Формировать навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;
- Помочь увидеть за словами образ и передать его в лепке;
- Развивать память, внимание, мышление и мелкую моторику.
Используемые книги:
1. Бахревский В. Лопотунья.
2. Берестов В. Жаворонок. Рисунки Л. Токмакова.
3. Васнецов Ю. 10 книжек для детей.
4. Горький А. Воробьишке. Рисунки Е. Чарушина.
5. Казаков Ю. Жадный Чик и кот Васька. Рисунки Н. Устинова.
6. Левин В. Кошки-мышки. Рисунки А. Поррет.
7. Маршак С. Где обедал воробей. Рисунки В. Лебедева.
Игрушки:
Воробей на тросточке; воробышки из разных материалов: фарфоровый, тряпичный, деревянный.
Ход занятия
1 часть:
Произносим закличку. Сегодня в сундучке воробышек. Его зовут Чик. Он громко чирикает на разные лады: "Чик-чирик, чики-рики, рики-чики. чив-чив". Это он радуется ребятам, хочет с ними познакомиться и поздороваться по-воробьиному. Чик подлетает к каждому ребенку, говорит: "Чик-чирик", — а дети ему в ответ называют свое имя и приветствуют его на воробьином языке (кто как захочет).
— У каждого воробья есть друзья и враги. Послушайте, что рассказала об этом мама-воробьиха своему маленькому сыночку:
Воробьиха воробьенка
Выводила полетать.
По дороге потихоньку
Стала мама объяснять:
Это — крошка,
Это — кошка,
Это — Лешкино окошко.
Лешка любит нас с тобой,
Лешка кормит нас зимой.
В.Левин
Рассматриваем иллюстрацию.
— Давайте и мы покормим воробышков.
Дети держат ладошки с воображаемыми крошками, а воробей подлетает к каждому и клюет под фольклорную песенку:
Воробышек маленький,
Серенький, удаленький,
По двору шныряет,
Крошки собирает.
— А кто опасен воробью? У кого мягкие лапки и острые коготки? Кто говорит воробышку: "Схвачу, словлю, поймаю, поиграю!"? Кошка!
Дети проговаривают кошкины слова и сопровождают их движениями. Затем изображают пальчиками, как воробьи улетают от кошки и чирикают. Движение и звукоподражание можно повторить под фольклорную песенку, предварительно рассмотрев рисунки Ю. Васнецова:
Тень-тень-потетень.
Села кошка на плетень.
Прилетели воробьи,
Хлопни им в ладошки —
Улетайте воробьи!
Берегитесь кошки!
Или под стихотворение В. Лунина "Цап-Царап и Чик-Чирик":
Чуть слышен шорох мягких лап.
Крадется тихо Цап-Царап.
Но зря крадется!
В тот же миг
Вспорхнул на ветку Чик-Чирик.
Затем читаем или пересказываем сказку Ю. Казакова "Жадный Чик и кот Васька" (в сокращении).
"Жил-был один воробей по имени Чик. Но это просто так говорится, что один. На самом деле воробьев было много. После длинной зимней ночи деревня просыпается. Воробьи собираются все вместе на каком-нибудь голом кусте сирени.
— Брррр! — кричит кто-нибудь. — Ну и холодина! Ну и мороз!
— Братцы! — пищит один воробей.— Ну и сон мне приснился!
— Какой? Расскажи скорей!
— Будто сижу я возле горячей трубы... А передо мной полное корыто зерна! И вот я клюю, клюю...
Всем воробьям в жестокие зимы снятся одинаковые сны. Потом старый воробей спрашивает:
— Ну, куда мы сегодня летим?
Какой шум тогда поднимается на сиреневом кусте!
— Ладно, — решает старый воробей. — Летим во все концы. Если кто найдет что-нибудь стоящее, пусть зовет остальных.
И когда кто-нибудь увидит рассыпанные зерна или корки хлеба, он тут же взвивается к небесам и вопит во весь голос:
— Братцы! Ко мне!
Мигом слетаются к нему воробьи:
— Молодец, чик-чиририк!
И так они перелетают шумными стайками целый день.
Так и жил среди наших воробьев Чик. Родился он прошлым летом, и сперва его кормили папа с мамой, а потом он и сам стал летать и клевать все, что попадется: червяков, гусениц, зерно, — и думал, что всегда будет много корма, и страшно удивился, когда настала зима и все вкусные вещи исчезли под снегом.
Но однажды утром наш Чик вдруг подумал: "Дай-ка и я куда-нибудь сам слетаю. Если найду что-нибудь, позову всех. И все станут кричать:
"Молодец. Чик! Какой ты умный!"
Взял да и полетел куда глаза глядят. Замерз Чик, продрог и хотел уже поворачивать назад, как вдруг увидел такое, что у него дух захватило.
Недалеко от деревни в лесу стоял небольшой деревянный дом. Все птицы знали, что зимой дом пустеет, и никто поэтому туда не летал. Но в эту зиму в доме поселились люди. Они знали, как холодно и голодно зимой птицам, поэтому сразу же сделали кормушку и насыпали туда всякой всячины. Но к кормушке никто не прилетал. Ведь птицы не знали, что тут их ждет корм.
Скучно стало людям по ночам мышиную возню слушать, принесли они домой котенка и назвали его Васька. Васька был беленький, пушистый, днем играл, а вечером пугал мышей или, сидя возле печки, громко мурлыкал от удовольствия, будто маленький моторчик: фррррррр, фррррррр, фррррр...
Вот к этому-то дому и подлетел случайно наш Чик. Опомнившись от удивления, Чик сел на край кормушки. Чего тут только не было! Люди насыпали в кормушку овсяных хлопьев, пшена, хлебных крошек и даже колбасы, нарезанной тонкими, как червячки, дольками!
Сначала Чик хотел сразу лететь за друзьями. Но он так ослаб и был такой голодный, что подумал: "Я сперва сам поем. Совсем немножко... А потом уж полечу!" — и принялся клевать.
Чик попробовал всего понемногу. Все было очень вкусно. Через полчаса Чик почувствовал, что просто уже не может лететь. Тогда он подумал: "Это я нашел. Мне и одному хорошо. А то позови всех сюда — сразу все съедят! А одному мне тут на целую зиму хватит".
Решив так, Чик тут же забыл, как его самого звали друзья, когда что-нибудь находили.
День кончился, когда Чик прилетел в деревню.
— Ну как, Чик, поел ты сегодня чего-нибудь? — спросил Тик, когда они устроились возле печной трубы на ночлег.
— Ах, братец Тик! Одних березовых почек...— грустно ответил Чик, потихоньку отдуваясь от сытости.
Хорошо зажил Чик! Утром он сперва летел за остальными, потом незаметно отставал и летел к кормушке, а вечером возвращался в деревню.
Так бы хорошо и прошла зима для Чика, если бы его не заметил кот Васька. Наевшись, Чик так весело чирикал, как птицы чирикают только весной. Начирикавшись, он заводил глаза и дремал. Васька был белый и снег белый. Чик и не заметил, как Васька подкрался к кормушке.
Васька изловчился и прыгнул. С Чиком в зубах он помчался к дому. Тут бы Чику и конец, но люди заметили, затопали, закричали: "Брысь! У-у! Васька! Брось сейчас же!" Васька выронил воробья. Люди принесли Чика в дом и выпустили, когда убедились, что он может летать.
Уже совсем стемнело, когда он добрался до деревни. А утром во всем покаялся и рассказал о страшном звере, который его схватил. Старый воробей сказал:
— Это тебя схватила кошка! Она бы тебя никогда не схватила,если рядом были б мы.
— Воробьи простили Чика. С тех пор они каждый день все вместе летают к лесной кормушке, и возле дома весело звенят их голоса".
— Тяжело живется морозной зимой воробьям. Интересно, что снится им холодной ночью? Наверное, жаркое лето. Как купались они в горячем песке.
Читаем отрывок из стихотворения В. Левина "Воробьиное купание":
На рябине воробей
Уговаривал друзей:
Очень нынче жарко, братцы!
Отчего не искупаться?
И — прыг!
И — скок!
И — бултых в песок!
А за ним его друзья —
Три веселых воробья:
Прыг-скок,
Скок-прыг.
И в песок бултых!
Встаем в круг и под ритмические строки прыгаем, скачем, "бултыхаемся". Затем дети летают и чирикают, как стайка воробышков. Прилетают к воробьиной сказке, где в книжках рассматривают иллюстрации Е. Чарушина, Ю. Васнецова, П. Устинова.
2 часть Лепка:
Лепим из пластилина воробья. Все ставят своих воробышков в коробочку, "на белый снежок". Читаем отрывок из стихотворения С. Есенина "Поет зима — аукает":
А по двору метелица
Ковром шелковым стелится,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые.
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
— Как же мы можем помочь озябшим, голодным, уставшим воробышкам? Нужно их покормить!
Дети щепоточкой насыпают пшено своим воробьям.
