Доклад по теме: "Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений"
статья
Предварительный просмотр:
Доклад по теме: «Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений»
Выполнила: Шибаева Н.С.
«С чего начинается Родина» — всем нам хорошо известна советская песня Вениамина Баснера. А с чего начинается любовь к Родине? Патриотическое воспитание является одной из ведущих проблем на сегодняшний день. В современной молодежи большое распространение получают цинизм, равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и Родине. Материальные блага стали ценится выше духовных. Родиной человек называет то место, где он родился. У каждого есть своя родная страна. Она всегда кажется самой близкой и самой лучшей в мире. Наша Родина – это Россия. Россиян объединяет русский язык, история нашей страны, общие традиции и праздники. Приобщение ребенка к культурному наследию своего народа – одно из важнейших условий нравственного воспитания, т. к. раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Художественная литература и искусство фольклор. У каждого народа есть свои легенды, сказки и истории. Ознакомление с отеческим наследием воспитывает у детей уважение, гордость за Родину.
Сильным средством воспитания у ребенка любви к Родине, так же как и воспитания гуманных чувств и сочувствие к старшим людям, является художественная литература.
При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание. Любовь к Родине как важная духовная ценность начинает формироваться в сознании ребенка именно в период дошкольного детства. Прежде всего воспитание любови к Родине у дошкольника начинается с любви к самым близким людям, c воспитания гуманных чувств. Доброе отношение литературных героев служит хорошим примером. Такие произведения как Артюховой- Трудный вечер, Благининой-Посидим в тишине, Барто – Вовка добрая душа.
Как говорилось выше невозможно привить любовь к Родине без знаний о традициях русской народной культуры. О том, как появилась русская земля, как жили предки и т.д. Все это в доступной форме повествуется в таких произведениях «Моя первая книга о России» Симоновой, «Как жили люди на Руси» Князевой. А так же практически каждая русская народная сказка познакомит ребенка с жизнью людей в старину.
Не меньшая роль отводится былинам. Былина – повествовательное сказание о богатырях, народных героях. Само название «былина» показывает, что на самом деле происходило. Основная идея былин – идея защиты Святой Руси, земли отцов и дедов, богатырского подвига.
Особое место в нравственном воспитании детей к Родине отводится произведениям художественной литературы о Великой Отечественной войне.
Старший дошкольник должен осознать: наша страна – самая мощная и мирная держава, его защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу.
Педагоги помогают открывать Родину маленькому гражданину, показывая ему связь его счастливого детства с героическим прошлым старшего поколения. Разговор на эту тему не сложен для старшего дошкольника – все дело в доходчивых словах и ярких фактах. Произведения художественной литературы на военную тематику («Сказка о громком барабане» С. Могилевской, «Сестра» Л. Кассиля, «Шел по улице солдат» С. Баруздина, «На заставе» А. Барто и др.) формируют представление о храбрости, самоотверженности воинов, воспитывают к ним уважение.
Важно подвести детей к пониманию: мы победили в тяжелой битве с фашизмом, потому что народ любит свою отчизну; Родина чтит героев, отдавших свою жизнь за счастье людей. В их честь воздвигнуты памятники, их имена увековечены в названии городов, улиц.
Необходимо знакомить детей с профессиями людей, которые трудятся на благо Родины, для нашего блага.
В рассказах человек предан своему делу, обладает чувством долга, заботится об окружающих людях. Труд героя обязательно связан с трудом других людей.
Уважение к хлебу – главному богатству страны, бережное отношение к нему издавна считалось одним из критериев нравственности человека. Поэтому где бы ни жил ребенок, он должен знать, как растят хлеб, сколько сил вкладывают люди в этот труд. Процесс выращивания хлеба, знакомство с профессией хлебороба, воспитывает уважения к его труду.
Родная природа… Один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – все это источники формирования любви к родному краю.
Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образах воплощается Родина.
Познать природу во всем ее многообразии детям помогает художественная литература. Рассказы, стихи, сказки о природе глубоко воздействуют на чувства детей. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления – любовь и бережное отношение к природе.
Литературное творчество В. Бианки – самоучитель любви к природе. Воспитанный с детства во внимательном отношении к природе, приученный наблюдать за жизнью животных, Бианки создал прекрасные сказки и рассказы о природе.
Этические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ и испытывать радость от прекрасных встреч с окружающим миром.
И таких примеров можно привести немало, так как произведений о родной природе создано огромное количество.
Все мы знаем, что дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь то, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество. Воспитанный на любви к Родине, на русских народных сказках и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он не родился.
Список рекомендуемой литературы
1. Акинина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т.М. Акинина, Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева. - М.: Перспектива, 2012. - 248 c. |
Внимание: данные, отмеченные красным цветом, являются недостоверными
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на тему "Воспитание любви к родине средствами литературно - художественных произведений".
Проблема нравственно - патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особеннос...
доклад Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений
Родиной человек называет то место, где он родился. У каждого есть своя родная страна. Она всегда кажется самой близкой и самой лучшей в мире. Наша Родина &nda...
Выступление на тему: «Воспитание любви к Родине средствами литературно - художественных произведений»
Выступление на тему:«Воспитание любви к Родине средствами литературно - художественных произведений»...
«Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений», доклад
Педагогический совет №3 «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 18.03.2020г....
Презентация "Воспитание любви к Родине средствами литературно - художественных произведений"
Воспитание любви к Родине средствами литературно - художественных произведений....
Доклад к педагогическому совету "Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений"
Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений....