Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста
консультация на тему
В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_berezhnogo_otnosheniya_k_prirode_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста
В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность. Сегодня – экология, не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Необходимо помнить, что небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу, дыхание растений, шелест травы, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. Мы, взрослые, понимаем живое исходя опыта собственных ощущений, и в этом залог «родства» со всем, что существует на земле. Поэтому, когда мы хотим объяснить ребенку, что стоит за словами «беречь природу», мы тоже должны обращаться к его опыту. А как он действительно понимает? Охранять – это значит ходить с ружьем вокруг чего-то и отгонять злодеев. Это может и происходит в действительности на территории каких-нибудь заповедников, но к ребенку прямого отношения не имеет, и лично ребенка это ни к чему не обязывает. Зато детям понятно, что означает «обижать» и что значит «делать больно». Живому нельзя делать больно. С этого и начинается бережное отношение к природе. И начинается оно со слова «не». «Не хватай!». «Не ломай!». «Не дави!». Но ребенок должен иметь альтернативу – если этого делать нельзя, то, что можно? Поэтому в работе с дошкольниками мы вводим правила поведения в природе и обозначаем это тремя видами карточек (знаков): запрещающих, разрешающих (например, цветы рвать нельзя, их можно нюхать, любоваться ими; жуков собирать, топтать нельзя, но можно за ними наблюдать) и рекомендательных (нужно поливать цветы, вешать кормушки, кормить птиц…)
Очень важно научить детей наблюдать! Моя задача – научить ребенка не хватать живое руками, а наблюдать, что происходит, это и есть важнейший шаг к развитию экологической культуры.
На территории нашего детского сада сохранены (хоть и не очень большие) зеленые островки, которые мы стараемся сохранить и пополнить новыми насаждениями. На участке детского сада много деревьев (сосны, березы, кусты сирени, смородины). Благодаря этому наши дети ежедневно на прогулках могут наблюдать за птицами (воробьи, сороки, вороны, снегири и даже прилетает дятел). Дети изучают, чем можно и чем нельзя подкармливать птиц. На участке уже много лет дети наблюдают за белками, которые каждый раз удивляют ребят своими головокружительными прыжками с дерева на дерево. Надеемся, что скоро мы сможем кормить их с руки. Дети узнают и выполняют основное правило наблюдения. Оно гласит так: хочешь рассмотреть птицу (белку), узнать о ее повадках – научись вести себя тихо, не кричи, не делай резких движений, не подходи близко! Благодаря этому время наблюдения увеличивается.
Ежегодно проводим экологические акции «Помоги дереву», закладываем глиной или пластилином места слома веток – ранки. Дети знают, что если ранку не замазать, в нее попадут микробы, дерево заболеет, начнет сохнуть. Проводим рыхление почвы вокруг деревьев и кустов, что бы им легче дышалось, готовим кустарники к зиме, подвязываем ветки. Каждую зиму проводим акцию «Птичья столовая». Собираем крупу, делаем кормушки. Конкурс семейного творчества «Птичья кормушка» (на самую оригинальную кормушку) стал традиционным. Каждую весну в ДОУ проводится «День древонасаждения». Ребята вместе со взрослыми высаживают саженцы декоративных и фруктовых деревьев, кустарников.
Кроме этого наши дети вместе с родителями принимают активное участие в творческих конкурсах в детском саду: «Дары осени», «Осенние причуды», «Зимушка – волшебница», «Зимняя сказка», «День Земли», «День защиты животных» и т.д. Эта совместная работа сближает детей и их родителей, дает ребенку ощущение, что он делает, что-то важное и нужное, поскольку в жизни ребенка главным примером для подражания являются все-таки родители.
Предметно-развивающая среда обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности. В группе оборудован экологический центр, который разбит на зоны: живой уголок, «научная лаборатория», уголок познавательной деятельности. В лаборатории дети превращаются в ученых, проводящих опыты, эксперименты, наблюдения. В уголке познавательной деятельности собраны экологические игры – «Найди дерево по листочку», «Что будет, если…», «Что хорошо, что плохо», «Времена года», модели, энциклопедии, календари погоды, альбомы – «Домашние животные и дикие звери», «Времена года», «Мои домашние любимцы», «Дары осени», «Что растет в лесу».
Чтобы воздействовать на чувства детей, очень действенным методом оказалось ведение «Книги правил поведения в лесу и на водоемах», благодаря которой дети учатся сопереживать животным и растениям, ухаживать за ними и стараться выполнять правила поведения в природе, чтобы не причинять боль живому.
Что бы пробудить в детях инициативу, элементарную самостоятельность, желание совершать хорошие поступки, проявлять осознанную заботу о живых существах, мы ввели «Панораму добрых дел» и регулярно с ней работаем. Это - информационный стенд, в котором фиксировались и прослеживались любые хорошие проявления детей по отношению к природе.
Ожидаемые результаты:
- Продолжается развитие личности неравнодушной с эмоционально-целостным эстетическим отношением к миру.
- Формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.
- Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
- У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
- Приходит понимание необходимости бережного отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Воспитатель Т.В.Кузьмина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста"
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все начинает...
методическая разработка" Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни в сфере реализации ФГОС ДО"
данная разработка содержит теоретический аспект воспитания бережного отношения к природе на занятиях. приведены практические материалы ( сказки, стихи о бережном отношении к природе, циклы наблюдений,...
Консультация для родителей детского сада «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей детского сада «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей: "Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей: "Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей детского сада «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста»
laquo;Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и ...
Консультация «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста»
Консультация "Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей детского сада «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста»
«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красот...