— А если вы будете кормить воробышков на улице, то они будут и о вас, как о Лешке, рассказывать (называем, имя каждого):
... любит нас с тобой,
... кормит нас зимой.
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 383» Приволжского района города Казани Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой Тема: Зимовье зверей Конспект составлен воспитателем Детей средней группы Волковой Дианой Сергеевной Казань |
Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой Тема: Рассказывание и показ на фланелеграфе "Зимовьё зверей" | |
Цель:
Кто заливисто поет О том, что солнышко встает? (Петух) Мордочка усатая, По горам, по долам Вместо хвостика крючок, - Ах, какие молодцы, все мои загадки отгадали! - Ребята, а вы любите сказку? А хотите вы попасть в сказку? Тогда, я приглашаю вас в сказочный лес! - На улице сейчас стало холодно, нам нужно одеться потеплее. Надевайте теплые шапки, шубы, валенки и в путь. А дорогу нам укажут волшебные стрелки, поэтому нам нужно быть очень внимательными. Вот и стрелки, куда они нас привели. Ты же видишь, мы свои! |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 383» Приволжского района города Казани Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на март месяц. Тема: Багаж Конспект составлен воспитателем Детей средней группы Волковой Дианой Сергеевной Казань |
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на март месяц.
Тема: Багаж
Цели и задачи
- Учить детей видеть и понимать содержание картины, называть действия персонажей, окружающие предметы.
- Познакомить детей со словом “багаж”, с произведением С.Маршака «Багаж»
- Формировать навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;
- Продолжать знакомить с профессией железнодорожника.
Предворительная работа:
Утром во время гимнастики воспитатель предлагает детям поиграть в поезд.
Впереди паровоза – машинист (ребенок), он ведет паровоз, а все остальные ребята – вагончики.
Воспитатель:
- Нам нужен регулировщик, который будет показывать, когда путь открыт. (Выбирают ребенка, который будет регулировщиком и дает ему флажок.)
- Какого он цвета? (желтый)
- Когда путь открыт, ты поднимешь флажок вверх, и наш поезд поедет. А когда путь будет закрыт, ты флажок опустишь вниз. Машинист внимательно смотри на регулировщика. Поехали! Как загудел паровоз?
(-У-у-у-у!)
Взрослый играет с детьми несколько раз, меняя машиниста и регулировщика.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом.
Воспитатель:
- Дети, в какую игру мы сегодня утром играли? (в поезд)
- Расскажите, как мы играли?
Дети с помощью воспитателя рассказывают о том, что у них поезд вел машинист, дети были вагончиками, а показывала им когда можно было ехать, а когда нельзя - диспетчер. Вам понравилось играть?
Показывает картину вокзала.
Воспитатель:
- Как выдумаете, куда приезжают поезда? (на вокзал, на станцию)
- Как называются люди, которые едут в поезде? (пассажирами)
- Как вы думаете, куда они едут? (ответы детей)
- Что берут с собой люди? (чемоданы, сумки)
Чемодан, сумка, коробка – все это можно назвать одним словом – багаж.
Сейчас я прочитаю вам стихотворение Маршака “Багаж”.
Дама сдавала в багаж: Выдали даме на станции Вещи везут на перрон. Но только раздался звонок, Вдруг видят: стоит у колёс Приехали в город Житомир. Собака-то как зарычит. Швырнула она чемодан, - Позвольте, мамаша На станции, |
После чтения воспитатель с детьми перечисляют, какой багаж взяла с собой дама.
Физ. Минутка:
Воспитатель опять предлагает детям поиграть в поезд, только теперь дети будут пассажирами и возьмут с собой багаж, который они могут подобрать в игровом уголке.
Игру сопровождает музыка из звуков движущегося поезда.
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 383» Приволжского района города Казани Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой для средней группы на апрель месяц Тема: "Путешествие в сказочный лес" Конспект составлен воспитателем Детей средней группы Волковой Дианой Сергеевной Казань |
Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой Тема: "Путешествие в сказочный лес" | |
Цели и задачи: 1. Учить детей эмоционально воспроизводить содержание сказки, свободно общаться и двигаться. Ход занятия. Воспитатель: Сегодня я хочу предложить вам снова отправиться в гости к сказке. Наш путь лежит через сказочный лес. Вспомните, пожалуйста, в какое время года мы посетили волшебный лес в прошлый раз? Под запись "Прогулка по лесу" идем по узенькой тропинке, под ветками деревьев, раздвигаем кусты, перепрыгиваем через ручеек). Воспитатель: Воспитатель обращает внимание на сундучок под елкой. Воспитатель: Это волшебный колокольчик, он может превращать людей в разных животных. Только нужно произнести волшебные слова: Дети произносят слова. Воспитатель:А в кого мы превратимся, вы сейчас отгадаете сами. Послушайте загадку: В кого же мы будем превращаться? Воспитатель: Теперь отгадайте следующую загадку: Дети имитируют движения лисы. Воспитатель: А кем вы станете сейчас? Воспитатель: Я предлагаю вам прислушаться к звукам весеннего леса, может быть, мы еще кого-нибудь услышим? Звучит аудиозапись со звуками волка, кукушки, медведя). Дети угадывают звуки зверей. Воспитатель: Мне кажется, кто-то плачет. Это не медведь… это маленький ... Инсценировка сказки. Воспитатель: Вот и закончилась наша сказка. Понравилась она тебе, медвежонок? Слышится рычание. Медвежонок: мама! |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 383» Приволжского района города Казани Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на май месяц. Тема: У страха глаза велики Конспект составлен воспитателем Детей средней группы Волковой Дианой Сергеевной Казань |
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на май месяц.
Тема: У страха глаза велики
Цели и задачи
- Дать представление о композиции сказки - присказка, завязка, приключения, повторения, концовка;
- Показать, что при всей простоте повествования, нарочитой выдумке действует логика;
- Формировать навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;
- воспитывать чувство смелости, храбрости;
Материал. Цветные карандаши, бумага для рисования - по числу детей.
Ход занятия
Воспитатель. Скажите, любите ли вы сказки? Вижу, все любят! А какие? (Ответы.) Телевизионные мультфильмы не называйте. Сказки - это произведения, которые слушают. Бабушка, или мама, или артист со сцены рассказывает вам сказку вслух, а вы сидите смирно, ничего не говорите и - слушаете... Кто мне скажет, как обычно заканчиваются сказки? Правильно, если свадьба - это женятся хорошие, добрые герои. А что со злыми происходит? Верно, их наказывают. А оставшиеся герои живут и поживают и... кто подскажет?.. Правильно, добра наживают! Если же дело кончается пиром? Что говорит рассказчик... Конечно: "Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало".
Скажите, как обычно начинается сказка? Правильно, "Жили-были...", "В некотором царстве, в некотором государстве...", "Жили-были дед да баба...". Вот сказка "Крошечка-Хаврошечка", если кто ее помнит, начинается так: "Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся". Такое вот необычное начало. И сразу ясно, что речь пойдет о людях злых: злой мачехе и ее дочках - Одноглазке, Двуглазке и Трехглазке. Послушайте, пожалуйста, что я вам прочитаю: "Вот диво - так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо - золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идет - песню заводит, вниз идет - сказки сказывает...". Ничего вам не напоминает этот отрывок? Кто "идет направо - песнь заводит, налево - сказку говорит"? Правильно, молодцы, кот ученый, о котором нам рассказал Александр Сергеевич Пушкин. Основа сказок Пушкина народная - с их приключениями, повторениями, присказками. Что означают слова "приключения", "повторение", вы мне, пожалуйста, объясните. (Ответы.) А вот что означает "присказка"? Не знаете. Это вроде еще и не сказка, а так, подготовка к ней, разминка. Вот то, что я вам прочла про кота Баюна, - это присказка. Или другая присказка: "Начинается сказка, начинается побаска - сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику...". Вот третья присказка: "На море, на океане, на острове Буяне стоит древо - золотые маковки...". Или: "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве снег горел, соломой тушили, много народу покрушили, тем дела не порешили". Присказка может быть чудесная, а может - веселая, потешная. И кончается обычно словами: это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди.
Вот и у нас сказка вся впереди. Называется она "У страха глаза велики". (Чтение сказки).
Желательно с описания ведер голосом обозначать размеры героев - от баса ("У бабушки были ведра большие...") до самого тоненького, "мышиного" писка - "у мышки - с наперсточек". То же самое при описании источников воды и плесканья воды в ведрах. А вот концовку "У страха глаза велики: чего нет, и то видят" прочитать насмешливо.)
"Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-но-рушка.
Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки - поменьше, у курочки - с огурчик, у мышки - с наперсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка - из колоды, курочка - из лужицы, а мышка - из следа от поросячьего копытца.
Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки - трех! плёх! У курочки - трёх-плёх! У мышки - трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!
Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород. А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп - и зайке в лоб!
Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.
Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась.
Бабушка охает:
- Ой! Медведище меня чуть не задавил!
Внучка плачет:
- Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
- Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:
- Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!
А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:
"Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!".
Верно говорят: "У страха глаза велики: чего нет, и то видят".
Воспитатель
Скажите, сказка эта смешная или грустная? (Ответы.) Можно назвать ее волшебной? (Ответы.) Да, волшебства тут никакого нет, никто на ковре-самолете не летает, на царевне не женится. Простая бытовая сказка, где вместе с бабкой и внучкой действуют зайчик, курочка, мышка. А все-таки сказка эта раскрывает правду. Ведь под личиной - маской зверей - выставлены характеры людей. Какие? (Ответы.) А как начинается сказка, так называемая присказка? (Ответы.)
Скажите, откуда брала воду бабушка? (Ответы.) Откуда брала воду внучка?.. Не запомнили это слово "колода". Оно и понятно. Ушло слово "колода" из современной речи. Колода - это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой. Не случайно внучка оттуда берет воду - в колоде воды меньше, чем в колодце. А почему курочка берет из лужицы? А мышка - из следа от поросячьего копытца? Какой он, этот след? (Ответы.) А есть ли в сказке повторы? Приведите примеры.
Как вы думаете, почему у бабушки вода в ведрах плескалась так: "трё-ё-х, плё-ё-х!", а у внучки - "трех! плёх!"? (Ответы.) Покажите, как идет бабушка и как идет внучка. А кто пробежится за курочку и за мышку?
Скажите, для чего все наши герои носили воду? Правильно, яблоньку поливали. И не только яблоньку. У них ведь и огород был, значит, грядки надо было полить. А что растет на огороде? Правильно, и капуста, и морковка, и репка. Наверное, потому там зайка и сидел - пришел морковкой полакомиться.
Кто первый испугался? (Ответы.} Верно, зайка. Его яблочко напугало, по голове стукнуло, а он уж кого испугал? (Ответы.)
Как обставлена изба, как вы думаете? (Ответы.) Конечно, обязательно лавки да печка. Лавки сначала делали из неструганого дерева. Затем доски научились обстругивать. Чтобы лавка была красивой, на ней выпиливали рисунки, разукрашивали. Из сказки мы узнали, что и бабушка, забежав в дом, сразу на лавку упала. И неслучайно: лавка-то низенькая. Курочка взлетела на печку - на лежанку высокую. А почему внучка на печь не полезла, а за бабку спряталась? Ну конечно, с перепугу - рядом с бабушкой не так страшно. А кто почудился зайке? (Ответы.) Помните, как называется наша сказка? Как заканчивается? Почему я так насмешливо прочла последнюю фразу? (Ответь.) Правильно, потому что основная мысль сказки - осмеять, осудить трусливых людей.
Можете ли вспомнить такой же случай из жизни, когда оказалось, что "у страха глаза велики"? (Ответы.)
А теперь я вам раздам карандаши и бумагу, чтобы вы нарисовали какой-нибудь эпизод из сказки, на выбор: "Бабушка, внучка, курочка и мышка идут за водой", "Яблочко хлоп - и зайке в лоб!", "Кто чего боится" и т.п
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прививать детям навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты; Помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке и движении; Научить сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям; Развивать ассоциативное мышление и творческое воображение; Формировать интерес к фольклору народов мира. Основные задачи каждого занятия:
Основные приемы, используемые на занятиях
Воробушек Чик из сказки Казакова Литературный герой
Ёжик из песни Никитина на стихи Морица «Резиновый Ёжик» Литературный герой
Мальчик-колокольчик из сказки Одоевского «Городок в табакерке» Литературный герой
Городок в табакерке
Репка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на тему "Воспитание любви к родине средствами литературно - художественных произведений".
Проблема нравственно - патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особеннос...
доклад Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений
Родиной человек называет то место, где он родился. У каждого есть своя родная страна. Она всегда кажется самой близкой и самой лучшей в мире. Наша Родина &nda...
Выступление на тему: «Воспитание любви к Родине средствами литературно - художественных произведений»
Выступление на тему:«Воспитание любви к Родине средствами литературно - художественных произведений»...
«Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений», доклад
Педагогический совет №3 «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 18.03.2020г....
Доклад по теме: "Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений"
Методическое пособие...
Презентация "Воспитание любви к Родине средствами литературно - художественных произведений"
Воспитание любви к Родине средствами литературно - художественных произведений....
Методическая разработка Ознакомление с природой, как средство развития внимания дошкольников
Учитывая многосторонние интересы детей к природе, воспитатель направляет их. С этой целью используется наблюдение за природными явлениями. Этот общедоступный метод является ...